Ярославские «нартексы»: традиционные и исторические

Ярославские «нартексы»: традиционные и исторические

Традиция росписей нартексов (общие замечания)

Для нас наиболее существенными оказываются изображения обходных галерей и западной стены наоса как участки, позволяющие представить развернутое художественное повествование.

Периферийная или маргинальная сфера храмового пространства обладает двумя противоречивыми свойствами. С одной стороны, нартекс как преддверие – место иерархически менее значимое, чем центральное ядро: алтарная часть, купол, своды3. С другой стороны, в сакральной топографии церкви, являющейся образом Иерусалима,4 место, лежащее "вне стен града" может быть связано со Страстной тематикой. "И схвативши его, вывели вон из виноградника и убили" (Мф. 21, 39).

Традиция располагать события Страстной седмицы ближе к выходу из церкви сложилась еще в Византии. В храме Хосиос Лукас (XI в.), например, "Распятие" помещено с северной стороны в нартексе.5 В Дафни (XI в.) сцены Страстного цикла появляются также в западной части храма. В храмах Мистры6 и Афона7 Страстной цикл традиционно располагался на сводах, примыкающих к западной стене8.

В росписях Никольского храма Гостинопольского монастыря (кон.  XV в.) можно отметить ту же особенность.9 В балканской традиции  на западной стене храма часто изображалось Распятие10 и т.д.

Итак, западная часть храма (притвор, паперть, нартекс), с одной стороны, исходя из своего пространственного положения,  может быть заполнена изображениями второстепенного характера,11 с другой – наиболее важными изображениями, которые даже могут создавать определенную параллель алтарной декоративной программе. Так, в греческой и балканской традиции XIV-XVI в. "Распятие" на западной стене наоса перекликается с крупномасштабным крестом, венчающим иконостас. "Спас недреманное око" мог не только изображаться над входом, согласно  указанию греческой Ерминии,12 но переходить на икону- надвратницу, помещаемую над Царскими вратами.13

Кроме Страстной тематики греко-балканской традиции (XIV-XVI вв.) и декоративно-риторических композиций ("Свыше пророцы…", "Всякое дыхание", XVI-XVIII  вв.), для нартекса или притвора как места, маркирующего вход и выход в храм, характерна семантика начала и конца священной истории.

В классической декоративной программе постиконоборческого периода (XI-XII вв.) нартекс мог быть заполнен  композициями протоевангельского цикла (житие Богоматери),14 что нашло отражение в византийском искусстве более позднего времени (внутренний нартекс Кахрие Джами, XIV  в.).15 С концом Священной истории связаны апокалиптические программы  притворов16 и нартексов,17 а также сюжеты, связанные с Успением Богоматери.18 В состав программ первого типа входят композиции малой и большой эсхатологии, такие как "Страшный суд", "Разлучение души с телом", "Зрю тя, гробе, и ужасаюся" и др.Итак, можно выделить несколько основных вариантов оформления западной части храма: Страстной и Протоевангельский циклы, большая и малая эсхатология, декоративно-риторические композиции с темой прославления Церкви, связанные с изображением текстов в зримых образах; жития и страдания святых. Хотя все перечисленные варианты переплетаются и с большей или меньшей интенсивностью используются в храмовых росписях на протяжении всего существования церковной живописи, можно все-таки отметить, что Протоевангельский цикл в нартексе в большей степени использовался в эпоху существования Византийской империи и в ее приделах с XI по XIV вв., а декоративно-риторические живописные "тексты" особое значение приобретают в XVI-XVIII вв. Эсхатологические и страстные сюжеты отличаются временным и межнациональным универсализмом. При этом в России на западной стене храма чаще изображался "Страшный суд", а в греко-балканской традиции – "Успение". Видимо, в России цикл Страстей Господних реже, чем в Греции и Сербии занимал западные участки храма. Учитывая все перечисленные моменты, на наш взгляд, все-таки можно говорить об относительном единстве тем, принятых для росписей притворов и нартексов. Данные темы вступают подчас в довольно сложное взаимодействие. Так, например, сочетание композиций "Распятие" и "Успение" на западной стене в греческой традиции (Dochiarion, Афон, XVI-XVII  вв.) может иметь литургическое значение.19 Соединение в одном изобразительном поле "Свыше пророцы Тя предвозвестиша" и "Мерила праведного" из "Страшного суда" (Болгария, Батошевский  монастырь)20 вводит тему особого участия Богоматери в загробной участи человека. В росписи нартекса 1840-48 гг. Рильского  монастыря в Болгарии,21 в основных чертах следующих указаниям Ерминии преподобного Дионисия, "Поклонение Агнцу" Апокалипсиса соседствует с композицией "Всякое дыхание да  хвалит Господа".22 Слова 150 псалма, завершающие Псалтирь и венчающие вечернее богослужение (Утреню), - стихиры на Хвалитех - как бы символизируют конец времени и начало  Будущего века.23

Обзор состава изображений ярославских галерей. Поминальная символика росписей

Не менее своеобразны росписи обходных галерей ярославских храмов XVII в.,24 важной особенностью которых оказывается следование указаниям греческой Ерминии, что сближает их с кругом  греко-балканских памятников.25 Если рассматривать росписи ярославских галерей на примере храмов Илии Пророка26 и Иоанна  Предтечи в Толчкове,27 можно заметить, что, практически, все сюжеты, перечисленные Дионисием Фурноаграфиотом в его Ерминии ( см. сноску 11), изографы XVII века используют в создании живописного ансамбля галерей.

Живописный ансамбль галереи как бы делится 1) на основное ядро (три стены, являющиеся одновременно стенами галереи и четверика) и 2) периферию. Последняя, в свою очередь, подразделяется на две сферы: а)  три стены, прорезанные окнами и б) крыльца. 3) Живопись сводов в данной системе является также самостоятельной группой росписей, поскольку их тематика не пересекается с тематикой стен и крылец сюжетно, но является как бы комментарием к ним.

Все четыре сферы: ядро, стены с окнами, крыльца и своды в Ярославской традиции имеют достаточно устойчивую систему сюжетов. В росписях стен четверика снаружи важное место, как правило, занимают богородичные композиции, "Страшный суд" и "Страсти Христовы". При чем последняя композиция обычно располагается на самом видном месте: на восточной стене поперечника. Среди богородичных композиций особое место отводится гимнографическим иконам: "Достойно есть", "О Тебе радуется", акафистной и некоторым другим. На сводах принято было изображать Ветхозаветные события. В северном рукаве – жизнь древних патриархов с момента создания человека до видения Лествицы Иаковом или Моисеем – купины: то есть Шестоднев, изгнание из рая, Авель и Каин, Ной, Иаков, (Моисей). События с Авраамом, как имеющие глубокий прообразовательный смысл, могли быть помещены в том же рукаве, но не в ряду ветхозаветных сюжетов на своде, а на стене – в более доступном для обозрения месте. Итак, северный рукав, в основном, связан с книгой Бытия.

Своды поперечника украшались изображениями событий, связанных с Моисеем и Иисусом Наввином (книги Исход и Левит). Южная часть менее фиксирована с точки зрения сюжетов. В церкви Иоанна Предтечи логика следования ветхозаветным книгам продолжается: в южном рукаве представлены сюжеты из книг Царств и пророческих книг: история царей Давида, Соломона, Иосии и пророка Даниила. (Изображения в левом рукаве древних патриархов, а в правом – царей можно связать с царством и священством Христа, образы Которого можно видеть в своде поперечника). В церкви Св. Илии обходная галерея с юга примыкает к отдельному южному приделу в преддверии которого, согласно установившейся ярославской традиции, присутствуют сюжеты из пророческих книг (Ездры и Неемии). Южный придел храма Илии Пророка посвящен Покрову Богородицы. В росписях придела большое внимание уделено Акафисту Богоматери. То есть, по существу, южный придел продолжает своей живописью декоративную программу нартекса, предписанную греческой Ерминией.28 Интересно, что Богоматерь с Акафистом можно видеть и в южном рукаве галереи церкви Иоанна Предтечи. Здесь изображение Богородицы на троне окружено особыми многогранными клеймами, содержание которых может быть связано с песнями Акафиста.

Западное и северное крыльца расписывались, соответственно, сюжетами их Апокалипсиса и чудесами икон Божией Матери. Росписи южного крыльца не имеют строго фиксированного набора сюжетов, однако, можно заметить, что южные части галерей рассматриваемых храмов (Богородичный придел Илии Пророка и южное крыльцо с житием Андрея Юродивого в храме Иоанна Предтечи) семантикой своих изображений ориентированы на традицию росписи диаконников, для которых в XVI-XVII вв. стала характерна поминальная символика. (Синодические29 композиции в диаконниках Архангельского собора Московского Кремля30, Троицкого храма в Вяземах31 и др.). Действительно, в рассматриваемых ярославских памятниках не только используются синодические композиции, такие как "Смерть праведного и грешного"32, "Поминальная служба"33, "Притча о трех друзьях"34, но общий строй росписей связан с темой загробной жизни. Так в южном крыльце и рукаве галереи Иоанна Предтечи большое внимание уделяется райским видениям (житие Андрея Юродивого, история Инока Иоанна). Описание рая – один из важных моментов литературного повествования рукописных Синодиков, в которые могло быть включено житие св. Андрея.35 В качестве примера изображений рая в рукописях можно привести миниатюры, иллюстрирующие хождение милостивого Созомона в Царство Небесное из Причудского старообрядческого Синодика 1887 г., выполненного по иконографическим образцам XVII в. художником Г.Е.Фроловым36, ряд изображений, объединенных темой "Поминальная служба в храме"37 и т.д.

Говоря о поминальной символике южного рукава обходных галерей, нельзя не отметить, что согласно сложившейся православной традиции, весь нартекс мог иметь поминальное значение, так как захоронения, например, в Византии и на Балканах довольно часто располагались в западной части храма ("Припрата короля Радослава" в церкви Богородицы Студеницкого монастыря, 1235 г.). Такие композиции, как "Всякое дыхание да хвалит Господа" (Ярославль, церковь Рождества Христова, 1700 г.), "О Тебе радуется" и "Достойно есть" (церковь Иоанна Предтечи в Толчкове) в литургическом контексте символически связаны со словами молитвы на освящение Св. Даров, где "последовательно воспоминаются все чины святости".38 Иными словами, тема поминовения, или идея объединения земной и небесной Церкви во время богослужения, выражена богородичными композициями ярославских галерей, в которых, как правило, изображаются все чины святости или Церковь в лице ее святых так, как это было принято изображать на иконе "Страшный суд".

Экклесиологическая семантика ярославских росписей в контексте русской культуры XVI – XVII вв.

Экклесиологическая тема в XVII в. приобретает особое значение. Это могло быть вызвано целым рядом исторических обстоятельств, подобно тому, как падение Константинополя повлекло за собой возникновение идеи о Москве-Третьем Риме – преемнице Царьграда. Во времена правления Ивана Грозного возрастает авторитет русской Церкви, а мероприятия митрополита Макария послужили "подготовкой учреждения патриаршества на Руси".39 "Аналогичные условия сложились и в середине XVII столетия, когда в мировой дипломатии серьезно рассматривались планы создания православной империи, объединяющей территории бывшей Византии и Россию под эгидой  русского царя".40 Эсхатологические ожидания XVII в., раскол, активная государственно-политическая деятельность представителей церковной иерархии – все это, способствовало возникновению темы Церкви в русском изобразительном искусстве.

Экклесиологическая тема в культуре России XVI-XVII вв. выражалась с одной стороны, в строительстве в России храмов по образцу великих Святынь (опыт создания Новоиерусалимского монастыря патриархом Никоном), с другой стороны, - в распространении икон, в основе композиции которых лежала схема изображения "Страшного суда".

Понятно, что идея воспроизведения известных всему христианскому миру Святынь не является новым открытием русского искусства данного периода. Однако интерес к имитации сакральных Объектов с особой силой возникает в определенные периоды. Как правило, это время смены империй или зарождения новых: от Рима к Константинополю (Константин и Юстиниан – новые Давид и Соломон); крещение Руси и восточно-христианское самосознание русских князей (Ярослав Мудрый – новый Соломон); от Византии – к Православному Российскому Царству (падение Константинополя, Москва – Третий Рим) и т.д.

Тема сакральной топографии "подхватывается" церковной живописью и выражается особым образом в композициях русских икон. Схема образа "Страшного суда" делается универсальной пространственной формулой изображения, подобно тому, как топографическая формула Иерусалима делается эталоном архитектурного пространства: московский Кремль с Храмом Василия Блаженного (образ Иерусалима и храма Воскресения Христова с Голгофой); Новоиерусалимский монастырь и др. Изобразительная схема иконы "Страшный суд" лежит в основе гимнографических и Христологических композиций, таких как "Достойно есть", "О Тебе радуется", "Что Ти принесем", "Богоматерь – животворящий источник", "Величит душа Моя Господа", "Символ веры", "Отче наш", "Единородный Сыне", "Почи Господь в день седьмый", "Распятие" с семью Таинствами Церкви в виде отрослей Животворящего Креста, смертью и Церковью праведных41 и др. В это время даже традиционные композиции начинают "вписываться" в иконографию "Страшного суда". Такова, например, икона Рождества Христова XVI-XVII вв. из Каргополя,42 в которой на месте Этимасии – одушевленный Престол – Богоматерь, на месте адских мук и геенны с Иудой – избиение Вифлеемских младенцев и Ирод в своем дворце. Там, где в иконе "Страшный суд" было принято изображать море, отдающее мертвецов, окруженное трубящими ангелами, в каргопольском "Рождестве" можно видеть купель, окруженную трубящими пастухами. На месте эдемских врат, "Лона Авраамова" и "Вертограда заключенного" в нижнем регистре "Страшного суда" в иконе Рождества изображены городские врата, к которым приближается Богоматерь в сцене "Бегства в Египет".

Однако особенно характерным для церковной живописи XVI-XVII вв. оказалась не столько сама структура иконы "Страшный суд", сколько основная ее идея воссоединения земной и небесной Церкви. Тема земной и небесной Церкви запечатлена в иконописи того времени в многочисленных изображениях чинов святых и храмовой архитектуры.

 


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру