07.04.2011

Благовещение Пресвятой Богородицы

1) Место праздника в границах православного богослужебного года.

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы относится к числу двунадесятых праздников, посвященных прославлению Богоматери. Чаще всего он приходится на период Великого поста (начиная с четверга его третьей седмицы), однако может совпасть и с пасхальным торжеством — по среду Светлой (послепасхальной) седмицы включительно. Праздник Благовещения отмечается 25 марта ст. ст. / 7 апреля н. ст. — ровно за девять месяцев до Рождества Христова (25 декабря ст. ст. / 7 января н. ст.) — обычный срок чревоношения младенцев.

2) Связь праздника с событиями Священной истории Ветхого и Нового Завета.

Праздник Благовещения еще ближе, чем предыдущие — также богородичные праздники — подводит Церковь к ее радостной встрече с Воплотившимся Богом. Именно в Благовещении совершается — наитием Святого Духа — вселение Слова в утробу Богоматери. С этим радостным событием также связано одно из древних ветхозаветных пророчеств. Апостол Матфей в своем Евангелии, говоря о Рождестве Христовом, приводит пророчество Исаии: “А все сие (т. е. Рождество) произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: “се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог” (Евангелие от Матфея 1:22-23; ср. книга пророка Исаии 7:14). Во все времена своего бытия Церковь видела в событии Благовещения исполнение именно этого пророчества Исаии. Дева “безмужно” зачинает Сына, Который не только во всем подобный нам человек, но и Сын Божий, Бог.

Новозаветный рассказ о Благовещении Пресвятой Богородицы содержится в Евангелии от Луки (1:26-38). По преданию Церкви, Лука был хорошо знаком с Богоматерью, и поэтому пишет о Ней чаще и больше, чем, например евангелисты Матфей или Марк. Вероятно, о Благовещении он говорит прямо с Ее слов. Вот как он описывает это чудесное событие: “В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его, и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария; ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц. Ибо у Бога не остается бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел” (Евангелие от Луки 1:26-38).

3) Духовный смысл праздника.

Общий смысл слова “Благовещение” (греч. eÙaggšlion) — благая, добрая, радостная весть: то же самое, что “Евангелие”.

Первая же из посвященных празднику Благовещения стихир Вечерни — стихира на “Господи воззвах” начинается словами: “Совет превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста”... Здесь, в этих словах содержится одно из оснований понимания смысла праздника. Что же это за “Совет превечный” (или “предвечный”)? По учению Церкви еще прежде творения мира Всеведущий Бог уже заранее знает, что свободная воля человека окажется склонной ко греху и даже еще не начав создавать вселенную, Господь уже “загодя” определяет то средство, с помощью которого в будущем надлежит исцелить этот грех. Решение об этом и принимается на некоем загадочном Совете — в согласии единой воли Трех Божественных Лиц Пресвятой Троицы — Отца, Сына и Святого Духа. Тайна этого Совета и принятое на нем решение — решение о том, что на земле некогда должен родиться Сын Божий, Иисус Христос — оказалось временно сокрыто не только от людей, но и от ангелов. Все происходит именно так, как об этом заранее “пред-знает” всеведущий Бог: человек действительно грешит и отдаляется от своего Создателя. И вот постепенно приготавливается средство для исцеления людей от этой древней болезни богоотступничества. Как пишет преподобный Иоанн Дамаскин, согласно этому “предопределенному Совету”, “Единому от Троицы надлежало прийти к людям... Прийти же к сынам человеческим невозможно было без Воплощения. Воплощение же — путь к рождению, а рождение есть последствие чревоношения. Посему надлежало приготовить на земле Матерь Творца”, дабы “Она явила неизреченную бездну любви Божией к людям”. Итак, Пресвятая Дева Мария “была предопределена предвечным провидящим Советом Божиим”. Из среды человеческого рода избирается самая чистая и совершенная Дева, не имеющая никакого личного греха, достойная выносить в Своем чреве и родить Искупителя мира, Сына Божия.

В то же время Богоматерь не есть лишь “механическое”, “пассивное” орудие спасения человеческого рода. Как пишет еще один известный средневековый православный литургист и экзегет св. Николай Кавасила (XIV в.), Бог “желал, чтобы Матерь Его родила столь же свободно, как и Он воплотился добровольно”. Бог воплощается в Деве лишь после Ее добровольного на это согласия. Именно Ее ответ архангелу Гавриилу делает окончательно возможным пришествие в мир Христа. Как пишет выдающийся русский богослов святитель Филарет Московский (XIX в.), “в сей беспримерный в бытии мира день, когда Божественная Мариам изрекла Свое краткое и послушное “буди”... слово твари (т. е. Ее слово, как творения Божьего) низводит в мир Творца... Потребно было Ее смиренное “буди”, чтобы воздействовало Божие величественное: “да будет”. Что же за сокровенная сила заключается в сих простых словах: “Се, раба Господня: буди Моя по глаголу Твоему”, — и производит столь необычное действие? Сия чудная сила есть чистейшая и совершенная преданность Мариам Богу волею, мыслию, душею, всем существом, всякою способностию, всяким действием, всякою надеждою и ожиданием”.

В церковной экзегетической традиции принято сопоставлять и одновременно противопоставлять двух, пожалуй, самых известных, женщин Священной библейской истории — Еву и Марию. Если непослушание одной приводит человека к рабству греху и смерти, то смиренное послушание Другой, проявленное Ею в миг возможности Ее свободного выбора, приводит в мир Самого Бога, делающегося Сыном Человеческим.

О том каким образом, каким способом совершается вселение Сына Божия во чрево Пресвятой Девы знает, по слову преподобного Иоанна Дамаскина, “только Сам Бог, и не следует человеку рассуждать о природе того, что неисповедимо и непостижимо”.

4) История возникновения праздника.

Отдельные упоминания о важности почитания события Благовещения Пресвятой Богородицы мы находим еще в IV столетии — в сочинениях святителей Афанасия Великого и Иоанна Златоуста. Возможно, к этому же времени относится и начало церковного богослужебного празднования Благовещения. Вероятно, начало празднования Благовещения связано с именем Кирилла I, патриарха Иерусалимского, учредившего, по свидетельству древних исторических источников, этот праздник в Иерусалимской церкви. Вместе с тем празднование Благовещения получает распространение к концу VI столетия, при императоре Маврикии. Однако, древнейшие иконографические изображения празднуемого события мы находим как принадлежащие еще II веку — в римских катакомбах, например, в усыпальнице св. Прискиллы. Окончательно место праздника Благовещения в пределах церковного года закрепляется после Трулльского собора (691-692 гг.). К концу VII столетия праздник Благовещения — уже один из самых почитаемых в Константинопольской церкви.

5) Характерные особенности праздничного богослужения в различные исторические периоды. Авторы богослужебных текстов.

Особенности совершения богослужения праздника Благовещения связаны прежде всего с тем, что он, как правило приходится на период Великого поста. В этот день, по решению Трулльского собора, было решено совершать “полную” литургию Иоанна Златоуста, а не, обыкновенную для периода Великого поста, Литургию преждеосвященных Даров (Святые Дары для такой Литургии освящаются за предшествующей “полной” Литургией; здесь же происходит только причащение этими Дарами).

Лучшим образцом гимнографического творчества в службе Благовещению может считаться канон, составленный св. Феофаном Начертанным (ум. 843 г.). Также здесь присутствуют стихиры и других авторов, например, Анатолия, епископа Солунского (IX в.) и императора Льва VI Мудрого (ум. 916 г.).

6) Подготовительный период праздника. Предпразднство и попразднство.

Устав праздника Благовещения весьма сложен. Продолжительность этого церковного торжества может быть различна. Если оно случится прежде Лазаревой субботы (т. е. субботы, предшествующей наступлению последней предпасхальной седмицы), то Церковь празднует его в течение трех дней (с одним днем предпразднства и одним — попразднства). Если в самый день Лазаревой субботы — два дня (без попразднства). Если на Страстной или Светлой (пасхальной) седмицах — один день. Праздник этот столь значим для Церкви, что он не отменяется, даже если совпадет с днем Пасхи (так наз. “Кириопасха”. В этом случае оба праздника совмещаются друг с другом. На следующий день после Благовещения совершается служба собора архистратига Гавриила, бывшего вестником грядущего Воплощения Сына Божия от Господа к Богоматери.

7) Важнейшие черты праздничного богослужения.

Если Благовещение совпадает с воскресеньем или понедельником — во время Великого поста, а также с днями Светлой (пасхальной) седмицы, то служба начинается с вечерни; если оно бывает в Великий пяток или Великую субботу (дни Страстной седмицы) — с утрени; если же оно приходится на все другие дни — то с “великого повечерия” (повечерие — служба, являющаяся составной частью суточного богослужебного круга). Таким образом его устав существенно отличается от приведенной выше общей схемы праздничного богослужения. Великое повечерие преимущественно состоит из псалмов и некоторых вечерних молитв, чтение которых здесь прерывается лишь торжественным пением “С нами Бог” — отдельных стихов из книги пророка Исаии, да еще тропаря и кондака праздника. Вслед за этим здесь обязательно совершается лития, а также — на утрени — присутствуют и прочие важнейшие праздничные богослужебные обряды (например, полиелей). На следующий день обязательно совершается праздничная Литургия. Текст службы Благовещения содержится в мартовском томе месячной минеи.

На праздник Благовещения принято совершать службу в традиционных богородичных — голубых — облачениях.

Тропарь праздника: “Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою”. По-русски тропарь может звучать так: “Сегодня начало нашего спасения и проявление бывшей от века тайны; Сын Божий становится Сыном Девы и Гавриил возвещает благую весть о благодати. Поэтому и мы с ним воскликнем Богородице: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою”. Под “бывшей от века тайной” здесь подразумевается все тот же таинственный “Совет предвечный”, на котором Пресвятой Троицей принимается решение о способе спасения человеческого рода от греха.

Кондак праздника: “Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся Невесто Неневестная”. Русский перевод кондака: “Богородица! Мы рабы Твои, воспеваем победные песни, Тебе как Военачальнице, ополчившейся за нас, и благодарственные потому что Ты нас избавила от бед как имеющая силу непобедимую, освободи нас от всяких бед; чтобы мы взывали к Тебе: радуйся Невеста, не вступившая в брак”. Это торжественное песнопение сделалось одним из самых любимых и потому — наиболее часто звучащих и в православных храмах и в домах (например, при чтении так называемого “вечернего молитвенного правила”, прочитываемого перед сном). Это песнопение сделалось подлинным “военным маршем” и “победным гимном” Православной Церкви.

Стихиры праздника возвышенно прославляют Богоматерь. “Земная быша Небо” (земная стала небом) — говорится о Ней, как о Той, что вместила в Себе в полноте Небесного Бога. “Днесь (сегодня) радость благовещения, девственное торжество, нижняя в Вышними совокупляются. Адам обновляется, и Ева первыя печали свобождается” — поется в одной из стихир на “стиховне”.

Канон праздника имеет весьма оригинальный вид: он строится в виде диалога между Богоматерью и архангелом Гавриилом. Каждый тропарь канона — это как бы отдельная реплика участников чудесной беседы. “Вопию Тебе, веселяся, приклони ухо Твое и вонми ми, Божие возвещающу безсеменное зачатие, обрела бо еси благодать пред Богом, еяже никогдаже обрете другая, Всечистая” — íà÷èíàåò äèàëîã àðõàíãåë. “Да разумею, Ангеле, твоих глагол силу, како будет, еже рекл еси, глаголи явственнейше? Како зачну, Дева сущи, Отроковица? Како же и Мати буду Зиждителя (Создателя, т. е. Бога) Моего?” — отвечает Гавриилу вопросом Мария. Так на протяжении канона и продолжается их беседа.

Библейские чтения во время службы Благовещения во многом совпадают с праздничными чтениями других Богородичных праздников. Так паремии праздника — те же самые, что и на Рождество Богородицы (книга Бытия 28:10-17; книга пророка Иезекииля 43:27; 44:1-4; книга Притчей Соломоновых 8:22-30). Традиционное богородичное Евангелие также читается здесь и на утрене (Евангелие от Луки 1:39-49,56). Лишь на Литургии звучат особые, оригинальные по отношению к другим торжествам, прославляющим Богоматерь, библейские тексты. Так праздничный Апостол (Послание апостола Павла к Евреям 2:11-18) говорит о том, что Господь воспринял наши человеческие плоть и кровь. Он воспринял на Себя не ангельское естество — как могло бы показаться, куда более возвышенное и прекрасное, чем наша природа, но именно естество человеческое, чтобы через это принятие совершить умилостивительную жертву за наши грехи. Этот отрывок читается в праздник Благовещения потому, что людскую тварную (сотворенную) природу Сын Божий воспринимает именно через посредство Богоматери. Прочитываемое же за Литургией Евангелие звучит здесь именно потому, что оно содержит рассказ о самом событии Благовещения (Евангелие от Луки 1:24-38).


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру