Иконы «Страшного суда» XVI-XVIIвв.

Иконы «Страшного суда» XVI-XVIIвв.

Пространство художественного текста

Приложение

Каталог надписей икон. Эсхатологические изображения. Государствнный Русский музей.

Каталог №1. "Страшный суд" XVI в. Спилок иконы. Дерево темпера. 126х129х3. № ДРЖ – 1828. Приобретена от Девель Т.М.
1. Над Горним Иерусалимом надпись: "Господь призывает святыя Своя в Горний Иерусалим".
2. Под Апостолами – чины праведников. Справа налево: "лик пророк – лик царей – лик мученик – лик цариц".
3. Нижний ярус святых: "лик святителей – лик преподобных – лик пустынник – лик пустынниц".
4. Змей мытарств. Снизу вверх: "ярость и гнев – лживое и разбой – зависть – поругание – клевета".1
5. Над весами: "добрая дела – злая дела". "Души праведных в руце Божей".2
6. Левый верхний угол (от Христа): "…есятыи … (?) … спал с неба".3

Каталог №2. "Страшный суд" 2 пол. XVI в. Дерево, темпера. 110х88х2,5. № ДРЖ-1297. Приобретена от Брягина Е.И. в 1912 г. Дар Николая II. Литература: Цодикович. Ил. 78.
1. "Второе страшное Христово пришествие".
2. Отверженные народы (слева направо): "жиды – русь4 … арапы – литва – немцы".
3. Над грешниками: "Да возвратятся грешнии во ад вси языци, забывающие Бога".5
4. Муки ада. Нижний ряд (слева направо): "(огнь неугасимый (?)) - … - тьма кромешная – смола горящая".6
5. Верхний ряд: " … - червь неусыпающий".
6. Змей мытарств (снизу вверх): "уныние - … - убийство – зависть - … - … - плясание – тщеславие – разбой (?) - … - сребролюбие".

Каталог №3. "Страшный суд" конца XVI в. Строгановская школа. Дерево, темпера, позолота. 41,5х36,2х2,3. № ДРЖ-2760. До 1929 г. Икона была в собрании ГИМ. В ГРМ поступила после выставки 1929-32 г. Через антиквариат. Литература: Искусство Строгановских мастеров в собрании ГРМ. Каталог выставки. Л., 1987. № 61. С. 76. Цодикович. Ил. 82.
1. "Праведники (шествуют (?)) в рай".
2. Вслед за Петром идет Павел, у которого в руках свиток. В свитке надпись: "Придите благословении Отца Моего …".7
3. Ближе всех к Лону Аврамову – "Иоанн".8
4. Недалеко от милостивого блудника – Ангел со свитком. В свитке: "Что, человече, скорбиши …". Рядом с милостивым блудником – полустертая надпись: "милости … лишен рая".9
5. В круге – четыре апокалиптических зверя-царства из видения пророка Даниила (Дан. 7: 3-7). Верхний ряд: "Вавилонское – Перское". Нижний ряд: "Македонское – Римское".
6. В центре под Этимасией: "Душа праведных в руце Божией". "Мерило праведное".
7. Змей мытарств. Сверху вниз: "… (4 пропуска) – сребролюбие (?) – самолюбие – сластолюбие (может быть – славолюбие (?)) – хула – ск(упость) (?) … (4 пропуска) – клевета - … (2 пропуска) – татьба (?) – скупость - …" (всего 20 мытарств).
8. Апостолы. Слева направо: "Павел" … - пятый "Варфоломей" - шестой – "Филипп".

Каталог №4. "Страшный суд" кон. XVI – нач. XVII вв. (?). Дерево, темпера. 37,3х30,3х2,4. № ДРЖ – 1106. Собрание В.А. Прохорова. Литература: Кондаков Н.П. Русская икона. Т. 4. Ч. 2. Прага, 1933. С. 367-368.
1. "Образ страшного и праведного Суда Божия" (Поля).
2. "Архангел Михаил".
3. Апостолы (справа налево): "Петр – Иоанн – Марко – Андрей – Варфоломей – Филипп".
4. Апостолы (слева направо): "Павел – Матфей – Лука – Иаков - … - …".
5. "Праведных души в руце Божии".
6. "Мерило праведное".
7. "Лик преподобных".
8. Лик святителей (?).
9. Лик мученик (?).
10. "Лик всех святых".
11. В двери рая: "серафим".
12. В верхнем ряду святых: (слева направо): "Захария", "Иоанн"(?), "Енох" (?).10 В свитке у праведников "… рон рече … радуйся зело дщи…" .

Каталог №5. "Страшный суд" XVII в. Дерево, темпера. 141х109,5х3,2. №ДРЖ-1716. Собрание В.А. Прохорова.
1. "Глас радости и спасения всех праведных отверста будут врата Твоя Иерусалиме выну (всегда – Д.М.) день и нощь и не затворятся ввести силу язык егдаже сих всех праведных приемлет рай неизреченный Сам Господь внидет с ними и начнут радоватися во веки нескончаемые".11
2. "Егда приидет Сын Человеческий в славе Своей и вси святи ангелы с Ним (и т.д. Д.М.)12 … придите, благословении Отца Моего, наследуйте Царствие от сложения мира".
3. "Образ Страшного суда Божия".
4. "Грядет иже не от земли, но от небес аки молния страшна тогда будет клич велик … се Жених грядет се Судия се Велики Царь является се Судия судиям открывается всем Бог грядет судити всей вселенней воздати комуждо по делом его тогда звезды спадут и солнце исчезнет и луна приложится в кровь небеса свиются в свиток".13
5. "Даниил виде дондеже престоли поставишася и Ветхи Деньми седе и одежда бела Его аки снег и власы главы Его яко волна чиста престол Его пламы огненны … отверзошася".14
6. "Господь воззрев на шуюю страну ярым оком и страшным прещением и гневом лютым ко окаянным грешником непокаявшимся от зол своих отвещает к ним гласом грозным якоже громом великим устрашая их лютее глаголющ … идите от Меня проклятии во огнь вечный уготованный Диаволу и ангелом его".15
7. "Отврати пламень свой река огненная по Господню повелению и сниде во ад преисподнии идеже седит сатана связан и бесы и вся грешники лютее палими".16
8. "Благословен Господь отцем идущим ко Аврааму в небесныя житии и веселитеся во веки неисчерпаемыя".17
9. Взлетают в рай (снизу вверх): "Нифонт, Досифей, Антоний, Варлаам, Иоасаф".18
10. Над чинами праведников, грядущих в Лоно Авраамово: "Праведники от десныя … стояше веселятся видящее рай от Бога устроен, радуются яко в нем бытии и веселитися во веки и в него поити занеже убо стоят между раем … и мукою".
11. Над Даниилом: "Егда виде Даниил ту деже престоли поста…ся".19
12. Над душой под мерилом: "Сия душа ожидает смертнаго претежения".
13. У змия мытарств: "Рече Ангел ко диаволу сия душа покаяшася чисто зато и избавлена муки вечныя". "Рече диавол ко Ангелу наша душа нашу волю творила".20
14. Рядом с геенной: "да возвратятся во ад вси языцы, забывающие Бога" (Пс. 9: 18-19).
15. Над землей: "Земля и вся тварь отдает телеса мертвыя своя".
16. Праведники грядут в лоно Авраамово. Имена в нимбах: "Петр, Павел, Симон, Андрей, Филипп, Матфей, Марко, Лука, Фома, Соломон, Давид, Климент, Григорий, Димитрий, Георгий, Сергий, Никон, Зосим, Савватий".21
17. а) "Сия мука…". б) "Сия мука душегубцам". в) "Сия мука немилостивым, лед, студ". г) "Сия мука ведьмам". д) "Сия мука блудникам". е) "Прелюбодеем огнь неугасимый и скрежет зубом". ж) "… винопийцам". з) "… клеветником и язычником". и) "Сия мука табашникам и брадобритвам". к) "Сребролюбцам червь неусыпающий".22
18. Снизу вверх. Змей мытарств: "гордость – тщеславие – сребролюбие – пиянство – гневодержание – злопомнение – блудодейство – объядение – прелюбодеяние – убийство – татьба – блуд – ненависть".
19. Отверженные народы: "жиды – литва – казылбаши – турки – арапы".
20. Рядом с Моисеем: "Моисей Жидом показует возрите … прободоша Его".
21. Праведники под апостолами: а) "Лик праведных жен" ("Евдокия – Анастасия – Анна – Ксения"); б) "Лик преподобных отец" ("Петр (по виду пустынник – Д.М.) – Иоанн – Антоний – Георгий – Козьма – Дамиан"); в) "Лик пророк" ("Иосиф – Соломон – Давид"; г) "Лик святителей" ("Никола – Тихон – Антипа").
22. Под десницей Божией: "Души праведных в руце Божией, не прикоснется к ним мука".
23. Горний Иерусалим. а) "Лик праведных"; б) "Лик мученик"; в) "Лик мучениц"; г) "Лик преподобных"; д) "Лик царей"; е) "Лик святителей".
 
Иконы из Ярославского художественного музея.

Каталог № 6. "Страшный суд" нач. XVII в. Дерево, темпера. Происходит из г. Тутаева.
1. "Егда (убо хощет – (?)) прийти Судия праведный Господь наш Иисус Христос комуждо по делом его тогда убо преде поющие то ангел … страшный трубный … зело тогда море возмутится и земля потрясеся и преисподняя … вся вострепещут и небеса убояца тогда … грешницы … ужасни чающее мучению и грознаго (?) … повеления изо … река огненная зело люта треспающе (?) до небес страшнем громом и ужаснем якоже поти…ти (?) твари и патнежещ (почнет (начнет) – Д.М.) жещи знамение древеса звери птицы и море возшумит (?) … со всею и праведницы взя … удут … (взяты будут – Д.М.) аще … светлее яко солнце.23 Одеснуюж … исповедницы (?) светлости величество … со …амии преподобными и сия же праведным уготова Бог любящим Его и хранящим повеления Его ихже … вознесл (?) человеку (?) грешну никогда (?) же не может взыти".24
2. "Сия мука немилостивым". "Сия мука сребролюбцам". "Сия мука…". "Сия мука судии неправедному" (?). "Сия мука вл… демо…ом" (может быть, владыкам демонов – то есть чародеям – Д.М.). "Сия мука рано ядущим".25
3. "Лик апостол". "Лик князей". "Лик преподобных".
4. "Ангел Господень".
5. "Лик святителей".
6. "Авраам".
7. "Ангел Господень. Даниил".
8. "Метер Теу".26
9. "Сей человек, грехов ради лишен …."
10. "Греческое – Вавилонское – Римское  – …".27
11. В центральном регистре изображения одесную Христа (справа налево): "Лик пророк – лик постол – лик трех святителей (?) – лик преподобных".
12. В центральном регистре слева от Христа (слева направо): "жидове – немцы – литва …".

Каталог № 7. "Страшный суд" под записью XVIII в. Дерево, темпера. Надписи более поздние, чем изображение, выполнены резким черным цветом. И-792.
1. "Лик мученик – лик царем – лик пророков – лик цариц".
2. Апостолы: (слева направо): "Филипп – Лука – Андрей - … Иаков – Петр".Отверженные народы (слева направо): "… Русь – греки – ляхи (?)".
3. Змей мытарств (снизу вверх): "… сребролюбие – объядение - …".
4. "За гордость отпаде сатана славе Божия".
5. В свитке Саваофа: "Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя".28
6. Грешники в пещерах. а) "…разбойником"; б) "сия мука прелободеям и блудникам".
7. Праведники взлетают в рай. А) "Александр князь"; б) "Иоасаф"; в)"Феодосий"; г) "… поведе Иоанн … когда (?) богоугодно житие наше красоту мира презревшим … огненным летят до самого Горнего Иерусалима".29

Каталог №8. "Страшный суд" XIX в. (иконография ХVII в.). Палех. Происхождение не известно. № И-1199.
1. "Матфея зачало…30 Егда убо придет кончина лет наших и света сего тогда Царь страшны Господь наш Иисус Христос прежде послет ангелы своя с трубным грозным тогда ангелы по Господню повелению вострубят ужасно и страшно тогда от трубнаго гласа и звука земля потрясется и море возмутится и преисподняя и вострепещут небеса убоятся тогда по Господню повелению мертви возстанут во мгновение ока. Праведницы воскреснут радующися чающее восприятия благая. Грешницы же зело ужаснутся, чающее мучения. Тогда по Господню повелению река огненная изыдет зело страшна от востока до запада клокочущи и грешники начнут жещи горы и древа и камения и звери и птицы и сушить море. Тогда солнце преложится в тму и луна не даст света своего и звезды спадут, яко листвие от древес. Тогда праведницы просветятся яко солнце".31
2. "Тогда страшный праведный Судия сядет на престоле славы Своея судити праведным и грешным и воздати комуждо по делом их и воззред на одесную страну и речет праведником умильным гласом, яко отец своим чадам, глаголя им придите благословении ОТцем Моим, наследуйте уготованное вам Царствие Небесное от сложения мира. И воззред на ошуюю сторону ярым оком и гневом страшным глаголя к ним отидите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его. Тогда по Господню повелению река огненная обратится пламененм своим на грешники изыдет до ада преисподняго идеже сам сатана связан начнет жещи Диавола и ангелов его и вся злыя грешники. Тогда не будет заступника никому ни отец сыну, ни сын отцу, ни друг другу не могут пособити, но разве наша добрая дела поставят пред Богом во Царствии Небеснем".32
3. "Мука разбойником и татям тут плач и скрежет зубов". "Мука идолослужителям и богоотступникам и еретиком преисподни тартар и сожитие з диаволом". "Мука горды и славу любящим сего света и от Небеснаго Царствия отпадшим". "Мука пияницам и удовленником и отчаявшимся своего спасения". "Мука немилостивым и сребролюбивым и ростовщиком мрак люты и червь неусыпаемый". "Мука душегубцам и блудником и прелюбодеям, судиям неправедным". "Мука чародеям, колдуном, клеветником и всяк неправду любящим". "Мука женам блудницам и бесникам (?) иудеям непознавшим Господа Иисуса Христа".
4. "Река Феон – река Геон – река Ефрат – река Тигр".33
5. "Исаак – Авраам", "Благо разбойник".
6. "Преп. Феодосий". "Преп. Иоанн".

Список принятых сокращений.

Буслаев. Буслаев Ф.И. Изображения Страшного суда по русским подлинникам // Буслаев Ф.И. Сочинения. Т. 2. СПб., 1910.
Покровский. Покровский Н.В. Страшный суд в памятниках византийского и русского искусства. Одесса, 1887.
Цодикович. Цодикович В.К. Семантика иконографии "Страшного суда". Ульяновск, 1995.
ГИМ – Государственный Исторический музей
ГРМ – Государственный Русский музей
ГТГ – Государственная Третьяковская галерея
ЯИАМ – Ярославский историко-культурный музей-заповелдник
ЯХМ – Ярославский художественный музей.

Примечания:

1. Список мытарств, видимо, следует читать сверху вниз по степени тяжести каждой ступени греха. Традиция начинать перечень мытарств с грехов словесных прослеживается в Житии Василия Нового (хождение Феодоры по мытарствам). Редакция памятника по Великим Минеям Четиим Митрополита Макария дает следующий список: оболгание, оклеветание, зависть, ложь, ярость, и гнев и т.д. (всего 20 мытарств). Вилинский С.Г. Житие Василия Нового в русской литературе. Ч. 2. Одесса, 1911. С. 418-419. Перечень из жития, видимо, может быть сопоставлен с надписями на иконе. На сходство списков мытарств из Жития Василия Нового и икон страшного суда обращал внимание В.К. Цодикович. Он пишет, что в памятниках XV-XVI вв. может быть использован перечень из Жития с дополнениями из "Слова о исходе души" (Цодикович В.К. Семантика иконографии "Страшного суда". Ульяновск, 1995. С. 48, 108-109. Далее: Цодикович.).
2. Премудрости Соломоновы чтение, звучащее в дни памяти мучеников начинается с этих слов: "Праведных души в руце Божией, и не прикоснется им мука".  Это чтение применимо ко всем праведникам, которых Господь "яко злато в горниле искуси" и которые "во время посещения их возсияют" (речь, видимо, идет о Страшном суде) и "яко искры по стеблию потекут". В иконах Страшного суда "яко искры по стеблию" праведники взлетают в Иерусалим.
3. Ср. с надп. Кат № 7: "За гордость отпаде сатана славы Божия".
4. Имеется в виду древний языческий народ.
5. См. Кат. № 5. Цитата из 9 Псалма Давида. Этот Псалом посвящен Суду Божию. В нем есть такие слова: "И Господь во век пребывает, уготова на суд престол Свой: и Той судити имать вселенней в правду, судити имать людям в правоте" (Пс. 9: 8-9).
6. В пунктах 4 и 5 в описании ада не достает "мраза" и "скрежетания зубов". Например, на икне Страшного суда из Лядины (Государственный Эрмитаж) читаем: "полата огненная – студень и скрежетание зубов – тьма кромешная – червь неусыпующая" (Сапунов Б.В. Икона "Страшный суд" XVI в. из села Лядины // Пас. Культуры. Новые открытия. Искусство. Археология. Ежегодник, 1980. М., 1981. С. 272). В Слове Палладия Мниха о Втором пришествии каждое место мучений соответствует определенному виду греха. "Смола кипящая – пьяницам, огонь – блудникам, червь неусыпающий – сребролюбцам, скрежет зубов – чародеям, мраз – немилостивым, страх – татям" (Покровский Н.В. Страшный суд в памятниках византийского и русского искусства. Одесса, 1887. С. 92. Далее: Покровский). На иконы описание адских клетей попадает, видимо, из "Слова" Палладия Мниха.
7. (Мф. 25: 34). В Строгановском иконописном подлиннике, на который ссылается Буслаев (Буслаев Ф.И. Изображения Страшного суда по русским подлинникам // Буслаев Ф.И. Сочинения. Т. 2. СПб., 1910. С. 136. Далее: Буслаев), в свитке Павла надпись: "Придите благословенннии и праведнии, в рай невозбранно". Чаще, однако, слова Господа Иисуса встречаются на иконах Страшного суда либо на полях в верхнем регистре (см. кат. №5), либо вокруг этимасии (Буслаев. С. 135), либо в Евангелии, которое держит Христос (Покровский. С. 28). Последние два случая изображены в иконописных подлинниках.
8. Скорее всего, имеется в виду именно Иоанн Синайский – "списатель Лествицы". Он упоминается в иконописных подлинниках (Покровский. С. 65; Буслаев. С. 135). Иногда Преп. Иоанн изображался на иконах Страшного суда вместе с Лествицей. Взлетающие схимники и есть метафора лествицы духовного восхождения, символом и краеугольным камнем которой является смирение. Св. Иоанн пишет в "Лествице": "Святое смирение имеет дарование от Бога к восхождению на 30Ю, на 60 и на 100" ("Лествица", Сл. 25, ст. 49). Интересно, что на образе "Величит душа Моя Господа" краснокрылых преподобных сопровождает надпись: "и вознесе смиренныя". "Если гордость … Ангелов превратила в бесов, то … смирение может из бесов сделать Ангелов" ("Лествица", Сл. 25, ст. 63).
9. Как отмечает Н.В. Покровский, в XVI-XVII вв. между раем и адскими муками начинает изображаться милостивый блудник – герой древнерусского Пролога. По замечанию Е.В. Петухова, Пролог – книга, имеющая большое распространение в России – стал достоянием печати в 1642-43 гг. в Москве. "Слово о некоем блуднике, иже милостыню творя, а блуда не остави" помещено в Прологе под 12 августа (период Успенского поста). Во времена Леона Исавра некий весьма милостивый, но блудный муж жил в Константинополе. После его смерти его загробная участь была открыта в видении благочестивому старцу: ради своей милости он был избавлен от мук, а ради блуда не удостоился войти в Небесное Царство. В Строгановском иконописном подлиннике изображение этого человека сопровождается следующей надписью: "Что стоиши, человече, и позираеши на рай и на муку? Блуда бо лишен бысть блаженнаго рая, а милостыни ради лишен вечныя муки" (Буслаев. С. 136).
10. Имена праведников вводятся в эту часть композиции не так часто. Возможно, это вызвано влиянием икон "Сошествие во ад", где имена святых зачастую совпадают с тем именами, которые перечисляет Епифаний Кипрский в своем "Слове в Великую субботу" (Адам, Авель, Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф,  Моисей, Даниил, Иеремия, Давид, Соломон, Иоанн Предтеча) (Порфирьев И.Я. Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях порукописям Соловецкой библиотеки. СПб., 1890. С. 222). Похожий список праведников видим на Ярославской иконе "Сошествия во ад" XVI в. из церкви Николы Мокрого (ЯИАМ). К Спасу подходят: Ной, Мелхиседек, Соломон, Давид, Иов, Иоанн Предтеча. Если предположить, что рядом с "Енохом" в данной иконе представлен Илия (?), понятно, что их присутствие тоже связано с влиянием иконы "Сошествие во ад".
11. Об отверстых иерусалимских вратах написано у Исайи (Ис. 60: 11) и в Откровении Иоанна Богослова (Отк. 21: 25). Эта же тема звучит в паримийном чтении праздника обновления храма Господня в Иерусалиме 13 сентября по ст. ст. Точного совпадения цитат нет. Вероятно , Св. Писание "пересказано" здесь "своими словами".
12. Мф. 25: 31-34.
13. О природных изменениях, о небесах, которые свиются в свиток можно прочитать в Откровении и в кн. Исайи (Отк. 6: 12-14; Ис. 34: 4). Дословного совпадения здесь, как и в предыдущем случае, нет. Возможно, Писание здесь преломлено через какой-то памятник учительной литературы.
14. Дан. 7: 9-10.
15. Эти слова напоминают "Слово о Втором Пришествии" Палладия Мниха , отрывки из которого приводит Покровски (Покровский. С. 49-92). Одновременно здесь говорится о том же, что и в Евангелии (Мф. 25: 41-46).
16. Палладий Мних. Об этом же: Дан. 7: 10.
17. Первые восемь надписей расположены на полях иконы.
18. Видимо, имеется в виду Нифонт Констанцский, житие которого (память его в декабре) наполнено видениями рая, загробных мук, мытарств. Под 29 декабря в Великих Минеях Четиих было помещено Слово Нифонта "Како в последнем издыхании покаянием и слезами и милостию угодити Богу". Досифей – святой, воплотивший идеал монашесткого послушания, открывает своим житием книгу Поучений Аввы Дорофея, чрезвычайно популярную на Руси. Досифей, как и Акакий из "Лествицы" Иоанна Синайского, стал символом смирения. В житие Иоасафа царевича индийского и его наставника Варлаама входила притча о бренности земной жизни, представляемая в аллегорических образах дерева, колодца, льва, змея и двух мышей. Притча эта была очень распространенной и моглда встречаться вне житийного текста. Иоасаф царевич – любимый народный герой, персонаж умилительного стиха фольклорного происхождения об иноческой пустыне: "Расплакался млад юноша … "Восприми меня, пустыня, … яко матерь своего сына" (Стихи духовные. М., 1991. С. 153-154). Благодаря такой общенародной известности, Иоасаф мог попасть на икону Страшного суда. Кроме того, с его именем связана философия памяти смертной.
19. Дан. 7: 9-10.
20. Похожий диалог описывается в Хождении Феодоры по мытарствам (житие Василия Нового).
21. Имена праведников, идущих в рай, здесь достаточно своеобразны. Они отличаются от тех списков, которые встречаются в "Сошествии во ад" (см. сноску 10). Мало совпадений и с перечнем Палладия Мниха из слова о Втором пришествии. (В рай войду, согласно этому тексту, Богоматерь, Предтеча, Авраам, Исаак, Иаков, Давид, Моисей, Илия и Енох. Потом – праведники новозаветные с апостолами Петром и Павлом во главе. Цит по: Покровский. С. 64). Этих же праведников Церковь вспоминает на богослужении, посвященном страшному суду, перед Велиуим постом, и в недели Св. Отец и Св. Праотец перед Рождеством. На иконе Кат. 5 много русских святых. При чем выделение среди них Зосимы и Савватия Соловецких может быть как-то связано со старообрядческими убеждениями автора надписей. (Старообрядцы особенно чтили этих святых, поскольку монахи Соловецкого монастыря не принимали реформ Никона).
22. Как и на других иконах, здесь на тексты с описанием адских клетей повлияло Слово Палладия Мниха. Негативное отношение к "табашникам" и "брадобритвам" может быть вызвано старообрядческой ориентацией составителя надписей. У староверов существует целая книжно-лубочная традиция обличений пьющих кофе, едящих картофель, курящих.
23. Палладий Мних. Ср. с отрывком из Слова о втором пришествии: "Изыдет по господню повелению река огненная от востока … и начнет жещи землю и камения, и древеса, и звери, и птицы, и море иссушит … праведницы же взятии будут на облацех, зело светли, якоже солнце; грешники же имеет опаляя жещи неугасающая река огненная" (Цит по: Покровский. С. 84).
24. Надпись 1 расположена на левом вертикальном поле. На правом поле надпись стерлась.
25. Надпись 2 расположена на нижнем поле иконы.
26. То есть Матерь Божия.
27. Справа от зрителя на среднике иконы в круге – изображения царств в виде зверей, увиденных пророком Даниилом.
28. Пс. 2: 7. В этим псалме содержатся строки, которые могут быть отнесены к Страшному суду: "Проси от Мене и дам Ти языки (народы – Д.М.) достояние Твое, и одержание Твое концы земли. Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я (их – Д.М.). И ныне, царие, разумейте, накажитеся вси судящие земли". (Пс. 2 : 8-10). Интересно, что на Утрни Великой Пятницы эти же слова делаются частью стихиры (на хвалитех), повествующей о Страстях Господних. "… облекоша Мя в ризу червлену, возложиша на главу Мою венец от терний, и в десную Мою руку вдаша трость, да сокрушу их яко сосуды скудельничи".
29. См. Прим. 8.
30. Хотя здесь дается ссылка на Евангелие, текст на полях, как и в №№ 5,6 – отрывки из "Слова" Палладия Мниха.
31. Природные изменения, описываемые здесь напоминают Св. Писание: Отк. 6, 12-14, Ис. 34: 4. В иконах надписи часто представляют собой свободные цитаты источников, допускающие различные языковые расхождения. Эта особенность заметна при сравнении текстов № 5,6 и 8, источник которых один и тот же. Надписи "живут" по законам устного текста.
32. Надписи 1 и 2 расположены на вертикальных полях иконы.
33. Названия райских рек. Быт. 2 : 10-14.


Страница 4 - 4 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру