Клавиши и клавиатура

Урок 3

1. Закрепление понятия "высокие и низкие звуки". Большую помощь может оказать какая-либо игрушка — машинка, кукла, зайчик, мишка, попугай.

• Педагог исполняет правой рукой звукоряд поочередно вверх и вниз (можно воспроизвести небольшую мелодию, отдельные звуки и т. п.). Левая рука, в которой он держит игрушку, движется над клавиатурой в ту же сторону, что и правая, но соответственно звукам, поднимаясь, или опускаясь.
 
• Педагог играет звукоряд. В это время ученик с помощью игрушки по-казывает направление движения звуков.

• Педагог играет звукоряд (игрушка здесь не участвует). Ученик, стоя спиной к клавиатуре, отгадывает: с горки или на горку едет машина (идет кукла), с верхней веточки на нижнюю или наоборот летит попугай.

2. Проверка домашнего задания.

3. Работа над упражнением "Путешествие на воздушном шаре". Ребенок поочередно переносит правую и левую руку с одного конца клавиатуры на другой, опускаясь подушечками пальцев на любые клавиши. Необходимо заострить его внимание на трех этапах движения руки:
— мягкий, плавный подъем;
— "полет" руки над клавиатурой;
— быстрое падение свободной руки на кончики пальцев.

На последующих уроках это упражнение полезно использовать для поста-новки каждого пальца в отдельности.

4. Объяснение понятий "клавиши", "клавиатура". На этом уроке ученику читают стихотворение полностью, но изучают пока только месторасполо-жение клавиш ДО, РЕ и МИ.

5. Закрепление пройденного материала (задание 3).


6. Слушание пьесы И. Брамса "Петрушка".

Разучивание русской народной песни "Дождик". Здесь и далее в подобных заданиях ставится задача — познакомить ученика с песенкой и научить ее ПЕТЬ (а не играть!). Это необходимо для того, чтобы ребенок, выполняя домашнее задание, смог подобрать мелодию песни на фортепиано по слуху от различных звуков.

Перемена. Чтение отрывка из стихотворения А. Плещеева "Из жизни".

Чудеса тут, да и только!
Вот ведь клавиш разных сколько!
А имен лишь семь у них.
Как же мне не спутать их?

— Видишь черных клавиш ряд?
Их то две, то три подряд,
Лишь две черненьких нажмешь,
Между ними РЕ найдешь.

Слева — До, а справа — МИ,
По порядку их нажми: ДО, РЕ, МИ.

Рядом ты теперь смотри.
Видишь черных клавиш три?
Между ними — СОЛЬ и ЛЯ
Напевают: "Тра-ля-ля!"

Слева — ФА, а справа — СИ.
А теперь произнеси:
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Друг за дружкой их сыграй
И тихонько повторяй:
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Только СИ ты назовешь —
Рядом снова ДО найдешь.

Если мы от ДО ушли,
До другого ДО дошли —
Значит, целую октаву
Вместе мы с тобой прошли.

Ну-ка, быстро, раз, два, три,
Это слово повтори: ОКТАВА

— Чудеса тут, да и только!
Хоть здесь клавиш разных столько
Знаю я, как их зовут,
Знаю, где они живут.

Задание 3

1. Найди на изображённой здесь клавиатуре клавиши ДО, РЕ, МИ, сосчитай при этом, сколько всего таких клавиш.

2. Найди на клавиатуре фортепиано эти клавиши.
3. Посмотри на рисунок и скажи, на каких клавишах
сидят птички.
4. Возьми три разноцветных кружка и положи их на
клавиатуре фортепиано на соответствующие клавиши.

Петрушка

Вот пришел к вам маленький Петрушка,
Он не унывает никогда,
И его за это любят игрушки,
Потому что с ним им весело всегда.

Из жизни

Из школы детки воротились;
Как разрумянил их мороз!
Вот у крыльца, хвостом виляя,
Встречает их лохматый пес.

Они погладили Барбоску,
Он нежно их лизнул в лицо,
И с звонким хохотом взбежали
Малютки живо на крыльцо.

Стучатся в двери; отворяет,
С улыбкой доброй, няня им:
"Пришли! Небось уж захотелось
Покушать птенчикам моим!"

Снимает с мальчика тулупчик
И шубку с девочки она;
Черты старушки просветлели,
Любовь в глазах ее видна...

Отец угрюм; он в кабинете
Все что-то пишет. В спальне мать
Лежит больная; мигом дети
К ней забралися на кровать.

Вот мальчик, с гордостью тетрадку
Из сумки вынув, показал:
"Смотри-ка, мама, две странички
Я без ошибок написал!"

"А я сегодня рисовала, —
Сказала девочка, — взгляни,
Какая сосенка густая,
А возле кустики и пни.

Ведь все сама я, право, мама,
Не поправлял учитель мне..."
И мать недуг свой забывает,
Внимая детской болтовне.

Встал и отец из-за работы,
Звенящий слыша голосок.
"Ну что вы, крошки, хорошо ли
Сегодня знали свой урок?"

Спрыгнув с кровати, впрегонку
Бегут они обнять отца...
И грусть мгновенно исчезает
С его усталого лица.

И даже солнышко, казалось,
В окно смотрело веселей
И блеском ярким осыпало
Головки русые детей!

И птичка в клетке тесной, вторя
Веселым детским голосам,
Не умолкая заливалась,
Как бы навстречу вешним дням!

А. Плещеев

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучи наизусть первую часть стихотворения (о клавишах ДО, РЕ, МИ).
2. Умей находить на клавиатуре клавиши ДО, РЕ, МИ.
3. От звука МИ подбери по слуху песенку "Дождик".
4. Выполни упражнение "Путешествие на воздушном шаре".
Принеси на следующий урок все семь разноцветных кружков (чёрный пригодится позже).


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру