Второстепенные члены предложения: материалы для практической работы

Синтаксический анализ предложения включает характеристику "распространенное/ нераспространенное". Распространенное предложение имеет в своём составе не только главные, но и второстепенные члены, которые необходимо выделить и правильно охарактеризовать. Для этого, во-первых, надо правильно выделить главные члены – предикативную основу предложения. Во-вторых, последовательно, задавая вопросы от одного члена предложения к другому, определить набор второстепенных членов в предложении. Казалось бы, для носителя языка никакой сложности в такой работе нет.

Однако необходимо отметить: ошибок практически не бывает, если предложенное предложение построено по самым простым для русского языка синтаксическим моделям. При малейшем усложнении структуры предложения количество ошибок растет. Мы хотим предложить поработать именно с такими моделями предложений.

1. Инфинитив.

Инфинитив может быть любым членом главным предложения: подлежащим (Бегать по утрам полезно для здоровья); простым глагольным сказуемым (И царица хохотать…); компонентом составного глагольного сказуемого в двусоставном предложении (Дети хотели спать) и в односоставном (Хотелось спать).

Также инфинитив бывает любым второстепенным членом:

• дополнением - в этой роли обычно выступает объектный инфинитив  (Мама попросила сына помыть посуду);

• определением, чаще всего при отглагольном существительном  (Желание получить "пятерку" испытывает каждый сдающий экзамен);

• обстоятельством, чаще всего инфинитив бывает обстоятельством цели – вопрос "зачем?" (Мы пришли поговорить с тобой).


Задание 1.Определить, каким членом предложения является инфинитив.

1. К XV-XVI вв. сложилось обыкновение выделять с помощью ковра то место возле алтаря в храме, где должен находиться священник[1] .

2. Много веков французская традиция украшать гостиные, будуары и парадные залы зеркалами вызывала восхищение и желание подражать у европейских монархов.

3. Князь фон Фюрстенберг посадил Бётгена в тюрьму и приказал найти способ сделать золото с помощью "философского камня" и изготовить фарфор того же качества, что в Китае.

4. Мадам де Сталь писала, что по манере обращаться с веером не стоило труда отличить княгиню от графини, а маркизу от мещанки.

5. Ловкие движения японским боевым веером позволяли отклонять удары врага. Командиры велели бойцам всегда иметь такой веер при себе и носить его подвешенным к запястью.

6. Веер дамы брали на бал общаться с кавалерами: "произносить" имена, слова, задавать простые вопросы и отвечать на них. Кроме такой беззвучной азбуки дамы придумывали другие методы обольщать мужчин при помощи веера.

7. Сет решил погубить брата и, тайком измерив рост Осириса, приказал изготовить по мерке роскошный сундук.

8. Европейские путешественники ехали в Китай и Японию узнать секреты изготовления фарфора и бумаги или хотя бы привезти образцы для изучения технологии.

9. Людовик XIV однажды пришел навестить раненного в бою маршала и захотел подчеркнуть свою с ним солидарность. Король приказал сдвинуть несколько кресел и принял на них лежачее положение.

10. С появлением дужек к очкам стало удобнее цеплять шнурки, либо, по желанию,  можно было прикреплять дужки к прическе с помощью шпилек – привычка так носить очки была у Екатерины Великой.

2. Существительные в косвенных падежах: дополнение или определение.

Дополнение отвечает на вопрос косвенного падежа, определение – на вопрос "какой?" или "чей?". Во многих пособиях по русскому языку указано, что при возможности задать оба вопроса член предложения может быть одновременно определением и дополнением, правда, параметры такой характеристики не оговариваются [2] .  Есть позиции, когда все же желательно сделать выбор между двумя второстепенными членами. Наиболее внимательно следует отнестись к таким падежам:

• родительный при имени существительном со значением объекта является дополнением (просмотр кинофильма, написание статьи), а со значением субъекта – определением (приезд гостей, раскаты грома);

• родительный при существительном со значением принадлежности является определением (портфель Миши, книга студентки);

• творительный со значением сопутствующего признака предмета - определение (чашка с рисунком, блузка с оборками), указывающий на дополнительный предмет  - дополнение (чашка с блюдцем, блузка с пиджаком); именно в этой позиции чаще всего можно встретить второстепенный член, одновременно являющийся определением и дополнением (письмо с характеристикой);

• предложный падеж со значение признака будет определением (лицо в морщинах, блузка в горошек).
 
  Задание 2.Определить, каким членом предложения является выделенные сочетания с существительными.

1. Галереи первоначально служили дополнением к комнате хозяина, во дворцах и виллах Европы периода барокко галерея превратилась в одну из главных комнат.

2. Производство фарфоровых изделий в паутине мелких сеточек, покрывавших глазурь, стало фирменным знаком селадонов. Произведения китайских мастеров эпохи Тан и Цзинь сегодня сравнимы с ценой на вазы и суповые чашки с мисками заводов Майсена.

3. Все предметы обстановки и украшения размещались на уровне глаз даже в домах с высокими потолками, вместо внушительных полотен в золоченых рамах вешали в несколько рядов небольшие гравюры.

4. Первооткрывателями кипячения как средства очищения воды, видимо, стали китайцы, которые вообще не употребляли никаких холодных напитков.

5. К середине XVIII века модными считались часы в квадратном корпусе с крышкой из вороненой стали. Циферблат с яркой эмалью был предметом гордости немецких мастеров и считался изделием для богатых покупателей.

6. Карнавальные костюмы с разнообразными масками продавались сначала только в Венеции,  но в XVIII веке ношение маски стало модой во всей Европе. Приезд на бал дамы в маске был такой же нормой, как появление в свете в перчатках и шляпе.

7. В местах с холодным климатом устраивались землянки с утепленным полом и стенами, сооружали хижины с навесами для защиты от ливней со снегопадами.

8. "Ваза с коленопреклоненным купидоном сделана мастерами Императорского фарфорового завода в начале XIX века, это фарфор с просвечивающей эмалью и золочением, работа в высшей степени тонкая и искусная", - рассказывала экскурсовод Эрмитажа.

9.  В Англии в XVIII веке начали изготовлять книжные шкафы с застекленными дверцами, за которыми натягивалась зеленая или черная шелковая тафта. Кабинет с бюстами античных философов и Вольтера и с таким шкафом у стены был в моде и в России.

10. История ложки насчитывает больше веков, чем история вилки, но пользование вилкой всегда означает приход в регион более развитой культуры.

3. Косвенные падежи существительных: сочетания с "длинными" предлогами.
Еще одной сложностью для определения типа второстепенного члена предложения может оказаться сочетание существительного в косвенном падеже с производным от существительного предлогом (в течение месяца). Сложность здесь в том, что многие ошибочно задают вопрос "от предлога", в результате чего член предложения оказывается дополнением, а не обстоятельством. Подводит то, что во всех учебных пособиях указывается: предлоги не являются членами предложения. Но еще раз повторим, что членом предложения будет все предложно-падежное сочетание, значит, вопрос надо задавать именно к нему: Он жил здесь (как долго?) в течение месяца (ошибочно "*в течение (чего?) месяца"). Перечислим некоторые из производных предлогов:

• без помощи, в виде, в границах, в качестве, в направлении, в области, в отношении, в пользу, в противоположность, в результате, в силу, в случае, в течение, в ходе, в целях, во время, вследствие, за исключением, на основании, наподобие, на протяжении, по мере, по причине, под видом, под предлогом, при помощи, при условии, со стороны. [3]. ;

Иногда аналогом такого отыменного предлога будет сочетание существительного с предлогом, не зафиксированное как потенциальный сложный предлог ни в одном справочнике. Необходимо внимательно прочитать предложение и понять, что в контексте существительное использовано именно в роли сложного предлога (заметим, что реестр славянских предлогов включает намного большее число образований, чем все изданные справочники). 

Задание 3. Выделить главные и второстепенные члены.

1. В Делфте производство посуды из фаянса изначально создавалось с целью имитации восточного фарфора для европейского рынка.

2. В соответствии с европейской модой выстроена в период между 1710 и 1727 годами резиденция генерал-губернатора Санкт-Петербурга А.Д.Меншикова.

3. На протяжении всего XIX столетия обязательной принадлежностью обстановки в гостиной богатого дома был стоящий перед диваном стол в форме круга или овала.

4. В течение многих веков ложки вытачивались из древесины, реже – из кости, но в Китае и Японии их начиная с древнейших времен делали из фарфора.

5. Для защиты от коррозии изнутри посуду из меди лудили, то есть покрывали слоем олова, а снаружи начищали до блеска.

6. В зависимости от обстоятельств сундуки могли использоваться не только в качестве места для хранения одежды, но и в качестве аналога стула или скамьи.

7. Если по случаю торжества на стол ставят тонкую керамическую посуду с богатым декором, то по будням едят из грубой, деревянной.

8. На рубеже XIX-XX вв. веера стали использоваться для рекламы; под видом сувениров покупателям из числа представителей высшего общества рассылались экземпляры с изображением правящих монархов или с меню модных ресторанов.

9. В течение всего XIX века зонт от солнца использовали и в качестве трости, только сначала его держали сложенным куполом вверх, а примерно с 20-х годов стали переворачивать куполом вниз и опираться на острый наконечник.

10. На протяжении дня в высшем свете перчатки было принято менять шесть раз, испачканные и разорванные немедленно выбрасывались, поэтому человеку из высшего общества с целью поддержания приличной репутации надо было приобретать не менее 365 перчаток в год.

Предложим еще несколько предложений из энциклопедии "Мир вещей" для комплексного разбора – выделения всех членов предложения. Замечу для тех преподавателей русского языка, которые любят сами составлять задания для своих учеников, что научно-популярный текст дает хорошие примеры для разбора простого предложения, тогда как для работы над сложным предложением интереснее оказывается художественная литература.

  Задание 4. Подчеркнуть все члены предложения.

1. Властитель вод Посейдон в добром расположении духа выбивает своим жезлом-трезубцем источники пресной воды, но когда бог в гневе, тем же трезубцем он рассекает огромные скалы, вздыбливает океан до небес и вновь усмиряет его вместе со своим сердцем.

2. В течение XVIII-XIX вв. в европейской культуре застолья складывается тот полный набор столовых приборов, который принято видеть на грамотно и торжественно сервированном столе и сегодня: это ложка большая для супа и десертная для сладкого, вилки и ножи для рыбных и мясных блюд и для разных салатов и другие приборы.

3. Первоначально кровати с проволочной сеткой и с использованием вместо дерева металлических труб предназначались для больниц и приютов, но вскоре благодаря своей дешевизне и гигиеничности получили широкое распространение и пользовались популярностью вплоть до середины XX века.

4. Со временем мода на изящные тонкостенные произведения стеклодувов Венеции уступает место увлечению тяжелым хрусталем Богемии, но и по сию пору в Венеции значительная часть изделий, как дань традиции, создается с применением стеклодувной трубки и в одной из самых древних техник.

5. В первые годы XX столетия в моду вновь вернулись небольшие веера с экранами из газа, крепа и тюля, обильно украшенные вышивкой пайетками самых разнообразных форм и размеров.

6. С появлением домашних швейных машин и выкроек модных фасонов в дамских журналах женщины получили возможность сами шить себе наряды, на что тут же отреагировали оборудованные по последнему слову техники того времени фабрики по производству пуговиц в Европе и Америке.

7. Автор книги по этикету конца XVII века все еще продолжал убеждать французов в том, что употреблять для очищения носа рукав или берет есть признак плохих манер, еще более неприличным он считал энергичное раздувание ноздрей с поочередным приставлением пальцев к каждой с последующим вытиранием их об одежду, поэтому настоятельно рекомендовал всем пользоваться носовыми платками.

Многие современные пособия предлагают не только задания, но и ответы на них. Нам кажется, что важнее – не получить "однозначные" ответы, а поработать вместе со школьниками – подумать вместе. Для того, чтобы показать наиболее интересные для разбора случаи, мы в предыдущем задании подчеркнули некоторые сочетания слов. ВНИМАНИЕ! Подчеркнутый фрагмент может включать несколько членов предложения, а может быть неделимым словосочетанием.

Примечания

 1. Для заданий используется: Мир вещей/ Ред.группа: Т.Евсеева, А.Чернова. – М., Аванта+, 2005. Некоторые фразы нам приходится переделывать.

 2. К примеру: Богданова Н.В. В чем, собственно, трудность? Основы лингвистического анализа текста: Пособие для абитуриентов. – СПб., 2007, с.174.

 3. Русская грамматика. Том I. – М., 1980, с. 708.


 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру