Православная проповедь и молитва как феномен современной звучащей речи (Часть первая)

Текст публикуется с сокращениями

Введение

До недавнего времени в силу причин экстралингвистического порядка современная православная духовная речь, понимаемая как совокупность жанровых разновидностей, функционирующих в сфере религии, оставалась за рамками лингвистического изучения. Исследователи обращались преимущественно к анализу классических образцов православной проповеди (Алексеева 1975; Баженова-Рагрина 1993; Бегунов 1970; 1983; Буланин 1989; Власова 1984; Елеонская 1990; Еремин 1962; Зееман 1988; Кохтев 1994; Кочеткова 1974; Куссе 1995; Кутина 1981; Левшун 1992; Лихачев 1987а; 1987б; Рогачевская 1989; Сазонова 1973; 1974 и др.), и поэтому сегодня, когда современными учеными признается необходимость определения статуса религиозного стиля и его изучения (см.: Крысин 1994; 1996; Сиротинина 1995; Кожина, Мишланов 1997), приходится констатировать почти полное отсутствие специальных исследований в этой области (см.: Войтак 1998; Гостеева 1997; Майданова 1999).

Эта книга посвящена рассмотрению просодического строя современной духовной речи, а именно: молитвы и проповеди как ее важнейших разновидностей. Выбор предмета исследования диктуется отсутствием фоностилистических описаний акустических характеристик религиозно-проповеднических текстов, основанных на анализе реально звучащих речевых произведений, тогда как изучение интонационно-звуковых параметров молитвословий и проповедей может дать важнейшие сведения о внутренней дифференциации и лингвистических характеристиках одного из функциональных вариантов современного русского литературного языка, существенно расширить представления о стилистической стратификации русской звучащей речи, снять ряд противоречий, возникающих при трактовке тех или иных явлений языка.

Целью данной работы является исследование основных закономерностей интонационно-звуковой организации православных молитвословий и проповедей. При этом учитывается, что современная духовная речь представляет собой сосуществование элементов двух языковых систем – древней и современной, поскольку она включает и канонические тексты (Священное Писание, молитвы, псалмы) на русском староцерковнославянском языке (термин см.: Лопушанская 1997), и речевые произведения на современном русском литературном языке (литургические проповеди, с которыми пастырь обращается к своим прихожанам).

Такой подход к анализу религиозно-проповеднических текстов позволяет в качестве рабочей гипотезы высказать предположение о том, что
 в интонационно - звуковой организации современной духовной речи закономерно находят воплощение признаки как современной акцентно-мелодической, так и древней мелодико-тонической просодических систем. Необходимость проверки выдвигаемой гипотезы обусловила следующие основные задачи исследования: во-первых, сформулировать сущностные признаки молитвы и проповеди; во-вторых, выявить интонационно-звуковые параметры духовной речи; в-третьих, установить роль акустических компонентов интонации в оформлении единиц речевого потока молитвы и проповеди; в-четвертых, определить лексико-семантическую мотивированность отбора просодических средств, стилистически значимых для молитвы и проповеди; в-пятых, охарактеризовать коммуникативную направленность молитвы и проповеди; в-шестых, дифференцировать суперсегментные средства экспликации функционально-семантических категорий в основных разновидностях духовной речи.

Материалом для исследования послужили авторские магнитофонные записи проповедей и молитв, прозвучавших в православных храмах Волгограда; на открытии НИИ Истории русского языка ВолГУ; во время телевизионных трансляций праздничных богослужений из храмов и соборов Москвы; в телевизионных передачах центрального телевидения "Слово пастыря", "Месяцеслов", "Мир вашему дому", "Возвращение к Богу" и волгоградского телевидения "Благовест", "Свеча"; в телевизионных фильмах "Благая весть", "Светлое Христово воскресение", "Слово о церкви Иоанна Предтечи". Кроме того, анализу подвергались магнитофонные записи духовной речи, сделанные во время литургии в различных храмах и монастырях России, а также в студийных условиях для Духовного концертного лектория "Свет Христа просвещает всех".

Среди авторов проповедей представлены Патриарх Всея Руси  Алексий II, митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл, митрополит Антоний (Сурожский), архиепископ Волгоградский и Камышинский Герман, архимандрит Иоанн (Крестьянкин), архимандрит Кирилл (Павлов), наставник Новоиерусалимского монастыря архимандрит Никита, протоиерей Александр (Шаргунов), отец Артемий (Владимиров), отец Михаил (Моргулис), настоятель храма святителя Филиппа отец Марк, отец Амвросий, отец Иоанн.

Молитвословия прочитаны 15 верующими, в числе которых священнослужители и прихожане православных приходов, монахи, послушники.

Всего было проанализировано более 20000 синтагм, извлеченных из
интонационных транскрипций 699 фонозаписей духовной речи.

Важнейшим методологическим принципом анализа языковых фактов в работе является рассмотрение текста в качестве целостной микросистемы языковых представлений, которая сложилась в психике носителя языка и отражает восприятие мира человеком в определенный хронологический период (см.: Лопушанская 1988; 1990; 1996; 1997). Вслед за С.П. Лопушанской мы исходим из того, что восприятие человеком окружающего мира является смысловой доминантой языкового сознания и ее изменение во времени закономерно сопряжено с изменениями структуры речемыслительной деятельности (Лопушанская 1996: 6–7). В связи с этим наше описание речевой организации православной молитвы и проповеди основывается на синхронно-диахроническом подходе, который является не механическим соединением в одном описании фактов истории языка и его современного состояния, а предполагает "выявление их соотношения и взаимодействия и прежде всего определение, в какой мере синхронные связи между существующими явлениями отражают процесс развития одного явления из другого" (Потапов 1996: 19).

При анализе просодического строя духовной речи мы основываемся также на разделяемом большинством современных исследователей положении о том, что значение высказывания формируется благодаря взаимодействию значений, выражаемых синтаксической конструкцией, лексическим составом, интонацией и контекстом (Брызгунова 1977б; 1984; Иванова-Лукьянова 1989; 1990; Корепанова 1990; Николаева 1977; Скорикова 1995а; Смирнова 1989; Судакова 1993; Торсуева 1980; Труфанова 1983 и др.).

Названные методологические принципы лежат в основе комплексного метода описания материала. В качестве основной единицы наблюдения избрана синтагма, понимаемая как минимальный интонационно целостный смысловой отрезок речи.

Анализ интонационно-звукового строя современной духовной речи был обращен к выявлению состава фонологических единиц сегментного и суперсегментного уровня и средств их выражения. В качестве основной единицы сегментного уровня рассматривалась фонема. На суперсегментном уровне просодические средства анализировались в рамках синтагмы, с учетом таких единиц, как слог, фонетическое слово, высказывание, фраза, сверхфразовое единство.

Исследование интонационно-звуковой организации духовной речи велось на основе слухового анализа, с помощью которого определялись параметры суперсегментных средств: границы сегментации речевого потока, основные интонационные модели, тональные, динамические и количественные сигналы вершины синтагмы, изменения скорости и интенсивности звучания, арьирование регистров.

При расшифровке фонозаписей молитвословий и проповедей использовалась интонационная транскрипция усложненного типа, позволившая графически отразить реальные особенности звучания духовной речи, зафиксировать ее основные акустические характеристики в пределах таких линейных единиц, как слог, фонетическое слово, синтагма, высказывание, текст. В интонационных транскрипциях границы синтагматического членения речевого потока обозначены знаком " / "; увеличение длительности паузы на межсинтагменных стыках передает знак " // ". В рамках синтагмы учитываются внутрисинтагменные (или хезитационные) паузы, которые передаются знаком " ... ".

При транскрибировании мелодического оформления дифференцируется характер движения тона на вершинном гласном (знаком "В" передается восходящая мелодика, повышение тона, знаком "Н" – нисходящая мелодика, понижение тона); положение тона по отношению к границам речевого диапазона (ровный средний тон обозначается знаком "РС "; ровный высокий тон – "РВ "). Кроме того, отмечаются особенности мелодических колебаний в пределах ударного слога  и основные типы тональных изменений в довершинных и завершинных слогах .

Особенности мелодических колебаний в пределах ударного слога передаются знаком "НК", который обозначает понижение тона на вершинном гласном синтагмы, сопровождаемое его удлинением и изрезанностью мелодического контура.

Основные типы тональных изменений в довершинных и завершинных слогах обозначаются в интонационной транскрипции следующим образом: знак "ВН" передает повышение тона на ударном гласном с последующим понижением мелодики (до нижнего уровня диапазона) на заударных гласных вершинного слова синтагмы; знак "ВС" употребляется для обозначения повышения тона на ударном гласном с последующим понижением мелодики (до среднего уровня диапазона) на заударных гласных вершинного слова синтагмы; знак "НВ" указывает на понижение тона в рамках ударного слога с последующим повышением мелодики на заударных гласных вершинного слова синтагмы; знак "НВ" используется для передачи понижения тона на предвершинном гласном с последующим повышением мелодики на ударном гласном вершины синтагмы. [Использование этой программы для анализа акустических параметров речи см., например: Петрова 1995].

В интонационной транскрипции находит отражение двувершинный и поливершинный характер звучащей духовной речи. Для обозначения факультативных вершин, которые появляются благодаря выделению тоном, интенсивностью или длительностью отдельных слов в разных частях синтагмы, служит знак " ( ) ".

Градации интенсивности звучания в пределах фонетического слова или синтагмы в целом передаются подстрочными знаками (знак " _____ " используется для обозначения фрагментов речевого потока с увеличенной громкостью звучания; знаком " ~~~~~ " фиксируются участки уменьшения громкости звучания). Усиление словесного ударения передается знаком "’" , который проставляется перед ударным слогом.

На изменения скорости произнесения отдельных фонетических слов или синтагм указывают следующие подстрочные знаки: "........" – ускорение темпа; " _ _ _ " – замедление темпа. Увеличение длительности гласных звуков обозначается надстрочным знаком "...". Регистровые контрасты передают знаки "< " (верхний регистр) и ">" (нижний регистр).

Наряду с интонационной транскрипцией производилось фонетическое транскрибирование случаев отклонения от орфоэпических норм современного русского литературного языка.

Часть синтагм, содержащих ключевые для молитв и проповедей акустические параметры, была подвергнута инструментальной обработке, что дало возможность проверить результаты слухового анализа. Для этой цели была использована компьютерная программа Signalyze 3.12, разработанная профессором Эриком Келлером (Лозанна, Швейцария) и предназначенная для анализа просодических параметров речи (тона, интенсивности, длительности), осциллографического и спектрального анализа звуков . Эта программа позволила вывести на экран и сохранить в форме файлов осциллограмму речевого сигнала, данные об изменении частоты основного тона (в виде точек или стилизованной кривой) и кривую изменений интенсивности. Кроме того, на экран были выведены соответственно в герцах и в децибелах цифровые значения частоты основного тона, а также данные об интенсивности сигнала в точке нахождения курсора.

Расшифрованные  фонозаписи  молитвословий сопоставлялись с их графическими  эквивалентами с целью  выявления возможных вариантов произнесения и определения степени свободы отклонений от канонического текста.

В результате предпринятого комплексного анализа звуковой организации основных разновидностей духовной речи были установлены доминантные признаки, определяющие специфику звукового строя православной молитвы и проповеди; раскрыто взаимодействие акустических явлений, характерных для древней и современной просодической системы русского языка; обосновано наличие категории монологичности::диалогичности в духовной речи; дифференцированы типы диалогичности и разноуровневые средства их экспликации в молитвословиях и проповедях.

В двух частях (семи главах) книги эти положения раскрываются в процессе анализа языкового материала с учетом достижений трудов старших языковедов и современных лингвистов, а также подходов, разработанных авторским коллективом фундаментального исследования истории и современного состояния русского глагола, которое осуществляется на кафедре истории русского языка и стилистики Волгоградского государственного университета.


Страница 1 - 1 из 10
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру