Остаться на второй год

В Минобрнауки готовят приказ, согласно которому двоечников перестанут оставлять на второй год. Учеников будут переводить в следующий класс независимо от количества двоек в аттестате. Педагоги опасаются, что для некоторых «отстающих» это может стать поводом окончательно забросить учебу. В такой ситуации остается надежда лишь на учителя – что он не махнет рукой на двоечников. О том, как ведется работа с неуспевающими учениками, порталу «Слово» рассказала Ирина Владимировна Шкляренко, преподаватель русского языка и литературы с 33-летним стажем, школа №1450.

- Часто ли вам попадаются неуспевающие ученики?

- На протяжении всего моего педагогического опыта мне встречались только слабо успевающие, неуспевающих я не встречала. Мои коллеги – очень квалифицированные педагоги, поэтому для каждого из нас работа направлена на то, чтобы ребенку было в школе удобно и комфортно. А для того, чтобы не было неуспевающих учеников, мы работаем в таком режиме, который интересен и хорошим ученикам, и очень хорошим.

- Как бы Вы посоветовали своим коллегам строить занятия с неуспевающими учениками?

- Я думаю, что самое главное – система. Когда в начале года я начинаю работать с классом, я говорю детям о двух основополагающих принципах моей работы: дисциплина и ответственность. Выпустив прошлой весной одиннадцатые классы, в этом году я взяла пятые. Однако работу с новыми для меня учениками я начала не с 1-го сентября, а с апреля прошлого учебного года. Я посещала уроки этих ребят, когда они были учениками еще четвертого класса, смотрела на поведение детей, беседовала с учителями, которые их выпускали, проводила беседу с психологом, и в соответствии с этим строила планы относительно нашей работы с детьми на сентябрь. До 15-го сентября мы проводим диагностический диктант, орфограммы которого направлены на знания, полученные детьми в начальной школе. Методист школы составляет такой диктант, чтобы легче было выявить слабые места. Иногда те двойки, которые бывают, я не выставляю в электронный журнал. Я систематизирую эти ошибки и строю дальнейшие рабочие планы, основываясь на них, то есть включаю в орфографическую работу те слова, где были допущены ошибки. После диктанта все эти ошибки мы вместе с ребятами обязательно прорабатываем. Я умею запоминать ошибки моих учеников, и когда я спрашиваю у класса «чья ошибка?», дети улыбаются, и некоторые ученики поднимают руки.

Итак, непременно должна быть система работы над ошибками.

На уроках объясняю им задания, особенно если тема сложная. Обязательно дифференцирую задания, даю ученикам работу, соответствующую их потенциалам, но, повторяю, ни в коем случае не забываю о сильных учениках. У меня разработана целая система разноуровневых заданий. Результат дает и такая форма работы, как работа в группах или в парах. На уроках литературы можно учить стихи, объединяясь в пары. Сильный ученик спрашивает слабого ученика, и у обоих развивается чувство ответственности. Повторяю, дисциплина и ответственность – два моих основополагающих принципа работы.

У меня в этом году не самый сильный класс 5Г. Смогу ли я их чему-нибудь научить, если мы пишем «кАрАбок»?

Расскажу одну историю, связанную со словом «приближаться».

- Какой корень? – спрашиваю я.

- Не знаем.

- Как нужно проверить? Правила вспомни!

И тут взыграл мой педагогический талант.

- Итак, «приближаться»…Смотри, мой золотой, я живу далеко, а ты?..

- А я вон в том доме!

Да, бывают и такие случаи.

Но прорабатывать ошибки нужно всегда. Не просто написать и подчеркнуть, но и подобрать слова с той же орфограммой, чтобы можно было запомнить.

Например, в глаголе «наслаждаться», к сожалению, часто делают ошибки.

- Как мама называет тебя? «Моя детка…»?

- Сладенькая!

- А того, кто написал «лож», наверное, ложкой стукнули по лбу?

На этом смешном эпизоде я могу построить еще раз повторение безударной в корне.

Что касается домашних заданий… Я задаю только то, что изучено на этом уроке, не забывая того, что было изучено ранее. Иногда для не самых сильных я начинаю разбор домашнего задания еще на уроке. Это может быть разбор словосочетания или одного предложения из упражнения. Никогда домашнее задание не заключается в том, чтобы просто переписать упражнение в тетрадь. Мы обязательно выделяем пунктограммы, подчеркиваем орфограммы, составляем схемы предложения, чтобы закрепить пройденный материал. В классе мы проверяем домашнее задание. Конечно, это время для детей, у которых четверки и пятерки, не самое интересное, но им я даю особое задание. Я даю им усложненные вопросы к домашней работе. Кроме того, в домашней работе обязательно присутствует творческое здание. Я проверяю, какие ребята составили словосочетания, какой написали рассказ. Задание по написанию рассказов тоже дифференцировано: если можете написать рассказ на лингвистическую тему – замечательно, если составите рассказ лишь по образцу – тоже очень хорошо. После такого рода заданий я всегда читаю в классе интересные рассказы учеников.

Недавно мои ученики писали сочинение по повести «Слепой музыкант» В.Г. Короленко. Некоторые сочинения были очень интересными, некоторые, к сожалению, были списаны из интернета. Я предложила ребятам обменяться работами и почитать сочинения друг друга. После урока я услышала, как один мой ученик говорил своему соседу: «В следующий раз я постараюсь написать в таком же стиле, как написал ты».

Кроме работы на уроках, у меня есть дополнительные занятия. Я очень четко очерчиваю круг людей, которые должны прийти, другим говорю – по желанию. На дополнительных занятиях мы «подчищаем» те моменты, где запнулись. Многие родители просят: «А не могли бы вы позаниматься?..» Я им отвечаю: «Купите на эти деньги ребенку виноград и груши! Пока я могу научить без репетитора, я буду это делать!» Иногда, конечно, до смешного доходит… В пятом классе отрабатываем вместе с учениками правописание букв. Ведь я являюсь экспертом ЕГЭ, и нечитаемые работы попадаются мне очень часто.

- Имеет ли смысл оставлять учеников на второй год, не появится ли у них комплекса хронических неудачников?

- Если ребенку совсем не по силам изучаемая программа, то, возможно, имеет смысл остаться на второй год обучения в том же классе. Здесь должны быть рассмотрены многие факторы. Если ребенок болел – один вопрос, если ребенок, что называется, шалопай, и активно этого не хочет – это другой вопрос, который так же, безусловно, должен рассматриваться индивидуально. Многие родители опускают руки и говорят: «Мы не справимся». Но мы, учителя, должны справиться. Я детям в школе часто говорю, что в жизни мы не всегда делаем то, что хочется, скорее даже наоборот. Мы делаем то, что нужно и должно, а учиться – это наша обязанность. И ту базу, которую ребенок возьмет, в него нужно вложить, иногда и заставляя. У нас достаточно ресурсов для этого: мы занимаемся в школе на дополнительных занятиях, нам помогут родители и психолог. Наша задача – приблизить ребенка к школе и обучить. Я не встречала таких ребят, которых обучить нельзя.

Беседовала Александра Жукова


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру