Второе высшее - бесплатно?

Правительство разрабатывает желанный для абитуриентов проект. Если в качестве второго высшего образования выбрана творческая специальность, то такое образование можно будет получить бесплатно – правда, не во всех вузах и не по всем специальностям. Повезет, скорее всего, тем, кто собирается получать второе высшее в консерватории им.Чайковского, консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова, Российской академии музыки имени Гнесиных, ГИТИСе, ВГИКе. О необходимости бесплатного получения второго высшего образования порталу «Слово» рассказал Михаил Николаевич Чумаченко, профессор кафедры режиссуры Российского университета театрального искусства - ГИТИС.

- Как Вы думаете, каковы будут последствия принятия постановления о возможности получения бесплатного второго высшего образования и будут ли они вообще благоприятны?

- Гадать по этому поводу бессмысленно, но если разговаривать о том, необходимо это или нет, то это, безусловно, необходимо. Потому что режиссёрская профессия строится на опыте, причём на опыте человеческом и жизненном. И последние сто лет русской режиссуры доказывали, что люди, приходящие в институт и уже имеющие первое образование, достигали больших высот. А те, кто приходит в 17 лет, вынуждены потом какой-то промежуток времени добирать по профессии. Это касается элементов творческих профессий, ведь режиссура к этому относится. И когда мы говорим о том, что происходит некий процесс просыпания творческих возможностей, мы должны понимать, что это может произойти в любом возрасте. Поэтому вполне возможно, что человек, который начинает заниматься, скажем, театроведением, может уйти в режиссуру, человек, который занимается литературой, может в какой-то момент заняться режиссурой или композиторской деятельностью, это не рассчитаешь по закону. Когда мы говорим о том же Фоменко, не надо забывать о его музыкантском образовании: ведь он же был скрипачом, кроме всего прочего. Никто не знает, стал бы он великим скрипачом, если бы остался в этой профессии. Эта мысль очень важна для второго бесплатного образования, связанного с творческими профессиями.

- Есть ли на сегодняшний день какая-то статистика того, кто чаще поступает?

- Если мы говорим о некоей статистике, то выглядит она следующим образом. Есть три градации. Филологи, то есть люди, получившие гуманитарное образование. И наиболее явный пример – Пётр Наумович Фоменко. Следующая группа – люди, получившие техническое образование, – Анатолий Александрович Васильев, Леонид Ефимович Хейфец и т.д. И третья группа – это люди, пришедшие с актёрским образованием. Явный пример – тот же Марк Анатольевич Захаров, который имеет первое актёрское образование, Любимов, Ефремов, которые режиссуру добирали впоследствии. Поэтому когда мы разговариваем о втором высшем образовании, для режиссуры это абсолютно естественное качество. Когда мы ставим человека в 24-25 лет, набравшего опыта, в ситуацию платного образования, понятно, что полтора миллиона за пять лет тратить на своё обучение он не в состоянии, следовательно, мы режиссёрскую профессию начинаем уничтожать, вот и всё.

- А в каком возрасте люди обычно поступают на режиссуру?

- В принципе, если мы говорим о среднем возрасте людей, которые традиционно проходят конкурс удачнее остальных, это люди 22-25 лет. Если рассматривать социологический вариант и опять обращаться к опыту истории, то выясняется вот что: большинство тех, кто всерьёз потом овладевает режиссёрской профессией, имели опыт режиссёрской работы в любительском или студенческом театре. Это перечисление может охватить всех, начиная от Кирилла Серебренникова и заканчивая Сергеем Женовачом. Они все начинали в студенческих театрах, ставили первые спектакли там.

- А сейчас условия приёма для тех, кто получает второе высшее от условий для тех, кто получает первое высшее, как-то отличаются?

- Условия приема абсолютно идентичны, просто человек, имеющий высшее образование, обязан поступать только на платной основе. То есть люди проходят конкурсную систему вместе, а потом выясняется, что на бюджетные места могут быть приняты люди, которые хуже подготовлены, которые моложе, у которых меньше опыт сознательной жизни просто потому, что у них нет высшего образования. То есть в результате происходит некая дискриминация. Всё остальное относится к разряду игр, потому что возникает ситуация, когда для того, чтобы учиться профессии, надо, оказывается, нарушить законодательство, скрывать образование, заниматься подлогами, потому что ты реально не можешь получить этого образования. А попытка заниматься режиссурой заочно возможна только в ситуации, когда ты определенным образом уже связан с театром, поэтому режиссерское заочное образование происходит на какой-то театральной основе, когда внутри театра ты пробуешь заниматься режиссурой и параллельно получаешь образование, но это, в общем, единичные случаи.

Беседовала Екатерина Желенникова


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру