Дошкольник – завтрашний школьник.

Глазами отечетсвенных психологов.

Поступление в школу знаменует собой смену социальной позиции ребенка – дошкольника, трансформацию всей социальной ситуации его развития.
 
Вопрос психолого-педагогической готовности к обучению в школе достаточно широко рассматривался в отечественной и зарубежной психологии. Представители зарубежной психологической школы (А. Анастази, Я. Йирасек, С. Штрембел) рассматривали проблему в аспекте школьной зрелости. Отечественные психологи (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. Божович) делали акцент на теоретическую разработку вопроса.
 
Л.С. Выготский указывал, что готовность к школе определяется умением ребенка обобщать и дифференцировать в необходимых категориях предметы и явления окружающего мира.
 
Л.И. Божович представляла готовность к школе как комплексную характеристику, включающую определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции познавательной деятельности и социальной позиции школьника.
 
А.И. Запорожец также выделял особенности мотивации, уровень развития познавательной и аналитико-синтетической деятельности и степень сформированности механизмов волевой регуляции как целостную систему готовности ребенка к школьному обучению.
 
Я.Л. Коломинский утверждает, что одной из важных особенностей развития старшего дошкольника является его сензитивность к усвоению нравственных норм и правил, а также к овладению целями и способами систематического обучения. Поэтому целенаправленные и систематичные воздействия педагога являются существенным фактором, стимулирующим психическое развитие ребенка.
 
Я.Л. Коломинский и Е. А. Панько представляют психологическую готовность к школе как "целостное состояние психики ребенка, обеспечивающее успешное принятие им системы требований, предъявляемых школой", успешное овладение новой для него деятельностью и новыми социальными ролями.
 
Л.И. Божович наиболее важным компонентом готовности считала мотивационный. Она выделяла две группы мотивов учения:
- мотивы, связанные с потребностью в общении;
- мотивы, связанные с потребностями в интеллектуальной активности.

Синтез мотивов этих двух групп и формирует, по мнению автора, "внутреннюю позицию школьника".

В комплексе психологической готовности к школе особое место уделяется развитию произвольности. Д. Б. Эльконин и его сотрудники выделили несколько параметров учебной деятельности, фактически относящихся к компонентам произвольности:
1. умение осознанно подчиняться правилу;
2. умение ориентироваться на заданную систему требований;
3. умение внимательно слушать говорящего и воспроизводить задания, предлагаемые в устной форме;
4. умение самостоятельно выполнить задание на основе зрительного восприятия образца.

Но выделение проблемы развития произвольности в комплексе психологической готовности к школе способствует и выдвижению противоречия. С одной стороны, низкий уровень развития произвольности отрицательно влияет на обучение в школе. С другой, произвольное поведение является новообразованием младшего школьного возраста.

И. В. Дубровина выделяет также развитие речи как компонент психологической готовности к школе, так как "речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления". Особый акцент в развитии речи делается на фонематический слух.

На основе обобщения теоретических подходов к решению проблемы  психолого-педагогической готовности к школе можно выделить ряд ее признаков:
1. Сильное желание учиться и посещать школу (созревание учебного мотива).
2. Достаточно широкий круг знаний об окружающем мире.
3. Способность к выполнению основных мыслительных операций.
4. Достижение определенного уровня физической и психологической выносливости.
5. Развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств.
6. Определенный уровень речевого и коммуникативного развития.

В контексте коммуникативного развития ребенок должен обладать рядом навыков:
- уметь вступать в контакт;
- соблюдать нормы и обычаи, принятые в школе;
- быть дисциплинированным.

Итак, психолого-педагогическая готовность к обучению в школе формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным структурным образованием, включающим три тесно взаимосвязанных аспекта: физиологический, личностный (социально-психологический) и психологический.

До сих пор в отечественной педагогике и психологии имеются разнообразные точки зрения на взаимосвязь компонентов психолого-педагогической готовности к школе. Спорным остается и вопрос о "ядре" такой готовности. Тем не менее, каждый из компонентов является необходимым и требует учета в процессе подготовки ребенка к систематическому обучению в школе.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру