Святые Псковской земли

Святые Псковской земли

Урок музыки в 5-м классе

" Князь страны благ и кроток - подобен Богу"
                                                св. Писание

На доске - иллюстративный материал: изображение вооружения воинов 13 в., меча князя Довмонта - Тимофея, Довмонтов город, рисунок средневекового Пскова, рисунки детей с изображением русских пейзажей. На  столе - иконы святых князей Всеволода - Гавриила и Довмонта - Тимофея.

Цель урока: развивать у детей интерес к истории родного края, воспитывать любовь к псковским святым благоверным князьям – Всеволоду - Гавриилу и Довмонту - Тимофею, желание подражать их добродетелям, усвоить, что такое тропарь, стихира.

На фоне музыки учитель читает стихотворение:
 
О, Родина! Льняное поле, полотна рек с каймой травы,
В полнеба огненные зори, берез черненые стволы.
Смотрю, как солнце, поднимаясь, лучами пьет густую синь,
А колокольчики, качаясь, поют чуть слышимо: дзинь, дзинь. 

                                                              ( сб. " Скобари").

Россия… Родина… О ней хочется слагать стихи, петь замечательные песни, воспевая широкие русские просторы, голубые реки, озера, березовые рощи.

"Что может быть лучше России" - так называется песня, которую мы с вами начали разучивать на уроке музыки. Споем ее ласково, напевно, выразительно. Исполнение песни "Что может быть лучше России".

- Какова основная мысль этой песни? – ответ детей.

Часто красоту эту приходилось не только воспевать, но и защищать. ( Звучит фрагмент из " Богатырской симфонии" А.Бородина.)

Дети дают характеристику музыкального фрагмента, учитель обращает внимание на настороженность, которая слышна в музыке.

- Да, всегда находились враги, готовые поживиться за счет земли русской, покорить ее народ. И тогда на защиту Родины вставали люди русские. ("Вставайте,  люди русские!" С.Прокофьева - слушание произведения. Учащиеся определяют форму произведения, дают характеристику каждой части).

Наш Псковский край, как и сейчас, в давние-давние времена был порубежным краем, и очень часто встречали врага именно жители земли Псковской. Выходили навстречу врагу псковские дружины, а вели их в бой отважные люди – князья – о них и будет мой рассказ.  Во время моего рассказа вы будете работать в тетрадях, подмечая и выписывая в тетрадь добродетели князей. А добродетели – это (ответ детей).

Для древнего Пскова имя святого благоверного князя Всеволода Гавриила (а что значит "благоверный"? – ответ учащихся) значило очень много. Он почитался как заступник и защитник города, его святой. "Положив упование (то есть надежду) на святую Троицу и молитву Всеволожу", псковичи начинали бой и одерживали победу  "молитвою благоверного князя Всеволода" - рассказывают псковские летописи. Чем объяснить любовь псковичей к князю, ведь княжил он в Пскове совсем недолго?

Благоверный князь Всеволод (во святом крещении Гавриил) был внуком великого князя Владимира Мономаха, родился и почти всю жизнь прожил в Новгороде, где княжил его отец. Здесь он провел детство, здесь учился у отца мудрому правлению, совершил первые походы, здесь княжил в течение 20 лет. Святой князь был кроток, отличался добрым нравом, Когда в Новгороде случился 2-х летний голод, князь всю свою казну истощил, питая голодных. Особенно же любил князь созидать храмы Божии.  Построил храм в честь святого великомученика Георгия в Юрьевом монастыре под Новгородом, даровал льготные грамоты Софийскому собору, а когда родился у него первенец  - Иоанн – построил в честь его ангела  - хранителя храм Иоанна Предтечи.

Богобоязненный князь Всеволод был смел и мужественен. Ограждая границы новгородские, ходил на чудь и взял Юрьев (теперешний Тарту). Преданный своему долгу, он высоко ценил чувство чести и не оставлял безнаказанными дерзких врагов своего удела. На огромном мече Всеволода – Гавриила была надпись: "Чести моей не уступлю никому".

После смерти отца для князя начались тяжелые испытания, которые продолжались до самой его кончины. Миролюбивый князь не желал участвовать в княжеских усобицах, но ему, как князю, пришлось возглавить зимний поход новгородцев на Суздаль и Ростов, где новгородцы потерпели  поражение. Но не вразумились они Божиим наказанием и во всех неудачах обвинили князя. Заключив его под стражу как преступника, изгнали затем со всем семейством из  Новгорода. Князь со смирением принял поношение.
 
Псковичи же, зная о добродетелях князя, призвали его к себе на княжение. Встретили его с великим торжеством: во главе  с духовенством вышли  навстречу князю с крестами, иконами и колокольным звоном...

Господь не судил князю Всеволоду – Гавриилу долго управлять Псковом. Справедливый суд и управа, призрение странных и нищих, попечение о больных – вот ежедневные его занятия. Как в Новгороде, так и в Пскове святой князь явил себя усердным храмоздателем. Он построил каменный храм во имя Пресвятой Троицы на месте первого деревянного, построенного, по преданию, святой Ольгой.

Прошло около года княжения его в Пскове. Новгородцы были смущены появлением здесь их изгнанника, хотя чувствовали они раскаяние, но недобрые чувства в них восторжествовали. Князь их  Святослав пошел на Псков, чтобы прогнать Всеволода. Псковичи решили защитить своего князя, заняв в непроходимых своих лесах все дороги. Видя решительность псковичей в защите святого князя Всеволода, новгородцы не захотели вести трудной войны со своими братьями.

Между тем скоро не стало и того, кто служил невольно причиною вражды. 11 февраля 1137 года князь Всеволод, почувствовав приближение смерти, приобщился Святых Христовых Таин, простился с народом и мирно отошел ко Господу на 46 году жизни. Весь город, духовенство и миряне, старцы  и дети, а особенно сирые и убогие и немощные оплакивали общего благодетеля. Когда весть о кончине князя пришла в Новгород, то возбудила во всех искреннее раскаяние, что не умели уберечь у себя добродетельного князя. Тогда новгородцы решили, по крайней мере, останки его хранить у себя. Псковичи не смели противиться, но посланные из Новгорода не смогли сдвинуть с места раку с мощами святого князя. Новгородцы плакали и просили прощения пред гробом и утешены были тем, что смогли взять с собою ноготь, отпавший с перста почившего князя. Согласно завещанию, тело святого князя было положено в церкви святого великомученика Димитрия Солунского.

Прошло немного времени по преставлении святого князя, и от его честных мощей начали истекать знамения и чудеса для приходящих с верою – слепых, хромых, сухоруких, расслабленных, бесноватых и  прочих больных. Все они, по вере своей и молитвам святого князя, получали исцеление. Чудесных исцелений от болезней по молитвам у гроба святого князя Всеволода – Гавриила записано до половины XVI века 21.

Святой князь стал для  Пскова защитником, нерушимой стеной его. В неравной борьбе с врагами псковичи уповали  (надеялись) на молитвы святого князя и отражали врагов. Особенно трогательно сказалась вера псковичей в небесную защиту своего покровителя в 1581, когда Пскову угрожала великая опасность от польского короля Стефана Батория, и враги уже заняли часть города – Полонище – псковичи получили спасение единственно по молитвам к своим небесным покровителям. В продолжение двух недель они носили мощи святого князя Всеволода по городу к особо опасным местам. Событие изнесения мощей изображено на одной из сторон серебряной раки, изготовленной в 19 веке, когда мощи были перенесены в главный придел Троицкого собора, где находятся и поныне. Святая церковь воспевает Всеволода - Гавриила как измлада, то есть с детства наученного благочестию христианскому. Об этом и о других добродетелях князя поется в тропаре, а тропарь – это  (ответ детей), (слушание тропаря).

Тропарь, глас 4.

Из млада явился еси, Богомудре княже Гаврииле,/ Божественный сосуд, избран Богови,/ Благочестием воспитан, веру непорочну соблюд/ и многи святые церкви устроив,/ изгнание претерпел еси от своих,/ якоже и целомудрии  прародители твои от брата убиение./ С ними же предстоя Святей Троице,/ молися, стране нашей сохраненной бытии/ и всем нам спастися. 

На иконе же святой князь Всеволод – Гавриил изображен как усердный храмоздатель с храмом  на руке.

Святой благоверный князь Довмонт был родом из Литвы и сначала ревностно исповедывал язычество. Спасаясь от междоусобиц литовских князей, он был вынужден бежать из Литвы и с 300 литовскими семействами пришел в Псков.

Псковичи приняли пришельцев с полным радушием и старались прежде всего обратить их к вере Христовой. Псковская земля стала второй родиной князя Довмонта. Он крестился, а вместе с ним и все прибывшие с ним в Псков.  Довмонт при крещении был назван Тимофеем, что значит "благочестивый", то есть  (вопрос к детям и их ответ). Здесь, по выражению летописца,  " дохнула на него благодать Божия"  и он сподобился великих даров от  Господа. Псковичи были в восторге от торжества святой веры. Новообращенный князь на первых же порах стал  обнаруживать такое мужество, добронравие и истинно христианские добродетели, что уже в следующем году псковичи избрали его своим князем. Небывалый пример, когда русский город принимает князя – литвина вместо потомка князя Владимира. Видно, велико было у наших предков преобладание религиозной стороны над прочими сторонами жизни: каждый иноплеменник делался полноправным членом их общества, как скоро принимал православную веру.

Псковичи не ошиблись в своем выборе. Князь Довмонт-Тимофей был справедлив и строго следил за правосудием других, щедро творил милостыню, принимая нищих и странников, благоговейно чтил святые праздники, покровительствовал храмам и святым монастырям и сам основал обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Снетогорский монастырь). Стараясь обезопасить Псков, князь окружил его плитняковой стеной. Сохранились фундаменты храмов, располагавшихся за стеной в Довмонтовом городе. Своими подвигами мужества и доблести он вполне оправдал доверие псковичей, достойно управляя Псковом  33 года. Через брак с внучкой святого князя Александра Невского он породнился с великокняжеским родом.

Князь Довмонт, как и святой князь Александр Невский, был славным защитником русской земли.  Он охранял от врагов, особенно от литовцев и немецких рыцарей, не только Псков и Новгород, но и всю северную Русь. Собираясь на битву, князь Довмонт обращался к воинам с такими словами: "Братия псковичи! Кто из вас стар, тот  отец мне, кто молод, тому я брат. Я слышал о вашем мужестве, перед вами жизнь и смерть. Братия, постоим за Святую Троицу!"

Своими победами князь был страшен и для языческой Литвы и для немцев, которые не просто грабили земли псковские, но силою заставляли русских православных людей принимать католичество, объявляя их язычниками.

Желая обессилить князя, сам магистр ордена ливонского ополчился в грозной силе и подошел к Пскову с 18 тысячным войском, думая пленить дом Святой Троицы, князя взять своими руками, псковичей кого иссечь мечами, кого увлечь в рабство, а самый Псков сравнять с землею. Грозные полчища неприятеля, стук и блеск копий и мечей, ряд стенобитных машин привели в ужас псковичей. Но не трепетал пред такою грозою мужественный князь.

Он собрал войско, сколько можно, пришел в храм Святой Троицы, положил свой меч пред алтарем, пал на лицо и обратился с слезной молитвой к Господу. Игумен Исидор опоясал князя мечом и благословил его на битву за святую православную веру. Довмонт, одушевленный верою и молитвою, не дожидаясь новгородцев, спешивших к нему на помощь, сделал вылазку. Псковичи истребили несколько  тысяч немцев, а князь Довмонт ранил в лицо самого магистра. Скоро подоспели и новгородцы, и немцам пришлось спасаться бегством.

Военные подвиги неустрашимого князя Довмонта  окончились 5 марта 1299 года победою у самого Пскова на берегу реки Великой. Здесь доблестный вождь псковичей, уже старец, в последний раз с малой дружиной разбил большое немецкое войско. Рыцари неожиданно напали на псковский посад, захватили пригородные монастыри Снетогорский и Мирожский и сожгли их, жестоко расправившись с насельниками. Святой князь Довмонт, не дожидаясь, пока соберется большое псковское войско, вышел навстречу врагу  и с дружиной изгнал святотатцев за пределы русской земли.

Через несколько месяцев святой благоверный князь Довмонт-Тимофей скончался и был погребен в Троицком соборе. Летопись свидетельствует, что "бысть же тогда жалость велика в Плескове мужам и женам и малым детям по добром господине благоверном князе Тимофее".

Вскоре после кончины князя началось его почитание как святого заступника пред Богом, молитвенно охраняющего нашу землю от врагов и бедствий. Не раз и по смерти защищал Псков святой князь. В 1480 году магистр Ливонского ордена с огромным войском подступил к Пскову и навел ужас на его жителей. Тогда святой князь, явившись одному из жителей, сказал, чтобы взяли покров с его гроба и с крестами и молитвами трижды обошли вокруг города. Повеление было исполнено. Одушевленные небесным вождем, псковичи бросились в бой и смяли немцев, которые с большими потерями возвратились домой.

После этого чудесного избавления от врагов святому князю была составлена служба. Рядом с мощами благоверного князя висел его меч, который вручался в храме Святой Троицы псковским князьям при возведении на престол. При явлении  Божией Матери старцу Дорофею во время осады  Пскова поляками в 1581 году святой благоверный князь Довмонт–Тимофей был среди избранников Божиих, сопровождавших Небесную Заступницу Пскова.

Мощи святого благоверного князя Довмонта-Тимофея покоятся в Псковском Троицком соборе. (слушание тропаря  святому благоверному князю Довмонту-Тимофею)

Тропарь, глас  4.

Духом Божиим наставляемь, /отчее нечестие отвергл еси,/ святый благоверный княже  Тимофее,/ потщался еси приити в богоспасаемый град Псков,/ в немже душу твою благодатию святаго Крещения просветив,/ верою и любовию обитель в себе сотворил еси Прсвятей Троице,/ Ейже непрестанно молися/ даровати душам нашим// мир и велию милость.

Святые князья псковские Всеволод и Довмонт не раз помогали русским воинам в защите западных пределов Отечества, но настал час, и встали они на защиту наших восточных рубежей. В XVII веке русские первопроходцы вышли к устью Амура и Тихому океану. Русь в этих краях столкнулась с языческим Китаем. Оплотом Православия стала русская крепость Албазин, прославленная чудотворной иконой Божией Матери и героической "албазинской обороной"(1685-1686г.г.) Однажды отряд казаков, несших дозорную службу на реке Зее, повстречал в горах двух всадников на белых конях, закованных в броню, вооруженных луками и мечами. Вступив в разговор с казаками, всадники  (а это были святые князья Всеволод–Гавриил и Довмонт-Тимофей) предрекли последовавшее вскоре вторжение китайцев на Амур; "будут приступы и бои великие, и мы в тех боях будем в помощь русским людям. А града китайцы не возьмут". Несколько раз  китайские полчища подступали к крепости, но города не взяли Чудесной помощью Албазинской иконы Божией Матери и святых князей Всеволода-Гавриила и Довмонта–Тимофея Псковских вражеский натиск бессильно разбился о дальневосточную православную твердыню.

Приходят новые поколения, меняется лицо земли, но обетования  святых друзей Божиих не имеют срока давности. Лишь бы люди  православные помнили и чтили святых своих.

Сегодня вы узнали о жизни наших псковских святых князей – защитников Отечества. О жизни людей - святых мы узнаем из житий (житие – это  и значит  "жизнь" или жизнеописание, говоря современным языком). Когда-то на Руси жития святых были любимым чтением русских людей. Составляли жития  грамотные люди – агиографы. Жизнь святого, о котором узнавал из жития русский человек, служила для него примером  для подражания в благочестии.

Услышали вы сегодня тропари  святым князьям, а сейчас послушаем  стихиры русским святым. Стихиры (то есть стихи) – песнопения, приуроченные к событию: прославлению святого, к празднику  (слушание стихиры "Земле русская"). 

Теперь на приготовленных листах вы будете работать все вместе – вчетвером. Нужно будет нарисовать "дерево добродетелей" ( когда-то мы с вами уже делали подобную работу). Ветвями дерева будут те добродетели, которые вы отметили у святых князей. (Работа в четверках, затем эти работы прикрепляются на доске, кто–либо из четверки зачитывает выписанные добродетели).

-Что же является стволом этого дерева? (ответ детей – православная вера).

Если хотя бы одной добродетели, которую вы подметили у святых князей, вы будете стараться подражать, то можно будет считать, что этот урок прошел для вас не напрасно.  

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру