Тематическая беседа

Программа "Введение в традицию"

Основной принцип «сократического диалога» – побуждение ученика к рождению самостоятельных открытий – может быть использован и в работе с дошкольниками.

Преимущество такого подхода к беседе, как нам кажется, состоит в том, что он сводит к минимуму опасность подмены живого впечатления фарисейской готовностью выдать шаблонный, готовый ответ на поставленный вопрос.

В основе процесса рождения живого впечатления лежит правильно выбранная педагогом тема беседы. Она должна быть конкретна, востребована ребенком данного возраста и связана с уже имеющимся у детей опытом или знаниями (или предполагать возможность быть связанной с ними).

Однако для продуктивного ведения диалога, помимо правильно выбранной темы, большое значение имеет характер самих вопросов, предлагаемых педагогом. Опорными точками совместного движения в диалоге являются вопросы-задачи – проблемные вопросы, пробуждающие детскую любознательность и дар рассуждения.

Приведем в качестве примера фрагмент беседы на третьем занятии тематического цикла «Сотворение мира» (дети четырех-пяти лет).

Занятие тематического цикла «Сотворение мира»
(для детей четырех-пяти лет)

На этом занятии мы вспоминаем о том, как Бог сотворил животных, как сотворил человека; через ряд наводящих вопросов (о даре речи, способности преобразовывать мир и творить, думать и различать добро и зло) выясняем, чем человек отличается от своих «меньших братьев».

Размышляем: бывает ли, что человек забывает о том, что он сотворен подобным Богу, и своим поведением напоминает нам зверя?
Когда говорят, что человек подобен… волку? Лисе? Барану? Ослу?
- Когда злится, хитрит, упрямится, капризничает...

Подтверждая ответы детей, приводим в пример выражения, характеризующие недостойное поведение: «упрямый, как баран», «хитрый, как лиса», «злой, как волк», «лягается, как осел»…

Важно помнить о недопустимости подмены вопроса-задачи (проблемы) риторическими или неконкретными вопросами, не требующими ни активного внимания, ни самостоятельного решения. Такая подмена приводит к игре в диалог.

Например, педагог хочет привлечь внимание малышей к трудностям, возникающим зимой в пропитании зверей, птиц и возможностям нашей помощи «братьям нашим меньшим». Неконкретная постановка вопроса, например, такая: «Если мы пойдем зимой в парк или лес, то что там увидим?». Вместо предполагаемых педагогом ответов: «жучки-паучки спрятались до весны» и т.п., после недоуменного молчания можно услышать, что «мы увидим сугробы, тропинки в снегу, лыжню» и пр., что никак не связано с темой диалога…

Педагогические возможности беседы любой тематики, построенной на принципах диалога, решают актуальные задачи пробуждения активного восприятия ребенка, развития творческого мышления и самостоятельного суждения, создания первичных или устойчивых впечатлений по теме обсуждения.

В качестве отправных точек диалога, источников рождения впечатления по предлагаемой теме педагог может использовать «объединяющее впечатление», например:
– домашние рисунки детей;
– слайды (иконы, пейзажи и т.п.);
– песню;
– совместное творческое действие в процессе беседы;
– постановку актуального «проблемного вопроса»;
– личное видение или вопрос конкретного ребенка (возникшие в процессе обсуждения).

Внимание педагога к личному восприятию ребенка, конкретным его вопросам (которые зачастую могут не вписаться в картину предполагаемых) – важное условие совместного движения в беседе. Поэтому большое значение имеют простейшие, казалось бы, вопросы о предмете впечатления:
– Что видим?
– Что (кто) на первом плане?
– Кто рядом? (Например, по слайду.)

Педагог должен быть готов к тому, что внимание ребенка может быть приковано к неожиданным для взрослого, но волнующим малыша деталям. Например, рассматривая икону Рождества Христова, кто-то из детей может спросить: «Почему Богоматерь отвернулась от Сына, как же так?..» А во время разговора о событиях Введения во храм Пресвятой Богородицы у детей может возникнуть такой вопрос: «Родители совсем одну оставили маленькую Марию в храме?..»

Понятно, что дальнейшее течение беседы по намеченному педагогом руслу без внимания к личному восприятию малоэффективно: ребенок просто не будет способен слушать, пока не разрешит волнующего вопроса–переживания.

При этом, выстраивая продуктивную форму диалога, важно приобретать опыт предугадывания, знания «жизненного состояния» маленьких собеседников, возрастных особенностей восприятия ими материала. Иначе существует опасность вовсе уйти от программы, пойти на поводу различных мнений, переживаний, впечатлений.

Примерная структура того типа тематического диалога, который используется на занятиях по программе «Введение в традицию», может быть представлена следующей схемой:

- Объединяющее впечатление
- Вопрос педагога
- Ответы детей: область поиска вариантов решения  и уточнения вопроса
- Обобщение ответов детей
- Выявление основной проблемы
- Блок новой информации
- Связывание новой информации с уже имеющимися знаниями, опытом, впечатлениями детей и с первоначальным вопросом

Приведенная схема представляет один информационный блок.

Поясним эту схему на примере тематической беседы «Красота рукотворная и нерукотворная» для детей четырех–пяти лет (четвертое занятие цикла «Чаепитие в русском доме»).

Занятие тематического цикла «Чаепитие в русском доме»
(для детей четырех-пяти лет)

Начинается беседа с объединяющего впечатления: перед нами – расписанные различными узорами картонные игрушечные столики (домашнее задание детей), на каждом столике – маленькие глиняные чашечки и чайничек (лепили и расписывали на предыдущих занятиях).

Далее следуют вопросы педагога и ответы детей. В круглых скобках приводятся предполагаемые ответы детей или их обобщение, озвучиваемое педагогом.
– Кто слепил этот чайничек? А этот? (Дети называют имена «авторов».)
– Как слепили?
– Своими руками.
– А Кто сделал глину, из которой мы лепили чайнички?
– Глину создал Бог-Творец. Ее нельзя сделать руками человека.

Вспоминаем, приводим примеры «нерукотворной красоты», которая есть в мире: Солнце, звезды, деревья, горы, цветы – все сотворил Господь Бог.

Обобщаем ответы детей и даем небольшой блок новой информации:
– Бог создал и человека, подобного Себе. Поэтому-то мы тоже можем творить красоту, чтобы радовать других.

Называем красивые вещи, сделанные руками человека, которые видим вокруг себя. Размышляем: как мы учимся украшать свой дом, мир вокруг? Откуда черпаем сочетания цветов, узоры? (Рассматриваем на примерах: гжельская роспись похожа на морозные узоры на оконном стекле; хохломская посуда напоминает яркие краски ранней осени; жостовские подносы «рассказывают» о красоте цветов и трав…)

Обобщаем ответы и наблюдения:
– У человека есть великий дар – делать мир вокруг себя красивым. Научиться этому можно, глядя на красоту Божьего мира. Человек может хранить эту красоту и воссоздавать в рукотворных формах на пользу и на радость людям.

Выявляем новую проблему:
– А что происходит с человеком, если он начинает пачкать, ломать, разрушать?..
– Человек перестает быть «соработником» Бога, удаляется от Него, изменяется сам и открывает дорогу злу...
– Что делать, чтобы этого не произошло?
– Учиться созидать, уклоняться от зла и творить на благо ближним, помогать маме и папе, быть «соработником» им в малых и больших делах. Человек – не разрушитель, а творец и созидатель.

Определяем домашнее задание к следующему занятию: сделать для нашей игрушечной посуды поднос и нарисовать на нем картинку, передающую красоту нерукотворного мира…

В ходе тематических бесед на занятиях по программе «Введение в традицию» часто используются слайды, как яркое объединяющее впечатление, а также слайд-фильмы.

Под «слайд-фильмом» подразумевается система выстроенных в единый логический ряд слайдов, объединенных единой проблематикой. Этот логический ряд, по сути, отражает структуру сократического диалога. Очередность и выбор слайдов определяется их содержанием: каждый слайд должен «задавать вопрос», следующий – корректировать ответ и задавать следующий вопрос. В этом состоит основное отличие слайд-фильма от простой иллюстрации слов педагога.

По нашему опыту, нежелательно использовать слайды с обилием мелких деталей. Чем младше дети, тем крупнее, конкретнее должно быть предлагаемое им изображение.

Каждый слайд-фильм может содержать от трех до девяти кадров, в зависимости от места фильма в контексте всей беседы и содержательной наполненности.

По количеству слайдов оптимальным является составление слайд-фильма из трех-шести кадров, включающих один-два информационных блока. Три информационных блока на шести-девяти слайдах допустимо, если слайд-фильм составляет основное содержание тематической беседы.

Большее количество слайдов (до двенадцати) возможно, когда проблемный диалог не ведется (блоки новой информации отсутствуют или один блок в конце фильма носит обобщающий характер), а каждый кадр напоминает детям о хорошо известных событиях, святых, праздниках. (Например: вспоминаем праздники года – узнаем по слайду, о каком празднике идет речь, называем и т.д.)

Слайд-фильм не является обязательной составляющей частью тематической беседы. В одних занятиях он может отсутствовать, в других – быть логическим продолжением диалога, в третьих – на его материале может быть развернута вся тематическая беседа.

Но и в том случае, когда по ходу беседы необходим не слайд-фильм, а простой изобразительный ряд слайдов, педагогу важно научиться избегать описательности в контексте комментария. Нужно дать детям возможность всматриваться в изображение, вслушиваться в речь. Возможность искать ответ, подмечать детали и совместно делать выводы. А еще – строить «мостик» от пространства внутристудийного общения в домашние занятия.
Например, вот как строится ряд слайдов в тематической беседе «Труд – служение» (второе занятие тематического цикла «Гончарных дел мастера» для детей шести лет).

Занятие тематического цикла «Гончарных дел мастера»
(для детей шести лет)

В начале беседы – обсуждение домашних рисунков «Сокровища недр в руках человека». Вспоминаем богатства России, о которых говорили и которые рисовали на прошлых занятиях (дары лесов и водоемов).

Размышляем:
– Какое же сокровище земли русской самое ценное?..
Слушаем ответы детей.

Обсуждаем:
– Что необходимо для того, чтобы природные богатства не лежали бы без пользы?
 – Нужен человек. Мастер своего дела.

Выше всех других сокровищ любой народ ценит умелые трудовые руки. Бог дал способность человеку творить, создавать рукотворные предметы для красоты и на пользу людям.

Смотрим слайды – «дела мастеров»:
1. – «Собор».
Храм – сердце города.

Всматриваемся:
– Из чего сложен, чем украшен?
– Камень и самоцветы – из недр земли. Дерево – дары лесов.

Называем:
– Труд каких мастеров был приложен к постройке храма?
– Труд зодчих.
2. – «Сруб».
Вслушиваемся в основу слова: «Сруб» – от слов «рубка», «рубить».
– Почему такое название?

Всматриваемся внимательно в изображение – дом сложен из бревен, срубленных в лесу.
– Какие мастера здесь потрудились. Лес рубили?..
– Лесорубы.
– Бревна складывали вплотную друг к дружке, чтобы не было щелей?..
– Плотники!
и т.д.

Смотрим различные слайды, называем, что видим и профессии тех мастеров, которые потрудились над изготовлением того или иного изделия, подмечаем детали...

Определяем домашнее задание: рисунок «Кем я хочу быть: каким делом послужить Родине и людям, когда вырасту?»

Особенности ведения тематической беседы с детьми разного возраста

1,5 – 3 года
В этой возрастной группе тематическая беседа как структурная часть занятия отсутствует. Однако при подготовке к тому или иному празднику, а также перед рукоделием педагог использует различные способы «включения» активного восприятия через объединяющее впечатление. Это может быть рассматривание иконы праздника, ее украшение или «деятельное» знакомство с материалом или предметом рукоделия. Здесь педагог стремится пробудить речевую активность ребенка и его наблюдательность через простейшие вопросы о форме, цвете, количестве, размере, свойствах.

Несмотря на то, что в этой возрастной группе область ответов детей (в силу их речевых возможностей) невелика, а рассказ и показ педагога составляют основную часть беседы, основы диалоговой культуры закладываются именно здесь.

Примерная структура таких «маленьких бесед»:

- Объединяющее впечатление
- Вопросы педагога
- Ответные действия детей: показываем пальчиком, выбираем, отделяем, называем, украшаем и т.п.
- Краткий блок новой информации с использованием наглядного материала
- Связывание новой информации с уже имеющимися впечатлениями детей

Продолжительность – около пяти минут. Не более одного информационного блока.

3 – 4 года
В этой возрастной группе впервые вводятся собственно беседы как структурная часть занятия. Однако это происходит постепенно, не с первых занятий. К концу же учебного года дети, как правило, уже уверенно чувствуют себя в живом диалоге.

В формулировке вопроса на первых этапах могут содержаться подсказки: «Когда листья с деревьев опадают: весной или осенью?» и т.п.

Содержание бесед выводится только из опыта детей этого возраста (темы дома, наших дел в нем, заботы друг о друге, природных изменений и пр.).

Количество информационных блоков – не более одного (одна главная мысль, один вывод, к которому через ряд вопросов подводятся дети).

По-прежнему важны в ходе беседы источники впечатления, связанные с активным действием детей, совместным творчеством, украшением. (Например, в беседе у календаря «Лесенка Великого поста» каждый ребенок прикрепляет свой маленький колокольчик на соответствующую текущей неделе ступеньку, пока все вместе поют «Великопостный запев».)

Продолжительность такой беседы – 5–10 минут.

4 – 7 лет
В этих возрастных группах тематическая беседа – обязательная часть занятия.
Содержание бесед расширяется от тем природы, дома, быта, правил жизни в семье к основам православной культуры, истории Отечества, этнографии, социальной деятельности человека.

Собственно сократические по характеру тематические диалоги начинают использоваться в работе с детьми четырех – четырех с половиной лет.

Количество информационных блоков в одной беседе постепенно возрастает: от одного-двух (с детьми четырех лет) до трех-четырех (с детьми семи лет).

Продолжительность тематической беседы – до двадцати минут (учитывая, что за это время происходит не только собственно разговор, но сменяются формы активности детей, обусловливаемые подразделами части «Тематическая беседа» – см. ниже).

Возможные подразделы части «Тематическая беседа»
- Обсуждение домашнего задания
- Тематический диалог
- Слайд-фильм (или иные зрительные образы)
- Постановка нового домашнего задания, вытекающего из беседы, и комментарии к нему

С обсуждения домашнего задания обычно начинается тематическая беседа. Перейдем теперь к подробному описанию этого подраздела.

Домашнее задание и его обсуждение на занятии

Домашнее задание на неделю после занятия детской студии помогает уточнить, углубить, лучше осмыслить темы, обсуждавшиеся с детьми, возвращаться к ним еще раз в домашней обстановке, в общении с мамой и папой.

Домашние задания детям задаются регулярно, начиная с четырех лет.

Домашнее задание обговаривается на занятии трижды:
1. По частям, в процессе занятия, так как домашнее задание обычно вытекает из той или иной деятельности детей или совместного обсуждения.

2. Перед прощальной песенкой (после свободной игры во время родительского собрания), так как детям необходимо уточнить и напомнить все задание целиком. При этом педагог просит детей загибать на ладошке пальчики по числу заданий, выясняет, сколько заданий названо. Затем просит повторить первое, второе и третье задание (если есть).

3. На «маленьком родительском совете»: домашнее задание обсуждается там подробно, с комментариями для родителей (см. далее – в главе «Работа с родителями»).

Каждое «Домашнее задание» должно состоять не более чем из двух пунктов, связанных с новым для ребенка материалом, а также содержать информацию для родителей.

Структура домашнего задания
1. Что читаем вместе с родителями (или за чем наблюдаем).

2. Что рисуем (рисунок вытекает из чтения или наблюдения). Вариант: что придумываем и пишем, или что делаем (кормушка, игрушка, подарок и пр.).

3. На что обращаем внимание в общении с ребенком дома (основная тема недели).

4. Что приносим к следующему занятию.

Нужно помнить о том, что, помимо студийных занятий, дети, как правило, посещают другие центры, кружки, ходят в детский сад, где получают свои задания. Потому выполнение домашней работы в рамках программы «Введение в традицию» не должно стать непосильным делом, на которое с трудом выкраивается время. Поэтому не стоит расширять домашнее задание ребенку до большего количества пунктов (нарисовать, выучить, сделать, вспомнить, вырезать, доделать, уметь объяснить). Однако время от времени можно вводить в домашнее задание дополнительно один из следующих пунктов:
– Что учим наизусть? Речь идет об одной пословице, скороговорке, фразеологическом обороте, четверостишии.
– Что постараться объяснить своими словами? Постараться объяснить смысл высказывания, пословицы и т.п.

В зависимости от количества детей в студии, их возрастных возможностей, а также от самого содержания домашнего задания ход его обсуждения может быть выстроен по-разному. Педагоги клуба «Рождество» обычно используют на занятии один из описанных ниже методов.

Любой из описанных ниже способов обсуждения домашнего задания может быть применим к организации обсуждения творческих работ, выполняемых детьми на занятии по другим программам.

Методы обсуждения домашнего задания

1. «От автора» (по домашним рисункам или иным заданиям).
Дети рассаживаются на расставленные полукругом скамеечки. Каждый ребенок, выходя со своим рисунком и становясь рядом с педагогом, самостоятельно рассказывает о выполненной работе. Педагог задает по теме рисунка вопросы как автору, так и другим детям.

Вариант этого метода: педагог предлагает детям рассказать, что мы видим на рисунке конкретного ребенка, самому ребенку предлагается дополнить ответы товарищей и дать свои комментарии.

Этот метод возможен при количестве детей в группе не более десяти-двенадцати человек (идеально – семь-восемь).

2. «Хронологический» (или «сюжетный»).
Замечательный метод при условии, что домашнее задание было связано с рисованием любого запомнившегося эпизода из того или иного прочитанного рассказа: жития, былины, сказки, истории и пр.

Педагог предлагает детям вспомнить, с чего начиналась прочитанная история, что было затем. По мере пересказа детьми содержания, на полу выкладываются рисунки детей, проиллюстрировавших эпизоды, о которых идет речь.

Сократический диалог с самого начала сопровождает пересказ истории: от каждого рисунка (или ряда похожих) ставится вопрос по содержанию прочитанного, устанавливаются смысловые связи, причины и следствия. Во время обсуждения дети свободно перемещаются перед выставляемыми в ряд рисунками.

Метод подходит для любой по количеству детей группы.

3. «Обобщение»
«Метод обобщения» уместен:
а) при большом количестве детей в группе;
б) при том, что по содержанию выполненные работы можно разделить на подгруппы.

Дети садятся полукругом на скамеечки. После комментария первого ребенка к своему рисунку педагог предлагает выйти со своими работами тех, у кого они похожи по содержанию. Выводы о возникающих обобщениях дети делают сами в ходе сократического диалога по рисункам.

Например:
Тема домашних работ «Покров земной и небесный»
Первый рисунок – снежный покров на земле.
Педагог:
– В какое время года земля спит под снежным покрывалом?
– Зимой!
– Что меняется в другие времена года? Чем покрыта (украшена) земля летом?
– Цветами и травами!
– Кто рисовал летний покров, выходите к нам.
Смотрим рисунки; и далее – по временам года.
– Эти убранства, покровы земли мы с вами можем видеть в разные времена года.
– Какие еще «видимые покровы» вы нарисовали?
Смотрим на звездный покров над землей на рисунке кого-то из детей; на малыша в колыбельке, укрытого теплым покрывалом, и т.д.
– Скажите, а можем ли мы увидеть Небесный Покров Богородицы над нами?
– Он невидимый! Его можно чувствовать, о нем молиться.
– Кто нарисовал рисунки о невидимом глазу покрове?

Рассматриваем рисунки, на которых изображены: Богородица в храме с омофором над людьми, Ангел-хранитель у кроватки малыша, святой покровитель молится ко Господу – и т.д.

4. «В контексте…»
Метод подходит для любого количества детей в группе. Его особенность в том, что содержание всей тематической беседы вписывается в контекст обсуждения домашних работ.

Дети сидят полукругом на скамеечках, по очереди выходят к педагогу со своей работой. Педагог ставит вопросы для детского и совместного обсуждения, отталкиваясь от содержания конкретного рисунка или наоборот: после постановки педагогом проблемы ищем возможные ответы и решения в рисунках детей.

5. «Выставка»
Метод подходит для групп с большим количеством детей (15–20 человек) не младше пяти лет.

Выкладываем все домашние работы на полу, разглядываем. Ставим задачу: сформировать экспозицию (выставку) по заданной теме, разбив ее на разделы. Предлагаем детям определить возможные тематические разделы, сгруппировать по ним рисунки, обосновать.

Сократический диалог ведется по ходу обсуждения.

«Пожарный вариант» метода «Выставка» (когда возраст и большое количество детей грозит опасностью затянуть надолго обсуждение домашних работ другими методами): педагог сам разделит разложенные работы по разделам, привлекая к обсуждению детей.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру