А. М. Селищев. Архивные материалы. Часть III. Документы о деятельности А. М. Селищева в конце 1920-х – начале 1940-х гг.

Предисловие, публикация и комментарии О. В. Никитина

В данную подборку архивных документов включены разнообразные материалы, представляющие А. М. Селищева как научного работника, исследователя и педагога. В их число нами включены следующие источники:

1. Заявление А. М. Селищева в Коллегию Института

языковедения и истории литературы с просьбой

о командировке в Турцию и Грецию (1920–1930-е гг.)

2. Заявление А. М. Селищева в Президиум АН СССР

с просьбой предоставить ему работу в Институте

славяноведения (май–июнь 1933 г.)

3. Отзыв академика АН СССР И. И. Мещанинова об ученой

деятельности А. М. Селищева (13 мая 1937 г.)

4. Докладная записка заведующего кафедрой русского

языка МГПИ им. В. И. Ленина А. М. Селищева

о политическом воспитании и общекультурном

развитии студентов (4 апреля 1942 г.)

1. Заявление А. М. Селищева в Коллегию Института

языковедения и истории литературы с просьбой

о командировке в Турцию и Грецию

(1920–1930-е гг.)

В Коллегию Института языковедения

и истории литературы

Мои научные занятия давно и настоятельно требуют поездки за границу. Мои изучения сосредоточены на вопросах о культурно-языковых отношениях славян и их соседей, главным образом на Балканах. Для этих изучений мне необходимо располагать данными непосредственных диалектологических наблюдений. С 1914 г. я не имел возможности продолжить своих непосредственных изучений в этой области. Всё же собранное раньше мною изучено и отчасти опубликовано. Для дальнейшей работы мне нужно побывать во Фракии и в Македонии.

Прошу Коллегию возбудить ходатайство перед Главнаукой о командировании меня на 4 месяца (июнь–сентябрь) в Турцию и Грецию для научных занятий.

Прошу и о пособии на эту командировку.

А. [Селищев][i]

Печатается по источнику: РГАЛИ. Ф 2231. Оп. 1. Ед. хр. № 136. Л. 55. Автограф.

2. Заявление А. М. Селищева в Президиум АН СССР

с просьбой предоставить ему работу в Институте

славяноведения (май–июнь 1933 г.)

В Президиум Академии Наук СССР

члена-корреспондента Академии Наук

А. М. Селищева

заявление.

С закрытием историко-этнологического факультета и НИЯЗа в Москве нет ни одного института, где бы велась исследовательская работа в области языкознания вообще и славянского в частности. Нет научной организации и по другим отделам славистики.

При таком положении дела славяноведения в Москве я полагал бы, что мои знания и труды могли бы найти наиболее целесообразное применение себе в Институте славяноведения Академии Наук.

Обращаюсь в Президиум Академии Наук с просьбой предоставить мне возможность продолжать мою научную работу по славистике в Институте славяноведения в качестве одного из работников его.

Моя деятельность и мои работы известны Академии Наук, избравшей меня своим членом-корреспондентом. К представляемому заявлению прилагаю дополнительные сведения.

В виду того, что с 20-го июня до конца августа я буду находиться в научной командировке, предоставленной мне Сектором науки Наркомпроса, я мог бы приступить к работе в Институте славяноведения с 1-го сентября 1933 г.[ii]

А. М. Селищев

Печатается по источнику: РГАЛИ. Ф. 2231. Оп. 1. Ед. хр. № 136. Л. 24. Автограф.

3. Отзыв академика АН СССР И. И. Мещанинова

об ученой деятельности А. М. Селищева (13 мая 1937 г.)

Копия

Академия Наук Союза Советских Социалистических Республик

Институт языка и мышления имени Н. Я. Марра

13.V.1937 г.

Отзыв об ученой деятельности А. М. Селищева

Афанасий Матвеевич Селищев, научная деятельность которого известна с 1914 года, когда в Казани он напечатал «Введение в сравнительную грамматику славянских языков», работал до и после революции в качестве доцента и профессора разных университетов, одновременно продолжая свою научно-исследовательскую работу в области югославянской и русской диалектологии и этнографии. В последние годы до необходимости оставить Москву по постановлению ОГПУ в 1934 году А. М. Селищев был и профессором 1-го Московского Университета.

Крупные научные труды Селищева в области изучения диалектологии и этнографии южной и западной Македонии и Албании («Очерки по македонской диалектологии», Казань, 1918, «Славянское население [в Албании]», 1929), так и в области русского языка и диалектологии («Диалектологический очерк Сибири», 1921, «Язык революционной эпохи», Москва, 1928) || (л. 20 об.) и множества мелких статей по русской и западно- и южнославянской диалектологии в Известиях ОРЯС и других научных изданиях стяжали ему крупную известность в научной литературе по изучению славянских языков как в пределах СССР, так и в зарубежных странах.

А. М. Селищев — член-корреспондент Академии Наук с 1928 г.

Печатается по источнику: РГАЛИ. Ф. 2231. Оп. 1. Ед. хр. № 177. Лл. 20–20 об. Рукописная копия — автограф А. М. Селищева.

4. Докладная записка заведующего кафедрой русского

языка МГПИ им. В. И. Ленина А. М. Селищева

о политическом воспитании и общекультурном

развитии студентов (4 апреля 1942 г.)

В Дирекцию Московского Государственного

Педагогического Ин<ститу>та им. В. И. Ленина

Докладная записка кафедры русского языка

о политическом воспитании и общекультурном развитии студентов

Учебный процесс, как и вся обстановка и деятельность института, должен воздействовать на студента глубоко воспитывающим образом в политическом и общекультурном отношении. Политическое воспитание не отделимо от общекультурного развития.

1) Преподаватель не должен закрывать глаза на некоторые проявления недисциплинированности и расхлябанности студента. Все меры, в том числе и весьма строгие взыскания, должны быть применены к нарушителю дисциплины, в особенности к некультурному поведению студента во время занятий, — к гаму, свисту, хлопанью дверьми. Администрация с своей стороны должна строже отнестись к этим проявлениям недисциплинированности, — строже, чем это было до сих пор, а также контролировать посещаемость и своевременную сдачу экзаменов.

2) Сознание долга перед своей страной должно быть глубоко вкоренено в сознание студента. Отдать все свои силы и свою жизнь в выполнении этого долга — это должно быть основной потребностью каждого студента, — потребностью, без которой нет смысла в жизни. Содействуя вкоренению этой потребности в сознании студента, преподаватель должен сам быть образцом в этом отношении. Чем труднее обстоятельства для выполнения какой-нибудь задачи, тем больше усилий и жертвенности обязан проявить он. Ни намека на охи и вздохи не должно исходить от него.

Небольшая группа практических занятий, научный кружок — вот наиболее благоприятная обстановка, среди которой происходит близкое общение студента с преподавателем и среди которой в наибольшей || (л. 42) мере преподаватель может проявить свое воспитательное воздействие. Не «уроки» долга и патриотизма должен читать он студенту, а эпизодически, иногда мимоходом приковать внимание его к тому или иному яркому обстоятельству и факту с целью воспитательной. Таких фактов много и у преподавателя по кафедре русского языка и близких дисциплин. Незаметно, среди каких-нибудь малозначащих материалов, анализируемых по истории русского языка, преподаватель подберет и остановится на яркой значимости примерах. Читая, например, летопись, он не минует мимо таких глубоко волнующих слов: «луче есть на своей земле костью лечи, нели на чуже славну быти» и т. под. Преподаватель южных славянских языков при анализе, например, сербских текстов возьмет наряду с какой-нибудь грамотой и текст иного содержания, значение которого еще ярче заблестит для студента. Например, из отрывка произведений черногорского поэта Петра Петровича Негоша:

«Кто не хочет в цепи быть связанным,

Те сбежались в эти горы,

Чтобы биться и кровь пролить…

Юноши дивные, настоящие звезды,

Которых до сих пор эти горы дали,

Все падали в кровавой борьбе,

Пали за честь, имя и свободу.

А наши слезы утирали

Вещие звуки дивных гуслей…».

Краткие замечания исторические о борьбе сербского народа, о связи народной и художественной поэзии с происходящими событиями будут сделаны по поводу такого отрывка. Студент поймет глубокие основы той героической борьбы, которую ведет сербский народ с насильником, с фашистским злодеем. А это понимание отразится воспитующим образом на студенте.

3) Одних кабинетно-аудиторных бесед недостаточно. Сознательность свою студент, как и преподаватель, должен проявить на деле. Никаких отговоров не должно быть у студента для выполнения работы или иной задачи. Работа или поручение, данное студенту дирекцией, преподавателями и общественными организациями || (л. 43) — данное после строгого взвешивания в отношении выполнимости, — обязано быть выполнимо. Никаких уступок тут не должно быть.

4) Ввести в действие орган строгого контроля по выполнению намеченных мер воспитательного значения.

Зав. кафедрой проф. А. М. Селищев

4 апреля 1942 г.

Печатается по источнику: РГАЛИ. Ф. 2231. Оп. 1. Ед. хр. № 136. Лл. 41–43. Автограф. То же (машинописная копия): лл. 40–40 об.


[i] В документе отсутствует дата написания заявления, которая восстанавливается нами предположительно по сопутствующим деталям.

[ii] В документе отсутствует дата написания заявления, которая восстанавливается нами предположительно по сопутствующим деталям.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру