Программа воспитания в школе (старший подросток, 7-8 класс).

Общество как среда и условие жизни человека

Общее отношение: Общество как единственно возможное условие существования человека на земле - безусловное исполнение общественных законов как форма выражения отношения к обществу.

Понятие общества как объединения людей во имя сохранения и развития жизни. Представление о человеке как должнике общества за собственное развитие и как творце характеристик общества. Представление о школьном коллективе как части общества. Самооценка своего положения в группе. Способность активного участия в организации жизни школы.

Понятие личности как человека в его социальных связях и как уровня развития человека. Представление о характеристиках личности в наглядных образах персоналий выдающихся людей. Доброжелательность как способность расценивать человека в благоприятном для него смысле.

Понятие труда как средство существования человека и общества. Представление о разных видах труда – единственного способа создавать материальные блага. Профессиональный труд человека как участие в создании общественного блага и обретения личных средств существования. Понятия: «созидание» и «творчество», «потребление» и «паразитизм», «аскетизм» и «гедонизм». Социально-ценностный мотив труда. Умения «работать быстро и красиво». Умение предварительного планирования трудовой деятельности.

Культура – продукт созидательной деятельности общества. Понимание культуры как совокупности материальных благ и духовных ценностей. Представления о материальном и духовном. Умение оценивать материальную сторону и духовную сторону жизни общества и жизни отдельного человека. Полярные образования «цена» и «ценность».

Способность сопереживать проблемам общественного развития страны. Способность сопереживать социальному климату школы и готовность содействовать его улучшению. Интерес к событиям в стране и мире, привычка регулярного просмотра информационных программ СМИ.

Стадо и человеческое сообщество

Общее отношение: понимание биологического механизма стадного поведения и высокая оценка общественного поведения человека.

Представления об объединении животных и сообществе людей. Понятия стадного образа жизни и общественного образа жизни. Умение оценивать поведенческие характеристики человека в действительной жизни.

Представления и понятия о макрогруппах человечества: нация, государство, отечество, регион, клан. Способность отдавать себе отчет в собственной принадлежности к данным группам и отношении к ним.

Представления и понятия о формах микрогрупп в обществе: знакомство, приятельство, компания, ассоциация, кооперация, корпорация, товарищество, друзья, коллеги, семья. Способность анализировать собственные личные связи с данными группами. Умение устанавливать общественные связи с людьми и влиять на содержание общения в группах.

Осмысление пагубной связи с асоциальными группировками: хулиганов, воров, бандитов, авантюристов, коррупционеров. Непосредственные связи и опосредованные компьютерной техникой.

Понятия толпы, массы; анализ наблюдений за поведением человека в толпе. Представление о массовой культуре. Понятие субкультуры, её проявления в реальной жизни. Понятие конформизма. Представления о формах проявления конформизма в обыденной и общественной жизни.

Осмысление характеристик школьного и классного коллективов, группы свободного общения. Сознательное выстраивание деятельности в данных группах. Способность саморегулирования в ситуациях группового конфликта.

Социальное устройство общества

Общее отношение: забота о благополучии жизни народа и оценивание общества с позиции критерия справедливости.

Представление о справедливости как мечте и цели общественного устройства. Понятие справедливости в его противоречии. Сопереживание несправедливости настоящей жизни. Умение выстраивать анализ общественных явлений с позиции справедливости. Знание фактов и общее представление о социальном прогрессе общественной жизни.

Умение проявлять справедливость как качество личности в повседневной жизни. Умение отстаивать справедливость в ситуациях обыденной жизни.

Сопереживание и благодарность российскому народу за подвиг возведения справедливого общества на земле. Представления о проблемах жизни советского народа. Уважение исторической драмы попытки построения справедливого общества.

Понятие честного общества, обеспечивающего себя материальными благами, создаваемыми трудом граждан общества. Широкое понятие труда как создания материальных и духовных ценностей – как огромного физического и интеллектуального усилия человека. Представление об альтернативе выбора: «труд как забота и творчество», «труд как работа и заработок».

Осмысление системы образования в обществе как условия создания материальных благ и духовных ценностей - общественных и индивидуальных.

Представление и понятия общественной собственности и частной собственности. Представление о неприкосновенности материальной и духовной собственности. Осмысление проблемы денег как эквивалента человеческого труда. Уважительное отношение к семейному бюджету, скромность личных финансовых затрат.

Постоянный и привычный интерес к государственной политике и государственным актам устройства жизни российского общества. Государственная символика и формы выражения безусловного уважения к ней.

Школьная учебная деятельность есть объективная необходимость общественного человека, желающего быть свободным в обществе.

Общее отношение: ученье есть общественный долг и радость обретения интеллектуальных сил.

Представление о богатом обществе как обществе высоко культурных людей. Понятие о связи средставх производства, образованности работающих и материальных благах общества. Представление о неприсопособленности человека к жизни. Понятие об уровне образованности и умении взаимодействовать с людьми.

Общеучебные умения, обеспечивающие успешность учебы: умение четкой аргументации; умение выводить общее умозаключение из частных посылок; умение определять причинно-следственные связи; выстраивать схематические формы связи; системное запоминание; использование словарного определения исходных понятий; умение выстраивать определение по существенному признаку предмета; умение составлять конспекты текста; логическое построение речи; умение сопоставлять свое мнение и мнение другого человека... И другое.

Осмысление связи образовательного развития и профессиональной карьеры. Социальная ситуация избытка специалистов и переориентация людей на другие профессии. Рождение новых профессий. Интеграция научных дисциплин и дифференциация профессиональных специальностей. Представление о значимости уровня интеллектуального развития в такого рода профессиональных ситуациях общества.

Отечество и соотечественники

Общее отношение: любовь к своему народу и земле, на которой он живет; желание содействовать процветанию жизни российского народа.

Понятие Отечества. Представление о многонациональности отечества. Привязанность к месту жительства. Знание истории и героев родной земли. Представление об особенностях характера русского человека.. Сопереживание жизненным событиям отечества. Гордость за её успехи. Желание улучшить жизнь российского народа и содействовать повышению культуры его жизни. Патриотизм как споспешествование благу Родины. Привычное дружелюбие по отношению к соотечественникам в школе, общественных учреждениях, на улице, парке, стадионе.

Желание приносить пользу родине, служить отечеству. Индивидуальные и групповые проекции будущего содействия счастью народа. Расценивание своей учебы как подготовки к реальному участию в улучшении жизни страны.

Осмысление общих острых проблем социального развития нашей страны. Оказание посильного содействия людям в беде. Отзывчивость по отношению к бедным, одиноким, слабым. Умение стать на защиту обижаемого в среде знакомых и незнакомых людей.

Представление о России как члена мирового содружества. Интерес к вопросу качественного соотношения уровня развития российского общества и общества других стран. Сопереживание участию России в мировых акциях.

Человек как житель планеты и как житель своего отечества, гражданин страны и гражданин мира. Озабоченность жизнью народы других стран. Желание блага всем людям земли. Чувство солидарности со всеми честными людьми других стран.

Свобода человека и долг общественного человека

Общее отношение: свобода каждого есть условие творческого развития всех и счастливой жизни отдельного человека.

Представление о свободе. Несвобода «свободного» животного и свобода «несвободного» человека. Понятия воли и анархии. Понятие свободы «ДЛЯ» и свободы «ОТ». Осмысление собственного представления о свободе. Свобода для созидания, творчества, улучшения жизни на земле.

Понимание свободы как понятой человеком необходимости его личных деяний в общественной жизни. Умение осмысливать необходимость законов, правил, ограничений, принуждений для жизни среди людей и для собственной настоящей и будущей жизни. Соотношение меры свободы и меры необходимости.

Понятие гармонического сочетания «хочу» и «надо» как основы свободы личности. Умение предвидеть желаемый результат. Опыт составления собственных правил жизни и программы действий на определенный период собственной жизни. Умение отстаивать своё мнение, аргументировать желаемое, доказывать истинное как путь к свободе.

Понимание несвободы как пристрастия, прикованности, скованности, страха, оков, ареста, тюремного заключения. Несвобода физическая, психологическая, духовная, социальная, юридическая, военная.

Коллективное составление устава группового сотрудничества. Понятия коолективизма и индивидуализма. Эгоизм поведения как яркое проявление несвободы личности. Религиозная несвобода. Алкогольная и наркотическая несвобода. Интеллектуальная несвобода. Понятие иллюзорной свободы несвободного человека. Представление о губительных привычках человека как способе уйти в иллюзию свободной и счастливой жизни.

Переосмысление дисциплины как способа свободы людей в обществе. Понятия «холуйство», «холопство» «раболепие» как альтернативы «дисциплине».

Способность самооценки, анализ собственных поступков и переживаемых чувств. Первый опыт самовоспитания и самообразования. Представление об учебной деятельности как подготовлению способности вложить личный вклад в достояние общества.

Социальные роли человека в общественной жизни.

Общее отношение: положительная расположенность ко всей совокупности социальных ролей человека в обществе и направленность на выработку привычного и красивого исполнения социальных ролей.

Представление о социальной роли человека, гражданина, профессионала, созидателя и потребителя, учащегося, труженика. Оценка меры своей подготовленности к исполнению данных социальных ролей.

Представление о жизни человека в роли потребителя и роли созидателя. Соотношение меры потребления и созидания в разные этапы человеческой жизни. Понятие духовного и материального потребления и созидания. Умение вносить в свою жизнь созидание духовное и материальное.

Осмысление своих социальных ролей на данном этапе жизни. Проекция будущих социальных ролей. Индивидуальная самостоятельная подготовка себя к исполнению роли взрослого. Понятие взрослого как способность нести ответственность за других. Осмысление своих возможных профессиональных путей.

Представление о социальных ролях мужчины и женщины (гендерных ролях). Умение дифференцированного поведения подростков: играть роли «сильного» и «слабого», «лидера» и «ведомого», «почитателя дамы» и «прекрасной дамы» - в режиме повседневной деятельности и организованного совместного дела. Представление о мужском и женском достоинстве. Знание всех норм этикета гендерного поведения мальчиков и девочек. Расширение опыта этикета гендерного поведения.

Родительская семья и роль сына (дочери) в семье. Представление о социальной роли матери, отца, бабушек и дедушек. Представление о любви как основе семейных отношений. Умения высказывать любовь к родителям и умение воспринимать формы проявления родительской любви к детям. Умение ухаживать за слабыми, младшими, бльными, старыми в семье. Проекция идеального образа семейной жизни в условиях современного противоречивого общества. Понятие «честь семьи». Первые попытки взять на себя ответственность за семейные события и счастливую жизнь семьи.

Роль личности в общественной жизни и истории человечества

Общее отношение: направленность на активное содействие общественному развитию, возможное осознанное участие в общественной жизни.

Представление о влиянии отдельного человека на общественный климат и социальные отношения. Расширяющийся круг знаний о выдающихся людях России и мира, оказавших кардинальное влияние на жизнь страны и человечества.

Понятия «Они», «Мы» и «Я». «Я» как часть «Мы». «Они» как условие моего «Я». Связь и взаимозависимость общественных людей. Понятие обывателя, содержание и характеристики его жизни. Эмансипированность «моего Я». Интимный мир души личности. Право личности на сохранение тайн личной жизни и внутреннего мира. Неразглашение тайны как этический закон.

Сотрудничество людей и разделение труда. Профессия как средство заработка, определение средств существования и как реализация творческого потенциала человека. Профессиональная деятельность как реальное влияние человека на общество и благополучие других людей.

Ответственность за себя и окружающих людей: перед родителями, школой, педагогом, обществом и страной. Ответственность человека перед самим собою. Поведение человека в экстремальной ситуации. Умение влиять на поведение окружающих людей. Умение выстраивать поведение в конфликтной ситуации.

Язык общественного человека

Общее отношение: «границы языка определяют границы внутреннего мира человека».

Понятие языковой культуры. Понятие языковой субкультуры. Понятие языка как способа обмена информацией между людьми. Речь как вербальный язык. Интонационная культура языка. Представления о языке тела и телодвижений: мимика, пластика,жесты, поза, темпо-ритм. Умения пользоваться языком телодвижений. Понятие художественного языка общения: рисунок, живопись, танец, песня, музыка, театр, скульптура, архитектура. Широкое владение языком общественного человека. Умение избирать форму языка, адекватную общению с людьми.

Умение воспринимать язык Другого. Умение понимать Другого и пользоваться широким спектром языка, чтобы быть понятым Другими.

Предметы, вещи, костюм как язык человечества. Понятие о костюме как средстве выражения своей личности. Представление об адекватности костюма. Понятие имиджа и основные умения выстраивания имиджа своей личности.

Культура молчания. Умение выслушивать собеседника. Умение учитывать интересы собеседника. Понимание состояния собеседника.

Умение опредмечивать проживаемое отношение. Представление о символическом языке человечества. Создание персонифицированного символа в общении с людьми.

Природа как источник средств существования общества.

Общее отношение: забота о сохранении природных богатств.

Представление о растительном и животном мире планеты как источнике средств существования человечества. Понятие исчерпаемости запасов Земли. Фактологическое представление о проблеме экологии как мировой проблеме. Проблема экологии как проблема отдельного человека и участие каждого в её решении «сегодня» и «завтра».

Ознакомление с усилиями человечества по сохранению, возделыванию, и приумножению богатства природы. Сопереживание драматическому исходу экологической заботы о планете.

Осмысление своего реального вклада в общечеловеческую заботу о сбережении богатств природы: «здесь и сейчас», «в городе и деревне», «в мелочах и большом», «ты сам и окружающие тебя люди». Совершение определенных деяний по воссозданию природных даров.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру