Феномен Последнего звонка

Конец учебного года. Последние звонки, выпускные балы. Интернет полнится фотографиями, на которых вчерашние школьницы позируют в откровенных позах с пивными бутылками в руках. Почему появляются такие фотографии, порталу «Слово» рассказала Склярова Татьяна Владимировна, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социальной педагогики Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета.

- Чем обусловлено часто выходящее за рамки приличий поведение выпускников на последнем звонке?

- В потребностях человека есть желание структурировать какие-то события своей жизни. И у детей это происходит чаще всего в таких пограничных случаях, когда они переходят из одного статуса в другой – меняется возраст, появляются новые права, обязанности, открываются возможности. Это то, что в культурах часто оформляется в качестве инициаций, то есть некое событие, после которого уже не девочка, но девушка, не мальчик, но юноша. И в нашей культуре это тоже присутствует, но чаще в неоформленном и необлагороженном виде. Все эти купания в фонтанах, всякие другие действия наших подрастающих детей нанизаны на механизм перехода из одного возраста и статуса в другой. И если взрослые, предвидя необходимую инициацию, заранее это организуют, окультуривают, то всякие выходящие за рамки модели поведения уже не так необходимы вчерашним детям. И для мальчиков, и для девочек это психологический рубеж. Они понимают, что позади остаётся время детства, какая-то степень безответственности, а сейчас начинается новый этап в жизни. Но пока я ещё нахожусь в пограничной зоне, я могу себя вести уже не так, как в прошлом периоде, но ещё и не так, как мне предстоит в новом периоде.

- А почему это происходит чаще с девочками, чем с мальчиками?

- Не знаю, насколько это подтверждает статистика, но у девочек более подвижный эмоциональный фон, а здесь событие, которое эмоционально переживается. Не секрет, что мальчики принимают изрядную долю алкоголя и выключаются, а девочки склонны к внешним демонстрациям.

- А противостоять этому как-то можно?

- Мне не нравится вообще подход, при котором нашим детям нужно противостоять, я этого не приемлю. Я нацелена на то, что мы должны вместе с детьми развиваться. Этап перехода из одного возраста в другой детям надо помочь прожить. Подготовка к этому событию, окультуривание, прогнозирование, что будет дальше, какие этапы, какие результаты – то, чем занимается вся педагогика, всё воспитание – это и есть хорошая профилактика таких проявлений. Что греха таить, большинство родителей воспринимают окончание школы как время массовых поборов, покупки костюмов, платьев и всего прочего. А вот что дети в этот момент будут делать? За три месяца до выпускного вечера спросите у мамы и папы: что будет делать ваш сын или дочь в день последнего звонка? Да, наденет платье, выслушает прощальные речи. А потом что будет делать?

Если не было проведено предварительной работы, то в этот момент нужно хотя бы быть рядом. Ещё, мне кажется, очень важно просигналить ребёнку, что «ты у меня в сердце, в голове, я о тебе беспокоюсь». Это потрясающая вещь: большинство подростков, по опросам психологов, предпочитают разговор с родителями любому гаджету, пребыванию в любых соцсетях: не выяснению отношений и не перечислению претензий, а хорошему разговору о спорте, о погоде, о политике и так далее. Потребность живого общения очень остра у детей. В этот момент быть рядом с ребёнком и сказать: «Я вместе с тобой это переживаю» - это уже очень много.

- То есть принимать какие-то карательные меры не стоит?

- Ну, это уже тяжёлая артиллерия. Все карательные меры, да и вообще система наказаний в нашей культуре – это тогда, когда предыдущие рычаги не сработали. А ведь предыдущих рычагов так много!

Беседовала Екатерина Желенникова


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру