"Достойный муж, готовый к речи"

Чистый ум зрит вещи в их истинности, искусное слово доносит до других это видение, а чуткий слух приемлет его. Лишенный же всего этого порицает сказавшего.Преп. Максим Исповедник. Главы о любви. II. 97.


Предмет и задачи риторики

 

Риторика – филологическая дисциплина, изучающая речевые отношения в обществе и обобщающая мастерство целесообразного слова: “...всякая аргументация стремится к присоединению умов, и тем самым, предполагает наличие интеллектуального контакта” (Pérélman Ch., Olbrechts-Tytéca L. La nouvelle rhéthorique. T. 1. P., 1958 p. 18).

 

Общественные задачи риторики состоят:

 

в исследовании речевых отношений, которые составляют базис общества – управление, образование, хозяйственную деятельность, безопасность, правопорядок;

 

в создании норм публичной речи, обеспечивающих продуктивное обсуждение значимых для общества проблем;

 

в определении критериев оценки публичной деятельности, на основе которой отбираются лица, способные занимать ответственные должности;

в воспитании ритора – достойного гражданина, компетентного в речи.

Риторика совмещает в себе науку и искусство: эффективная речь невозможна без понимания условий, в которых следует использовать тот или иной словесный ход. Правильно подготовленная и прекрасно произнесенная, но неуместная речь будет в лучшем случае бесполезной. Но и законы речевых отношений действуют лишь там, где люди, которые участвуют в этих отношениях, хорошо владеют словом.

 

Существует правило делового общения: диалог по одному предмету в разных видах словесности обогащает информационную ценность содержания речи (Рождественский Ю. В. Теория риторики. М., 1999. С.337). Например, если вам предстоит реализовать какой-либо проект, нужно провести беседы с лицами, поддержка которых может оказаться полезной, представить в заинтересованные инстанции хорошо составленную документацию, поместить в газетах материалы о вашем проекте, дать интервью на телевидении, организовать ряд устных публичных выступлений, сделать презентацию и т.д. Все эти словесные действия необходимо расположить в целесообразной последовательности, продуманно распределяя содержание и форму высказываний по различным информационным каналам и аудиториям.
 
Вы сможете осуществить ваш проект только при условии, если сумеете найти способных, добросовестных и инициативных сотрудников, добьетесь положительной оценки вашего проекта компетентными лицами и сформируете благоприятное общественное мнение о нем таким образом, что суждения компетентных лиц будут положительно влиять на общественное мнение, а общественное мнение будет утверждать позицию ответственных лиц, принимающих решения о вашем проекте.

 

Но даже если вы безошибочно спланировали кампанию, располагаете достаточными средствами, имеете доступ к массовой информации, но не в состоянии трезво оценить возможности человека по его речи, не владеете искусством беседы, не умеете выступить с публичной речью, не в силах сформулировать мысли в документе, не можете написать статью в газету или боитесь вопросов журналиста, берущего у вас интервью, ваш проект скорее всего не осуществится.

 

Применение знаний требует искусства, а искусство слова – элоквенция, или красноречие – дар, которым обладают все люди, хотя и в различной степени, и который каждый из нас способен обучением и трудом развить его в себе до очень высоких пределов.

 

Главная цель риторики как учебного предмета – развитие способности к слову. И если человек есть разумное словесное существо, то, очевидно, ему следует позаботиться о приумножении этого таланта, который дан не напрасно.

Изучение риторики предполагает (1) освоение теории, (2) аналитическое чтение и разбор образцовых произведений, (3) построение учебных речей, которые произносятся или читаются и обсуждаются в классе, (4) реальную практику публичного слова, которая продолжается всю жизнь и не всегда оказывается успешной, а потому требует критического осмысления самим ритором.

Теория риторики представляет собой обобщение ценного опыта. Образцовыми называются произведения великих мыслителей и мастеров слова – проповедников, философов, государственных деятелей, юристов, историков, педагогов, ученых, поэтов, – составляющие идейную культуру общества, его духовное богатство. Эти произведения, понимание которых достигается внимательным анализом, обучают и воспитывают.

 

Следование образцам не только формирует умение быстро и правильно найти убедительный довод и совершенным образом выразить мысль, но и вырабатывает литературный вкус. В то время как стремление выразить мысль иначе, но не хуже создает литературный стиль. Практика речи в условиях столкновения мнений и стилей оттачивает мысль и совершенствует слог, в особенности если ритор владеет теорией, то есть знает, что, кому, когда, при каких обстоятельствах, каким образом, с какой целью следует сказать и, главное, о чем надлежит умолчать.

 

Существует ряд наиболее значимых в социальном отношении областей деятельности, требующих профессионального владения словом и соответствующей риторической подготовки.

 

Государственный деятель, чиновник должны профессионально владеть в первую очередь документально-деловой речью и техникой устного диалога – информационного, диалектического, дидактического, состязательного (то есть такого, в котором по речи оцениваются подготовка и потенциальные возможности различных людей), полемического, управляющего. Но если чиновник среднего уровня может ограничиться этими видами речи, то для государственного деятеля обязательными являются умение самостоятельно (а не посредством референтов-спичрайтеров) строить высказывания во всех основных видах публичной ораторской речи - политической, судебной, академической, эпидейктической (показательной) – ритуальной (например, иннаугуративной), апологетической, обличительной, так называемой кризисной, дидактической; он должен владеть техникой публичной устной дискуссии и полемики, журнальной публицистики, переписки.(Тазмина А. Т. Проблемы современной американской президентскаой риторики. Абакан, 2001) .Кроме того, государственный деятель должен в совершенстве владеть риторической и юридической техникой законодательного документа. Государственная деятельность предполагает работу со словом в компетентной аудитории и, следовательно, развитую технику риторической аргументации.

 

Профессия юриста является риторической по традиции. Помимо обязательного искусства судебной обвинительной и защитительной ораторики, юрист активно владеет всеми видами документально-деловой речи, устной беседой, информационным, диалектическим и полемическим, совещательным и управляющим диалогом.

 

Педагог профессионально владеет искусством беседы, дидактического, диалектического, информационного и полемического диалога, академической ораторики и академической гомилетики (продолженной обучающей речи, например, в курсе лекций), а также показательной ораторской речью.

 

Проповедник помимо гомилетики в собственном смысле, то есть проповеди владеет основными формами ораторики – в особенности эпидейктической и совещательной, но особо значимыми для церковного проповедника представляются искусство устной беседы, дидактический, информационный, диалектический и полемический диалог и дидактическая гомилетика, поскольку священник в наше время должен быть и профессиональным педагогом. Немаловажной для современного проповедника является публицистика в газетно-журнальных (очерк, интервью), телевизионных и книжных жанрах.

 

Предприниматель должен в первую очередь владеть техникой документально-деловой речи, включая деловую и личную переписку, и диалогом: устная беседа, информационный, диалектический, дидактический, совещательный, состязательный, управляющий диалог составляют основную деятельность предпринимателя. Из ораторских жанров для предпринимателя наиболее важны показательная ритуальная, совещательная, а также, пожалуй, судебная речь. Существенное значение имеют также телевизионные жанры, в особенности интервью. Специфическая риторика предпринимателя строится на выработке индивидуального стиля, который проявляется в облике руководителя, непосредственно связанном с устной речью, и распространяется через нее на всю деятельность организации, которую он возглавляет, – частные фирмы, организации по своей сущности монархические, вдохновляются любовью к руководителю, духом личной инициативы и корпоративной этики.

 

Политик и общественный деятель должны владеть профессиональными знаниями и навыками ораторской речи, личной и официальной переписки, устного диалога, публицистики, элементарными представлениями о документально-деловой речи. По мере совершенствования представительной власти и общественных организаций и повышения их компетентности требования, предъявляемые к политику и общественному деятелю, будут, очевидно, приближаться к требованиям, которые должны быть предъявлены к государственному деятелю и чиновнику.

 

Для журналиста профессионально обязательными являются все публицистические виды и жанры речи, но ведение устной диалогической речи, особенно беседы и информационного диалога, а также  техника публичной публичной полемики представляются полезными для журналиста.

Кроме перечисленных основных риторических профессий существует множество видов литературной деятельности, требующих профессионального владения словом. Сюда относится, например, врачебное искусство, философия и история не как научное знание, но как виды изящной словесности, публицистика, литературная и другая художественная критика и др., которые будут рассмотрены в разделе о родах и видах словесности.

 


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру