Особенности инклюзивного образования

Судьба детей с ограниченными возможностями по-прежнему зависит от множества факторов – не все из них могут рассчитывать на качественное образование. О том, какая работа ведется в этом направлении, порталу «Слово» рассказала Светлана Владимировна Алёхина, кандидат психологических наук, проректор МГППУ по инклюзивному образованию.

- Как давно началось внедрение системы инклюзивного образования в России?

- Здесь есть несколько разных точек старта. Есть старт практический, который датируется примерно 1996-м годом, когда в Москве открылась первая школа по инклюзивной модели – школа "Ковчег". И тогда действительно только-только начинали говорить в России про инклюзивное образование, еще плохо понимая, что это такое. Это было не системное решение.

В 2003-м году в Москве была открыта первая городская экспериментальная площадка, которая развивала инклюзивное образование в отдельных образовательных учреждениях. Были запущены серьёзные социальные проекты по общественной инициативе родителей, общественных организаций, которые стали основными проводниками идеи инклюзивного образования. Если говорить о системном процессе, то он начался, наверное, с 2009-го года, потому что до этого были, в основном, проектные инициативы, отдельные локальные проекты в разных регионах и чаще всего инициированные общественными организациями. А в 2010-м году в Москве принимается закон и впервые происходит законодательное закрепление инклюзивного образования – это был прецедентный закон в Российской Федерации, который укрепил инклюзивное образование как законодательную норму. В 2012-м году вышел федеральный закон, который законодательно закрепил инклюзивное образование. С этого времени мы говорим о том, что инклюзивное образование, понятие инклюзивности становится определенным требованием к российскому образованию.

- Существует еще термин "интеграция". Насколько он пересекается с инклюзией?

- Интеграция и инклюзия – это разные и философские понятия, и образовательные модели. Интеграция предполагает обучение такого ребенка вместе с подобными детьми в отдельном классе в школе или в отдельной группе в детском саду. Это часто коррекционная образовательная программа и педагог коррекционного профиля, чаще всего учитель-дефектолог. А инклюзия – это вхождение, включение ребёнка с особыми образовательными потребностями, или с инвалидностью, или с ограниченными возможностями здоровья в обычный класс и обучение по адаптированной образовательный программе вместе с другими детьми.

- А на сегодняшний день готовы ли реально школы к инклюзии?

- Риторический вопрос. Школа современная к инклюзии не готова, но это не значит, что мы должны отказаться от идеи инклюзии. Сегодня делается очень много – и много денег расходуется, и большие усилия прилагаются для того, чтобы подготовить педагогические кадры к реализации инклюзивного образования, чтобы создать специальные условия в образовательных организациях, включить таких детей в общеобразовательный процесс. Для того, чтобы образование вызвало доверие у родителей, и они привели своих детей в обычное образовательное учреждение.

Последние статистические данные говорят о том, что около 50-60% детей с ограниченными возможностями находятся в условиях массовой школы. Соответственно, обычная школа обязана быть готовой к тому, чтобы эти дети в этой школе и остались, а не были исключены в какие-то специальные коррекционные образовательные учреждения. Родители могут выбрать, куда отдать ребенка, это право оставлено им законом, система коррекционных школ в России сохраняется, нет задачи её уничтожить. Коррекционные школы обязательно нужны для целой группы детей, и таких детей очень много. Другое дело, что часть детей, которые сегодня сидят на надомном обучении, могут обучаться в классе. Те дети, которые сегодня с лёгкими нарушениями находятся в отдельных классах, могут прийти в обычный класс. То есть некоторые нормы развития системы образования меняются, меняются и условия для включающего образования. Будем надеяться, что оно будет развиваться и вызывать доверие у учителей и родителей. Но здесь, конечно, необходимо провести очень большую работу по подготовке педагогических кадров и по трансформации, по изменению средовых условий образования: не только архитектурных, но и материально-технических, дидактических средств, адаптации программ и, повторюсь, квалификации кадров.

- Каковы результаты инклюзивного образования на сегодняшний день?

- Сегодня говорить о результатах преждевременно. Результаты будут видны тогда, когда выйдет целое поколение детей, получивших образование в условиях инклюзии. Сегодня мы говорим о том, что высшие образовательные учреждения получили в этом году требования по десятипроцентной квоте для ребят с инвалидностью, соответственно, мы должны понимать, что вся вертикаль инклюзии государством обустраивается целесообразно и системно, начиная с дошкольного образования и заканчивая высшим профессиональным образованием. Конечно, есть некоторые мониторинговые программы, которые отслеживают развитие системы и состояние образовательных организаций с точки зрения инклюзивной образовательный среды. Но результаты, наверное, будут тогда, когда первое поколение детей успешно и качественно закончит своё образование.


Беседовала Екатерина Желенникова

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру