Высокие и низкие звуки

Урок 2

1. Проверка домашнего задания.

2. Устройство фортепиано. Объяснение понятий "высокие и низкие звуки" (знакомство с регистрами — "Сказка про девочку Нину..."). Педагог, показывая, как устроено фортепиано, заостряет внимание на различии высокого и низкого регистров. При этом невольно голос низкого, "толстого" звука у ребенка ассоциируется с толстой струной, а высокого, "тонкого" — с тонкой струной. Ребенок не только слышит, но и видит, почему голоса клавиш звучат все выше, тоньше, когда рука педагога, исполняя отдельные звуки, движется по клавиатуре вправо (в "Сказке про девочку Нину..." так движется кошка). И наоборот, звуки становятся ниже, толще, когда педагог играет те же звуки в обратном направлении.

3. Задание 2.

4. Посадка за инструментом.

5. Упражнение "Лебедь". Ученик переносит руки с середины клавиатуры к ее концам (и наоборот), делая при этом плавные, гибкие движения. Мягкие руки, спокойно касаются клавиш плоскими ладонями, а в момент поднятия кисти рук сгибаются, и пальцы, произвольно собираясь вместе, опус-
каются.

Задача упражнения состоит в том, чтобы ребенок почувствовал свободу, гибкость рук.

6. Слушание пьесы И. Кореневской "Дождик".

Перемена. Педагог рассказывает ребенку какой-либо сюжет и предлагает ему изобразить его звуками на клавиатуре.

Пример: "Гроза". Ребенок показывает, в какой части клавиатуры можно изобразить гром, капли дождя или радость появляющегося из-за туч солнца. После этого он вместе с педагогом импровизирует на фортепиано, создавая звуковую картину грозы. Помогут ребенку в этом приведенные ниже рисунки.

Сказка про девочку Нину, кошку Мурку и пианино

Жила-была на свете одна девочка. Звали ее Нина. Как-то подарили ей пианино на день рождения, а она играть на нем не умела: вот и давай сту-чать по клавишам, перепугала даже кошку Мурку. Рассердилась Нина и спать пошла, а когда уснула, приснился ей удивительный сон.

Будто дома она да кошка
И сидят они у окошка.
А за спиной: "Бум! Бум!"
Обернулась Нина, услышав шум,
Видит — пианино шагает,

Крышку, как рот, открывает.
А под крышкой клавиши в ряд,
Словно зубы стучат.
Вот-вот сердитое пианино
Проглотит девочку Нину.

Ой, как же она испугалась! Хотела убежать, да не может.

Тут кошка на клавиши — прыг!
И чудо случилось вмиг.

Мурка по клавишам идет,
А пианино поет, поет.
Мурка неслышно ступает,
И пианино ей ласково отвечает.

Тут второе чудо случилось —
Кошка вдруг говорить научилась:
"Мяу, все тебе расскажу.
Хочешь, секрет покажу!" —

Нине она говорит
И заглянуть в пианино велит.
Сама же хвостом виляет,
Клавиши лапками нажимает.

Налево Мурка пойдет —
Низким голосом пианино поет,
А если повернет правее —
Звуки все выше, нежнее.

Заглянула Нина в пианино и ахнула: к каждой клавише молоточек приделан, а сзади целый ряд струн, да все разные!

У струн коротких и тонких
Голос высокий и звонкий,
А чем толще, длиннее струна —
Тем ниже звучит она.

Клавишу Мурка нажимает —
Молоточек по струне ударяет,
Струна звенит, поет,
Мурка дальше идет.

Думает девочка Нина:
"Совсем нестрашное пианино.
Надо только его не бить,
Кулаками по нему не колотить,
А бережно клавиш касаться —
Вот оно и не будет кусаться".

Тут наступило утро, и сон прервался. Нина встала, ласково дотронулась до клавиш. В ответ послышались добрые голоса струн.

Задание 2

Посмотри на рисунки и помоги животным отыскать своих детёнышей.

1. Вспомни, как располагаются на клавиатуре высокие и низкие звуки.

2. Сделанные дома карточки разложи на клавиатуре так: в левой части — карточки с изображением животных, у которых низкий голос, а в правой — у которых высокий голос.

Дождик

 

Кто идет там по дорожке?
Чьи я вижу тоненькие ножки?
Это за моим окошком
Вдаль уходит мокрый, грустный дождь.

Тучкою-зонтиком
Дождик накрылся,
С маленькой леечкой
С неба спустился.

Только собрался
Грядки полить он,
А из зонтика вода вдруг
Как польется на дорожку,
На цветы, на лук и на картошку.

Дождик погрустил немножко,
Взял подмышку зонтик и ушел.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выполни несколько раз упражнение "Лебедь".
2. Сделай рисунок к пьесе И. Кореневской "Дождик".
3. Принеси на следующий урок три разноцветных кружка: красный, оранжевый и жёлтый (сделать их нужно вместе с родителями). А также принести одну небольшую игрушку (машину, куклу, зайчика и т. п.).

Задание для родителей
К следующему уроку ребенок должен принести три разноцветных кружочка, которые потребуются для объяснения темы "Клавиши и клавиату-ра". Предлагается за каждой клавишей, а в дальнейшем и за каждой нотой, закрепить свой цвет, используя семь цветов радуги: ДО — красная, РЕ — оранжевая, МИ — желтая, ФА — зеленая, СОЛЬ — голубая, ЛЯ — синяя и СИ — фиолетовая.

Нарисуйте 8 кружков диаметром 10 мм. Попросите ребенка раскрасить их. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый и черный. Можно использовать цветную бумагу.)

Полоску с разноцветными кружками следует наклеить на плотный кар-тон, аккуратно вырезать кружочки и дать ребенку на следующий урок три из них (красный, оранжевый, желтый).


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру