Духовно-нравственный потенциал учебных книг К.Д. Ушинского

"Вторая после азбуки книга для чтения" – новый уровень сложившейся системы. Развитие детского сознания, наряду с развитием чувствований и воли, - одна из целей, которую преследует К.Д.Ушинский. В "Первой книге для чтения" он поставил задачу сформировать у детей понятия о предметах, научить обобщать и выделять предметы по родам и видам, высказываться законченными, грамматически оформленными фразами, рассуждать и делать выводы. Следующая задача формирования мышления - путем сопоставлений и повторений добиться укоренения и расширения сложившихся связей и способствовать развитию и упрочению детского рассудка. С одной стороны, нужно научить детей видеть предмет в центре всех его отношений в пространстве, с другой стороны, - воспринимать явления в хронологическом ряду, чтобы в будущем в сознании детей временные и пространственные отношения воссоединились и любое явление воспринималось целостно в процессе развития. Поэтому "Вторая книга для чтения" имеет два раздела. В первом отделе, "Вокруг да около", основанием порядка статей служило место, во втором, "Времена года", основание было время. Оба отдела должны изучаться одновременно, но главным основанием должен служить первый.

Так как "Вторая книга для чтения" как бы "вырастает" из "Первой…", то параллели в отделе "Вокруг да около" четко прослеживаются. Взгляд на мир, на жизнь углубляется. Теперь ребенок должен присмотреться к деталям, к тому, что неподалеку от него - вокруг, и "за околицей" - около. Предметы расположены по месту их нахождения, все более и более расширяющимися кругами, центром которых является ученик и его класс, а последним кругом – черта города или села, где живет дитя. Темы вновь повторяются, но перерастают в циклы: в школе, дома, на улице.

Тенденция "увенчивать" темы духовными выводами, доминантами, повторяется, но эти выводы охватывают уже более объемный материал, входящий в пределы циклов, и выстраивают, формируют духовную позицию в отношении более широких явлений.

Первый цикл "В школе и дома" снова вводит дитя в окружение учебных и домашних вещей, в круг семейных и товарищеских взаимоотношений. Создается ощущение деловитости школьной жизни и уюта, теплоты, надежности домашнего покрова, устойчивости патриархального уклада, ценности семейных уз. Завершается цикл сказкой "Братец Иванушка и сестрица Аленушка", дающей выход в область духовных прозрений. Показывается образец взаимоотношений между людьми, и предупреждается опасность превращения человека в зверя, в "козлище", потери человеческого образа даже из-за малого греха, небольшого ослушания. Сказка предупреждает и указывает выход – покаяние: глубоко раскаявшийся барашек-Иванушка, претерпев угрызения совести, страдания, получив нравственный урок, обретает вновь утерянный человеческий образ и верное направление души.

В цикле "Домовые животные" вновь перед детьми человек в окружении животных, тех, которые остались преданны царю природы. В сказке "Плутишка кот" представлены все виды четвероногих животных и обозначены их типичные черты. Всех обводит вокруг пальца котишка-плутишка, подучившийся у человека кое-каким житейским премудростям. Не удается ему только перехитрить самого человека, своих хозяев, чье главенствующее положение утрированно описывается в наказаниях кота. Но как не пытается убежавший из дома воришка обойтись без человека, ничего не выходит: инстинкты сильнее страха наказания.

"Конюшня, скотный двор и птичник" - круг, представленный взору ребенка, расширяющийся, но ограниченный пределами двора. Дети читают и рассуждают о том, какую пользу приносят человеку домашние животные, делают выводы, что все они хороши в своем роде, каждый по-своему, сравнивают домашних с дикими. Итог - всем известная сказка "Сивка-бурка". Человеку в помощь дается сверхживотное, воплощение сверхсилы, мудрости "мира иного", служащего человеку верой и правдой. На посмеяние выставляется и "мудрость мира сего". Образ Иванушки-дурачка, народного простеца, юродивого, нестяжателя, бывшего последним и ставшего первым на званном пиру благодаря душевной чистоте, указывает направление нравственного совершенствования, через которое все творение обретет единство, мировой порядок. На этом этапе для ребенка определены жизненные идеалы.

Цикл "Огород и сад" опять возвращает взор детей на бренную землю. Занятные описания растений, жучков, паучков, бабочек. Через образ садовника из рассказа "История одной яблоньки", прививающего к пенечку дикой яблони побег от благородной яблоньки, устанавливается равновесие в поврежденной грехом природе и единение ее с человеком, "возделывающим свой сад".

Но за пределами этого сада – враждебная жизнь. В конце цикла – сказка "Не плюй в колодец, случится водицы напиться" про Машеньку и Медведя, заставившего ее играть с ним в жмурки. От неминучей погибели уберегла мышка, с которой Машенька поделилась кашкой. Оградила девочку от беды ее добрая душа, доброе сердце. Восприятие Медведя как образ мирового зла, греха и порока переосмысливает выводы: от греха и порока убережет добрая, чистая душа.

Мир "сей" простирается и далее в цикле "На улице и на дороге". От дома к школе ведет дорога, по пути много всего интересного и занимательного, кругом кипит жизнь, люди куда-то едут, взору открываются новые селения, города. Но враг не дремлет, не дает человеку спокойно трудиться, мешает, вредит. Цыган из сказки "Цыган и змей" - нечто вроде известного всем Балды - разумом да смекалкой одолел змея - нечисть поганую.

Итак, если в первой книге ребенку как бы рассказывали о жизни, что хорошо, что дурно, то во второй дается уже наставление на путь духовного совершенствования: не греши и ищи в сердце духовную ограду от порока, а в жизни телесной полагайся на разум. Так, через логику и через интуицию духа, ребенок впитывает эти постулаты, и податливая детская душа устремляется к добру.

Так же гармонично, образуя кружево, переплетаются тексты внутри циклов, внутри колец. Соседствуют логика и чувство, проза и поэзия, рассказ и пословица, песня и побасенка. Ребенок, читая книгу как бы проживает все события вместе с ее героями.

Присутствует повторение многих тем из "Первой книги для чтения", но на качественно ином уровне. Рассказец "Сила не право" о Мите, отнявшем у сестры куклу, и их старшем брате, отобравшем у Мити и куклу, и лошадку, – логическое продолжение рассказца "Вместе тесно, а врозь скучно", где тоже не поделили игрушки брат и сестра. Пословица "Горшок котлу не товарищ" рождает анекдотец про горшок и котел, позабытые кухаркой на берегу и вздумавшие путешествовать по реке.

Кроме идей, повторяются и крепко укладываются в сознании устойчивые выражения, характерные обороты, отдельные меткие, точные фразы и определения. Некоторые традиционные названия сказок преднамеренно заменены, а рассказы, статейки, анекдоты озаглавлены пословицами, в которых дети должны стараться улавливать не только внешний смысл, но и внутреннее содержание, мораль.

Жанр, с которым дети еще не сталкивались, – деловая статья. По своему невеликому объему тексты названы К.Д. Ушинским статейками. Деловые статейки – это упражнения для наблюдений, сравнений, формулирования выводов и умозаключений, позволяющие развить последовательное мышление, расширить объем сознания, укрепить логические связи и конечно же сделать детей обладателями дара слова. Кроме того, деловой стиль статеек учит детей изъясняться просто и правильно о предметах действительной жизни. Постепенно статейки, состоящие их нескольких пунктов, меняются на статейки, имеющие подпункты. В дальнейшем подпункты тоже дополняются своими деталями и даже перемежаются отступлениями. Дети учатся "растекаться мыслию по древу": изъясняться последовательно, не сбивчиво, используя накопленный словарный запас, усвоенные обороты речи, - а это и есть основа детских сочинений. И наконец, деловые статейки перерастают в серьезные рассказцы и рассказы.

Раздел "Времена года" описывает "детский год". Детским его назвал К.Д. Ушинский потому, что все события и явления, изложенные в этой части, близки и знакомы детям. Самые важные события в их жизни – это праздники. Так как "Родное слово" было написано в позапрошлом столетии, то описываются конечно же православные церковные праздники и обряды, трогательные детские воспоминания самого автора, удивительно перекликающиеся с "Летом Господним" И.А. Шмелева и щемящие душу. Включены и рассказы о природе, пробуждающие у детей поэтические чувства и созвучия с годовым циклом церковной жизни. Стихи, песни, пословицы – тоже неотъемлемая часть раздела.

"Родное слово" по внутренней значимости и внешней оформленности можно сравнить с симфонией, в которой все созвучно и гармонично, проникнуто смыслом и красотой.

"Детский мир" и "Хрестоматия"

Эти книги – логическое продолжение "Родного слова", являющегося образцом наглядной и постепенно развивающей методы первоначального преподавания. Окрепшему детскому сознанию, понуждаемому рассматривать любое явление в отношении с другими явлениями и воспринимать их во временном контексте, предлагается более обширная, емкая и содержательная книга, все шире и шире открывающая детям неизведанный мир, и потому названная "Детским миром". Происходит постепенное введение детей в науку через окружающие их знакомые образы действительности, опять-таки имеющей пространственное и временное измерение. Но теперь эти философские категории объединяются, потому что земная жизнь – это путь и в пространстве, и во времени. Основанием деления материалов книги на сферы естествознания, истории и географии служит научная градация, логически требующая рассматривать любое явление в совокупности с другими явлениями в процессе развития.

Предваряются эти циклы несколькими рассказами: в первом детскому взору открывается царство природы, не терпящей праздности и пустоты, во втором предстает жизнь школы, призванной усвоить порядок, гармонию, содержательность, стремление созидать, свойственные природе. Вновь слышится отголосок "Родного слова", его первой темы "Учебные вещи и игрушки" и рассказца "В школе". Это вступительный аккорд, созвучный с отделом "Вокруг да около" "Второй книги для чтения". Разделу "Времена года" вторят четыре рассказа, описывающие российскую зиму, весну, лето и осень. Таким образом, тексты, которые год назад входили бы в две отдельные книги, как бы скрепляются.

Связующим звеном является человек, для которого все создано и через которого проходят все жизненные потоки. Здесь К.Д.Ушинский дает детям краткий, доступный курс антропологии и завершает притчей о доме-теле и хозяйке-душе. Иерархия "Человек, животные, растения и минералы", заложенная в основу "Родного слова", остается незыблемой и в первом разделе, посвященном жизни природы, обладающей, по мнению К.Д. Ушинского, логикой самой доступной и самой полезной для детей. Но классификация мира животных, растений и минералов, предлагавшаяся в "Родном слове", приобретает научные градации.

Навыки, приобретенные при работе с "Родным словом": сравнивая, сличая предметы, явления, группировать, комбинировать их по родам и видам, - обретут новый уровень, и дети смогут видеть любое явление природы в окружении других явлений и определять их место и свойства, находящиеся в постоянном развитии и изменении. "Детский мир" призван быть преддверием серьезной науки. Строгие классификации преподаются детям постепенно и являются результатом интересного познавательного чтения живых, образных описаний мира природы. Рассказы и статьи притягивают внимание детей своей занимательностью и великолепным слогом, доверительным и увлекающим тоном общения с маленьким читателем. При описании любого предмета, любого явления К.Д. Ушинский использует не сухие, выжатые формулировки, а словесные зарисовки, создающие в сознании детей яркие картины, образы. Благодаря этому свойству, язык, которым написан "Детский мир", можно назвать образным, а это прямой выход в образность поэтическую. И как странно, что возвышенный поэтический дух может пронизывать сферу серьезной науки с такими громоздкими, емкими градациями и классификациями.

Тот же авторский почерк виден в разделах, посвященных истории и географии. Детям предлагается курс Истории России, "Первое знакомство с родиной". Факты соответствуют Несторовой "Повести временных лет" и "Истории государства Российского" Н.М. Карамзина, но вновь изложены языком, доступным детям. Этот цикл является естественным продолжением раздела "Времена года" из "Второй книги для чтения". Очень интересно К.Д. Ушинский предваряет исторические рассказы. Прежде чем приступить к хронологическому повествованию, он дает детям, с одной стороны, земное, житейское представление о родине и, с другой стороны, - патетический образ Отечества, история которого будет изложена на страницах "Детского мира". На страницах книги отражено почтение к ее многовековому укладу, понимание ее истинного предназначения, признание (дореволюционной) России глубоко патриархальной аграрной страной, почтение к государю – православному русскому царю, преклонение перед кормилицей-деревней и уважение к мозолистым рукам крестьянина, чувствование обособленности жизни городов, их некого заносчивого, пренебрежительного отношения к деревне. Теплота и задушевность из книги "Времена года", в которой описывались собственные воспоминания К.Д. Ушинского о своем детстве, изливаются и на "Детский мир", укореняя в детях любовь к своей Отчизне.

Особое изумление вызывает переложение древнего текста "Слова о полку Игореве" в главе "Поход Игоря, князя Новгород-Северского". Трактовка, присутствующая в "Детском мире", - доступное детям поэтическое описание исторического события, описание, в котором бережно сохранено и передано каждое меткое слово, каждая интонация подлинника.

 Третий отдел "Из географии" выводит детей за пределы того, что находится вокруг них и около. План класса, план дома, план двора, план улицы – предварительные упражнения, выполнявшиеся при работе по "Второй книге для чтения", и способствовавшие развитию предварительного географического инстинкта у детей. Круг, центром которого является ученик, расширяется до границ села, города, реки, "которая своим течением должна уже вывести дитя из ближайшей окрестности в обширное отечество" и за пределы его. А далее постирается космос. Такая диспозиция, методично продуманная, действительно, позволяет постепенно подвести детей к серьезному изучению географии.

После наглядного знакомства детей с понятием зрительной перспективы, сравнения кажущихся и подлинных величин предметов, описывается Земля, которая уподобляется шарообразному куполу церкви. Как мошке, ползающей по поверхности купола, трудно представить форму этого купола, так и человеку непросто было понять, какова форма Земли. Но нашлись такие смельчаки, которые, плавая по морям и океанам, сделали открытие, что Земля имеет круглую форму. И далее, следуя путями первооткрывателей, происходит знакомство детей с полушариями, континентами и океанами – самыми масштабными единицами земной поверхности. Изучение гор, морей, рек, стран, городов, народностей следует после того, как дети окинут взором небесный свод и познакомятся с именами знаменитых астрономов и физиков.

Завершается курс географии описанием путешествия по родимой сторонушке, по Волге-реке от Петербурга до Нижнего Новгорода. Это и описания природы, и экскурсы в историю, и бытовые зарисовки, как всегда захватывающие воображение и ласкающие слух мелодикой плавной, содержательной речи.

И несколько слов о назначении "Хрестоматии". К.Д. Ушинский признает, что в любой книге, написанной одним лицом, пусть даже обладающим образцовым слогом, "царствует однообразие" (3.17). В "Хрестоматии" ученик найдет разнообразные образцы слога лучших писателей и поэтов.

Другое назначение – наряду с развитием логической мысли (что и происходит при обучении по "Детскому миру"), развить чувства, воображение детей. Эта цель достигается очень гармонично: между статьями "Детского мира" и "Хрестоматии" существует тесная связь, статьи из "Хрестоматии" оживляют и дополняют тексты из "Детского мира". Соответственно этим целям, статьи из "Детского мира" предполагают чтение логическое, прерываемое объяснениями, а чтение произведений из "Хрестоматии" предполагает чтение эстетическое, при котором содержание текстов объясняется детям в предварительных беседах, и затем дети предаются стихии слова.

При чтении научно-познавательных книг К.Д. Ушинского дети, сохраняя живое восприятие прочитанного, учатся сами находить главное, улавливать суть. Автор предполагал научить детей отыскивать знания в тексте, а не подменять эту работу пересказом прочитанного, тем более что пересказать К.Д. Ушинского, воспроизвести столь высокий слог детям не под силу. При чтении статьи по естествознанию требовалось научить детей описывать животных "с головы до ног", растения – от корешка до цветка; при чтении рассказов по истории нужно не столько изучить даты, сколько представить события в их последовательности, понять их причины, следствия; при изучении географии - научить работать по карте, которая сама способна все рассказывать; при работе с "Хрестоматией" - сформировать видение идеи произведения, его строя и художественных средств.

"Первоначальная практическая грамматика"

Говоря о первоначальном преподавании русского языка, К.Д. Ушинский отмечает, что наряду с развитием дара слова и введением детей в сознательное обладание сокровищами родного языка, важно усвоить логику этого языка, то есть грамматические законы в их логической системе. Вначале необходимо с помощью логических упражнений подготовить детей к усвоению свода правил, перечня терминов. Исходя из этого, систематическое обучение грамматике К.Д. Ушинский предлагает начинать только с третьего года.

Изучение грамматики идет через наблюдение ребенка над собственным языком, над языковыми законами, которыми он пользуется бессознательно. Исходя из этого, К.Д. Ушинский избирает вопросительный способ изложения, а не предоставление детям догматических положений.

Для языковых наблюдений выбран отрывок из известной детям "Сказки о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина. И так как текст объединяет в себе все языковые уровни, то он является средством, позволяющим научить детей мыслить не формально, не отстраненно (как это происходит при анализе разрозненных слов и предложений), а системно, исходя из содержания, из контекста.

Реализуется и принцип наглядности - дети говорят и делают выводы о вещах, хоть и невидимых, но понятных и знакомых: называет слово предмет или действие, имеет ли слово значение само по себе или помогает составлять предложение, одну или две мысли будет содержать предложение, составленное из двух простых, и так далее.

Знакомство с грамматикой К.Д. Ушинский начинает с знакомства с синтаксическим строением предложения. Объясняет он это тем, что предложение является выражением мысли, явлением более понятным детям. Синтаксис, контекст предопределяют морфологические свойства слова и его строение. Таким образом, осуществляется принцип знакомства с грамматикой от крупной языковой единицы до более мелкой: от предложения с взаимосвязями слов внутри него (от членов предложения), к лексико-семантическим и грамматическим классам слов (частям речи), до морфем (корней, приставок, суффиксов, окончаний), строительного материала слов. Причем снова и снова соблюдается принцип посильности и постепенного усложнения изучаемого материала.

Наглядно и образно объяснены многие термины: имена существительные названы так потому, что они называют все существующее; имена прилагательные называют качества, прилагающиеся к предметам; местоимения употребляются вместо имен существительных, прилагательных, числительных; придаточное предложение придается другому для объяснения в нем чего-нибудь; причастия причастны склонениям и спряжениям и так далее.

Для самостоятельной работы на уроках и дома предлагается грамматическая хрестоматия, в которой собраны тексты для анализа, описанного выше. В конце включены статьи, в одних из которых необходимо объяснить знаки препинания, а в других - поделить текст с отсутствующими знаками препинания на отдельные предложения и внести необходимые знаки препинания внутри предложений. Это очень полезное упражнение, ведь деление текста на мысли во многом способствует развитию контекстуального мышления детей, расчленяющегося анализом отдельных, разрозненных, набранных из разных художественных произведений предложений.

Свою "Первоначальную практическую грамматику" К.Д. Ушинский назвал "путанкой". При кажущейся внешней запутанности этого пособия сохраняется его внутренняя цельность и последовательность подачи материала, напоминающая рост дерева: от простого к сложному, от главного к частному при сохранении логического порядка. И этот порядок передается сознанию детей.

Ясное представление о грамматике языка, объединяясь с интуицией, придает этому чувству осознанность: мысль и чувство не противоречат, но дополняют друг друга. При этом К.Д. Ушинский отмечает, что не все в языке подчиняется логике, так как язык создан не одной только логикой, что последовательно доказывается им в "Педагогической антропологии".

Не забывает К.Д. Ушинский и о воздействии художественного произведения (а все предлагаемые тексты действительно являются законченными художественными произведениями) на нравственность, не забывает о возможности привить ребенку любовь к нравственному поступку. Как видно, на страницах "Первоначальной практической грамматики" педагогическая система образования и воспитания предстает в целостности и завершенности. Недаром К.Д. Ушинский определял грамматику, преподаваемую логически, развивающую самосознание человека, наукой, "очеловечивающей человека".


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру