Педагогический марафон - День ОБЖ
Портал «Слово» продолжает публиковать материалы о работе Педагогического марафона. О предмете «Основы безопасности жизнедеятельности» рассказала Батяева Тамара Алексеевна, заместитель председателя региональной общественной организации «Московская ассоциация учителей, преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности», методист по ОБЖ МЦ СЗОУО, преподаватель-организатор ОБЖ ГБОУ гимназии № 1538.
- Какие проблемы, связанные с преподаванием ОБЖ, существуют на сегодняшний день?
- Я бы назвала две большие проблемы, которые существовали и еще долго будут существовать. Во-первых, нет преемственности предмета, с которым человек знакомится в своей семье. Родители, близкие – первые учителя в сфере безопасности ребенка. А если рассматривать обучение детишек, начиная с первого класса, то это обязанность школы. Предмет в начальной школе существовал с 1991-го года как отдельный. С введением новых стандартов он входит в образовательную область «Окружающий мир». В самих стандартах второго поколения прописано крайне мало тем для начальной школы, они практически отсутствуют. В средней школе предмет появляется в восьмом классе, в девятом он исчезает, и в десятом снова появляется. Дети узнают очень обрывочно о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, они не информированы о значительном количестве проблем и опасностей, которые подстерегают ребенка, поскольку он более уязвим и незащищен, чем взрослый человек. Эта проблема, возможно, будет решаться, но постепенно, с ведением стандартов второго поколения. Предмет будет преподаваться с пятого по одиннадцатый класс, а в начальной школе его не будет.
Вторая проблема – педагогические кадры. На Педагогическом марафоне выступала профессор, зав.кафедры безопасности жизнедеятельности Московского Городского Педагогического Университета, и это единственное учебное заведение в Москве, которое готовит учителей ОБЖ. Но даже они не готовят преподавателей-организаторов ОБЖ – это расхождение в нормативных документах и требованиях к должности. Преподавателей-организаторов ОБЖ сейчас не готовит никто. Так сложилось, что с введением предмета в 1991-м году ОБЖ стали преподавать военруки – там есть раздел «основы военной службы», который близок ОБЖ, где гражданская оборона и основы военной службы созвучны. Поэтому преподавать этот предмет сегодня практически некому.
- Марафон привлекает внимание к этим проблемам?
- Это немного не та аудитория, которая может решить эти проблемы. То, что они есть, понимают и те, кто присутствуют сегодня, участники Педагогического марафона. Это люди, которые не просто близки к предмету, но и которые готовы эти вопросы на своем уровне рассматривать и решать. Естественно эти вопросы в лекциях и выступлениях затрагиваются.
- Как происходил отбор спикеров?
- Учитывая, что предмет ОБЖ в рамках педагогического марафона проводит Ассоциация, естественно, мы рассматриваем всех наших членов Ассоциации и их возможности. Есть люди, которые сами предлагают поделиться своим опытом, есть уже традиционные участники, которые участвуют из года в год, и они востребованы. Думаю, в дальнейшем будет происходить отбор участников Педагогического марафона по другому принципу. В следующем году мы попробуем ввести интернет-регистрацию желающих, и спикерами на Педагогическом марафоне могут также стать преподаватели из регионов, опыт которых должен быть интересен для московских коллег. Программа обязательно б
удет расширяться.
Беседовала Надежда Манохина