"Приглашение к творчеству"- обучение дошкольников технике аппликации и коллажа

"Приглашение к творчеству"- обучение дошкольников технике аппликации и коллажа

Пояснительная записка

Данная программа — пособие для воспитателей дошкольных учреждений и руководителей кружков и изостудий, на практике осваивающих новые виды работы с детьми дошкольного возраста и стремящихся как можно полнее ознакомить их с прекрасным и удивительным миром искусства, приобщить к художественной деятельности, развить их творческие способности. Представленный материал будет интересен и для начинающего педагога, который на практике сталкивается с различными программами и педагогическими позициями в области изобразительной деятельности. Новые знания помогут сориентироваться и выработать свою творческую линию на основе теоретических и методических подходов, которые рассматривает автор.

На страницах портала читатели имеют возможность ознакомиться: с авторской программой; с системой занятий в разных возрастных группах, которая дана в форме планирования и конспектов; со спецификой работы в технике коллажа и аппликации; с этапами цветоведения.

Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:

1.Изложение учебного материала (в форме игры, беседы, просмотра видео и диафильмов). Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и индивидуально, способствует решению учебных задач и заданий.

2. Самостоятельная практическая работа детей, которая является основной в учебном процессе. Ее цель — творчество. Создание художественных образов развивает у детей умение обобщать их, приводить к единству, целостности.

3. Обсуждение. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека. Могут быть организованы сменные выставки. Работы лучше оформлять в паспарту или рамки. Поскольку работы дошкольников не оцениваются, педагог может анализировать детское творчество по степени активности детей в процессе изложения материала или по уровню освоения тех или иных художественных приемов в творческой работе.

Планируя занятия, педагог выбирает для каждой темы ту или иную форму работы, учитывая оснащенность и специфику изостудии. Так, изложение материала может проходить в изостудии — дети рассаживаются на ковре и смотрят видеофильм по теме занятия, после обсуждения и уточнения отдельных моментов они проходят за столы и выполняют работу в красках на листах бумаги. Другой вариант — та же тема может быть рассмотрена и проиграна в этюдклассе, а затем в изостудии дети рисуют карандашами на мольбертах.

В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения. В их числе: листовые материалы (бумага, картон, цветной и прозрачный пластик, фольга, калька), текстиль (ткани, нитки), дерево и разновидности шпона, проволока, природные материалы (шишки, сучки, ветки, мох), краски (гуашь, темпера, акварель), кисти разной формы и толщины, тушь, сангина, уголь, карандаши, фломастеры, клей, палитра, ножницы.

По содержанию практические занятия в основном делятся на изобразительное искусство (живопись, графика) и художественный труд (конструирование, аппликация, коллаж). Данная программа — результат пятилетней работы с детьми дошкольного возраста в условиях изобразительной студии Дошкольного Образовательного Учреждения. Она предполагает проведение интегрированных занятий с использованием различных видов коллажа.

Цель программы. Через развитие способности к зрительному анализу окружающего мира прийти к восприятию предметов изобразительного искусства, а также к умению абстрактно мыслить, понимать символы и таким образом помочь ребенку стать творческой личностью, проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.

Основные задачи:

развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
привлекать детей к работе с разнообразными материалами, учить создавать грамотные и красивые работы.

Программа построена на основе занятий по видам коллажа в изобразительной студии, которые чередуются с мини-лекциями, включающими в себя иллюстративный материал (слайды, репродукции, видеофильмы) и знакомством с экспозициями в музеях или на выставках.

Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала и музейных коллекций; работу по сравнительному анализу произведений различных видов искусства (живопись, графика, музыка, поэзия); игры-занятия, развивающие абстрактное мышление; использование методических пособий, дидактических игр и художественных произведений детей для создания тематических выставок, являющихся мотивацией детского творчества и итогом работы педагога. Кроме того, детские рисунки могут служить зрительной информацией для родителей и украшением интерьера.

Основные принципы, заложенные в основу программы:

1. Принцип поэтапности погружения в программу. Это самый ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.
2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений.

Содержание программы

Навыки детей в изобразительной деятельности складываются в результате систематических занятий. Предлагаемая программа состоит из 3 этапов, объединенных в единое целое. Каждый этап соответствует возрастной группе — младшей, средней, старшей.

Специфика материала. В младшей группе предпочтение отдается гуаши, бумаге. В средней группе используются ткань, вырезки из журналов, пуговицы. Для старшей характерно свободное сочетание живописного изображения с объемными материалами.

Умение изображать увиденное приходит с умением видеть, анализировать образ, находить в нем главное. Работа над коллажем ведется постепенно, с постоянной сменой изобразительного материала и техник, чтобы у ребенка была заинтересованность в продолжении занятий. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу нарастания сложности. Это происходит постепенно, что дает возможность ребенку распределить свои силы равномерно и получить желаемый результат.

Все три этапа обучения имеют свои особенности и творческие задачи.

Первый этап — Путешествие по стране Фантазии (младший возраст).
Цель: обучение.

Второй этап — Мир предметов и вещей (средний возраст).
Цель: развитие.

Третий этап — Я — художник (старший возраст).
Цель: свободное творчество.

Этап I. Путешествие по стране фантазии

Этот этап является самым важным, поскольку именно сейчас происходит закладка фундамента будущего здания. Результаты работы будут видны не сразу, а лишь тогда, когда дети научатся свободно владеть кисточкой и карандашом, воспринимать форму и композицию. Для этого уже в младшей группе необходимо заинтересовать ребенка творческим процессом, чтобы каждое занятие было эмоциональным, включало в себя игровые моменты, разнообразные и красочные наглядные материалы.

Для практической работы предпочтительней использовать краски гуашь (густые, средней густоты) ярких и чистых цветов. Кисти должны быть широкие — среднего размера, круглые и мягкие.

На этом этапе дети узнают, что различие форм зависит от:

— инструмента (кисти, карандаши, фломастеры оставляют на бумаге различные линии);
— движения руки с инструментом (толщина и цвет линии);
— правильной организации рабочего места.

Задачи

Раскрепостить детей, чтобы исчез страх перед листом бумаги, перед красками. Ты справишься, у тебя все получится, давай попробуем вместе.

Развивать подвижность руки. Объяснить особенности обращения с кистью — как следует правильно держать, чтобы было удобно, чтобы рука не уставала.

Отрабатывать приемы работы с кистью:

Примакивание — кисть прикладывается к листу, оставляя отпечаток всей плоскости. Этот прием можно использовать для изображения лепестков, следов, капель.

Кончиком — изображение получается в виде точек или круга.

Набрызг — встряхивание кистью, в результате чего получаются различные по форме и расположению точки.

Учить детей понимать взаимосвязь изображения с его словесным образом. На этом этапе ребенок еще не в силах передать изобразительными средствами тот или иной образ. Но описать нарисованное он может. Порой одна линия или пятно заключают в себе целый мир фантазий. Именно сейчас можно делать первые шаги в коллаже. Такое понятие как символ возможно раскрыть на приеме коллажа. Задания для детей младшего возраста лучше планировать на одно занятие. Детям важен быстрый результат работы. Как правило, занятия проходят индивидуально с каждым ребенком либо небольшими подгруппами.

Этап II. Мир предметов и вещей

Дети уже вошли в мир искусства, они могут разбираться в цвете и понимают его оттенки. В этом возрасте следует делать основной акцент в обучении на многообразие цвета и его сочетаний. Цвет выбран ведущим средством организации творческого процесса.

На этом этапе дети узнают:
— как один цвет может влиять на другой;
— какие цвета могут дополнять друг друга, а какие — наоборот, вместе не сочетаются;
— о взаимосвязи цвета с различными материалами;
— о понятии теплохолодности цвета.

Такие развивающие упражнения будут способствовать пробуждению в детях эстетического чувства. Например: не всегда что ярко — то красиво, что огромно — то привлекает. На этом этапе можно экспериментировать с материалом и техникой. В процессе создания творческой работы продолжается освоение приемов примакивания на примере более сложных положений разных кистей и движений ими, изучаются новые виды соединения и крепления разных материалов.

Задачи

Продолжить знакомство с приемами работы кистью. Выполнение творческой работы кляксами (монотипия). Для выполнения работы необходимо иметь два листа бумаги, тушь или гуашь. На поверхность первого листа наносятся кляксы, затем он накрывается вторым листом. Можно вращать лист, потом резким движением руки открыть на себя. В итоге получается два изображения, причем результат всегда непредсказуем. Эта техника дает широкий простор для детской фантазии.

Показать связь цвета с характером персонажа. Точно так же, как и характер, цвет изменяется, он бывает смешным или грустным, ярким или темным. Характер можно передать цветом, а усиливает его эмоциональное воздействие материал.

Этап III. Я — Художник

Заключительный, 3-й этап — свободное творчество — подводит итог всей предыдущей работе в коллаже. Дети к этому времени уже обладают значительными знаниями, умениями и навыками в изобразительной деятельности, имеют практический опыт работы с различными материалами. Сейчас важно не мешать ребенку в создании картины, не навязывать ему свои варианты выполнения, а чутко и умело управлять творческим процессом.

На этом этапе дети узнают:

— как, используя отношения контраста, можно выразить самые разные чувства и мысли через связи изображений по цвету, форме, очертаниям. Поэтому дети пробуют осваивать их, начиная с наиболее простых — отношение величин, цветовой контраст;

— как передать глубину пространства на плоских и объемных изображениях (живопись, коллаж) на примере композиции.

Задачи

Развивать у детей понимание ассоциативной связи фактуры материала с реальным образом. Это можно видеть на примере Зимнего пейзажа, когда белое кружево ассоциируется с реальным образом заснеженного сугроба или замысловатым узором на оконном стекле, а маленькие кусочки фольги — с осколками тонкого льда на замерзшем озере. Каждый из художественных материалов, который используют дети, обладает особыми свойствами и внешним видом, а значит, вызывает свои ассоциации.

Знакомить детей с творчеством художников-импрессионистов, кубистов. Детям этого возраста такой великий мастер как Пабло Пикассо, возможно, более понятен, чем Репин и Суриков. Именно благодаря живописной технике картины Пикассо кажутся легковыполнимыми и напоминают детские рисунки.

Дать детям с помощью коллажа более полное и образное представление о таких понятиях, как пространство, ритм, линия, форма.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру