Слово Амфилохия епископа Иконийского о Закхее

Ничто так не располагает душу к радости как страх Божий, и удаление от злых, и стремление к раскаянию, и покаянный нрав. Поэтому и Давид ныне ублажил получивших отпущение грехов, представляя, с одной стороны, человеколюбие Христа, а, с другой, приготовляя грешников обратиться к раскаянию [...] Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси (Пс. 31, 1). [...] Итак, какой или блудник [...] мытарь пусть устремиться к неистощимым источникам спасения Христа. Не возможно без покаяния ни получить освобождение от злых, ни быть блаженным, даже если бы ты назвал и пророков, и апостолов, и евангелистов. Потому что все они черпали из того же самого источника. В пророках - сам Давид, будучи после прелюбодеяния еще и до ныне пророком благодаря милости Уступившего. В апостолах - Петр и Павел, потому что первый после отречения имеет ключи Царствия, а второй после гонения стал апостолом язычников, переменив иудейскую ревность на евангельский нрав. В евангелистах - Матфея, и не только его знаю спасшимся из мытарей, но и других с ним двух. Один из которых за то, что, молившись, ударял себя в грудь – это вместилище зол, за то, что не дерзал поднять руки во Святая, за то, что смотрел долу, не только оправдан, но даже прославлен более фарисея. А Закхей, взойдя на древо,  стоя на котором, постоянно выглядывал, не пройдет ли где незаметно кто из купцов, избежав обложения налогом, следил и за тем, как бы незаметно не прошел мимо него купец неба и земли, Тот, Который приносит непохищаемое сокровище Царства Небесного.

Но чтобы нам целиком не смешать истории мытарей, давай сегодня произнесем, если хочешь, пространную речь только об одном Закхее, взяв его предметом рассуждения. Иисус – говорит апостол Лука – вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто именем Закхей, начальник мытарей (Лк. 19, 1-2). Но не просто так евангелист упомянул об Иерихоне, но говорит о нем потому, что здесь мытарь радушно принял у себя Бога. Невероятным было дело. Он упоминает его отечество, чтобы мы, вспомнив о Раав блуднице, удивились этому удивительному изменению нрава Закхея. Итак, потому он упомянул Иерихон, чтобы мы, представив мысленно образ Раав блудницы, соединили образ спасения обоих. Потому что как Раав блудница, приняв соглядатая Иисуса Навина, скрыла его, так и Закхей мытарь, приняв в доме истинного Иисуса, смотрящего на мысли наши, накормил его. Та приняла Иисуса Навина, который ввел народ в землю обетования; этот принял истинного Иисуса, [вводящего] в Царство Небесного [...] Та приняла Иисуса, Который [...], этот принял истинного Иисуса, разрушившего иудейский храм, ибо говорит апостол Матфей: Не останется здесь камня на камне; все будет разрушено (Мф. 24, 2). Та приняла Иисуса, который через Иордан провел народ в землю, источающую молоко и мед; этот принял истинного Иисуса, Который через крещение ввел верных к тому, чего не видел глаз, не слыхало ухо, и не приходило то на сердце человеку (1 Кор. 2, 9). Та приняла Иисуса, который принес из земли на древе виноградную кисть; этот принял истинного Иисуса, Который ввел разбойника в рай [...]

Источник Иерихона был прежде матерью бесчадия, питатель бесплодия, поскольку имел воду нехорошую. Потому что было у него широкое течение, бесшумно текущее словно масло, но созерцание воды не избавляло созерцающих от жажды, потому что питье из него было не безопасно для жаждущих, так как вода его была губительна. Красота источника заставляла стремиться к нему прохожих, но боязнь вреда отсекала желание. Поэтому, поскольку вода протекала без всякой пользы, живущие рядом часто, останавливаясь, сокрушались, поскольку начинали испытывать жажду не из-за отсутствия воды, а из-за того, что видели, что в воде нет пользы. Не могли уталить сильное чувство жажды, поэтому, жалуясь, они говорили источнику: "О источник, что ты течешь без всякой пользы? Лучше бы ты был невидим, но, протекая в горах и в песчаных пустынях, имел бы там не многих свидетелей зла". Но почему вода была непригодна к питью? Потому что она убивала тела пьющих, ибо если муж пил из этого источника, тогда он не мог стать отцом, а если женщина, то она не могла стать матерью, поскольку теряла дар материнства. Мало того, но и земля, если вбирала ее ток, не могла больше как обычно приносить плоды, и пальмы, доставляющие удовольствие своей тенью, снимали с себя лиственный покров, и, в целом говоря, все становилось пустыней, если против своей воли сталкивалось с водой. Такой источник в древности окружал Иерихон, пока пророк Елиссей, придя, и взяв соль, и бросив ее в источник, не оживотворил его воду. Ибо сице глаголет Господь: Исцелих воды сия (4 Царс. 2, 21). Так говорит Тот, Кто всегда говорит и слово свое приводит в дело: Не будет в вас безчадных, ниже неплоды (Втор. 7, 14). Сказал, и вода изменилась, и материнские утробы рождают, и земля дала плод, и виноград произрос, и маслины показали свои плоды. И живущие вокруг примерились с привычным источником; если раньше враждовали и испытывали вражду, то после этого вознуждались в нем и стали добрыми соседями.

Но что необходимое для нас хочет сказать загадка источника? Этот источник, щедро текущий, хотя в древности и источает бесполезный и бесплодный поток, тем не менее хранит слово Церкви. Потому что прежде Христа он был столь злочестив, что и муж, испив от потока воды, губил само свое человеческое бытие и из-за сплетения мнимых образов отказывался от своей разумной души; и женщина не становилась матерью добродетелей и не рождала ростки смиренномудрия и не источала чистое молоко благочестия. И хотя он был в таком состоянии, Господь, придя, привел его в порядок и сделал пригодным для питья тем, что вбросил в него словно соль апостолов. А то, что апостолы были солью, послушай Самого Христа, Который говорит и: Вы есть соль земли (Мф. 5, 13). А то, что бесплодная и бесчадная станет многоплодной, приняв апостольскую соль, говорит пророк: Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа (Ис. 54, 1).

Иисус пришел к Иерихону, Источник - к многопитаемым от источника, Всесильная Милость - к городу, богатому деревьями и обильному источниками. И вот, некто именем Закхей, начальник мытарей. Двойное зло, потому что и отношение имел к неправедному ремеслу, и начальствовал над теми, кто несправедливо занимается им, то есть он не только сам грешил, но и принимал на себя зло других. Ибо пресекал чужой путь несправедливости, ставя для путников преграды на дорогах, потому что он, конечно, не делал засады путникам, подражая разбойникам, и не принимал путешествующих, побуждая себя любовью гостеприимства, но, поскольку у него был закон поступать несправедливо, собирал налоги с чужих трудов, подражая немилосердной прожорливости трутней. Потому что как трутни пожинают нелегкий труд пчел, хотя и не трудятся вместе с ними, так и мытари похищают себе труды чужих путешественников, проводя свое время в праздности и сидя на перекрестках. Кто-нибудь плыл морем, боролся с морским треволнением, сражался с ветрами, пересекал большое и непокорное море, а Закхей, взимая налог, получает свою прибыль. Пастырь, живя при засухе и зное, при дожде, снеге и инеи, находя прибежище на вершинах гор, питаясь сыром и молоком, одеваясь в необработанную шкуру овец, этот сельский, бедный, беседующий с горами, попался на встречу с Закхеем, отдающий десятую часть от овец, и тем самым по закону подвергающийся ограблению и убиваемый без меча. Потому что поражен-ный мечем и принявший кровоточащие раны удаляется, избегая в бесчувствии тяжесть страданий, а этот, пораженный невольной бедностью, трудится до смерти и погибает; не сразу истощается, но умирает всякий раз понемногу. И чтобы сказать вкратце, как воины избегают неприступных крепостей, и кормчие высоких скал, и сражающиеся подозрительных засад, так торговцы и путешественники, пастухи и пастыри должны были избегать Закхея.

Но этот, дойдя до такой степени неистовства в бессмысленном собирании денег, хотя и желал видеть Иисуса, но не мог, потому что мешала ему незначительность роста и бремя несправедливости. Поэтому ныне, поскольку желал исправить находчивостью ума малость роста, устремившись вперед, влез на смоковницу и спрятался под кроной листвы, полагая, что он видит и его не видят и считая, что он скрылся от Знающего все. Точно так же и кровоточивая стала позади, полагая, что она незаметно возьмет у Иисуса, Который охотно не замечает это. Но та, находясь рядом, прикоснулась к краю одежд Иисуса, а этот, будучи в дали, верой ухватился за Христа. Взошел он на древо, чтобы излечить зло Адама: тот древом вводится в заблуждение, когда избегает Бога, а этот, желая видеть Бога, древом спасается. Потому что, слышав, что Тот совершает многие и удивительные чудеса, что исцеляет не только тела, но и души, освобождает души от грехов и избавляя тела от страданий, захотел увидит Того, Кто все всем прощает, рассудив про себя: "Кто же тогда этот Иисус, очищающий прокаженных, исцеляющий слепцов, прощающий согрешения просящим? Каков Он видом, ка-ков наружностью? Знает ли он все? Испытует ли мысли отсутствующих? Или только обнаруживает помыслы тех, кто рядом с ним? Исследует ли Он как Бог намерения сердца каждого человека? Но откуда мне знать это? Кто научит меня этому? Кто? Опыт - учитель всех. Взойдя на дерево, спрячусь под кроной листьев. Спрячусь и узнаю, могу ли быть спасенным. Если Он узнает движения души моей, я убежден, что Он изгладил грех души моей. Итак, одно это познаю для себя, что Он знает тайное помыслов. Если Он, хотя и окружен толпой, увидит меня, скрывающегося, и не только увидит, но и откроет страсть моей души, предпочту все отвергнуть и одно найти. Желаю подражать Матфею, потому что и он был мытарем, как и я, но Матфей не по своему произволению приступил [к Нему], но, после того как был призван, послушался. Но едва только увидел Его и посчитал одним из путешествующих, он по привычки протянул руки и раскрыл свой бездонный кошель, устремясь к добычи, и, желая взять налог с Христа, напротив сам от Него был обложен налогом не внешне, но, отдав целиком самого себя. Ведь, как только услышал: Иди в след за Мной, приступил к призванию ревностным желанием, быстро устремившись к Привлекающему. Итак, если мытарей призывает и не только призывает, но и оправдывает, не помешает мне множество прежде совершенных зол. Ибо если Елиссей, бросив соль в питающий источник, его бесплодие сделал плодородным, то, во всяком случае, и Он Сам, благодатью как солью приправив душу мою, возродит богатство добродетели.

И когда он помышлял об этом, Иисус пришел на это место, взглянув... сказал ему: Закхей, сойди скорее (Лк. 19, 5). Взошел на древо как мытарь, сошел с дерева как боголюбец. Сошел с дерева на землю, чтобы взойти через крест на небеса. Поднялся на дерево, скрываясь от людей, взошел на крест, став угодным ангелам. Сойди скорее, ибо сегодня надобно быть у тебя в доме (Лк. 19, 5). О несказанная милость! О неизреченное человеколюбие! [...] Ибо где Христос гостит, там все изменяется в лучшую сторону. Закхей, сойди скорее, ибо сегодня надобно быть у тебя в доме. Что же сказать? Дом мытаря сделался раем. Поскольку, что у разбойника, то и у Закхея вижу. Сказал разбойнику: Днесь со Мною будешь в раю (Лк. 23, 43), и, взяв его от древа, ввел его в рай. Сказал Закхею: сегодня надобно быть у тебя в доме, и, взяв его, вошел в преддверие рая, соделав его дом раем. И быстро слез и подбежал [...] сын Авраама.

Но [все начали] роптать, рассуждая сами в себе, что Он зашел к грешному человеку (Лк. 19, 7). О, творцы осуждения и делатели беспечности! Вы кто, праведники или грешники? Вы не самые ли худшие всех людей? Как же у вас поселился Иисус? Как Он у вас родился, вскармливался, рос, пил, ел? Что же, видя множество своих ран, исследуете чужие согрешения? Иначе, почему вы называете Христа иногда грешником, а иногда праведником? Потому что, когда Он исцелил слепого от рождения, вы назвали Его грешным, сказав: Воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник (Ин. 9, 24), потому что нарушает субботу. Теперь, когда Он взошел под кров мытаря, открыто порицаете Его как праведника и как того, кому не подобает есть вместе с грешниками. Мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали (Мф. 11, 17). Потому что, если и исцеляет слепца, называете Его грешником. Если и ест с грешниками, порицаете как Того, Кому не подобает есть вместе с грешниками. Так что же? Неужели Ему не исцелять слепца в субботу, чтобы не считаться грешником? Неужели не есть с мытарями, чтобы казаться праведником? Но за то обвиняете Его, что Он зашел к грешному человеку? И где должен находится свет, как не во тьме?И свет во тьме светит и тьма не объяла его (Ин. 1, 5). Куда должен идти врач? Не должен ли устремиться к больным? Не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Мф. 9, 12). Куда должен явиться агнец Божий? Не к мытарям ли и грешникам, чтобы, взяв бремя их, [...] привести [...]? Напрасно ругаете, ибо исполнилось на вас сказанное, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Небесное (Мф. 21, 31).

Закхей же, став, сказал Господу: Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо (Лк. 19, 8). Потому что, приняв дома Тебя, заступление нищих, не могу уже обижать нищих. Не боюсь уже собирания денег, [найдя богатство бедности Твоей]. [Уже не желаю брать налоги с чужих путешественников у врат, осуждая Бога в образе человека... Получил прощение прежних зол]. Желаю [...] будучи богатым, постоянно пребывать нищим. Лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Ты не имеешь, где приклонить голову (Мф. 8, 20). Пусть уйдут дворы и преддверия, великолепие строений, блестящие и сияющие дома. Потому что вместо всего этого я ищу неоскудеваемое богатство Твоей бедности.

Но поскольку от множества мы не в силах изъяснить богатство души Закхея, вознесем слово богатому в добродетелях Отцу, ибо гостеприимство сопутствуемо: добродетели гостеприимства означают похвалу его, и наше утверждение, и венец Церкви, и честь Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру