Взаимодействие матери и новорожденного

Известный исследователь Конрад Лоренц высказал идею о том, что в тех случаях, когда для выживания и развития детеныши некоторых видов животных нуждаются в родительской заботе, они должны обладать способностью ее вызывать. Одним из средств может являться их внешний вид, который существенно отличается от внешнего облика взрослых особей и эти отличия подобны у разных видов. Человеческий младенец обладает крупной в соотношении с размерами тела головой, большим и выдающимся лбом, большими глазами, расположенными ниже горизонтальной средней линии лица, круглыми щеками, маленькими и пухлыми ручками и ножками. Этот комплекс качеств был обозначен с помощью понятия babyness – "детскость". Внешний вид младенца как бы притягивает взрослого к ребенку, вызывает у матери прилив нежности, умиление, желание проявить заботу. Схожесть подобных черт во внешнем облике потомства у различных видов млекопитающих объясняет, почему возможно межвидовое усыновление, (например, кошка выкармливает щенка) а также, почему детеныши животных часто так привлекательны и притягательны для людей.

Джон Боулби - другой известный исследователь в области психологии младенчества, - выделил пять основных типов поведения: плач, улыбку, сосание, хватание, реакцию следования, лепет, которые являются по его мнению врожденными средствами стимуляции материнской заботы. С точки зрения Боулби, ориентированная на родителя активность младенца имеет сигнальное значение для взрослого и активирует соответствующее поведение, которое также является генетически запрограммированным.

Помимо способности привлекать материнское внимание и его удерживать, младенец наделен и механизмом избегания. Так, например, он отворачивает головку от матери в тех случаях, когда не хочет продолжать общение. Сигналами прерывания взаимодействия служат также такие виды поведения как плач, крик, икание, зевота, энергичные движения ручками и ножками.

Таким образом, младенец не является пассивным объектом материнских воздействий, он инициирует, поддерживает, подкрепляет и регулирует материнское поведение. По мере развития ребенка репертуар воздействий ребенка на мать изменяется, появляются новые типы, соответственно меняется и поведение матери. Все это позволяет говорить, что не только мать социализирует младенца, но и младенец обучает и воспитывает мать.

Социальное развитие ребенка в первый год жизни
В 70-е годы ХХ века использование видеозаписи и покадрового анализа видеоматериалов позволило психологам сделать выводы о наличии у ребенка врожденных способностей к социальному взаимодействию, установлению связи с матерью.

Младенцы начинают реагировать на людей, начиная с первый дней жизни. Уже в первые часы после рождения новорожденные предпочитают рассматривать лицо человека, располагающееся на расстоянии 20 см. А именно на таком расстоянии находится лицо матери, когда она держит ребенка на руках во время кормления. При этом наибольший интерес вызывают глаза, брови, граница волос. К концу первого месяца дети различают голоса, устанавливают контакт с помощью взгляда в глаза взрослому.

Отмечается, что уже новорожденные по-разному рассматривают человеческое лицо и неживые предметы. Рассматривая лицо, они произносят больше звуков, начинают двигать руками и ногами, сжимать и разжимать кулачки, совершают плавные движения.

Очень рано младенцы начинают различать выражение лица взрослого. Обнаружено, что новорожденные способны различать выражение счастья, печали, удивления, а в более позднем возрасте различают слайды с выражением радости, гнева и нейтральным выражением лица.

У новорожденных часто можно наблюдать рефлекторную улыбку, в которой участвуют только мышцы рта. Такую улыбку можно вызвать легким прикосновением к щеке ребенка, она часто появляется в состоянии дремоты.

Социальная улыбка, адресованная другому человеку, проявляется у младенцев в конце первого начале второго месяца после пристального взгляда в глаза взрослого и достигает своего расцвета в три месяца, когда малыш охотно улыбается каждому человеку. Появление социальной улыбки важное событие в жизни ребенка, так как оно знаменует становление общения.

Известный отечественный детский психолог М.И. Лисина выделила четыре критерия, на основании которых можно утверждать, что у младенца сформировалась общении с другими людьми:
1. Взгляд в глаза взрослого, который появляется примерно в конце третьей недели жизни и характеризует интерес к взрослому, настроенность на коммуникацию.
2. Ответная улыбка на воздействия взрослого. Она появляется в конце первого месяца жизни и выражает удовольствие ребенка от общения с взрослым.
3. Инициативная улыбка и оживление которые младенец использует, чтобы привлечь внимание взрослого путем демонстрации своих умений и способностей.
4. Реакция на проявление внимания взрослого, проявляющаяся в стремлении ребенка удержать внимание и продлить эмоциональный контакт.

По мнению Лисиной только присутствие всех четырех критериев свидетельствует о наличии общения. Проявление же отдельных признаков говорит о том, что общение еще только складывается.

Как они понимают друг друга
Как взаимодействуют мать и ребенок? В чем это проявляется? Несмотря на то, что отношения между матерью и младенцем являются основополагающими для человеческих взаимоотношений их содержание и особенности стали исследоваться лишь относительно недавно.

Известный английский психолог Д. Стерн установил, что мать или близкий и ухаживающий за ребенком человек ведут себя с младенцем совершенно иначе, чем с взрослыми или детьми постарше. По сравнению с тем, как мать общается с другими людьми, ее поведение при взаимодействии с младенцем выглядит совершенно необычным. В чем именно это выражается?

Прежде всего, в особой детскости речи матери, обращенной к младенцу (baby talk). Исследование шести различных языков на шести континентах показало сходные черты материнской речи, которые выражались в том, что мать при общении с младенцем использует простые, короткие предложения, делает длинные паузы, включает в речь бессмысленные звуки и часто изменяет слова (например, "холесенький" вместо "хорошенький"). Кроме того, повышается высота голоса, речь замедляется и преувеличивается, становится протяжной, изменяется ритм и ударение – все это приводит к песенности материнской речи. Обращает внимание своеобразный вокальный диалог между матерью и младенцем. Он состоит в том, что мать, общаясь с ребенком задает вопрос и от имени ребенка сама на него отвечает, так, что это скорее монолог матери в форме воображаемого диалога. Такая экзотическая форма поведения матери имеет большой смысл для психического развития ребенка. Во время паузы между обращениями младенец, способный к подражанию, в какой-то момент ответит на инициативу матери вокальной имитацией или любым другим изменением поведения. Это, в свою очередь, побудит мать продолжать начавшееся взаимодействие и изменять свое поведение, подстраиваясь под ребенка. А младенец, получив новый позитивный опыт общения, будет и в дальнейшем отвечать на инициативы матери, так что со временем монолог матери перейдет в гармоничный диалог матери и ребенка.

Меняется не только речь матери, то есть, что и как она говорит, но и выражение лица, движения головы и тела, рук и пальцев, изменение расстояния в процессе общения с малышом. Так, можно отметить преувеличение в выражении лица (глаза широко раскрываются, брови вскидываются), замедленное формирование и долгое удерживание выражения лица, замедление движений, однообразие и повторяемость движений и действий. В поведении матери наблюдаются необычные по темпу и ритму движения приближения и удаления от младенца. Мать может быстро приближаться к ребенку вплоть до расстояния нескольких сантиметров от его лица, а также смотреть на него и говорить одновременно, что необычно для взаимодействия взрослых.

Экспрессивные выражения также постоянны, а репертуар их ограничен, по сравнению с общением с другими людьми. Так, мать использует выражение удивления для проявления готовности или приглашения к взаимодействию; улыбку или выражение интереса для поддержания контакта; хмурится или отводит взгляд, если хочет закончить взаимодействие, а при его избегании - сохраняет нейтральное выражение лица.

Главный вывод, который сделали исследователи, изучавшие поведение матери при взаимодействии с ребенком состоит в том, что постоянные по содержанию и стереотипные проявления матери создают у ребенка ощущение стабильности и предсказуемости окружающего мира, чувство безопасности.

Как они умеют взаимно подстраиваться
Период приблизительно от двух до шести месяцев считается "медовым месяцем" взаимодействия матери и младенца. Именно тогда отчетливо проявляется слаженность, гармоничность, взаимное дополнение в их поведении. Мать и младенец научаются читать сигналы начала и окончания активности друг друга, соблюдать очередность и выстраивать длинные цепочки взаимодействия. Так во время кормления младенец сосет грудь, совершая серии движений длительностью от 8 до 10 секунд, прерывая сосание паузами от 2 до 5 секунд. При этом для того, чтобы проглотить пищу и передохнуть в этих паузах нет никакой физиологической необходимости. Большинство матерей (независимо от того кормят они ребенка грудью или из бутылочки) во время пауз поглаживают ребенка, разговаривают с ним для того, чтобы стимулировать продолжение сосания. Интересно, что младенец начинает вновь сосать молоко и без такой стимуляции. Скорее всего, он использует паузы, чтобы вызвать ответное поведение матери. Так возникает первый диалог между матерью и ребенком.

Начиная с третьего месяца жизни, младенец способен посылать матери "двойственные" сигналы, с помощью которых он инициирует мать к взаимодействию или хочет его прервать. Если ребенок поворачивает голову лицом к матери, смотрит ей в глаза, улыбается, произносит тихие протяжные звуки (гукает, гулит) – это приглашение к общению и взаимодействию. С другой стороны, отвод взгляда, отворачивание, наклон головы, хныканье сигнализируют о нежелательности и избегании контактов.

Для успешного протекания взаимодействия каждый партнер должен чувствовать, что влияет на другого. Важно, чтобы каждая инициатива ребенка сопровождалась ответными проявлениями матери, такими как: улыбка, ласковые слова, поглаживание, нежные прикосновения и пр. В том же случае, когда ребенок, например, устал, хочет спать и показывает взрослому, что не хочет больше общаться с ним, взрослый, учитывая желание малыша, не должен настаивать на взаимодействии, усиливать стимуляцию (например, показывать новую игрушку, стараться вызвать улыбку и пр.)

Таким образом, взаимодействие матери и ребенка – это процесс взаимного приспособления, в котором ответы партнеров взаимообусловлены и ритмически организованы.

Одним из наиболее ярких примеров ритмической согласованности действия матери и младенца является синхронизация. В эксперименте Шафера мать и ребенок помещались в светлую комнату с множеством ярких игрушек. В ходе опытов выявилось большое сходство в их поведении. Так, мать и младенец смотрят преимущественно на один и тот же объект, причем ведущую роль играет ребенок, начиная с выбора предпочитаемой игрушки, а мать лишь подстраивается к его действиям.

Изучение простой, стереотипной игры взрослого с младенцем первых месяцев жизни показало, что ребенок участвует в ней как активный партнер, управляя поведением взрослого с помощью взгляда. Малыш то смотрит на взрослого, показывающего ему "козу" или "ладушки", то отводит взгляд в сторону, то снова смотрит на взрослого, помогая тем самым определять ритм и темп взаимодействия, побуждая партнера к новым действиям. В опытах Стерна производилась кинозапись движений головы у трехмесячного ребенка и взрослого, глядящих друг на друга. Движения матери и ребенка составили гармонически сочетающееся взаимное приближение и отступление, названное автором своеобразным "вальсом". Кроме того, уже в другом исследовании была выявлена подстройка и синхронизация движений младенца в ответ на человеческую речь, причем именно на звуки осмысленной речи. Причем подобные непроизвольные движения младенца можно сравнить с "неуловимым балетом".

Начиная с 9 месяцев у младенца наблюдается феномен "социальной ссылки" - ориентация на эмоциональную реакцию матери для оценки и понимания событий. Ребенок, сталкиваясь с ситуациями неопределенности, (например, при встрече с незнакомцем, яркой движущейся игрушкой – роботом), ищет информацию для понимания и оценки ситуации у близкого взрослого. С этой целью ребенок смотрит на выражение лица взрослого, стараясь уловить его реакцию на происходящее. Десятимесячный малыш приблизится и будет с интересом рассматривать управляемого робота или игрушечную лающую собачку, если мать спокойна, или улыбается глядя на игрушку. Аналогично ребенок ориентируется на поведение матери, ее эмоциональную реакцию при встрече с незнакомым человеком.

Важным аспектом взаимодействия является процесс подстраивания эмоционального состояния, аффекта между родителями и ребенком. В качестве примера можно привести случай, когда годовалый ребенок встает на носочки, стараясь достать со стола привлекательную игрушку. Наблюдающая за его попытками мама, изменяя и подстраивая голос под его эмоциональное состояние, сопровождает действия малыша словами: "Ну,... ну, ...еще, еще....давай, давай, тянись!". Когда мать спросили, почему она так реагировала на поведение ребенка, наиболее частыми ответами было: "чтобы быть вместе", "чтобы помочь ребенку", хотя большинство матерей не осознавали своих действий. Главная закономерность, которая была обнаружена, состоит в следующем: если эмоциональная реакция матери выше или ниже, чем у ребенка, то исследовательское поведение малыша прекращается. Если же мать успешно подстраивается под состояние ребенка, то исследование продолжается.

Взаимное приспособление, наличие собственной социальной активности младенца во взаимодействиях с матерью привели к выводу о том, что: "Ребенок и мать изменяют друг друга. Они развиваются оба. Социализация - не одностороннее, а двустороннее предприятие: как и воспитание, оно, по существу, дело, совместное".


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру