Слово святителя Амфилохия епископа Иконийского о новопросвещенных и на воскресение Господа нашего Иисуса Христа

1. Когда весенняя пора сменяет угрюмость зимы, различные птицы, летящие по небу, благозвучными песнями возвещают людям о приятности этого времени года; тогда и сладкогласные ласточки, проворным полетом рассекая воздух и пролетая над головами людей как над цветком, влагают свой крик в уши людей. В это время можно видеть воздух чистым и безветренным, а лица людей светлыми и успокоенными по подобию моря в безветрие. Потому что звуки птиц радуют слух и чистый воздух веселит взор и блеск пестрых цветов услаждает зрение и смешанный запах трав наполняет обоняние. И наслаждение это, возлюбленные мои, предоставляет людям земная и мимолетная весна, а божественная и непреходящая весна - Христос наш, наполнивший церковный луг духовными цветами – фиалками, розами и лилиями, радует зрение верою и наполняет вместилище сердца нашего божественными ароматами.

2. Ибо кто из верных ныне не радуется? И кто ныне не веселится, когда видит новопросвещенных, которые сияют по образу лилий, сверкающих красотой покровов, и в самом сердце несут золотое сияние веры? Здесь, возлюбленный мой, если пристально устремишь взор сердца, обнаружишь, что сердца верных словно пурпурные цветки фиалки обагрены кровью Иисуса, ибо роза о пламенных лепестках нетленно процвела от Девы Марии. На каком лугу ты найдешь благоухание, сравнимое с благоухающей радостью на нашем лугу? Обоняя новопросвещенного, ты найдешь в нем бессмертное благоухание духа, под которым я разумею миро небесного помазания. Так пальмы отцов, увенчанные вайями победы, принесли сладкие плоды любви; так благозвучные птицы псалмопевцев единогласно воспевали Богу псалмы; так девство радует Бога, принося чистое благоухание молитвы, подобное смоле благовонного древа; так смиренномудрие веселится, принося в жертву Богу радостную ветвь чистоты, как Авраам принес Исаака; так стволы маслин, изводя многоплодные ветви благодеяния бедным, и Господа радуют, и нищих питают. Девство пусть воспоет, говоря: Да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою, Господи (Пс. 140, 2). Милосердие пусть скажет: Аз же яко маслина плодовита в дому Божием (Пс. 51, 10). Праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане умножится (Пс. 91, 13).

3. Ныне суровость дьявольской зимы изгнана и радость небесного луга вновь воссияла, ныне печаль умерших отступила, потому что пришел свет воскресения. Воспоем все вместе новую песнь, ибо подобает новому жительству новая и блаженная песнь. Воспоем новую песню, ибо, вот, Адам обновлен, ибо уничтожено древнее прегрешение, теперь все новое (2 Кор. 5, 17). Воспоем новую песнь, ибо, вот, Адам обновлен и Ева на небеса вознесена, ибо дьявол низвержен в огонь. Возьмем от Мариам, сестры Моисея, ее песнь, ибо прилична она нам ныне так же, как им тогда. Пусть станет вместе с нами также хор тех святых и пусть произнесет то, что воспел при Красном море: Пою Господу, ибо Он высоко превознесся (Ис. 15, 1). Но что Он совершил? Коня и всадника его ввергнул в море (Ис. 15, 1). Коня и всадника: коня - грех страстного женолюбия и всадника - беса, сидяще-го при грехе, погрузил в крещении омовения. Ибо Фараона и войско его ввергнул Он в море (Ис. 15, 4), то есть дьявола и мрачное и проклятое его демонское полчище потопил в омовении крещения. Больше не боюсь услышать: Ты прах и в прах возвратишься (Быт. 3, 19), потому что в крещении землю отложил и в небо облачился и слышу: "Ты небо и на небо возвратишься", потому что все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3, 27), и каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные (1 Кор. 15, 48). Должно нам на облака взойти и на небеса вознестись. Мне есть на кого сослаться. Послушай, что Павел говорит: Мы восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1 Фес 4, 17). Поэтому и мы – как только что услышали псалмопевца, который увещает нас и говорит: Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь (Пс. 117, 24), – возрадуемся, не помрачая себя пьянством и бесчинством, потому что это была бы не радость, но безумие и помрачение сердца. Возрадуемся, ликуя духом. Возвеселимся, торжествуя любовью, радуясь надеждой. Но если должно думать о другой радости сердца, то, принимая чистыми руками небесный хлеб, передадим его душе, потому что он пища вечной жизни. Говоря "принимая чистыми рукам", имею в виду не руками, вымытыми обычной водой, а руками, которые светятся от благодеяний. Вберем лепестками губ божественное и небесное питье, не пурпуром окрашиваясь, но обагряясь кровью Иисуса Христа.

4. О поистине великий и благой день, в который агнец приносится в жертву, и мир искупается, и Пастырь наш живет, ибо говорит: Я есть Пастырь добрый (Ин. 10, 11). О новое таинство и необычайное чудо! Крест водружен и Христос распят. То, что виделось, было несправедливой смертью и то, что случилось, было священным чертогом. То, что виделось, было крестом, а то, что совершилось, было брачным чертогом. Вчера приготовлен брачный чертог, а ныне рожден народ. О смерть Христова, умертвившая смерть и источившая в горчайшей смерти сладкую жизнь! О таинство Авраамово, совершившееся во Христе! Связанный Исаак полагается на жертвенник и вместо него агнец заколается. Сын Божий на крест возносится и плотью за нас распинается, и, хотя плоть страдает, Божество остается бесстрастным. Водружен парус креста на корабле мира и мир остается невредимым, и благодаря этому парусу креста плавающий не ведает крушения, каковым является смерть, но плывет на небеса. Ева уже не боится осуждения Адама, потому что ее грех очищен в Марии; Адам уже не боится змия, ибо Христос стер главу дракона: Ты сокрушил главы змиев в воде (Пс. 73, 13), то есть в крещении. Уже не печалюсь, уже не плачу, гово-ря: Возвратихся на страсть, егда унзе ми терн (Пс. 31, 4). Потому что Христос, придя и вырвав терн прегрешений наших, возложил его на Свою главу. Уничтожена моя древняя скорбь, уничтожено древнее проклятие, гласящее: Терния и волчцы произрастит она тебе (Быт. 3, 18), потому что иссохли терния, вырван волчец и на главу мою возложен искусно сплетенный венец. Кто из иудеев и эллинов поверит, что древо водружено и жизнь процвела? И каждый день верные срывают с него плоды, и оно остается неоскудевающим; и всякое племя и всякий народ верных к этому древу восходит, шествуя душой, и наполняет ум бессмертным плодом, и древо носит всех, и питает всех, и запечатлевает, и обогащает, и после этого на небеса воссылает.

5. Ибо какие только ради нас не воспринял наименования Христос? Не в силах мы, возлюбленные мои, перечислить имена Его, но я решусь сказать: дверь, путь, овца, пастырь, червь, камень, жемчужина, цветок, ангел, человек, Бог, свет, источник, солнце правды. Многоименный Христос и пребывает единым, многоименный Сын, будучи един, и не изменяясь, и не переменяясь, ибо неизменно Божество, но прилагает каждой деятельности собственное наименование, соотнося его с каждым деянием соответственно деятельности. Поэтому давайте посмотрим, возлюбленные, можем ли мы назвать соответственно каж-дому наименованию деятельность.

Он называется путь, потому что говорит: Я есмь путь и истина (Ин. 14, 6), поскольку Он является началом всякой добродетели и восхождения на небеса.

Он же назван дверь, потому что говорит: Я есмь дверь овцам (Ин. 10, 7), поскольку через Него как бы через дверь мы входим в Царство Небесное.

Назван солью, поскольку уничтожил зловоние идолослужения людей, и возвратил наши души к вере благочестия, и разобщенные отрывки мысли сплотил истиной.

Назван овцой, потому что как овца веден Он был на заклание и как агнец пред стригущими его безгласен (Ис. 53, 7). Овцой был благодаря закланию и благодаря восприятию Его святого тела и благодаря бессмертному Его охранению от запечатления святой Его кровью.

Пастырь, потому что говорит: Я есмь пастырь добрый (Ин. 10, 11), поскольку возвращает заблудившихся овец и убивает древом креста враждебного нам льва.

Жемчужиной был из-за того, что Он как жемчужина в раковине, посреди двух створок тела и девственной души, родился без семени мужа; или из-за того, что Он есть украшение души; или из-за Его светозарности и чистоты и блистания вездесущим сиянием Божества.

Свет, потому что был свет истинный, который просвещает всякого человека, грядущего в мир (Ин. 1, 9), поскольку Он прогнал мрачное заблуждение древней тьмы от наших умов и раскрыл очи господствующего в нас ума, чтобы мы по истине видели, что те, кому мы раньше поклонялись, были не боги, а изделие рук человеческих, древо и камень (Ис. 37, 19).

Был камнем краеугольным, потому что верой возвел два народа словно две стены. Он над ними возвышается, сводя их в одно спасительное соединение.

Был солнцем правды благодаря тому, что Он свет и тепло - несть, иже укрыется теплоты Его (Пс. 18, 7), - и благодаря двенадцати лучам света апостолов.

Был зерном горчичным, поскольку умалил Сам Себя и снизошел к нашему состоянию, к самому началу веры, если Он, после того как глубоко рассыпался, скрывшись в бороздках нашей души, побудил к благочестию и разуму, вознесшись к высоте небесной.

Червь, ибо говорит: Аз есмь червь, а не человек (Пс. 21, 7), потому, что Он, сокрыв сияющее Божество словно крючок в нашем теле как в червяке, и опустив его в глубину жизни, и как хороший рыбак вытащив, исполнил написанное: Извлечеши ли змия удицею? (Иов 40, 30).

Был человеком, поскольку Он носил тело, составленное не от удовольствия и сна, но возникшее от Девы и Святого Духа.

6. Но теперь, возлюбленные, после того как каждый из нас приимет медоточивое учение отцов, давайте запечатлеем Святым Духом собрание наших слов, чтобы они сами, придя от источающей мед мудрости Господа нашего Иисуса Христа, наполнили вместилище сердец наших, и каждый из нас обильный плод благочестия произрастил, и один тридцать, и иной шестьдесят, и другой сто венцов ангелов совершил, в Христе Иисусе Господе нашем, с Которым Отцу слава, честь, держава вместе со Святым и Животворящим Духом, ныне и во веки веков. Аминь.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру