Функции иконы

Икона в Церкви, в государственной, общественной и личной жизни

Святой апостол Петр был рыбаком и потому считается покровителем рыбного промысла. Особенные молитвы возносились ему в Петров день 29 июня – память первоверховных апостолов Петра и Павла. Поставить обычную свечку перед иконой апостола в этот день казалось мало, и в некоторых губерниях рыбаки покупали в складчину большую "мирскую свечу". 1 августа – память прпп. Зосимы и Савватия Соловецких – наступал праздник пчеловодов: пробовали мед нового сбора. По преданию именно прпп. Зосима и Савватий устроили первые пчельники на севере Руси. Иконы их стояли во всех пчельниках. "Без Бога – ни до порога, а без Зосимы-Савватия – ни до улья", – сложили поговорку пчеловоды. И такие свои святые покровители были практически у всех видов хозйяственной деятельности русского крестьянства. К помощи иконы на Руси прибегали практически во всех случаях жизни: при пожаре, эпидемии, засухе, долгой дождливой погоде, наводнении, когда не помогали молитвы, "поднимали" чудотворную икону, т.е. выносили из храма и совершали крестный ход с иконой по городу, вокруг деревни или на поле, где служили молебен перед ней.

Прикладная функция. В этой функции мы бы выделили три аспекта. Первый касается писания самой иконы как произведения живописи, второй – изготовления появившихся позже окладов и других предметов, "окружающих" икону, третий – торговли иконами.

1. Без сомнения икона вызвала к жизни целую отрасль как высокого, так и прикладного искусства. Важным и самостоятельным ремеслом считался выбор и подготовка иконных досок; этим занимались древоделы. Особым ремеслом было и приготовление левкаса – иконного грунта. Его делали из порошка мела или алебастра и мездряного, осетрового или другого рыбьего клея. Важной и ответственной частью иконного ремесла считался перевод на левкас рисунка. Этим занимался знаменщик: он снимал прориси с древних икон, он делал рисунки для новых икон, он делал новые переводы со старых, обветшавших переводов или подлинников, он переводил рисунок на залевкашенную доску. Золочение считалось также отдельной и ответственной операцией и нередко этим занимались особые мастера. Конечно, ответственнейшей частью работы всегда оставалось само писание иконы. "Доличники" писали иконные горки, палаты, воды, деревца, а "личник" писал лики, обнаженные части рук и ног. Здесь было важно искусство приготовления красок. У иконописцев была своя детально разработанная терминология. В недавно изданной книге Н.А.Замятиной собрано и прокомментировано около 700 единиц специальной лексики иконописцев, из них различные обозначения красок составляют по нашим подсчетам около 180 единиц. Особой и ответственной операцией было олифление иконы.12 Варить олифу считалось также ответственным делом. Каждый мастер имел свои секреты. Известно, что Симон Ушаков, уже будучи главой Иконописной мастерской в Оружейной палате взял на себя эту обязанность, составив свои рецепты, но, правда, скоро от этого отказался.

2. Икона дала мощный толчок для развития многих видов прикладного искусства, которые "обслуживали" икону. Появление иконостаса стало стимулом для развития искусства деревянной резьбы. Пятирядные русские иконостасы (конец XIV – начало XV веков) дали толчок для появления резьбы, все более богатой и усложненной по своему характеру и рисунку, вплоть до того, что резьба иконостасов со временем стала "подавлять"  иконопись. Современные исследователи все чаще подчеркивают важнейшую роль оклада иконы, ее ризы в почитании святынь. Риза – не обязательная, но неотъемлемая (там, где она есть) часть иконы. Вспомним Есенина: Гой ты, Русь моя родная, хаты – в ризах образá... Одной из главных примет Руси у Есенина выступают заключенные в оклады-ризы иконы. Без сомнения икона дала толчок для развития и совершенствования таких видов и технических приемов ремесленного искусства как чеканка, басма, скань (филигрань), зернь, золочение, серебрение, финифть (эмаль), гравировка по серебру или меди и др. Оклады икон, как уже говорилось, часто украшали драгоценными камнями, а это связано с ювелирным искусством. Очень рано на Руси появились резные по дереву иконы. Вместе с ними получили распространение иконки резаные по камню (использовали сердолик, агат, оникс, перламутр, жадеит, ляпис-лазурь, змеевик-стеатит, жировик, кость, глинистый сланец, шифер). Широкое распространение медных икон (и в качестве нагрудных, и в качестве дорожных образов) дало толчок для совершенствования медного литья и искусства цветной финифти, которой украшали литые медные иконы. Итак, икона бесспорно сыграла свою заметную роль в развитии прикладного искусства и на этом основании мы можем говорить об особой функции иконы – прикладной.

3. К этой же функции иконы мы отнесли бы и торговлю иконами. По свидетельству "Стоглава" уже в середине XVI века на Руси были особые иконные ряды на рынках и ярмарках.13 Церковный Собор, проявляя заботу о качестве иконописания, повелел в торговых рядах собрать продающиеся там иконы "немастерского письма", выяснить, кто их писал и запретить тем иконникам писать до тех пор, пока не научатся у "добрых мастеров". Итак, иконные ряды были не только местом продажи икон, но и удобной формой контроля за качеством иконописания, хотя далеко не все иконы проходили через специализированные лавки или торговые ряды. Широкое распространение икон породило, как известно, целое сословие бродячих торговцев церковными образами – офеней. Это было действительно замкнутое сословие со своим кругом интересов, со своими обычаями, негласными законами и даже со своим языком.14 Свою опасную и не совсем удавшуюся попытку сблизиться с офенями, проникнуть в их мир в 1855 году описал замечательный этнограф С.В.Максимов.
 
Священно-эмоциональная функция.
Икона должна укреплять веру в человеке. "Когда взираем на написанный образ Христова подобия, – писал прп. Максим Грек, – то исполняемся радости духовной, видя Его, Владыку, изображенным в том плотском виде, в каком он благоволил пожить с людьми, и от того исполняемся страха Божия и памятуем чудеса, которые Он сотворил, живя на земле". Человек есть душевно-телесное существо, он нуждается в пище не только для духа, но и для своих чувств. Материальные изображения не являются самоцелью; их духовно-символическая направленность и дает человеку эту пищу, они становятся важным средством для постижения Божественного, для возвышения к нему.

Молитвенная функция. Здесь можно выделить два аспекта: 1) молитва перед иконой и 2) молитва, молитвенный текст как вербальная икона.

1. Хотя мы и поставили ее едва ли не на последнее место, но главная функция иконы – молитвенная. Икона дает человеку онтологичное чувство реального присутствия Божия и реального Богообщения. Икона – лишь видимый образ, но образ непосредственно связанный с невидимым Первообразом, насыщенный Божественной энергией и благодатью этого небесного запредельного Первообраза. Молитвенное почитание, которое человек воздает иконе, относится не к дереву и краскам, не к произведению искусства, каким бы совершенным оно ни было, а восходит к Первообразу, к Первообразу возносится и молитва человека. "Честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу", – приводит слова свт. Василия Великого прп. Иоанн Дамаскин. Эта же цитата используется и в постановлении VII Вселенского Собора об иконопочитании.

Свою молитвенную функцию икона выполняет и в храме, и в доме, и в пути. Интересно отметить, что молитвенная функция, как и некоторые другие, в народном сознании зависит не только от качества, но и от количества икон. Скромный красный угол мог быть свидетелем просто бедности, но простым крестьянином это осознавалось как некий духовный недостаток. Например, как записано собирателями фольклора, один крестьянин новгородской губернии говорил: "Какая дома молитва, как у меня и икон-то только две". Это народное убеждение, что настоящая молитва возможна только там, где много икон, с одной стороны, приводило людей в храм (по крайней мере, по субботам и воскресеньям и в большие праздники), а с другой стороны, заставляло прилагать все усилия, чтобы обогатить красный угол, домашнюю божницу.

2. Другой аспект проблемы, как говорилось, состоит в иконичности самой молитвы, о чем подробно говорилось во второй части книги, в главе, посвященной молитве.

Чудотворная функция. Пожалуй, нет другого слова, которое так часто и так органично сочеталось бы со словом "икона", как определение "чудотворная". Первое в древнерусской литературе сказание об иконе называлось "О чудесех Пресвятыя Богородица Володимирьской иконы"; в нем еще при жизни св. блгв. кн. Андрея Боголюбского описаны первые десять чудес, совершившихся при перенесениии иконы из Вышгорода во Владимир и в самом Владимире. Наличие у иконы этой функции подтверждает и простая статистика. Приведем только некоторые характерные данные. Всего по нашим подсчетам в Православном церковном календаре упоминается 197 чудотворных икон Богородицы. По другим данным – их 468. В известной книге Е.Поселянина описывается по нашим подсчетам около 900 чудотворных икон). Следует иметь в виду, что существуют местночтимые чудотворные иконы; только в Петербургской епархии насчитывается 128 таких святынь. В Православии существуют особо любимые церковным народом чудотворные иконы. О некоторых из них кратко рассказано в разделе, посвященном священно-исторической функции иконы. Наряду с особо почитаемыми иконами, прославленными на всю страну или на весь мир, существуют чудотворные иконы, которые известны в одной епархии, но бывают и домашние, семейные чудотворные образа, о которых знают лишь владельцы этих святынь.

В определенном смысле чудотворный образ – это избранная икона, хотя здесь избранность проявляется лишь в том, что при молитве перед одними иконами чудотворения бывают чаще, чем при молитве перед другими. Потенциально же все иконы – чудотворные. Чудо от иконы – это норма, а не исключение, ведь чудо есть следствие единства образа и Первообраза в иконе. Чудеса совершаются по вере и молитве просящих и молящихся; отсутствие чудес указывает или на слабую веру молящегося перед иконой, или на какие-либо серьезные недостатки в исполнении иконы: например, догматические, вероучительные ошибки в иконографии или личная душевная и духовная нечистота иконописца, которая неизбежно находит отражение в иконе (но и эти недостатки преодолеваются искренней верой и усиленной молитвой просящего).

Икона это, пользуясь выражением св. апостола Павла, "явление духа и силы": явление духа – это реальное присутствие святого на своей иконе, а явление силы –  это чудеса, которые истекают от особо прославленных чудотворных икон по вере просящих и молящихся. Трудно перечислить все описанные в литературе чудеса, совершаемые чудотворными иконами Богородицы. Они излучают нетварный фаворский свет 15, испускают благоухание 16, они мироточат 17, плачут 18, темнеют (не от времени, а в предчувствии бед и скорбей) и источают кровь 19; иконы обновляются, светлея до неузнаваемости, в предчувствии наступления новых времен 20; иконы являются людям в видении или тонком сне; они переносятся по воздуху – часто за тысячи километров в другие страны, иконы плавают по морю 21, они стоят в воздухе, но так, что их невозможно стронуть с места; иконы не горят в огне, погребенные под обломками обрушившегося храма они остаются целы и невредимы, иконы сами являют себя из-под земли, из воды, на корнях, в ветвях дерева или в его дупле 22. Иконы останавливают распространение эпидемий чумы, холеры и других самых страшных и заразных болезней; они исцеляют людей от неизлечимых недугов. Иконы наполняют радостью души людей благочестивых, но и наказывают за нераскаянные грехи. Иногда святые сходят со своей иконы и так подают помощь, иконы разговаривают с молящимися 23, осеняют их своей благодатью.

Эстетическая функция. В этой функции можно выделить два аспекта: 1) эстетика иконы и эстетическое воздействие иконы на человека и 2) икона как основа и стимул формирования новых эстетических понятий и терминов.

1. Совокупность церковных образов – храмовое искусство – не есть некий внешний вспомогательный придаток богослужения или украшение, художественное обрамление Литургии. Эстетический церковный образ относится к самой сущности богослужебного действия, без иконы, без образа Литургия не просто беднеет, – она становится не полной, не совершенной. И святой угол в доме, отданный иконам, не случайно называется "красным", т.е. красивым. Иконописные изображения своим художественным исполнением воздействуя на человека, будят в нем не только нравственные, но и эстетические чувства и эмоции; красота икон привлекает человека к созерцанию "подобно лугу, услаждает зрение и незаметно открывает душе славу Божию", как писал прп. Иоанн Дамаскин. Одним из важных следствий иконоборческих споров VII-VIII веков стало формулирование принципов церковного отношения к искусству вообще. Еще Вселенский (Трулльский – 691-692 г.) Собор в своем 100-м правиле определил церковное отношение к искусству в самом общем плане.(24) Это правило обращено ко всем христианам, но прежде всего касается верующего художника. Собор признает несовместимость лишенной благочестия живописи, с одной стороны, и иконописи, с другой. Иконописец отныне не может оставаться и светским художником, он должен сделать выбор.

Мы поставили эстетическую функцию одной из последних не потому, что она самая незначительная. Напротив, красота иконы имеет огромное значение и в искусстве иконописания, и в иконопочитании. Икона не может в полной мере выполнять все свои выше перечисленные функции, если в ней не будет эстетического притяжения красоты – красоты духовной. История иконописания свидетельствует о том, что догматически верные и точные иконы вместе с тем отличаются и особой духовной красотой (чего нельзя сказать в обратном смысле: не все эстетически прекрасные иконы безупречны с точки зрения других своих функций, например, догматической или вероучительной).

Эстетике иконы посвящено огромное количество серьезных трудов, а перечислить статьи не представляется возможным. В течение нескольких последних десятилетий даже сложился особый – чисто эстетический – подход к иконе, который не учитывает или сознательно не хочет учитывать внутренний богословский смысл иконных изображений, а если обращается к его интерпретации, то пытается дать секуляризованное описание и мирскую трактовку содержания иконы. При таком подходе к иконе создано немало работ, которые, несмотря на все недостатки, имеют непреходящую ценность; в них с восхищением и преклонением исследована и описана иконная красота на микроуровне научным глазом и научными методами.(25) Этот подход еще раз доказал эстетическую ценность и самобытную духовную красоту иконы.

2. Второй аспект данной функции – влияние иконы на выработку эстетических терминов и понятий. Для изучения иконы в искусствоведении применялись разные методы: богословский, исторический, сравнительно-исторический, культурно-исторический, мифологический, иконографический, эстетический, стилистический и др. В последне время применяются структуралистские, семиотические, и геометрические методы. Вместе с тем, особенно при комплексном подходе к иконе, всегда ощущается недостаточность того эстетического понятийного аппарата, который был выработан в Европе на основе анализа истории развития западного средневекового и современного искусства.

Научная эстетика не только может, но и должна в некоторых случаях обращаться к словарю иконописцев. Совершенно справедливо пишет по этому поводу Н.А.Замятина: "…Описывая иконы или технику их изготовления терминами, отведенными русским языком для светской живописи в новое время, мы теряем многое из того, что могло бы помочь поддержанию традиционного духа русского иконописания. Предмет иконописи – икона – должен описываться в тех терминах, к которым он привык за многие века и в окружении которых он чувствует себя на своем месте". К этому мы добавили бы, что все сказанное справедливо и по отношению к эстетике. Терминология русских иконописцев должна изучаться и использоваться в разработке тех или иных эстетических категорий и понятий, как это иногда блестяще делал о. Павел Флоренский. Итак, нельзя сказать что икона изучена до конца. Икона еще требует для себя разработки особого раздела в эстетике и вместе с тем готова помочь внимательному исследователю в решении этой задачи, в частности, в уточнении известных эстетических категорий и создании новых.

Литературная функция. То, что икона тесно связана со словом, с церковной поэзией, а изобразительный образ со словесным, не вызывает сомнений. В теме "слово и икона" мы выделяем семь аспектов: 1) слово как икона, 2) слово как вербальный источник иконы, 3) слово в иконе как надписание и текст, 4) икона как невербальный текст, 5) икона как источник, основа и вдохновительница церковной литературы, 6) различные жанры церковной поэзии, богослужебные тексты как вербальные иконы, 7) икона в светской художественной литературе. Прокомментируем коротко эти семь аспектов.

1. В каком смысле слово можно называть иконой? – Слово есть прежде всего Второе Лицо Пресвятой Троицы, – Логос. Это ипостасное Слово. "...Веки устроены Словом Божиим, – пишет апостол Павел, – так что из невидимого произошло видимое" (Евр. 11:3). Но второе Лицо Пресвятой Троицы не только Логос, но и "Образ Бога невидимого" (Кол.1:15; ср. 2Кор.4:4). Поэтому мир, сотворенный Богом, не только логосен, но и иконичен, – в его внутренней онтологической структуре логос и образ, слово и икона совпадают. Поэтому слово и можно рассматривать как икону.26

2. Второй аспект названной темы состоит в том, что в содержании и композиции иконы всегда лежит слово – какой-либо священный текст, который составляет неизменную основу любой иконы.27

3. Следующий аспект названной функции вызван к жизни такой формой взаимосвязи иконы и слова, как подписывание иконы и наличием в иконе разного рода и объема текстов. VII Вселенский Собор, который специально занимался вопросами иконописания, отвергая обвинения в идолопоклонстве, подчеркивал: "Икона, конечно, только по имени имеет общение с Первообразом, а не по самой сущности", а чуть ниже Собор еще раз разъяснял: "…Икону признаём не за что-либо другое, как за икону, представляющую подобие Первообраза. Потому-то икона получает и самое имя Господа; чрез это только она находится и в общении с Ним" (Деяния 1891:268).28 Надписание устанавливает единство имени и изображения. Вписанное в икону Имя Божие или имя святого есть священная печать, удостоверяющая соответствие изображения изображаемому, а также подтверждающая реальное присутствие второго в первом. Надписанием имени на икону призывается энергия изображаемого, и, благодаря этому, икона выдвигается на границу двух миров – видимого и невидимого, – икона становится явлением Божественной энергии и в этом смысле потенциально чудотворной. Значение слова в иконе столь велико, что без надписания икона не действительна, она перестает быть иконой в собственном смысле и перед ней нельзя молиться (см. более подробно там же).29

Как известно, вплоть до XVII века иконописцы не подписывали свои иконы (отдельные редчайшие случаи подписанной иконы лишь подтверждают правило). Это было связано с тем, что композиция икон, согласно постановлениям Седьмого Собора, предписывалась Святыми Отцами и преданием Церкви, за иконописцами же признавалось лишь исполнение; кроме того икона мыслилась как соборное творчество многих поколений иконописцев. Но в этом благочестивом обычае была и другая сторона: иконописец считал недопустимым вносить в сакральное пространство иконы, на котором значилось имя Божие, и свое профанное имя. Итак, отсутствие подписи автора на иконе – это свидетельство особого почитания имени Божия.

В эпоху расцвета иконописания слово понималось как вербальная икона и в сакральное пространство иконы оно входило как важнейшая и неотъемлемая его часть, как икона иконы. Слово имело самостоятельную роль, но оно было неотделимо от изображения. В более поздний период слово в иконе начинает выполнять подчиненную, служебную роль "комментатора". Оно становится вербальной расшифровкой невербального текста. Начиная с эпохи барокко, слово нередко выполняет функцию украшения, орнамента. Так слово становится зависимым от иконы. Оно выполняет несколько разных служебных функций по отношению к изображению. Вслед за тем слово опять становится независимым от иконы, но теперь это – "дурная" независимость. Слово в такой иконе имеет свою функцию, прямо не зависимую от изображения (например, кондак или тропарь святому)30. Эта независимость слова от иконы порождает возможность вторжения в икону мирского слова (название комитета по цензуре, самого цензора и фабрики-изготовительницы). В этом смысле историю русской иконописи, начиная с XVI века, можно рассматривать как историю борьбы слова против иконы, дидактичности против невербальной проповеди.

4. Икона есть невербальный текст. В этом аспекте и с этого утверждения можно начинать изучение каждой конкретной иконы. Икону можно "читать" как текст, восстанавливая при этом не только собственно текст, лежащий в основе данной иконы, но и прочтение этого текста иконописцем, его школой, эпохой, поскольку на иконе можно обнаружить частности и детали, принадлежащие определенной эпохе или какой-либо школе иконописания, либо конкретному иконописцу. В этом случае икона порождает искусствоведческий текст, она становится не только объектом научного описания, но и предметом герменевтики. И поскольку существует несколько толкований текста, лежащего в основе композиции данной иконы, несколько отличающихся в деталях вариантов композиции, несколько иконописных школ со своими традициями, приемами и техникой, поскольку также иконописное искусство существует в течение многих столетий, а соотношение богословского, иконографического, эстетического, исторического подходов к иконе меняется от одного автора к другому, постольку количество разных интерпретаций иконы (иконы вообще и конкретных икон) постоянно растет. Каждая новая интерпретация есть лишь приближение к истине, лишь открытие еще одной грани в иконе.
 
5. Этот аспект литературной функции состоит в том, что икона порождает богослужебный текст; она становится источником вдохновения для церковных поэтов. Как уже отмечалось, в русской Церкви почитается несколько сот чудотворных икон Божией Матери. Многим из них написаны праздничные тропари и кондаки, а для самых прославленных икон составлены целые службы: для них написаны не только тропари и кондаки, но стихиры, седальны, богородичны, крестобогородичны, светильны, каноны, икосы (после шестой песни канона), акафисты (иногда даже несколько канонов и акафистов одной иконе) и произведения более мелких жанров. Служба "Явлению иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы Казанския" наряду со службами двунадесятым праздникам и самым прославленным святым включена в русскую Праздничную Минею. Что же касается акафистов, то можно смело сказать, что около половины всех русских акафистов написаны в честь чудотворных икон Богородицы.

Кроме этого можно с уверенностью говорить о том, что икона породила целый особый жанр литературы – мы имеем в виду сказания о чудотворных иконах византийской и древнерусской словесности. Д.С.Лихачев писал, что "эти сказания сами по себе составляют целый литературный жанр, в свою очередь разделяемый на поджанры". К сожалению, до сих пор нет работы, в которой были изучены жанровые (и тем более поджанровые) особенности сказаний об иконах, хотя несколько статей на эту тему уже появилось.

Взаимосвязь и взаимовлияние иконописи и древнерусской литературы, а также церковной поэзии не подлежат сомнению. О разнообразии и многосторонности этих взаимных влияний убедительно свидетельствуют два выпуска Трудов Отдела древнерусской литературы Пушкинского дома 1966 и 1985 годов, поэтому более подробно об этом аспекте литературной функции иконы мы не будем говорить.

6. Практически все жанры церковной литературы иконичны, их можно рассматривать как словесные или вербальные иконы, – и это еще один аспект проблемы взаимодействия иконы и слова, иконы и литературы.31

7. Последний аспект этой функции церковного образа состоит в том, что икона, начиная с конца XVIII века, становится объектом изображения в светской художественной литературе. Этому аспекту литературной функции иконы посвящены три наши книги, поэтому здесь мы не будем говорить о нем подробно.32


 


Страница 2 - 2 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру