Победитель в номинации "Лучшая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи" в ЦФО

Рябчикова С.Б.

Аннотация

к программе курса «Истоки русской культуры»

 

В современных условиях российской системы общего образования предоставлена возможность более широко использовать национально-региональный компонент за счет вариативной части базисного учебного плана. Предлагаемая нами программа курса по изучению православных истоков русской культуры может быть включена в образовательную область «искусство» в качестве дополнительной образовательной программы по выбору образовательного учреждения, учащихся, родителей. Обращение к генезису русской культуры в контексте общего гуманитарного образования позволяет актуализировать пласты культурной истории и показать их значение для современной цивилизации.


Программа предназначена для изучения на ступени основного общего образования в 5-ом и 6-ом классах (первый год обучения) общеобразовательной школы.


Целью программы является духовно-нравственное воспитание личности младшего подростка, основанное на приобщении к традиционным ценностям отечественной культуры. Воспитательное значение православной культуры мы связываем не только с трансляцией национальных духовно-нравственных ценностей, традиций, знаний, но с предоставлением ученику возможности выбирать собственную систему ценностей, соотнося свои представления с теми нормами, которые сложились в обществе, а также оценивать окружающий мир с позиций высших духовно-нравственных категорий.

Обращаясь к истокам русской культуры, мы извлекаем духовные смыслы, которые становятся фундаментом ее дальнейшего развития. Такими основами зарождения и развития русской культуры выступает нравственно - религиозная и художественно-философская традиция, в рамках которой складывается представление о духовно-нравственном идеале, культурно модели мира. При формировании структуры программы мы руководствовались методом моделирования, предполагающим создание модели определенного периода развития культуры, чтобы выявить наиболее существенные черты. В качестве модели православной культуры мы определили храм или церковь как культовое архитектурное сооружение.


Ведущей идеей программы курса «Истоки русской культуры», его принципиальным отличием от других является то, что в эпицентре православного собора изучаются все виды православной культуры. Православный храм представляет собой синтез искусств: литературного (библейские тексты, житийная литература), изобразительного (иконы, фрески, мозаика, храмовая архитектура), музыкального (хоровое пение, колокольный звон). В процессе обучения школьники знакомятся с устройством и убранством храма, храмовым искусством, отражающим библейские сюжеты и исторические события. Таким образом, предполагается интегрированное изучение в образовательном процессе различных видов искусств с опорой на книжную культуру (прежде всего Библию), отражая идею воплощения «слова» в художественных образах. Программа курса предполагает не историческое, а событийное изложение библейского текста в связи с конкретным иконописным сюжетом. В библейском повествовании акцент делается на духовно-нравственные аспекты сюжета, имеющие значения для личностного развития младшего подростка.


Учебный курс сопровождается системой заданий на саморефлексию собственного духовного опыта обучающихся, выполнение которых предполагается в письменном виде в его учебном дневнике. Принцип формирования дневникового задания состоит в следующем. В соответствии с содержанием той или иной темы определяются ключевые этические понятии. Исходя из этих понятий, формулируется проблема духовно-нравственного содержания и задается вопрос, на который обучающийся должен ответить, сделав запись в «духовном дневнике». Например, если ключевой категорией учебного материала является понятие «благодарность», то школьнику предлагается сформулировать и написать ответ на вопрос: кого и за что в своей жизни я должен поблагодарить, как я могу это сделать? Предусматривается, что следующим шагом после дневниковой записи будет побуждение ученика к конкретному действию, нравственному поступку, за которым вновь последует воспитательное занятие и рефлексия собственного духовного опыта (в дневнике ребенка). Таким образом, процесс духовно-нравственного воспитания становится непрерывным и систематическим, он приучает младшего подростка к самовоспитанию и самокоррекции мыслей, чувств, поведения и поступков.


Программа прошла апробацию в течение двух лет (2005/2006 и 2006/2007 учебные годы) на базе общеобразовательной (светской) школы №7 г. Тутаева, негосударственной общеобразовательной православной школы (директором которой является автор программы курса) и Васильковской сельской общеобразовательной школы Ростовского района Ярославской области. Результаты апробации будут представлены ниже.


Информация об авторе:

 

Рябчикова Светлана Борисовна работает в негосударственном образовательном учреждении полного среднего образования «Православная школа» с 1996 года, сначала в должности заместителя директора. В 2004 году была назначена на должность директора школы. При руководящей роли Светланы Борисовны Православная школа получила государственную Лицензию, свидетельство о государственной Аккредитации, право пользования гербовой печатью и выдачи Аттестата государственного образца. Ею создана воспитательная система школы, включающая две подсистемы: дидактическую систему и систему внеклассной воспитательной деятельности, стержневым компонентом которой является духовно-нравственное воспитание. Рябчикова С.Б. прошла государственную аттестацию по должности «руководитель» в «Центре оценке и контроля качества образования» и получила высшую квалификационную категорию. Общий педагогический стаж работы – 20 лет.


Светлана Борисовна преподает основы православной культуры. В 1999 году она окончила курсы повышения квалификации по данному предмету при Московской Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования,  получила удостоверение (регистрационный номер 7841) с правом преподавания основ православной культуры в светских образовательных учреждениях. С 2002 года Рябчикова С.Б. не только является непосредственным организатором и участником процесса духовно-нравственного воспитания детей, но и обучает педагогов Тутаевского муниципального района и студентов Ярославского педагогического университета им. К.Д.Ушинского. На базе Православной школы ежегодно проходят областные семинары по проблемам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи с участием студентов, учителей-практиков и управленцев всех уровней.


В 2004 году Светлана Борисовна поступила в аспирантуру Ярославского педагогического университета им. К.Д.Ушинского на заочное отделение и прошла полный курс обучения по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. Успешно сдала кандидатские экзамены: педагогика - «отлично», философия – «отлично», английский язык – «хорошо». В мае 2008 года на кафедре педагогических технологий состоялась предзащита диссертации на тему: «Духовно-нравственное воспитание младших подростков в процессе изучения древнерусской культуры». Диссертация рекомендована к защите на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.

В 2007/2008 учебном году Рябчикова С.Б. подала заявку в Департамент образования Администрации Ярославской области для участия в конкурсе на статус региональной экспериментальной площадки. Этот статус был получен. В состав региональной экспериментальной площадки вошли три общеобразовательных учреждения Департамента образования Администрации Тутаевского муниципального района: МОУ СОШ № 6, МОУ СОШ № 7 и НОУ ПСО «Православна школа», где Православна школа является ключевым звеном. Тема проекта РЭП: «Разработка и реализация системы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе курса «Православие и русская культура» в общеобразовательных учреждениях». Светлана Борисовна назначена научным руководителем проекта.

В течение учебного года она провела ряд семинаров, в том числе  областного уровня:

«Системный подход к духовно-нравственному воспитанию»

«Культурологический подход к духовно-нравственному воспитанию»

«Методика преподавания курса «Основы православной культуры»»

«Технология разработки дополнительной образовательной программы»

«Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности»


Результатом работы над проектом будет модель процесса духовно-нравственного воспитания; дополнительная образовательная программа «Духовно-нравственные традиции русской культуры», включающая систему классных часов и внеурочных воспитательных мероприятий; методическое пособие для учителя.


Рябчикова С.Б. регулярно выступает на научно-практических конференциях: Всероссийской конференции «Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников» (Ярославль, 2004 г.), Всероссийском конгрессе «Проблемы нравственно-эстетического воспитания молодежи: современное состояние и перспективы» (Орел, 2005 г.), Всероссийской конференции «Сельская школа России: история и современность» (Ярославль, 2006, 2007 г.г.), международных конференциях «Ушинские чтения» (Ярославль, 2005, 2006, 2007, 2008 г.г.), международных образовательных Рождественских чтениях (2006, 2007 г.г.), Глинских чтениях (Москва, 2007 г.), региональной конференции «Духовно-нравственное воспитание школьников» (Ярославль, 2008 г.), региональных семинарах по духовно-нравственному воспитанию (Ярославль, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 г.г.). Имеет более десяти публикаций (статьи, программы), в том числе в центральной печати.
Авторская программа курса «Истоки русской культуры» представлена на конкурс впервые.

 


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру