"Что в августе соберешь, с тем зиму проведешь"

Сценарий августовского досуга для детей старшего дошкольного возраста

Досуг проводится в конце месяца после праздника Преображения Господня.

Программное содержание
Уточнить и систематизировать представления детей об изменениях в природе конца лета.
Формировать и закреплять представления о многообразии плодов, которые взращивает Божия земля к концу августа.
Воспитывать чувство благодарности Богу за созревшие плоды.
Учить заботиться о ближних, оказывать им внимание, делиться угощениями.

Материал к занятию
Плоды, созревающие в августе:
ягоды черемухи;
головки мака;
яблоки;
лесные орехи.

Ход занятия
– Знаете ли вы, дети, название идущего сейчас летнего месяца?
Сейчас идет август.

– Давайте называть по очереди приметы августа месяца. Чем он от всех других месяцев года отличается?

Дети называют приметы августа. Воспитатель делает вывод.

Издавна август называли щедрым месяцем, разносолом, густарём. Русские люди даже поговорку сложили: «Август густарь – страды государь». Страда – время уборки урожая. Выходит, что, по народной поговорке, в августе всего густо, а сам август месяц – государь поры уборки урожая. В садах поспели фрукты, в огороде – овощей вдоволь. Хотя лето уже навстречу осени бежит, все равно много еще дней погожих. Торопись только, собирай щедрые августовские дары.

– Кто из вас сможет объяснить пословицу: «Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь»?
Дети дают объяснения.

Сам Господь благословляет в эти дни августа плоды и садовые, и лесные. В старину не спешили люди их срывать до этого срока, давали войти в силу, напитаться соками, погреться на солнышке.

Дети читают стихи.

Александр Солодовников
Творящая тишина

Бесшумно проносятся птицы,
Бесшумно плывут облака,
Бесшумно листок шевелится
Под легкой рукой ветерка.

Бесшумно струится паденье
Лучей с голубой высоты,
Бесшумно идет превращенье
На флоксах бутонов в цветы.

Развилины яблонь ветвистых
Тяжелые яблоки гнут,
И медленно сок сахаристый
Ствола материнского пьют.

Весь сад плодоносит и дышит,
В нем мир и покой без конца,
И в солнечном этом затишье –
Творящая сила Отца!

Господь Бог благословляет созревшие плоды. Август и на самом деле становится месяцем-«лакомкой». Пробуют в середине августа свежий мед нового урожая, пекут пироги с медом и пшенной кашей. Собирают в эту пору поспевший мак, ягоды черемухи.

А ведь и народные загадки об этих ягодах есть. Да только вам их, наверное, не разгадать: ягод-то черемухи, наверное, и не видели? А вот они какие (воспитатель показывает детям ягоды черемухи и загадывает загадки):

Платье потерялось – пуговки остались.

Черный маленький барашек, костяно брюшко.

Дети объясняют, рассматривая ягоды, почему загадка именно о черемухе.
Черные ягоды похожи на пуговки или на маленьких черных барашков, а «костяно брюшко» — косточка в ягоде.

После этого воспитатель показывает спелые маковые головки.

– А вот поспевший мак. Про него тоже загадки есть:
Под одним колпаком семьсот казаков.

Пал порошок, стал городок краше Казани, краше Астрахани.

Если немного вырастало мака, не очень-то печалились: «Не уродился мак, пробудем и так».

Ведь мак – это не хлеб; вот если хлеб не уродился, зима будет горестной, голодной.

А ребята малые, вроде вас, затевали игру: поставив в центр круга водящего, ходили хороводом да приговаривали:

На горе-то мак, мак; под горою так, так,
Мои спелы маковицы, золотые головицы.
Стань мак, как был.

После этого останавливались и обращались к водящему:

Ты поле вспахал?
– Вспахал. (Отвечал водящий).
А мак в поле посеял?
– Посеял.
А дождик мак поливал?
– Поливал.
А поспел мак?

Вот тут-то водящий, если не хотел окончания игры, отвечал отрицательно:
– Нет, не поспел еще.

 И играющие снова пускались водить хоровод, приговаривая уже знакомые нам слова, а потом, остановившись, вновь задавали водящему вопросы. Так продолжалось несколько раз, пока, наконец, стоящий в центре круга не отвечал им, что мак поспел. Тогда-то вся ребятня радостно восклицала:
– Так давайте мак трясти!

Все гурьбой бросались к водящему и начинали его тормошить. После чего выбирался новый водящий, и игра повторялась.

– Хотите поиграть так?

Проводится игра «Мак».

– А знаете ли вы, ребята, название большого православного праздника, который недавно отмечался в эти августовские дни?
Это праздник в честь Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа – праздник Преображения Господня.

Только к этому дню в старину начинали срывать спелые яблоки. Словно куличи на Пасху, несут на праздник Преображения православные люди корзинки и узелки с яблоками в храм, где после празд-ничной литургии священник читает над плодами молитву и окропляет их святой водой.

Дети читают стихи.

Иван Рутенин
Лето. Преображение

Все как будто в день рожденья:
Стол накрытый, фрукты, мед!
В этот день Преображенья
Словно новым стал народ.

И лучом играет лето
В нежных веточках берез,
И в сиянии из света
С нами Иисус Христос.

Светлана Высоцкая
Преображение Господне

После Троицкой недели
Дни Петровок пролетели.
Уж на небе гроздья звезд:
В августе – Успенский пост.

Урожай приносит сад:
Яблоки и виноград.
Освящают их кропленьем
В чудный день Преображенья.

Угощаются плодами,
Веселясь, и млад, и стар.
В воздухе в саду и храме
Яблочный разлит нектар.

Вам в угощение сегодня на полдник тоже приготовлены яблоки, смотрите, какие красивые: багровые и золотистые, белые и в веснушчатых крапинках; большие и маленькие, как будто игрушки с рождественской елки.

В православных домах и в храмах в этот день пахнет яблоками, люди угощают друг друга созревшими в их садах или купленными фруктами. По народной пословице: «В праздник Преображения Господня и нищий яблочко съест». Щедрость, умение делиться всегда были чертами русского характера.

– Давайте подумаем, кого мы сегодня тоже сможем угостить яблоками, ведь не только же сами будем лакомиться?
Дети называют тех, кого можно угостить, вместе с воспитателем откладывают яблоки для угощения.

– А знаете ли вы, дети, что происходит сейчас на полях?
Идет жатва, вот соберут зерно, смелют его в муку и скоро будут печь пироги уже из муки нового урожая.

Верующие русские люди всегда благодарили Бога в эту пору за урожай, говорили: «Господь Спас нам хлеба припас». Но ведь и сами люди немало потрудились и продолжают трудиться, собирая урожай, чтобы мы с вами могли любоваться красотой спелых плодов.

Дети читают стихи.

О. Белявская
Золотой звон

Звон золотой по лесам,
В поле звенят подголоски.
Хлеба созревшего там
Ярки на солнце полоски.

Золотом чистым горят,
Звоном хвалебным звеня
Славу труду человека.

Благовест мирный гудит
Ясно от края до края,
Добрую весть он гласит:
Осень идет золотая.

С желтым тяжелым снопом,
С сочным румяным плодом,
С сотом янтарно-прозрачным.

– А какими дарами радует нас августовский лес?
Последними ягодами, грибами.

Дети читают стихи.

Поликсена Соловьева
В лесу

Ночь и тишина.
Полная луна
Лишь одна не спит,
Ходит да глядит,

Как в лесу глухом
Под корявым пнем
Мох зашевелился –
Гриб на свет родился.

– Давайте с вами, ребята, поиграем в лесные августовские игры.

Проводятся игры «У медведя во бору» и «Грибы-вояки».

Игра «У медведя во бору»
Один из играющих по жребию изображает медведя, остальные – дети. «Медведь» сидит в стороне и молчит. Дети, делая вид, что собирают ягоды и грибы в лесу, подходят к «медведю», приговаривая:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
Медведь простыл,
На печи застыл!

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
А медведь не спит
и на нас рычит!

«Медведь» начинает ворочаться, потягиваться, выходит из берлоги и ловит детей. Пойманный становится «медведем».

Игра «Грибы-вояки»
Проводить игру можно, когда есть достаточно места для движения детей. Водящего, выбранного по жребию, удаляют от остальных. Все играющие берут названия известных грибов: волнушки, сыроежки, мухоморы, боровики и т.д. Все становятся в круг. А водящий возвращается и, стоя в середине круга, говорит:

Настало горе наше, горюшко,
Мирно пожили мы на волюшке,
Царь Горох с царицей Морковкой
Да с Репкой плутовкой
И с братцем Бобом
Да с другом Кочаном
Идут на нас войной.
Идите воевать со мной!

Играющие, взявшись за руки, отвечают ему:

Уж ты, сударь, нас помилуй!
Не тащи на службу силой.
Долго ль гриб свой век живет?
День-другой всего пройдет–
Он и старится,
На бок валится,
Ножки тонки,
Трепана шляпонька,
Победят как раз
И тебя, и нас.

«Ну, ну, ну!» – говорит водящий и, несмотря на сопротивление грибов, начинает их выкликать: «Лисички! Сыроежки!» и т.д. Дети, взявшие в начале игры названия этих грибов, бегут, а водящий их ловит. Оставшиеся грибы могут «защищать» ловимых, постараться окружить их и не дать водящему проникнуть внутрь круга. Водящий, не поймав «лисичек», может выкрикнуть название другого гриба. В этом случае названные «грибы» должны оставить защиту и спасаться. Остальные «грибы» стараются защитить их. Первый пойманный «гриб» становится водящим и снова начинает собирать грибное войско.

– Не устали от игры? Хотите еще августовские загадки послушать и разгадать?

***
Росло-повыросло,
из куста повылезло,
по рукам покатилось,
на зубах очутилось.

***
Есть на мне,
есть во мне,
нагни меня,
сорви меня,
в руках – гладко,
расколешь – сладко.

***
Маленький мужичок –
костяная шубка.

– Догадались, о чем говорится в загадках?
Это загадки об орехах, которые в лесу к этому времени поспевают.

Дети читают шуточные стихи – из книги для чтения после азбуки «Золотые ключики», изданной сто лет назад.

Орехи

Я недавно видел сам,
Как в оврагах по лесам
Вам, ребята, для потехи
На кустах растут орехи.

Дни их летние пригрели,
И орехи загорели.
Позапрятались комочком
Под шершавым под листочком.
По два, по три, по пяти...
Как бы нам их все найти!

Подходите ближе, детки,
Я нагну пониже ветки,
Вы же шарьте по ветвям,
Вверх и вниз, и там, и сям.
Да смотрите, не зевайте:
Белкам меньше оставляйте!

Раздаются крики, смех:
«Вот орех, еще орех!..»
– Ты, малыш, тянись скорее,
Эти рви, что посмуглее.
Проглядел внизу опять:
Видишь, – три, а рядом пять.

– Затолкали вы девчонку...
Тише, сыпьте в рубашонку.
Кто корзин не захватил...
Тот за пазуху набил,
Тот горой насыпал в шапку,
Этот маленький в охапку
Чуть не целый куст схватил,
А сорвать-то нету сил.

Громче крики, звонче смех:
«Вот еще, еще орех!»
– Будет. Много есть у всех.
Ну а те, что здесь останутся,
Белкам рыженьким достанутся!

— Вот сколько всяких плодов Божия земля возрастила в августе. О многих этих плодах, как мы с вами сегодня увидели, есть и загадки, и стихи. А сказки о плодах огородных и садовых вы знаете?
Дети вспоминают названия знакомых сказок. Если ребята не устали, можно предложить им показать импровизированную инсценировку хотя бы всем известной «Репки».

А закончить наш праздник можно подвижной игрой «Репка».

Игра «Репка»
Минимальное число участников игры – четыре человека. Ребенок, изображающий репку (его выбирают с помощью считалки), крепко держится за неподвижный предмет: дерево, пенек, столб. Обхватывая друг друга за талию, дети образуют «хвостик» репки. «Репку» обхватывает за талию следующий ребенок. Один из игроков старается «выдернуть репку», ухватившись за последнего игрока в «хвостике», оттащить от дерева игрока, изображающего репку. Если это удается, все играющие теряют равновесие и падают на землю, только самые ловкие могут удержаться на ногах. Если ряд оборвался, а «репку не вытащили», все смеются: «Не поели репки». После нескольких неудачных попыток «вытянуть репку» выбирается новая «репка». Все играющие должны побывать в этой роли.

После игры дети могут спеть какую-нибудь знакомую урожайную или летнюю песенку, а после этого их приглашают к праздничному столу на полдник из свежих овощей и фруктов.


Приложение к досугу

Беседа по иконе Преображения Господня

– Давайте, дети внимательно рассмотрим икону и попытаемся определить, где происходили события Преображения Господня: у моря, на равнине, на горе? Какие детали изображения указывают нам на это?
События Преображения происходили на горе, мы можем догадаться об этом, потому что видим на иконе каменистые уступы гор.

– Где изображен Сам Христос на иконе Преображения?
На иконе Преображения Христос изображен стоящим на вершине горы.

– Какого цвета одежды у Спасителя на иконе?
Одежды Спасителя белого цвета. В Евангелии белизна одежд Христа в момент Преображения сравнивается с белизной снега, сиянием света.

– Видим ли мы на иконе Преображения свет? Откуда идет этот свет?
Свет идет от Самого Христа. Евангелие говорит нам о том, что когда Христос поднялся на гору, лицо Его просияло, как солнце, а одежды Его сделались очень белыми, блистающими.

Вокруг фигуры Спасителя на иконе мы видим сияние, пронизываемое лучами света, исходящими от преобразившегося Христа.

– Знаете ли вы, дети, что означает само слово «преображение»?
Это слово означает «изменение», «усовершенствование» образа, состояния, когда становятся видимы раньше незаметные прекрасные особенности.
В момент Преображения Господня зримым стал свет Божественной славы Христа.

– Можем ли мы, глядя на икону, сказать, много ли людей видело этот Божественный свет в момент Преображения Христа? Много ли людей вокруг Спасителя изображено на иконе?
Кроме Христа на иконе изображены пять человек. Двое из них стоят рядом со Христом как бы на самой вершине горы. Три других человека находятся как будто у подножия горы.

Видно, что люди, которые стоят рядом со Христом разговаривают с Ним. Кто эти люди и о чем говорят они со Христом? Это святые люди, – пророки Илия и Моисей, спустившиеся с небес. Они говорят со Христом как с Богом о Крестных страданиях, которые предстоит претерпеть Спасителю.

Люди, изображенные у подножия горы – апостолы, ближайшие ученики Христа, которых Господь взял с собой на гору помолиться. Ученики Христа очень испугались, когда во время Преображения светлое облако спустилось над горой, и раздался голос Бога Отца, говорившего о Христе: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором мое благоволение, Его слушайте». На иконе изображен испуг учеников Христа (они упали на землю и закрыли лица руками).

Спаситель успокоил испуганных учеников, велел им встать. А когда они стали спускаться с горы, Христос запретил ученикам рассказывать о том, что они видели, до тех пор, пока Он не воскреснет из мертвых. Ученики не понимали, о чем говорит Христос, они не могли вместить глубину тех духовных тайн, которые открывались перед ними.

Мы с вами, размышляя о событиях Преображения Господня, рассматривая праздничную икону, должны стараться, как ученики Христа, восходить на высокую гору духовной жизни, стремления души к Богу.

– Как мы можем это делать?
Мы можем стараться не совершать плохих поступков, не говорить и не думать плохого; проявлять уважение и любовь к людям, выполнять и другие заповеди Божии. А еще – помнить, что Господь смотрит на нас и хочет видеть нас среди Своих учеников.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру