"Духовная культура древней Руси в поисках святости"

Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу...

                                А. С. Пушкин

Древняя русская литература - это прежде всего семь веков в нашей культуре... Русской архитектуры хватило бы на десять наций - такая она разнообразная... Это чудо какое-то! И как же не приобщить молодежь к этому чуду, формирующему национальное самосознание и патриотизм?! Но если исключить из программы преподавание древнерусской культуры, то у молодого человека создается впечатление, что Россия целиком зависела от Запада и, лишь когда пришел Петр, наступили времена свободного общения с Европой, откуда пришла культура...   Д. С. Лихачев                

Быть ли нам русскими, или превращение в безликий этнический материал - наше неизбежное будущее? На Третьих Димитриевских Общеобразовательных Чтениях, проходивших в сентябре 1998 г. в городе Ростове-на-Дону и ставших уже традиционными для Ростовской епархии и ИПК и ПРО, этой острой проблемы коснулся почти каждый из выступавших. Решить ее, по общему мнению, образованию удастся лишь в той мере, в какой оно сумеет укоренить души-"бесприданницы" нынешних детей в почве традиционной культуры.

Идеологическая неустойчивость, нигилизм, отсутствие нравственных и эстетических идеалов, национальное безразличие, назойливая пропаганда гедонизма средствами массовой информации  в качестве безальтернативной этической системы - все это среда, благоприятная для "процветания" инфантилизма, аморализма и пошлости. Что можно противопоставить этому "грязевому селю", вытравляющему все человеческое в человеке?

Академик Д.С. Лихачев утверждал, что "для жизни человека не менее чем биологическая, важна иная среда, созданная культурой его предков", она необходима человеку для "духовной оседлости", для его самодисциплины и социальности.

По мнению диакона Андрея Кураева,  “растущий человек должен и имеет право знать духовную историю и духовную карту страны, в которой он живет”. Кроме того, проникновение в сущность национальной культуры помогает разрешить одну из главных психологических проблем современности - невозможность самоидентификации, следствием которой является болезнь времени – немотивированная агрессия.

Поиск этико-эстетического идеала и нравственных вершин жизненно необходим молодым людям, ибо "как постигнут они сокровенность свою человеческую, если нет у них пути возвыситься в мыслях"? (Ч. Айтматов). Приобщение к русской национальной традиции может способствовать формированию особого внутриличностного уклада с четкими нравственными ориентирами, которые и будут регулятором поведения.

"Народ, создающий высокий национальный идеал, - утверждал Д.С. Лихачев, - создает и гениев, приближающихся к этому идеалу. А мерить культуру, ее высоту мы должны по ее высочайшим достижениям, ибо только вершины гор возвышаются над веками, создают горный хребет культуры".

Таким “горным хребтом” является духовная культура. Понятие “духовность” в этике связывают с внутренней чистотой, свободой от мелочных страстей себялюбивого эго.

Зримые формы культуры, как известно, растут из незримого опыта духа. В основе русской культуры, да и государственности лежит православие. Нужно заметить, что вся русская культура по отношению к этическим ценностям православия находится в трех позициях: либо утверждает, либо отрицает, либо ищет. Ф.М. Достоевский настаивал: “Мы в такой степени русские, в какой степени мы православные”.

В сознании русского человека красота неразрывно связана с правдой. От православия Россия приняла бесценный дар - этико-эстетический идеал, к которому она стремится всю свою нелегкую историю, то, сбиваясь с праведного пути, то, возвращаясь на него. Идеал этот – святость.

Пока человек не встретит нравственное, он не поймет, в чем безнравственное. Это аксиома православной этики. Если растущему человеку не помочь встретиться с эстетическим идеалом своего Отечества, он может во всю жизнь так и не научиться отличать прекрасное от уродливого, добро от зла.

Принципиальное отличие программы "Духовная культура Древней Руси в поисках святости" означено уже в самом названии: это не просто экскурс в историю древнерусской культуры и знакомство с высокохудожественными произведениями великих мастеров, это открытие нравственного идеала, завещанного нам предками. Идеал этот "светит" и в древнерусской храмовой архитектуре, и в иконе, и в литературе, да и во всей истории Святой Руси.

Программа позволяет ученику приобщиться к поиску, найти этот идеал еще раз, но каждому лично. Значимость этого поиска для личностного развития и формирования мировоззрения трудно переоценить, тем более в наше время идейного бездорожья и "размытых" нравственных ориентиров.

Данная программа может быть использована параллельно с действующими программами по МХК или же предварять их. Автору видится целесообразным изучение данного курса по двум причинам: во-первых, это возможность систематизировать частичные, разрозненные сведения о древнерусской культуре, предложенные в учебных программах по истории и литературе, во-вторых, это возможность заложить основу для изучения истории, литературы и культуры золотого и серебряного веков, когда художественное и нравственное, соединившись, поднялись на недосягаемую для западноевропейской, да и мировой культуры высоту. По мнению автора, осознать полноту этико-эстетических истин золотого и серебряного веков невозможно без глубокого и вдумчивого изучения православной семивековой культуры Древней Руси.

Главная цель программы состоит в том, чтобы ввести растущего человека в традиционно-православную культурную среду, помочь ему ощутить себя преемником великой русской культуры, осмыслить собственную национальную принадлежность, обнаружить в себе высокие этические и эстетические идеалы, заложенные благодаря этой национальной принадлежности, осознать свой сыновний долг перед Отечеством.

Задачи курса:

1) познакомить ученика с уникальностью древнерусской художественной культуры, показать ее высокий нравственный потенциал, чистоту стремления к идеалу;
2) познакомить с видами и жанрами искусств в Древней Руси, их развитием, трансформацией  их в современном искусстве;
3) научить понимать символический язык древнерусской архитектуры, иконописи, литературы;
4) познакомить с лучшими образцами древнерусского искусства, с их гениальными творцами;
5) показать своеобразие и многообразие форм духовной и материальной культуры Древней Руси, научить видеть общее и неповторимое в различных художественных школах древнерусского искусства;
6) воспитывать (прививать) здоровый эстетический вкус как противоядие от влияния извращенных форм современной вненациональной культуры.
Эти задачи определяют структуру и содержание программы, которая ориентирована на работу с материалами, выявляющими этико-эстетические вершины национального сознания, воплощенные в формах рукотворного и нерукотворного творчества.
Условно говоря, это идеи "человек-икона", "мир-храм", "бытие-Логос". Именно они в их многоплановой взаимосвязи организуют единство картины мира, представленной в национальной культуре, и выявляют место человека в ней.

Основные принципы:

а) научность, доступность, наглядность;
б) связь обучения с жизнью, обусловленная позицией "древнерусская культура не музейный экспонат, но живые корни современной русской культуры";
в) интегративность (нерасторжимость внутренних связей между видами искусств, обусловленная эстетическим идеалом эпохи);
с) вариативность как возможность выбора материала для изучения, возможность расширения или, напротив, сужения темы.

Структура программы.

Программа состоит из 4-х разделов, соответствующих по времени 4-м четвертям учебного года. Последовательность разделов логически обусловлена.

I раздел "Образ Святой Руси в истории и культуре" вводит учеников в мир духовной истории нашего отечества, знакомит с трагической судьбой храмов, монастырей, православия вообще в годы советской власти, помогает увидеть образ Святой православной Руси, запечатленный в искусстве XIX и XX вв. Этот раздел способствует активизации внимания и интереса к предмету изучения, рождает  множество проблемных вопросов, в которых содержится запрос на информацию, например: почему православие подверглось таким гонениям? что в православной (духовной) культуре было особенно ненавистно гонителям, почему с таким ожесточением уничтожались храмы и иконы? что хотели уничтожить вместе с культурным наследием Святой Руси? сумели ли уничтожить "это" (этико-эстетический идеал святости)? каков этот идеал?

II раздел "Образ святой Руси в ее храме" открывает поиск идеала, знакомит с храмовой идеей древнерусского искусства и способами ее воплощения, являет идеальный образ мира, в грядущее устройство которого верили наши предки, приоткрывает завесу над сакральным смыслом храма как духовной природы человека. Эта тема получит дальнейшую разработку в III разделе "Древнерусский образ святости в иконе". Поиск эстетического идеала переносится в область иконописи ("умозрение в красках"), искусства, являющего духовную (высшую) природу человека, достойную бессмертия. Постичь идеал человека будущего, явленный в иконе, помогает философское обоснование обратной перспективы, приводящее к открытию, что вся православная этика - мир обратной (неэгоцентрической) перспективы.

IV раздел "Образ святости в древнерусской литературе" помогает ясно (словесно) определить то, что прежде, лишь интуитивно угадывалось - национальный этико-эстетический идеал, воплощенный в образах русских святых и в идее соборности.
Первый раздел завершается творческой работой, сочинением-размышлением на тему "Зачем мне нужно знать культуру Древней Руси?", последний - конференцией "Эстетический идеал древнерусской культуры и современность", что позволяет постепенно увеличивать долю самостоятельности детей в освоении учебного материала и преобразовать процесс познания культуры в процессе самопознания личности.

Эта же цель определяет последовательность практических заданий внутри каждого раздела. Например, последовательность практических заданий в разделе "Образ Святой Руси в ее храме" выглядит так:

• зрительный диктант на умение различать различные по архитектурным особенностям храмы;
• сравнительная характеристика двух архитектурных школ;
• сравнение разновременных архитектурных тенденций по степени эстетической ценности;
• творческий практикум (защита собственного проекта русского храма ХХ1в.)
В последнем задании ученик закрепляет полученные знания, умения и навыки, получает возможность выразить свой эстетический идеал в художественной форме. Обучаясь по данной программе, дети могут узнать:
• в чем уникальность древнерусской культуры;
• основные этапы развития древнерусской культуры;
• виды и жанры древнерусского искусства, выдающиеся памятники и произведения;
• роль и место древнерусской культуры в сложении национальной художественной культуры;
• каков этико-эстетический идеал духовной культуры Древней Руси;

научиться:

• понимать язык древнерусских художественных символов;
• различать произведения искусства различных школ, эпох, стилей;
• соотносить идеи и образы произведений с различными жизненными ситуациями;
• отличать подлинное произведение искусства от безвкусной подделки. Но самое главное, курс "Духовная культура Древней Руси в поисках святости" помогает растущему человеку обрести точку опоры и выстроить собственную систему ценностных координат.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ 1. Образ Святой Руси в истории и культуре.

Думали: нищие мы, нету у нас ничего,
А как стали одно за другим терять,
Так, что сделался каждый день
Поминальным днем, -
Начали песни слагать
О великой щедрости Божьей
Да о нашем бывшем богатстве...

                                        А. Ахматова

Куда мы летим? Над чем повисли?
Что с нами будет?..
Нужно готовиться к нежданному...

                                             А. Белый

Основные проблемы

1. Русская история и становление национального характера.
2. Русская культура и формирование эстетического идеала.
3. Культурное наследство и "наследники".
4. Зависимость человека от культурной среды.
5. Новое жизнепонимание в древнерусской культуре.
6. Взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего в русской культуре и истории.

ТЕМА 1. Введение. Исцеляющая сила красоты в древнерусском искусстве.

Основные аспекты темы:

Биологический принцип жизни - порабощение духа, отречение от всего человеческого в культуре. Сохранение самого смысла человеческой жизни перед надвигающимся хаосом.   Душевная   борьба   неизмеримо   труднее физической. Человек не может оставаться только человеком: он должен либо подняться над собой, либо упасть в бездну. Человечество на перепутье: чем надлежит быть Вселенной - зверищем или храмом? Что победит - культурный зоологизм или "сердце милующее", которое горит любовью ко всей твари? Соловьевский идеал "теургического искусства".  "Красота спасет мир". Исцеляющая сила красоты в православном русском искусстве.     Триединство     Истина-Добро-Красота, воплощенное в русском православном искусстве. Новое жизнепонимание (сверхбиологический смысл жизни) в русской иконе, архитектуре и литературе. Устремленность к духовному идеалу - наше богатство.

Литературный материал:
Ф.Тютчев. Наш век. Е.Трубецкой. Умозрение в красках.

Изобразительный материал:
слайд-фильм Памятники художественной культуры (к 100-летию принятия христианства на Руси).

Музыкальный материал:
колокольные звоны Троице-Сергиевой Лавры.

ТЕМА 2. Святая Русь в прошлом, настоящем и будущем. Духовный центр России - Троице-Сергиева Лавра.

"Русь вечно прислушивается к поддонным колоколам Китежа". И.Ильин

Основные аспекты темы:

Сакральный смысл легенды о Китеже. "Святая Русь покрыта Русью грешной". Страшные следы уходящей «эпохи" на теле страны и в ее душе. Разрушенные и оскверненные храмы. Поэзия названий храмов, ушедших от нас: "Храм Взыскания Погибших", "Спас на Бору", "Чудов монастырь", "Церковь Тихвинской Божией Матери на Бережках"... Страшная статистика (из 70 тыс. храмов уцелела только треть...) Троице-Сергиева Лавра. "Нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка" (Ключевский), исчерпан ли до дна? Сергий Радонежский. Духовный подвиг Сергия Радонежского и ратный Дмитрия Донского. "Ты победишь".

Литературный материал:
М. Волошин. Китеж. Г. Кузьмин. Руины храма.
Литературная учеба. 1991. Книга вторая. С.94.
И. Шмелев. Куликово поле.

Изобразительный материал:
М. Нестеров. Видение отроку Варфоломею.
Г. Сотсков. Затопленная Никольская Церковь в Калязине (после заполнения Угличского водохранилища).
Георгий Кузьмин. Храмы-призраки.
Преображенский собор в Кижах. Троице-Сергиева лавра (репродукции,
фотоснимки, слайды, видеофильм).

Музыкальный материал:
Римский-Корсаков Н. Сказание о невидимом граде Китеже (молитва Февронии).

ТЕМА 3. Судьба народа; судьба личности, судьба храма. Восстановление храма-памятника в Москве.

Основные аспекты темы:

Воссоздание Храма Христа Спасителя в нынешней Москве – событие более важное, чем его строительство полтора века назад. Это подтверждение того, что дух православия жив в русском народе и что попытка превратить Россию в безликий вненациональный народ не удалась. История Храма: построен в честь победы России в войне с Наполеоном, строился 40 лет, в 1883 году был освящен, в 1925 г. захвачен обновленческой церковью, в 1931 разрушен, с 1994 года началось восстановление. «Храм, плоть которого созидается весьма споро и успешно, теперь должен обрести душу. А она - в молитве..." (Святейший Патриарх Алексий). Два проекта Храма. Витберг и Тон. Идеи патриотизма, общественного единения и утверждения самодержавия, воплощенные в Храме - символе России. Мемориал Отечественной войны 1812 года внутри храма. Памятник погибшим в первой мировой войне (стены храма снаружи были покрыты написанными от руки именами, датами гибели русских солдат и офицеров).Художественная ценность Храма. Росписи Сурикова, В. Васнецова, Семирадского, Маковского, Маркова, Басина, Бруни, Васильева, Верещагина и других художников. Невосполнимо утеряна вся живопись и скульптура. Трагический урок истории Храма. Является ли воссоздание Храма знамением духовного возрождения России?

Литературный материал:
Волошин М. Северо-восток. Молева Н. Храм. Наше наследие 1994.

Изобразительный материал:
Репродукции росписей Храма Христа Спасителя.

Музыкальный материал:
Колокольные звоны Киево-Печерской Лавры.

ТЕМА 4.Судьба Соловков – Судьба России.

Основные аспекты темы:

История монастыря. Зосима и Савватий, их роль в истории монастыря.
Новомученики российские. Соловки – первый советский концлагерь. Голгофа Соловецкая – образ-символ. “Храм – вся Русь, Святая, Неистребимая, Вечная! Здесь, на Соловецкой лесной Голгофе, - алтарь этого храма”. Обретение храма в душе. Оскверненные и возрождающиеся храмы – образы душ русских людей. Судьба Соловков не образ ли судьбы России?

Литературный материал:
Г. Русаков. Соловки. Венок сонетов.
А. Ильинская. Соловки. Документальная повесть о новомучениках.
Литературная учеба 1991, №2

Изобразительный материал:
М.Нестеров. Святая Русь. На Руси (Душа народа). Молчание.
И. Левитан. Над вечным покоем.

Музыкальный материал:
С нами Бог. Напев Соловецкого монастыря. Хор Санкт-Петербургских духовных школ.

ТЕМА 5. “Золотая чаша, в которую сливалось все лучшее духовное вино России...” Оптина пустынь и ее значение для русской культуры.

Основные аспекты темы:

"Оптина - духовный фокус, от соприкосновения с которым возжигается дух..." (П. Флоренский). Завязь новой культуры. Духовная лечебница израненных душ. Вихрь иной жизни, питавший русскую культуру. История Оптиной. Оптинские старцы. В поисках "живой воды". И.В. Киреевский, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, М.Н. Толстой, В.С. Соловьев в Оптиной пустыни. Трагическая судьба монастыря после революции.

Литературный материал:
Вадим Борисов. Оптина пустынь. Наше наследие. 1996.

Изобразительный материал:
П. Корин. Русь уходящая. И. Левитан. Тихая обитель.

Музыкальный материал:
О преславного чудесе. Напев Оптиной пустыни. Хор Санкт-Петербургских Духовных школ.

ТЕМА 6. Путь духовного возрастания: Дивеевская обитель и ее роль в Истории России.

"Зажегши свечу, не ставят ее под спудом, но  выставляют на подсвечнике, и светит всем..."
Матфей, (5; 15)

Основные аспекты темы:

Земной мерой духовные высоты не меряются. Серафим Саровский - духовный светоч России. Путь духовного возрастания. "Спасись сам , и возле тебя спасутся тысячи". Дивеевская обитель, ее светлая и трагическая судьба, Свято-Троицкий и Безымянный соборы. Дивеевская тайна. Второе обретение мощей старца. "В нем явлены были сила и торжество Православия накануне великих для него испытаний". (С. Булгаков). Дивеево и трагическая участь царской семьи.

Духовное измельчание нации - случайно или закономерно, запланировано? Великая Россия и Святая Русь как "внешний" и "внутренний" человек. Возрождается ли "внутренний"? Что за этим последует?

Литературный материал:                                                                                                      А. Ильинская. Второе обретение честных мощей Преподобного Серафима Саровского (лето 1991 г.) Литературная учеба. 1993. Книга третья.

Изобразительный материал:
Репродукции икон Серафима Саровского, фотоснимки Троицкого и Безымянного соборов;
М. Нестеров. Пустынник. Ф. Грек. Макарий Египетский. Роспись церкви Спаса-Преображения в Новгороде. XIV в. (репродукции)

ТЕМА 7. Образы Святой Руси в русской живописи XIX и XX в.в. И. Левитан. М. Нестеров. В. Васнецов. П. Корин.

Основные аспекты темы:

Русская живопись рубежа XIX и XX в.в. развивалась под знаком"тихой обители". "Тихая обитель", "Над вечным покоем" И.Левитана - поиск душевной гармонии, эстетического идеала, философское размышление о временном и вечном."Сложный, огромный культурный феномен православия взят Нестеровым в молитвенности своей". (В. Розанов) Нестеров "вынул из сердца русского человека молитву" и "облек ее в краски исторические". Мотивы отрешенности от мирских тревог в"Пустыннике". Образ человека, живущего внутренней жизнью в цикле картин на темы жития Сергия Радонежского. Синтез богоискательских идей в монументальных композициях "Святая Русь"(1905) и "Душа народа" (1916). Россия, "взыскующая духовного света" (Н. Дмитриева). Л. Толстой, Ф. Достоевский, В. Соловьев среди пилигримов. "Это - молящаяся Русь! И как она скомпанована! Ни одного повторения! Все пришли со своею молитвою..." (В.Розанов)

Время и вечность в картинах Васнецова. "Отечествие". Былинныйэпос. "Богатыри". Идея триединства Силы, Добра и Правды, охраняющих Святую Русь.

П. Корин. "Русь уходящая" (Реквием). Ностальгия по этико-эстетическому идеалу Святой Руси. Русь, изображенная П. Кориным, была или есть?

"Исчерпан ли до дна нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка"? (В. Ключевский).

Изобразительный материал:
Левитан И. Тихая обитель. Над вечным покоем. Нестеров М. Святая Русь. Душа народа. Пустынник. Под благовест. Васнецов В. Отечествие. Богатыри. Корин П. Русь уходящая.
Литературный материал:

Розанов В. М.В. Нестеров (1907).
Соловьев И. Православно-христианская философия в русском искусстве. (с выставки
религиозных картин В. Васнецова).


Страница 1 - 1 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру