Основы православной культуры: за и против


Школьный предмет Основы православной культуры по-прежнему вызывает много споров. Сегодня портал «Слово» представляет точку зрения православного священника. На наши вопросы ответил игумен Августин (Заярный), иеромонах Псково-Печерского монастыря.

- С точки зрения православного священника полезен ли школьный предмет ОПК?

- Конечно. Цель, которую ставит предмет, хороша. Детей надо воспитывать, прививать им понимание нашей христианской культуры.

- А справляется ли предмет с поставленной задачей?

- На мой взгляд, есть две основных проблемы. Во-первых, дети перегружены, в школе огромное количество предметов. У нас в школе было шесть уроков – мы считали, что это много. Сейчас у детей бывает семь, восемь, девять уроков. И в этом потоке информации изучать основы христианства детям довольно сложно.

Во-вторых, предмет призван донести религиозные основы христианства детям, в большинстве своем не имеющим живой веры. Что бы ни говорили о культурологической природе предмета, это все равно в своей основе религиозный предмет. Нам никуда от этого не уйти. На этих уроках мы сообщаем детям какие-то религиозные истины. Библейская история – это религиозная история. Историю Церкви не понять, если не иметь живой веры. Дети младшего школьного возраста целиком доверяют учителю и с легкостью, без сомнений принимают библейскую историю. Когда ребенок взрослеет, у него появляется критическое мышление, и он начинает с недоверием относиться к тому, о чем ему рассказывают на уроке ОПК. Например, к чуду Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел на апостолов в виде огненных языков и они получили особые дары. Не имея живой веры, довольно трудно принять подобные истории, хотя для церковных людей эти истории по сути являются частью их жизни.

Поэтому неподготовленным детям, у которых неверующие родители и которые живут вне контекста христианской культуры, трудно воспринять такие вещи, особенно если учитель не очень хороший.

Кроме того, существует общая школьная программа. На ОПК ребенку говорят одно. На биологии ему говорят совершенно другое. Если заниматься этим серьезно в школе, надо стремиться к тому, чтобы это была цельная система. Но цельной системы не будет, потому что современная наука находится на таком уровне развития, что дарвинизм превалирует. А дарвинизм практически полностью противоречит христианскому взгляду на многие вопросы.

Еще одна большая проблема – люди, которые его преподают. У нас на сегодня практически нет системы подготовки преподавателей ОПК в масштабах страны. Ведь для того, чтобы преподавать интересно, нужен талантливый профессиональный учитель. Таких очень мало в стране. Их, может быть, на всю страну человек двести. У нас в Печорах, например, монастырь, поэтому очень много церковных преподавателей – но при этом хороших учителей ОПК два человека. А в городе четыре школы. Кого будут ставить преподавать ОПК? Учителей физкультуры или литературы. При этом у нас огромное количество регионов, которые от Церкви далеки. Храмов во многих городах нет.

На мой взгляд, если мы хотим достигнуть цели, которую ставит перед собой ОПК, надо идти в другом направлении. Те силы, которые тратят на ОПК, лучше бы потратить на воспитание детей вне школьной программы. Нужно, мне кажется, в общецерковном масштабе создавать какие-то детские организации, движения, которые бы были интересны детям. Создавать всевозможные кружки для детей разного возраста, от маленьких до старшеклассников. Ходить с детьми в походы, делать летние лагеря, заниматься с ними творчеством, проводить всевозможные фестивали и т.д. И попутно приобщать детей к Церкви, говорить с ними на темы, которые поднимаются на ОПК. Но, к сожалению, очень мало людей, которые могут детей повести за собой в Церковь. И это основная проблема.

- ОПК обязаны преподавать светские педагоги, не священники. Могут ли они грамотно раскрыть все темы, не являясь воцерковленными людьми?

- Я считаю, что здесь благодать священства не имеет решающей роли. Я знаю священников, которые не могут детям слова сказать, и знаю светских преподавателей, которые могут детей зажечь. Тут вопрос не в сане, не в благодати. Вопрос в таланте преподавателя и в личной воцерковленности. Чтобы это было здраво, чтобы не было сюсюканья сопливого. Чтобы это было настоящее христианство. Крепкое. Твердое. Радостное. Чтоб детям радость передать, не систему запретов, а раскрыть христианство изнутри, ведь это религия радости! Что это не мракобесие или отсталость. И что Бог не на облаках сидит. А донести это до ребенка можно тогда, когда учитель будет его в хорошем смысле провоцировать на поиск, ставить перед учениками какие-то вопросы, а ученики будут искать на эти вопросы ответы. Но это тогда уже получается не совсем ОПК. Потому что ОПК – это учебный предмет: есть учебный план, есть учебник. И учитель должен сегодня пройти определенную тему. Тут не предполагается каких-то особых дискуссий, обсуждений. Вот в этом и проблема.

- Как стоит организовать преподавание ОПК, чтобы минимизировать негативные последствия от обучения у не очень грамотных педагогов?

- Если подходить формально к этому вопросу, то все, что делается сегодня – это нормально, никакого особого вреда нет. Если по сути, то ничего сделать нельзя. И как это изменить в рамках школьной программы, я не представляю. Я думаю, нужно идти другим путем - тем, о котором я говорил. Также я считаю, что нужно работать с родителями. Все равно основное воспитание, в том числе религиозное, дается ребенку не в школе, а дома. Бывают такие дети, в которых что-то загорелось, Господь посетил. Они ходят в храм, а родители не ходят. Но таких мало, в основном все зависит от родителей. Мы должны заронить зерно, а дальше ребенок растет, думает. Но опять же, это нужно делать не формально, нужно "зажечь" ребенка.

- Что делать родителям, детям которых ОПК преподает невоцерковленный педагог?

- Если это церковные люди, у них есть два пути. Первый – чтобы ребенок вообще не ходил на этот предмет, а родители все будут восполнять дома сами. Второй – все те ошибки, которые делает преподаватель, исправлять дома. То есть нужно постоянно обсуждать уроки, которые посещает ребенок, и если окажется, что преподаватель сказал что-то неверно, исправить это в домашней беседе.

Беседовала Анна Волкова


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру