Общая система языков мира

 

Исторические изменения в первоначально едином языке, по-разному происходящие в разных областях его распространения, могут со временем приводить к столь великим диалектальным расхождениям, что исконное единство начинает забываться в народном сознании, и представители разных географических областей, некогда входивших в относительно цельный диалектный континуум с постепенным пространственным варьированием, мягкими переходами от одного говора к другому, начинают воспринимать друг друга как носителей хотя и родственных, но всё же разных языков. Это различие усиливается, если возникают и увеличиваются историко-политические расхождения и различия. Но у генетически близких по языку народов, исторические судьбы которых начали расходиться в сравнительно недавнее время, а в культуре хорошо сохраняются общие традиции, удерживается этническое самосознание близкого родства, взаимной близости. Так воспринимают друг друга великорусы и белорусы, белорусы и украинцы, и термин "русский" мог служить как общее самоназвание, объединяющее в равной мере все три народа. Но не надо быть профессиональным филологом, чтобы без специальной подготовки признать родство великоруссов, украинцев и белорусов не только между собой, но и с поляками (белорусский язык, например, в быту обычно воспринимается как "нечто среднее" между великорусским, украинским и польским языками), с чехами, сербами, болгарами. Речь идёт, следовательно, о славянской языковой семье.

Точно так же каждый грамотный румын или португалец прекрасно чувствуют родство своих языков с французским или итальянским, т. е. существование романской языковой семьи не вызывает сомнения у людей даже не обладающих профессиональной филологической подготовкой. Легко обнаруживается родство татарского языка с турецким или узбекским (труднее—родство этих языков с чувашским или якутским), родство финского языка с эстонским (но сложнее — их родство с мордовским или марийским). Несколько сложнее признать родство славянских языков с литовским или латышским, немецкого языка с английским или исландским, персидского или таджикского языка с осетинским, а тем более — с хинди или цыганским.

Потребовалась длительная (более века!), упорная работа нескольких поколений высокообразованных и талантливых исследователей-профессионалов, чтобы доказать родство некоторых "малых" языковых семей – славянской, балтийской, германской, романской, иранской, индийской и др. между собой и объединить их в "большую" языковую семью, которая получила условное название индоевропейской. Точно так же лишь несколькими поколениями учёных было наконец выявлено дальнее родство финских ("чудских") языков с венгерским (большая финно-угорская языковая семья).

Длительные профессиональные исследования приводили к обоснованным научным выводам не только о наличии дальнего, глубокого родства между кажущимися очень непохожими языками, но и наоборот, к отрицанию генетической общности. Наука не обнаруживает, например, каких-либо следов общего происхождения (наличия генетических схождений) у грузинского языка с армянским, который на протяжении всей своей великой истории постоянно контактировал с языками Кавказа, но генетически принадлежит к индоевропейской семье языков.

Помимо индоевропейских языков доказано существование многих других языковых семей—тюркской, угро-финской, семито-хамитской и др. В мире насчитывается более двух тысяч разных языков, но выявлено лишь несколько десятков разных языковых семей, генетические связи (родство) очень многих языков мира вообще ещё не установлены.

Язык древнего этноса, диалекты которого развились в самостоятельные языки-потомки, входящие в генетически единую языковую семью, называется праязыком (нем. Ursprache) или языком-основой (нем. Grundsprache), место развития этноса—носителя праязыка называется прародиной языковой семьи. Исконными для этноса считаются земли, на которых происходило выделение и раннее развитие его языка. Два тесно контактирующих этноса могут иметь общее местожительство и даже общую прародину.

Следует иметь в виду, что когда наука говорит о языковом родстве этносов (глоттогенетических связях), то это не всегда предполагает связи этнокультурные. Никто, например, не отрицает глубоких историко-культурных связей великорусов с живущими на общих с великорусами исконных территориях карелами, мордвой, марийцами, языки которых принадлежат не к славянской индоевропейской, а к финской семье, с чувашами, принадлежащими по языку к тюркской семье; по обычаям, специфическим этническим особенностям, национальному характеру, этнической истории узбеки и таджики – очень близкие народы, исконные области их проживания перемежаются, и трудно провести традиционно-этническую границу, которую, конечно, нельзя смешивать с административной или политической, между Таджикистаном и Узбекистаном. Далеко не всегда языковое родство совпадает с родством расовым. По биологическим признакам антропологический тип большинства великорусов гораздо ближе к типу финнов, карелов, мордвы, даже марийцев или чувашей, чем к расово-биологическому облику сербов или болгар; турки по своей антропологической внешности больше похожи на болгар или греков, чем на родственных им по языку татар и чувашей, и уж совсем не похожи на самых восточных тюрок – тувинцев или якутов.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру