Льготы для сирот на поступление в вузы

В вузы возвращают льготы для сирот. Между тем скептики высказывают мнение, что эта мера не принесет большой пользы детям, лишенным родителей, поскольку они не очень-то хотят учиться – большинство выпускников детдомов отчисляют уже на первом-втором курсе. Как пробудить в воспитанниках детдомов интерес к учебе, порталу «Слово» рассказала Маслова Ирина Михайловна, директор благотворительного фонда «Краски детства».

- Расскажите, пожалуйста, как у детей-сирот происходит выбор профессии и учебного заведения. Ведет ли кто-нибудь с ними профориентационную работу? Знают ли они о льготах?

- Сразу оговорюсь – я расскажу только то, что знаю, а это лишь малая часть общей картины. Я занимаюсь профориентацией четыре-пять лет. Работа по профориентации ведется, инициатива зачастую исходит от руководителей детских домов.

Мы начинали с того, что проводили экскурсии в музеи, на выставки, организовывали для детей культурную программу, мастер-классы, а потом уже сами воспитанники одного из детских домов попросили помочь им с профориентацией, потому что в таких мероприятиях чувствуется сильная нехватка. Администрации детских домов в большинстве случаев понимают, что это важно и нужно, и поэтому к нам часто обращаются новые детские дома с просьбой включить их в программу.

Мы водим детей в достаточно известные компании мирового и российского уровня – такие как Кока-Кола, Леруа Мерлен, Ив Роше и подобные – где в принципе престижно работать не только выпускникам детских домов; дети загораются от экскурсии к экскурсии, им многое нравится. Но, несмотря на это, в силу ряда причин дети выбирают не ту специальность, которая им понравилась, а ту, которая им подходит. Это могут быть административные причины – например, у детского дома есть уже свои давние связи с близлежащими колледжами. Или организационные – не все колледжи предоставляют общежитие, а детям надо быть обязательно прикрепленным к учебному заведению с проживанием.

- Есть ли изначально среди детей-выпускников детских домов желающие поступать в вузы, такие как МГУ, Бауманский и другие?

- Изначально, наверное, нет. Преимущественно выпускники детских домов не настроены на то, чтобы идти учиться в вуз. Буквально на днях я разговаривала с молодым человеком, курьером, который привозил мне заказ, он оказался студентом колледжа, приехал в Москву из Дагестана. На мой вопрос, собирается ли он поступать в вуз, молодой человек ответил «нет». При этом он собирается стать профессиональным строителем, и я думаю, что такое желание гораздо почетнее, чем закончить вуз непонятно зачем и потом непонятно кем работать.

Сейчас найти хорошего специалиста – большая проблема, при этом множество людей с высшим образованием не могут найти работу. Они никому не нужны, и качество их знаний никому не нужно.

У детей из детских домов изначально низкая мотивация на обучение – неважно, колледж это или вуз – в силу целого ряда причин. У них много льгот, они это знают и очень умело этим пользуются. Например, государство должно обеспечить их жильем. Раньше это была собственность, теперь это социальный найм. И очень распространенная ситуация в Москве и Подмосковье, когда дети селятся по несколько человек в одной квартире, а оставшееся жилье сдают и живут на эти деньги. В нашем обществе принято, к сожалению, что от работы нужно получать деньги, а не удовольствие. Тогда вообще непонятно, ради чего детям надо учиться, деньги у них уже есть. Есть такой анекдот: к туземцу, лежащему на пляже, подходит бизнесмен и спрашивает, почему тот не работает. Туземец отвечает: «Зачем работать? Банан у меня уже есть». Бизнесмен говорит: «Но ты мог бы его продать, заработать денег, нанять рабочих, продавать еще больше бананов, а потом ты будешь лежать на пляже и отдыхать». Туземец говорит: «А я и так лежу на пляже и отдыхаю». Здесь то же самое: у ребят уже есть то, к чему, условно говоря, стремятся все остальные люди.

К тому же детдомовское воспитание очень сильно отличается от воспитания ребенка в семье. В семье очень большое влияние оказывают родители, которые направляют ребенка, их усилия направлены на будущее. А в детских домах такого активного внимания детям не хватает. Воспитатели в принципе не могут уделять детям повышенное внимание и мотивировать их на достижение чего-то.

При этом среди них есть единицы, которые мечтают, и поступают в вузы, и это гордость детских домов. Но это только примерно пять процентов от общего количества выпускников.

- Каким образом можно создавать мотивацию к поступлению?

- Это совершенно необходимо, потому что непонятно, кем эти люди потом станут. Так и будут жить за счет аренды? Но такой образ жизни, особенно с раннего детства, ведет к активной деградации, возникает и алкоголь, и другие пороки; такие дети попадают в зону риска. Поэтому понятно, что заниматься профориентацией очень важно и нужно.

Нацеливать ли ее на вузы, на мой взгляд, непринципиально. У нас действительно не хватает хорошей квалифицированной рабочей силы. Чем мучить их и направлять в вузы, может, лучше и проще создать мотивацию стать квалифицированным рабочим. При этом сейчас техника очень развита, и чтобы работать на том же заводе Сименс, например, нужен большой объем знаний, так что без образования не обойтись.

В рамках нашей программы ребята приезжают на предприятия высокого уровня, где им не только показывают производство, а дают возможность пообщаться с людьми, которые там работают, узнать, чем они занимаются, что это за специальность. Что такое менеджер, в чем его функции, кто такой инженер, и так далее. Задача в том, чтобы показать детям профессию изнутри, заинтересовать их. И, соответственно, живой диалог позволяет им понять, куда лучше пойти учиться, чтобы получить лучшие знания и навыки по данной специальности, где они потом смогут проходить практику, куда устроиться на работу, сколько они смогут зарабатывать. Такие простые мероприятия покажут детям, что получить такую специальность, и в дальнейшем работу реально и доступно. Они увидят, допустим, не какой-то старый ужасный завод, а современное производство, как оно организовано, почему нужны именно такие знания. Таким образом, создается мотивация изнутри.

Совсем недавно мы проводили такое мероприятие с компанией Ксерокс. Они вызвались провести ребятам мастер-класс, как составлять резюме, на что надо обращать внимание. После этого сотрудники компании предложили тем, кому это будет интересно, продолжить занятия в компании, где они будут учить детей работать с компьютерными программами, научить их тому, что им может в дальнейшем очень пригодиться. Если бы кто-то также приходил в детский дом в рассказывал детям о профессиях, показывал их изнутри, учил бы чему-то, такие занятия их бы тоже очень мотивировали.

- Есть ли, на ваш взгляд, необходимость в льготах?

- Это палка о двух концах, однозначного ответа дать нельзя. Какому-то ребенку эти льготы помогут поступить, а он действительно замотивирован и очень к этому стремится. Для кого-то это вообще не играет никакой роли, у них и так нет мотивации на учебу. По моим ощущениям, самим детям от этой льготы «ни тепло, ни холодно», потому что большинство из них не нацелено на вуз изначально.

Это, наверное, может играть роль в случае определенного давления администрации. Если со стороны, например, городской или областной администрации вводится показатель, сколько у них сирот поступило в вузы, тогда стремление поступать в вузы будет культивироваться. Но если это не влияет ни на какую отчетность, то по большому счету это ничего не даст.

- Если не брать в расчет высшее образование, как обеспечить социализацию таких детей?

- Просто к ним нужно относиться, как к обычным детям. Для этого можно устраивать какие-то совместные мероприятия с обычными детьми, а еще лучше – семейные. У нас есть такая преграда в виде старшего поколения, которое запрещает своим детям или внукам общаться с детьми из детского дома. Мы сами создаем это ограждение, а потом героически начинаем его преодолевать. В ходе таких совместных мероприятий и дети с детьми взаимодействуют, и родители с детьми. Родители видят, что детдомовцы – это обычные дети. Может, за ними надо больше присматривать, больше уделять им внимания, но они по поведению похожи на их родных детей. На эту тему даже сняли недавно фильм.

Основное, чего не хватает этим детям – это внимание. Им не хватает близких людей рядом, с которыми у них свои постоянные отношения. У обычного ребенка есть родители, а у детдомовцев один воспитатель на десять-пятнадцать человек, который еще и постоянно меняется (при переходе в другую группу или еще по каким-то причинам). Нужно просто больше приходить и регулярно с ними общаться, а не задаривать их подарками (это на самом деле не очень хорошо). Нужно проводить разъяснительную работу среди волонтеров, объяснять, что важно именно постоянство, а не то, что человек пришел, подарил игрушки, а потом опять появился только через год. Лучше пусть это будет раз в месяц, но регулярно. Не нужно с ними что-то значительное делать – можно просто поиграть, поразгадывать кроссворды, почитать сказки, что-нибудь слепить. Любое, самое простое занятие важно, потому что дает присутствие взрослого, внимание к ребенку и постоянство. На мой взгляд, это очень важные факторы, которые могут хоть что-то изменить.

Беседовала Анна Корзинкина


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру