Учитель в сложных социальных условиях

Правительство планирует к 2015 году разработать программы поддержки для учителей, «работающих в сложных социальных условиях». Что это означает на практике, попытался разобраться Самохин Юрий Семенович, доцент, кандидат педагогических наук, преподаватель Московского Государственного Гуманитарного Университета им. Шолохова, учитель географии.

- Чтобы комментировать новое понятие «учитель, работающий в сложных социальных условиях», под разработку программы поддержки этих учителей к 2015 году, необходимо основательно изучить исходный документ, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации 30.04.2014. Название документа «План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». Документ охватывает детские сады, школы, учреждения дополнительного образования детей, колледжи (по старому – ПТУ), вузы, научные организации и организации социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Во-первых, бросается в глаза термин из «новояза» либеральной эпохи «дорожная карта» (Road map), который в одном из переносных смыслов значит «план, как двигаться дальше». Таким образом, в названии документа угадывается его экономически обусловленный контекст, ибо термин широко используется в бизнесе как долгосрочный прогноз экономической эффективности, позволяющий использовать эффекты вариативности и интерактивности, т.е. вносить изменения в зависимости от ситуации.

Во-вторых, «сложные социальные условия» никак не оговариваются, понятие используется только раз, в разделе общего образования, соотнесённого с этапами перехода к эффективному контракту, а перспективным показателем к данному понятию является соотношение результатов ЕГЭ по русскому языку и математике в школах с лучшими и худшими результатами.

Можно предположить, что «сложные социальные условия» подразумевают работу с так называемыми «трудными». Психологи выделяют три группы подростков, имеющих проблемы в социальной адаптации: одаренные дети, дети с аномальным развитием и дети с асоциальным поведением. Если говорить в более приемлемых терминах: первых из них отличает равнодушие и даже неприязнь к школе, им «тесно» в школьных стенах, других – неспособность воспринимать школьную программу в должном объеме, они «не тянут», третьих – неспособность к систематическому учебному труду, им «душно». Следствием являются конфликты между подростком и его окружением, начинается поиск выхода из конфликта и нередко мотивация взаимодействия со средой меняет знак или направление.

Серьезным фактором к временной потере социальных ориентиров является еще и переходный возраст - 13-14 лет, когда потребность самоутверждения (социальной инициации) отодвигает на второй план учебу, здоровье, интересы близких.

Так как показателем эффективности является тестирование (ЕГЭ) по русскому и математике, авторы документа, по-видимому, предполагают поддержку педагога за работу с детьми мигрантов из бывших советских республик, учёба которых затруднена не только в силу плохого знания русского языка, но и в силу затруднений в социализации. Не случайно, думаю, «сложные социальные условия» работы педагога также увязываются с так называемым переходом к «эффективному контракту». Эффективный контракт – новая форма трудового договора с работником, в котором, как заявлено, конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии, позволяющие оценить количество затраченного труда и его качество.

Эффективность как экономическая категория – отношение полезных результатов к затраченным ресурсам – неприменима в образовании, а тем более в оценке работы педагога, поскольку эффективность как сопоставление совокупности отдаленных и косвенных результатов и последствий экономического, социокультурного и этноэкологического характера со всей совокупностью объективно стоящих целей трудно контролировать, еще труднее эффективностью управлять. Именно поэтому общество сосредотачивается преимущественно на результативности образования, которая позволяет напрямую сопоставить интересующие результаты с выдвинутыми целями. Неслучайно в трудовых договорах, заключаемых с педагогическими работниками на принципах эффективного контракта, рекомендовано (http://273-фз.рф/obuchenie/moduli/obshcheobrazovatelnye-organizacii/9-03) устанавливать показатели и критерии качества (результативности, продуктивности), а не эффективности.

Но и результативность не всегда может стать должным основанием для принятия решений в области образовательной практики, особенно с позиции их эффективности, поскольку последствия таких решений отнесены в трудно прогнозируемое будущее.

Еще более драматично стоит проблема эффективности индивидуальной образовательной траектории. Вопрос: чему и как учить из-за «информационного шума» перманентного реформирования образования и непрекращающейся критики российской школы не позволяет родителям сделать осознанный выбор образовательного пути для своих детей, особенно когда бесплатное образование обходится семье все дороже.

Любому учителю понятно, что педагогика всегда – призвание и миссия, экономические мерки для нее разрушительны. Навязывание таких показателей в «дорожной карте» и «эффективном контракте» есть путь к разделению педагога и ребенка, школы и семьи средствами программированного обучения и показателями, заточенными под колониальные исследования PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) в соответствии с англо-саксонской образовательной практикой индивидуализма и разделённости.

Решение видится в актуализации традиционных ценностей образования и воспитания в России, оставленных нашими предшественниками: от К.Д. Ушинского и Н.И. Пирогова до А. С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. В основе их успешного педагогического опыта лежит, прежде всего, любовь к Родине, то есть патриотизм и знание народной жизни, а также интерес к ребенку и деятельное участие в организации педагогического процесса. Это и составляет сердцевину российской педагогики. Человек, взявший на себя труд сопровождать ребенка по пути становления, то есть педагог, призван, в меру сил, именно на этих направлениях решать проблемы настоящего и будущего России даже в «сложных социальных условиях» дезадаптации подростка в современной жизни.


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру