Литература

Н.В. Гоголь и его духовное окружение: материалы к библиографическому словарю

О Гоголе существует огромная, почти необозримая литература. Несмотря на это, мы и сегодня не имеем его научной биографии. И дело здесь не столько в отсутствии документального, фактического материала, сколько в поразительной загадочности личности Гоголя, оригинальности его духовного облика.

>>
О полисемии в поэзии Иосифа Бродского: несколько наблюдений
На пересечении разных интерпретаций поэтическое слово становится многозначным, и лексема из нормативного словаря превращается в поэтический окказионализм. >>
Византия и «Третий Рим» в поэзии Осипа Мандельштама.
К интерпретации стихотворений «Айя-София» и «На розвальнях, уложенных соломой...» И «западничество», и изоляционизм мыслятся Мандельштамом — автором стихотворения как два полюса единой русской души. «Третий Рим» оказывается формулой, способной описывать и самодостаточность, обособленность России, и её устремлённость к Западу и западной культуре. >>
Путешествие ко Гробу Господню
Гоголь действительно переселился в Горний Иерусалим и там из своего чудного, но таинственного и неведомого нам далека, у Престола Господня, молится за всю Русскую землю, чтобы непоколебимо стояла она в Православной вере и чтобы больше было в ней правды и любви, – ведь это и являлось главной заботой великой души великого русского писателя. >>
Судьба гуманизма в XXI столетии
Мы не можем сейчас предвосхитить, какой станет как бы светская картина мира. Мы только должны признать, что она станет совсем другой, нежели нынешняя. И что в каком-то смысле на основе этой другой картины возможно глубокое и содержательное сближение людей религиозных и светских. Причем речь пойдет, безусловно, о взаимном сближении. Динамику которого, опять же, предвосхитить невозможно. >>
Кто, где и когда написал «Слово о полку Игореве». Очерк гипотез, версий и "научных фантазий"

Бесспорное установление автора значимо для картины словесности и репутации писателя, если речь идёт о создании «Тени Баркова» (Пушкин или не Пушкин?) или «Тихого Дона» (Шолохов или Крюков, или Платонов, или «коллективное авторство»). В случае со «Словом…» имя автора — это не ключ к тексту. Только поняв, что это за текст, каковы его жанр и функция, мы получили бы некий компас, указывающий, конечно, не на личность творца, а на возможную социальную и культурную среду, к которой он принадлежал.

>>
Мигель де Унамуно
Заведующий кафедрой греческой филологии, ректор Саламанкского университета – одного из самых авторитетных в Испании, Мигель де Унамуно очень не любил «приличия»: «Приличие –маска серьезности на людях, пустых по сути», - писал он в эссе «Спустившись с гор», радостно добавляя: «…Какое облегчение, какое глубокое ощущение первородной свободы несут с собой… прогулки в горы и поля, когда, отбросив всякие приличия, человек предается ребячествам!» >>
От бабочки к мухе: два стихотворения Иосифа Бродского как вехи поэтической эволюции
Мысль, духовное, свободное начало бытия, у Бродского ценнее и выше косной «вещи»: «Время больше пространства. Пространство — вещь. / Время же, в сущности, мысль о вещи. / Жизнь — форма времени» («Колыбельная Трескового мыса», 1975). Эта идея, одна из основных для поэта, повторена в эссе «Путешествие в Стамбул» (1977): «Что пространство для меня действительно и меньше, и менее дорого, чем время. Не потому, однако, что оно меньше, а потому, что оно – вещь), тогда как время есть мысль о вещи. Между вещью и мыслью, скажу я, всегда предпочтительнее последнее». >>
Эволюция «человекобожеской» концепции в поэмах В. Маяковского
Религиозный аспект составляет существенную сторону художественной картины мира В.Маяковского. «Человекобожеская» концепция, разнообразно проявлявшаяся в искусстве и философии рубежа ХIХ – ХХ вв., получила у Маяковского оригинальное и яркое поэтическое воплощение. >>
«Золотой век русской поэзии», или Пушкин и поэты его времени
Почти в каждой европейской литературе есть свой классический и, как правило, непродолжительный период, именуемый ее «золотым веком». В римской литературе так называют время императора Августа, когда жили Вергилий, Гораций и Овидий. Золотым веком французского классицизма называют эпоху Людовика XIV, короля-солнца, время Ж. Расина, Мольера и Буало. Применительно к русской литературе чаще всего говорят о золотом веке поэзии, обычно подразумевая при этом «поэзию пушкинской поры». >>

11 - 20 из 684
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру