Как вырастить в душе дерево эмпатии – дать пищу корням и позаботиться о его плодах

Сопереживание, сочувствие и эмпатия – как разнояйцовые близнецы. Их часто путают в виду тонкой грани различий. Итак, сочувствие – есть отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других; сопереживание – это уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности (или социальной группы), а эмпатия - осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека.

Кто умеет сочувствовать?
Долгое время бытовало мнение о том, что сочувствие – привилегия человека, но так ли это на самом деле? Для того, чтобы пролить свет на этот вопрос, обратим свой взгляд на исследования данной темы. В начале, учёные обратили внимание на поведение групп грызунов во время пребывания на открытой местности для пополнения запасов пищи. Так, завидев опасного хищника, один сурок вставал на задние лапы и громко оповещал всю группу, по сути, почти наверняка жертвуя собой. Такое поведение не является проявлением сочувствия или тем более эмпатии. Это эволюционно обоснованное поведение, ведь спасение членов группы - это спасение своих собственных генов. Но более поздние эксперименты удивили и потрясли учёных.
Следует отметить, что для них отбирали животных не только не имеющих общих генов, но и вовсе незнакомых и не встречавшихся ранее. Для одного из первых экспериментов отобрали двух шимпанзе. Одна особь была закрыта в клетке с внешним замком, а вторая имела свободу передвижений. Рядом с дверью клетки учёные положили яблоки, тем самым предоставив второй обезьяне выбор – лакомство только для себя или же освобождение незнакомца и разделение трапезы. Даже при многократных повторениях эксперимента, результат был один – шимпанзе предпочитала выпустить собрата и поделиться с ним, нежели видеть его страдающим. Дальше учёные выбрали двух крыс, опять же: одна закрыта в маленьком боксе с внешним замком, а вторая должна решить – хочет ли она быть спасителем, или же ей всё равно. Крыса достойно прошла испытание. Животные предпочитают спасти собрата и поделиться с ним, нежели наблюдать его страдания. Также, проводились исследования с деревьями: человек прикасался к дереву и делал себе надрез ножом на руке. Реакцию дерева фиксировал гальванометр, который неуклонно, раз за разом показывал его волнения, иными словами, дерево по-своему сопереживало человеку.
Результаты этих исследований говорят нам о том, что сочувствие потенциально свойственно всем и каждому, это врождённое чувство. Тогда встаёт вопрос – почему мы, люди, настолько разные в его проявлении?

Сочувствие бывает разным
Вообще, разделяют три вида сочувствия:
1) К близким, родственникам, в основном к детям – это врождённое сочувствие, проявляющееся автоматически;
2) К незнакомцам, ко всему своему виду в целом – этот вид сочувствия у людей более редкий, поскольку это «выработанное» сочувствие, у него есть своя предыстория, оно рационализировано;
3) Чувственное сострадание, распространяется на весь живой мир.
Тем не менее, если посмотреть вокруг себя, то легко можно заметить разницу в проявлении каждого вида сочувствия среди людей, ведь даже врождённый его вид не имеет одинаковых очертаний. Неужели с ростом темпов цивилизации происходит огрубение наших душ? Поскольку сочувствие и сопереживание даны нам изначально, а чувство эмпатии поддается как развитию, так и деградации, целесообразно искать корни проблемы, а также её решения именно здесь.

Эмпатия как осознанное переживание
Существует три основные взаимодополняющие друг друга столпа эмпатии:
1) Основа эмпатии –как осознание индивидуальной эффективности в этом мире, то есть насколько индивидуум способен преобразовывать пространство вокруг себя, делая этот мир лучше чем вчера, без эгоистичных ожиданий благодарности взамен. Это те поступки, которые мы делаем во благо от души, из самого сердца.
2) Осознание и преумножение добра не только вовне, но и внутри себя. Невозможно находиться одновременно в постоянном состоянии отчаяния и беспомощности и при этом оставаться эмпатичным человеком. Лишь внутренняя наполненность вызовет потребность излить добро во вне.
3) Теория разума – есть продукт вашего собственного воспитания. Это те модели поведения, которые вы наблюдали в течение жизни (в основном те, которые были впитаны в детском возрасте), то, чему вас учили, и к какому миру вас готовили – полному зла и боли или добра и сострадания.
Таким образом, эмпатия из простого на первый взгляд чувства, превращается в сложный развивающийся механизм. Это тщательно взращиваемый уровень развития личности.

Способы развития эмпатии. Картинки к действию
Первое, над чем следует работать – это образы, особые картинки у нас в голове, похожие на инструкцию к действию, которые мы позаимствовали из детства, в первую очередь, от наших родителей. Иными словами, нужно тщательно продумать, какие картинки запишет родная головка, глядя на ваши действия. Здесь важно самим для себя определить, что конкретно следует за вашим состраданием. Толи Вы просто отпускаете пару жалостливых фраз, толи ищете способы помочь реально, толи и вовсе уходите в агрессию к этому недружелюбному миру. Выбирая помощь, помогите ребёнку реально оценить её возможности – ведь нельзя спасти всех бездомных животных, нельзя накормить всех страждущих, и самое коварное и тяжёлое для понимания – нельзя помочь тому, кто на самом деле этого не хочет. Это должен быть отдельный пункт воспитания, чтобы ребёнок не впал в отчаяние от соотношения собственного сделанного добра и оставшегося зла. Покажите ему своим примером, что у добра много лиц, что оно не всегда одинаково твоим усилиям, ведь порой, можно лишь словом и улыбкой подарить человеку надежду и поднять с колен. Оглядываясь на столпы эмпатии, показывайте своим примером ребенку любовь и заботу, учите его тому, что любовь – не существительное, а глагол.

Эмоциональная просвещенность
Учите ребёнка распознавать чувства, эмоции и их причины. Как правило, эмоциональная просвещенность даже подростков не велика. Дети знают, как правило, лишь базовые чувства и эмоции, а с появлением возможности электронного общения и вовсе заменяют их на смайлики.
Многие психологи и психиатры по всему миру находят причину некоторой очерствелости юного поколения именно в СМИ и компьютерах. Причём более глубокая причина находится не на поверхности (дети видят много насилия, и, как следствие, привыкают к нему), а в нарушении развития словесно-образного мышления. Дело в том, что просматривая мультик, фильм или, играя в компьютерную игру, ребёнок получает слово и образ одновременно. Это приводит к нарушению взаимо-обратных связей в мозгу между образами и речью, что в свою очередь, приводит к искажению или даже полной блокировке развития воображения. Если вы думаете, что воображение используется лишь для создания вымышленных друзей или придания смыла какой-то каляке-маляке, которую с гордостью вам презентовал малыш, спешу опровергнуть такое понимание вопроса. Недостаточно развитое воображение осложняет психическую работу, основанную на метафорических вещах, а также тормозит саморазвитие.
В преодолении чувственной безграмотности и развитии словено-образного мышления на помощь придет книга. Но здесь важно научить ребёнка с ней работать. Над книгой нужно думать, её нужно пропускать через себя и уметь читать между строк. Для этого читайте вместе и обсуждайте книгу, причём помните, если ребёнок маленький, то, скорее всего он просто вам перескажет прочитанное. Задавайте ему наводящие вопросы именно о чувствах героев и его самого по отношению к ним, попросите его додумать эмоциональную реакцию, если она не описана в тексте. Полезно разбирать причины, породившие чувство. Также, можно по ходу обсуждения предложить ребёнку показывать эти эмоции. Если ребёнку тяжело даётся облачение мыслей в слова, сделайте основную ставку на телесное изображение, игру - особенно актуально это для дошколят. В таком случае пользы вы получите намного больше, а речь потом догонит понимание вещей. В целом, театрализация – один из видов эмпатичной интерпретации, поэтому она является весьма эффективной для развития эмпатии. В дальнейшем можно играть в игры «Угадай чувство» (как «угадай животное»), а потом подключать сложные эпитеты, метафоры и другие фигуры речи, к примеру «холодный взгляд» и «влюбиться до беспамятства».

Понимание себя как осознание чувств другого
Учите ребёнка осознавать и выражать свои чувства и эмоции, это породит осознание чужих чувств. Как показывает практика мы, родители, и социум в целом, не только не способствуем развитию этого умения, но и частично его блокируем. К примеру, думаю, почти всем известная ситуация – дети резвятся на площадке, они рады видеть друг друга, играть вместе. Вдруг, ни с того ни с сего, они начинают ругаться или даже драться. Дальше по списку, слёзы и обиды. В большинстве случаев, это перенапряжение, пресыщение эмоциями, которое ведёт к усталости, но распознать её ребёнок не может и начинает вести себя неадекватно своему состоянию. А если родители ещё и хорошенько отругают, то к усталости прибавиться и горечь покинутого и непонятого. Для помощи в распознании чувств и эмоциональных состояний – вам самим следует быть эмпатичными по отношению к своему ребёнку. Ещё один важный момент, направляйте ребёнка в этом понимании, предполагая его состояние, а не жёстко указывайте, ведь вы тоже можете ошибиться. И тут уже, чем старше ребёнок, тем более агрессивно он может отнестись как к малейшей погрешности, так и к точному определению своего состояния. Единственное правило в этом вопросе – оставаться гибким и внимательно наблюдающим.
Предложенный путь не будет лёгким, но плоды его сложно переоценить. Желаю вам и вашим детям успехов в осознанном развитии своего чувственного восприятия мира.

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру