Славянские языки

Общеславянский период

Первые письменные сведения о славянах относятся к концу I—II вв. н. э. В сообщении римских учёных Плиния Старшего (24—79 гг.), Корнелия Тацита (58—117 гг.), Клавдия Птолемея (около 90—около 160 гг.) славяне именуются венедами; местом их обитания названо правобережье Вислы, однако в передаваемых ими некоторых топонимах (названиях местности) и этнонимах (названиях народностей, племён) к югу от Карпат также можно предполагать славянские именования: Pelso—название большого озера, именуемого теперь по-венгерски Балатон, по-славянски Блатенское, (ср. рус. Плёс, плёсо—широкая и мелкая часть реки с тихим течением). Первые надплеменные государственные объединения на территории, где расселялись славяне, и в сопредельных областях известны с III—IV вв. Они создавались экспансивными германскими племенами, передвигавшимися с северных и юго-западных берегов Балтики мимо славянских земель к границам Римской империи. Вверх по Висле и Сану, к Днестру и Южному Бугу (на юг) продвигались восточногерманские племена готов. Восточноготское племя грейтунги (остготы) достигло устьев Буга и Днепра и распространило свою власть на местные племена от низовий Дона на востоке и от степного Крыма на юге до Днестра на западе. От Днестровского левобережья, на Пруте, Серете и у устья Дуная, до Карпат на западе осело западноготское племя тервинги (визиготы).

В Закарпатской котловине, будущем Семиградье — Трансильвании, до Тисы обосновались близкородственные готам вандалы, а к западу от Тисы до Дуная, служившего границей империи,— лангобарды, племя принадлежавшее к западногерманским племенным группам. Славяне заимствовали у древних германцев ряд слов, среди которых названия, связанные с военным делом и государственностью: готск. Brunjo − ‘броня’, др.-англ., др.-верх.-нем. folk (folc) (вооружённый) народ, воинство, народное собрание’ − ‘полк’; гот. gards − укреплённая огороженная усадьба’ −  градъ, город, hilms − шлем (др.-рус. Шеломъ), meki (mekeis) − меч, kuning −  кънязь, viking −  витязь и др.

В 370 г. восточную границу Остроготского королевства − реку Дон перешли надвинувшиеся из заволжских степей воинственные кочевники гунны; остготы (остроготы), потомки грейтунгов, подчинились им и примкнули к их ордам, а вестготы (визиготы), потомки тервингов, отступали за Дунай под покровительство Константинополя − Рима. Это привело в движение остальные германские и жившие рядом с ними славянские племена; началось Великое переселение народов: одни из племён отходили от наступавших гуннов, другие втягивались в их продвижение к центральным и западным провинциям Империи. Только через 80 лет, в 451-453 гг. гунны были разбиты объединившимися германскими племенами, занявшими все западные провинции разваливавшейся Империи. Остатки разгромленных гуннских орд, покинутые союзниками, отступили в степи Северного Причерноморья, в Приазовье и на Нижнюю Волгу: их потомки — протоболгары — булгары и хазары, позднейшим потомком их языка, принадлежавшего к тюркской семье, является чувашский.

С этого времени стала возрастать активность и экспансивность славянских племён. В 536 г. их ополчения осадили Салоники ― второй по величине после Константинополя город в европейской части Восточноримской империи, центр Македонии на севере современной Греции, в 548 г.—Диррахий (слав. Дьрачь) на Адриатическом море, совр. албанский Дуррэс, в 592 и 600 —603 гг. они нападали на Далмацию, Истрию (полуостров на севере Адриатики) и Северную Италию. В VII в. на славянские земли надвинулись с востока кочевники-авары (обры), занявшие Паннонию (бывшую римскую провинцию на Среднедунайской низменности, в современной Венгрии), откуда их каганат угрожал всей Европе (каган—титул кочевнических царей, из кит. ke ‘великий’ + kuan ‘правитель’); южнее авар к нижнему Дунаю продвигались степные орды булгар.

В борьбе с аварами славяне среднедунайского левобережья и прилегающих областей вступали в союз с германцами (лангобардами, баварцами, саксами) и создали первое государство с центром в Вышеграде, на территории позднейшей Чехии, во главе с выходцем из германского племени франков Само (623—658 гг.). Другие славянские племена переселялись через восточные Альпы, Дунай, Драву и Карпаты далеко на юг. Заселяя плодородные речные долины Балканского полуострова, славяне смешивались с местным земледельческим населением; некоторые из их вождей (князей, воевод) соглашались принять подданство римского императора, правившего из Константинополя (Визaнтия), который стал столицей Империи −  Imperia Romana − ещё в 330 г. Противниками римско-византийского императора были болгары (булгары), перекочевавшие на восток Балкан из Приазовья и Северного Причерноморья под водительством хана Аспаруха в 670—679 гг.

Переселявшиеся на Нижнедунайскую низменность славяне подчинились болгарам и вместе с ними вели борьбу как против авар, так и против Византии (христианской империи, продолжавшей традиционно именоваться Римской), продвигаясь далее на юг и в центр полуострова. Болгары смешивались со славянами и перенимали их язык и обычаи. Западнее, за Саву и к Адриатике продвигались славянские племена сербов и хорватов.

Во многих городах Балканского полуострова славяне стали составлять значительную, иногда преобладающую часть населения. Появились славянские названия городов: Солунь из гр. Салоники, Нисебаръ из Месембриа, Пловдивъ из Филиппополис (фрaкийск. Пулпудева), Дьрачь из Дирракион, Dirrachium, Корсунь из Херсонессос, и др. С VII—VIII вв. к славянам начало проникать христианство — с юго-востока из Константинополя, с юго-запада и запада из Далмации, Истрии и Фриула, с северо-запада из Зальцбурга.

Наряду с переселением на юг славянские племена продвигались и на юго-восток от Вислы − на Сан, Днестр, Южный Буг; на восток — на Западный Буг, на Припять и через Днепр на Десну и далее к Дону; на северо-восток — к верховьям Немана, Днепра, Западной Двины и Волги, на Ильмень и Волхов; происходило и продвижение на запад и северо-запад — к Одре (Одеру) и за Одру, на Лабу (Эльбу) и в юго-западную Прибалтику: Поморье — Померанию, Бранный Бор — Бранденбург, Микулин Бор — Мекленбург. Расселившись к концу VIII — началу IX в. на огромном пространстве, славяне сохраняли свои общие духовные традиции, относительное единство в культуре и языке. Их диалекты, местные наречия, локальные разновидности общеславянского праязыка, были первоначально очень близки между собой, хотя и никогда не представляли абсолютного единства.

Консолидация славян началась с IX в. К этому времени германские владетельные князья (короли, герцоги, графы), подчинившие большую часть западноримских провинций, включая и Италию, сплотились вокруг Франкского королевства со столицей в Аахене, в современной Бельгии. Среди германцев христианство начало распространяться ещё с конца IV в. Ортодоксальное христианство франки приняли в конце V в., немецкие племена швабов, тюрингов и баварцев, граничивших со славянскими землями, крестились в конце VII—начале VIII в., в 772—804 гг. были насильно обращены в христианство завоёванные франками и баварцами саксы.

Первыми христианство стали принимать славяне, переселившиеся в VII в. в Балканские провинции Римской империи, бывшие под управлением Византийского императора. На западе славяне непосредственно соприкоснулись с христианством, когда была крещена соседняя с ними немецкая земля Бавария (нач. VIII в.). В 745 г. в борьбе с аварами князь Хорутании (Каринтии) Борут заключил союз с баварскими графами, признав над собой власть их герцога, а его сын Горазд (748—751) первым из славянских князей принял христианство, и в его столице Кринский Град была построена первая славянская церковь Госпа Света (Maria Saal), подчинявшаяся баварскому (зальцбургскому) архиепископу. В 800 г. крестился далматинский (западнохорватский) жупан (граф) Вишеслав, принявший подданство Фриульской марки. Франко-баварские рыцари в союзе со славянами и болгарами в 796—799 гг. разгромили авар и изгнали их остатки из Паннонии. Фриул и Бавария признали верховенство франкского дома Каролингов.

Западные провинции Римской империи и Римская церковь отходили от императорской власти; завоевавшие их германские владетельные князья объединялись вокруг Франкского королевства, и в 800 г. римский папа (римский патриарх-епископ) венчал короля франков Карла Великого короной римского императора: от его собственного имени Карл происходят славянские слова король, краль, чеш. kral, пол. kroól). Запад перестал признавать Византию законной наследницей Рима.

Обеим христианским империям враждебно было ханство (княжество) Болгарское, которое расширяло свои границы как на юге, оттесняя византийцев, так и на западе −  объединяя нижнедунайских и балканских славян. В 802 г. на болгарский престол взошла ославянившаяся династия князя (хана) Крума, сменившая потомков Аспаруха. Крумичи простирали свою власть на Нижнедунайскую низменность, восточные и центральные области Балкан −  земли на правом притоке Дуная р. Южной Мораве, на юге до Родопских гор, на верхнем Вардаре-Аксиосе, на западе до нижней и средней Савы (совр. Славонии) до Адриатики. В их державе этнические различия между коренными славянами и славянизировавшимися болгарами стирались.

Среди постоянных болгарских данников на Балканах были и христиане. Общеславянское национальное самосознание достигло наивысшего подъёма в IX в., когда образовались три великие славянские державы: Великоморавское княжество, Древнеболгарское царство, Русь. На Среднедунайской низменности в освобождённой от авар Паннонии и сопредельных областях возникали славянские княжества и воеводства, лишь номинально признававшие вассальную зависимость от франкского императорского дома Каролингов (сына и внуков Карла Великого). Княжество на реке Северной Мораве, левом притоке Дуная в совр. восточной Чехии, присоединило или подчинило себе окрyжные славянские земли и добилось фактической независимости. К 830 г. князь Моймир на северной Мораве (левом притоке среднего Дуная) подчинил своей непосредственной власти окрестные славянские княжества и жупы на среднем Дунае и в 831 г. крестился, признав над собой сюзеренитет (номинальное верховенство) западноримских (германских) императоров, но сохранив полную политическую автономию; так создалась Великая Морава.

В 833 г. приняли христианство от зальцбургской миссии подунайские словаки и князь на Блатенском озере (совр. Балатон) Прибина. К середине IX в. крестились сербский князь Мутимир и Славония (восточная, посавская Хорватия). Сын Моймира великий князь моравский Ростислав (846—870 гг.) послал в 862 г. в Константинополь посольство с просьбой прислать в его земли учителя, "чтобы нам на языке нашем изложил православную христианскую веру, чтобы и другие земли, глядя на это, уподобились нам". Великоморавское княжество объединяло в то время славянские земли на среднем Дунае и его притоках − чехов, словаков, паннонских славян, восточных словенцев и восточных хорватов и стремилось освободиться от верховенства и покровительства германского  императора и баварских епископов.

Император Михаил III (прав. 855—867) и патриарх Фотий (прав. 857—869, 877—886) обратились к уроженцу Фессалоник (слав. Солуни), учёному миссионеру К о н с т а н т и н у Ф ил о с о ф у (827—869), поскольку "солуняне все чисто говорят по-славянски": согласно позднейшему преданию, славянкой была мать Константина. Вместе со старшим братом Мефодием (ум. в 885 г.) Константин приступил к составлению на основе греческого алфавита славянских письмён, к подготовке первых переводов на славянский язык священных христианских текстов и к снаряжению миссии, которая отправилась в 863 г. за Дунай на Мораву и в Паннонию, где салоникские братья открыли школу и приступили к переводу на славянский язык священного писания.

В основу создаваемого всеславянского литературного языка клался родной диалект братьев-первоучителей—славяно-македонский (солунский). 38 изобретённых букв, которыми пользовалась моравская миссия, стали позже называться глаголицей. Однако ещё до создания глаголицы крещёные славяне "пытались записывать славянскую речь римскими и греческими письменами без устроения" − так сообщается в сказании "О письменах" черноризца Храбра, нач. X в.). Сохранившимися памятниками такого письма "без устроения" являются дошедшие до нас Фрейзингенская-Бритинская и Клагенфуртская-Целовейская рукописи, представляющие собой переписанный латинскими буквами текст молитв конца VIII—начала IX в.).

Учительская деятельность святых солунских братьев в Моравии и Паннонии (Блатенском княжестве) встречала сопротивление баварских епископов. Братья прервали свою миссию и направились через Венецию в Рим, где папа Адриан II признал их подвиг и допустил до иерейской службы; они отслужили мессу (литургию) на славянском языке в римском храме Петра Апостола. Православная и католическая церкви канонизировали Кирилла и Мефодия. В 1975 г. прах св. Кирилла был перенесён из Рима на его родину в Салоники и помещён в выстроенную там новую церковь Кирилла и Мефодия.

В 864—865 гг. болгарский царь Борис (прав. 852—889 ), объединивший под своей властью почти все славянские племена Балканского полуострова южнее Савы и на нижнем Дунае, владения которого доходили до Охридского озера, до Родоп и на западе до Адриатики, принял христианство, и когда в его державе стала распространяться славянская письменность и книжность, глаголические буквы стали заменяться, где возможно, на соответствующие греческие. Этот преобразованный алфавит получил имя кириллицы. День святых равноапостольных братьев Кирилла (Константина) и Мефодия, 11/24 мая — общеславянский праздник просвещения. Заложенный их первыми переводами общеславянский литературный язык называется древнецерковнославянским или старославянским. Его памятники, написанные глаголицей и кириллицей, относятся к X—XII вв.

 

 

 


Страница 1 - 1 из 6
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру