Тонкости занятий физкультурой

В рамках Педагогического марафона прошла лекция «Проектирование индивидуальной траектории физического развития на уроках физкультуры». Ее провела Немова Ольга Арнольдовна, заслуженный учитель РФ, отличник народного образования, автор методического пособия по физической культуре для 5–9-х классов ИЦ «Вентана-Граф». Портал «Слово» представляет читателям фрагменты этой лекции.

- ФГОС напрямую касается жизни школы, учителя, особенностей каждого ребенка. Как же абстрактная логика ФГОСа касается конкретного содержания предмета «физическая культура»? На материале учебных дисциплин отчетливо видно, как новый стандарт меняет позицию учителя: одно изменение влечет за собой множество других. Если провозглашена индивидуальная работа, то меняется подход к мотивации детей. Им должно быть комфортно двигаться по своей образовательной траектории, а значит, они должны идти на урок физкультуры с радостью.

Надо заметить, что это серьезный поворот от понимания спорта как «преодоления» к спорту как «физической радости» или торжеству тела. Физическая культура – это особый предмет, истоки которого восходят к образованию древних греков. Занятия физической культурой воспитывают душу при помощи тела, а учитель здесь выполняет задачи тьютора, который должен быть все время рядом, все время отслеживать меняющуюся ситуацию.

Но какие же технологии овладения собственной траекторией есть у ребенка? Здесь с самого начала возникает вопрос оценивания. Я, например, активно использую технологию «рокировки». Она, конечно, работает не для всех детей, но всё же работает. В чём суть этой технологии? Оценки приравниваются к шахматным фигурам: ферзь – это отметка «пятерка», слон – «четверка», ладья – «тройка», пешка – «двойка». Сначала ребенок сам выставляет себе оценку, а затем учитель может прибавить еще две. Получается, что за урок школьник получает три оценки разом. Это помогает снять тревожность, у детей появляется рефлексия.

Другая технология, которая может применяться школьным учителем физической культуры - это «технологические карты». Они позволяют ученику самому задавать планируемые результаты обучения. Это же и есть метапредметные навыки: сначала планируешь конкретные результаты освоения дисциплины, затем учишься планировать вообще, и можешь сформировать свой образ будущего. Также можно эффективно использовать технологию обучения в парах: когда один ребенок помогает другому, гораздо быстрее происходит освоение трудных элементов. Оказываются полезными и инструменты коллективной диагностики «самочувствия класса». Например, у меня после занятия в зале девочки на выходе взяли по стикеру разного цвета и наклеили: красный обозначает «пять», зеленый – это «два». Это цветовая диаграмма прошедшего урока, все как на ладони, теперь сиди, учитель, и разбирайся, почему у них сегодня плохое настроение, а вчера на «ура» отбегали.

Так, новый ФГОС дает свободу учителю, а построение индивидуальной траектории развития ребенка - предельно гибкий инструмент педагога. Однако это инструмент, требующий постоянного контакта с учеником. Ведь ребенок поднимается по ступеням личностного роста, поэтому очень важен его самоконтроль и рефлексия. А у педагога таких «индивидуальных лесенок» – целый класс, и с каждым надо работать отдельно, играючи – ведь дети любят игру, дети – это легкость. Учителю нужно уметь не только гибко подстраиваться под образовательные потребности, но и учитывать самочувствие класса.

Например, если на предыдущем уроке была контрольная, тогда на следующем занятии лучше не перегружать детей освоением новых элементов. И это нужно учитывать каждый день, комбинировать элементы: разные варианты тренировок, диагностические карты, совместная работа детей из спецгрупп и детей с обычным здоровьем. К слову, дети должны заниматься вместе – ведь в одних и тех же упражнениях можно варьировать нагрузку. И вообще, в спорте нет инвалидов: если не верите, пересмотрите записи зимних Паралимпийских игр.

Записала Наталья Сарвина


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру