Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Одигитрия»

Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Одигитрия»

"Путеводительница"

Константинопольская икона Божией Матери "Одигитрия" была главной богородичной иконой византийского мира. Н. П. Кондаков писал: "Икона Божией Матери Одигитрии представляет средоточие не только иконографии Божией Матери, но и вообще христианской иконописи…"1

Благочестивые предания возносили её появление ещё к раннехристианскому времени, связывая  это событие с именем евангелиста Луки. Возможно, что причиной тому были некоторые признаки портрета, характерные для этого образа. Лики Матери, стоящей во весь рост, и Младенца, которого Она держит на руках, обращены прямо на зрителя. Эта черта была свойственна также святому Убрусу.

Портретный характер этой иконы может указывать на Египет, как на место её происхождения, а по некоторым сказаниям, при Александрийском патриархе Марке был епископ Фиваиды Лука, оставивший записку о написании им иконы Богоматери.2

Византийские историки относили появление образа к 450-м годам, когда императрица Евдокия, жена Феодосия Младшего, будучи на Святой земле между 442 и 460 г.г., прислала "Одигитрию" в Константинополь из Иерусалима. А паломничества царственных особ Византии на Святую землю являются несомненным историческим фактом. Древнейшим свидетельством об иконе Божией Матери "Одигитрия" является отрывок из 1 книги "Истории" Феодора Анагноста или Чтеца, составившего ее около 530 года; и под датой около 450 года он упоминает о паломничестве Евдокии.

Следующее указание об иконе "Одигитрии" письма евангелиста Луки содержится в тексте, приписываемом Андрею Критскому, и относится он к эпохе иконоборчества. В нём говорится, что Рим славится иконами письма евангелиста Луки, и что между них есть икона Божией Матери, называемая "Римской". Иконографически она являлась типом иконы "Одигитрия". У него нет указаний, что такая икона хранится в Константинополе. Весьма возможно, что древняя восточная икона, находившаяся в Константинополе, погибла во времена иконоборчества, а после заменена образом из храма Одигон, откуда в дальнейшем и пошло её название.

Первое упоминание об этом храме относится к X веку. Продолжатель Феофана, рассказывая о походе императора Михаила III на критян в 866 году, отмечает, что полководец Варда вошел помолиться "в храм пресвятой госпожи нашей Богородицы, именуемой Одиги".3

Название храма Н. П. Кондаков объясняет как "храм вождей", а более позднее сказание о явлении двум слепцам Богоматери, приведшей их к храму (икону называют также "Путеводительница"), считает традиционной легендой.4

Вероятно, во времена императора Михаила III (842-867 г.г.) и началось почитание иконы. В более позднем сочинении XII века рассказывается, что Михаил III построил  храм Одигон на месте часовни у святого источника, в котором слепые омывали глаза и получали исцеление.

Важнейшее свидетельство о константинопольской "Одигитрии" сохранилось в латинской  рукописи XII века, представляющей собой перевод с греческого первоисточника 1063-1081 г.г., описывающего святыни Константинополя: "В части дворца рядом со Святой Софией, на морском берегу около Большого дворца находится монастырь Святой Марии Богородицы. А в том монастыре – святая икона Святой Богородицы, называемая "Одигитрией", что переводится "Путеводительница", потому что некогда было двое слепых, которым явились Святая Мария, отвела их в церковь свою и просветила их глаза, и они увидели свет. Эту икону Святой Марии Богородицы написал Святой Лука Евангелист, (изобразив) Спасителя на руке Её. С этой иконой Богородицы совершают процессии каждый вторник по всему городу, с великими почестями, пением и гимнами".5

В компилятивном сочинении 1438-1439 гг. "Повесть о всечестном и божественном храме, именуемом Одигон" также сообщается о чудесном источнике, от воды которого некогда получили исцеление двое слепых; с тех пор это место прозвали "именем Проводников".6

По свидетельству историка Михаила Дуки, царьградская святыня, в период осады Константинополя в 1453 году находившаяся в монастыре Хора, была уничтожена турками, делившими её драгоценный оклад.7

Представление о погибшем чудотворном образе дают описания испанских (Руи Гонсалес де Клавихо) и русских (Стефан Новгородец, иеродиакон Зосима) паломников XIV-XV веков, отдельные изображения процессий с "Одигитрией" (фреска XIII века во Влахернском монастыре близ Арты, клеймо Кремлёвской иконы "Похвала Богоматери с Акафистом"), а также иконы-списки.

Икона "Одигитрии" представляла Божию Матерь в рост, стоящей и держащей на левой руке Младенца, что подтверждает ряд древнейших памятников: изображения на именных печатях и монетах, фрески церквей Санта-Мария Маджоре и Санта-Мария Антиква в Риме. Но уже в очень раннее время появились поколенные и погрудные списки иконы. Вероятно, образы поклоняющихся архангелов являлись характерной особенностью константинопольской "Одигитрии".

В северо-восточной Руси культ царьградской святыни получил отражение в почитании трех икон: "Богоматери Владимирской", "Одигитрии" из Вознесенского монастыря и "Одигитрии Смоленской".

На Руси изображения Одигитрии известны с домонгольских времен ("Одигитрия" с поясным Георгием на обороте начала XII века в Успенском соборе Московского Кремля и другие). Точные копии-списки именно константинопольской иконы появились на Руси в конце XIV века. В 1381 году архиепископ Суздальский Дионисий прислал из Константинополя две иконы Богоматери Одигитрии, поставленные в два главных города новой архиепископии: в Суздале и Нижнем Новгороде.8

Культ "Одигитрии" распространился во многом благодаря суздальской княжне Евдокии, ставшей супругой великого князя Дмитрия Ивановича в 1367 году. В 1386 году она основала в Московском Кремле женский Вознесенский монастырь. Скорее всего, по желанию княгини Евдокии, после смерти архиепископа Дионисия в 1401 году, в Москву была перевезена икона-список царьградской "Одигитрии".9

Об "Одигитрии" Вознесенского монастыря имеется важная летописная запись, гласящая "В лето 6990 (1482) сгоре икона Одигитрие на Москве…" Судя по этой записи, обгоревшую греческую икону поновил иконописец Дионисий, сохранив ее прежний рисунок,- написал "в той же образ".10

Почитание иконы нашло отражение в традиционном создании списков. В шитье этот образ был не менее популярен, чем в иконописи. Изображение его встречается как в шитых иконах и подвесных пеленах, так и в многофигурных композициях.

Вероятно, чтимому образу Вознесенского монастыря посвящена знаменитая шитая пелена конца XV века, исполненная, как считают исследователи, по заказу княгини Елены Волошанки, дочери молдавского князя Стефана Великого, выданной замуж за старшего сына Ивана III Ивана Ивановича Молодого в 1482 году. По мнению М. В. Щепкиной, Н. А. Маясовой, пелена вышита по случаю торжественной коронации Димитрия, сына княгини Елены, состоявшейся 4 февраля 1498 года. На пелене представлен крестный ход в Вербное воскресенье 8 апреля 1498 года, в котором принимал участие великий князь Иван III и его коронованный внук.11

А. Н. Грабар подверг сомнению утверждение М. В. Щепкиной относительно конкретного события, убедительно показав, что сюжет пелены восходит к сцене Акафиста Богоматери, изображающей вынос главной царьградской святыни – иконы "Одигитрии", совершавшийся по вторникам.12 Установленная исследователем зависимость композиции пелены от иллюстрации соответствующего стиха Акафиста очевидна (иллюстрация кондака 13 на иконе "Похвала Богоматери, с Акафистом" из Успенского собора). И вместе с тем несомненно, что здесь представлен великий князь со своей семьей и митрополит с церковным клиром. Совершаемое ими действо мало похоже на традиционный крестный ход, в который брали несколько чтимых икон. На пелене представлен вынос только одной "Одигитрии".

С точки зрения Л. А. Щенниковой, пелена изображает торжественный молебен, совершаемый в Московском Кремле на площади перед той чтимой иконой "Одигитрии", которая считалась тогда точным списком царьградской святыни.13 Такой иконой была именно "Одигитрия" из  Вознесенского монастыря. Её изображение на пелене полностью совпадает с поновленным Дионисием образом "Одигитрии". При этом главная иконографическая особенность кремлевской иконы-списка и её константинопольского протооригинала – полуфигуры архангелов – выделены крупным размером и репрезентативными позами.

Особое почитание в Москве конца XV века "Одигитрии" из Вознесенского монастыря связано с исторической ситуацией. В 1473 году великий князь Иван III женился вторым браком на племяннице последнего византийского императора Константина греческой царевне Софии (Зое) Палеолог. Не исключено, что благодаря Софии началось новое почитание древней греческой иконы великими княгинями в воспоминание о прославленной константинопольской "Одигитрии". Вероятно, именно она поручила поновление пострадавшей в пожаре иконы Дионисию, работавшему тогда в Кремле.

Другая православная чужестранка, Елена Стефановна, невестка великого князя Ивана III, также внесла свой вклад в прославление греческой  иконы, увековечив торжественный молебен к кремлевской святыне на пелене конца XV века. Эта пелена, представляющая собой икону – картину, возможно, предназначалась непосредственно для того монастыря, где хранилась чтимая "Одигитрия", - для Кремлевского женского монастыря, усыпальницы княгинь, основанной великой княгиней Евдокией, строившейся и позже, обновлявшейся и украшавшейся заботами других великих княгинь, не оставлявших вниманием и главную монастырскую святыню.

Из Покровского монастыря в Суздале происходит пелена "Богоматерь Одигитрия", которая в древности, по данным Описи монастыря 1597 года, висела у местного образа, являвшегося, вероятно, списком с царьградской иконы, увезённой в Москву суздальской княжной Евдокией.14

 Изображение поясной Богоматери с Младенцем на левой руке, шитое по тафте песочного цвета (древний фон), размещено на среднике из красно-золотого алтабаса. Маленькое изображение Богоматери не соответствует значительным размерам средника и всего произведения. Вероятно, оно было вырезано по контуру из обветшавшей ткани и пришито на большую пелену или покров на престол с орнаментальной каймой середины XVI века. В XVII веке к пелене добавили боковые каймы из разных кусков золотного узорного атласа. Надписи, выполненные настилом под жемчуг по голубой тафте в двух кругах и на двух полосах, а также само изображение указывают на признаки, которые встречаются в иконах круга Дионисия.15

 Кроме признаков художественного стиля, на XV век  (время создания изображения) указывают такие технологические особенности, как шитьё личного без подчеркивания форм и преобладание шёлковых нитей. Личное шито некручёным шёлком телесного цвета крупными стежками без выделения объёма. Черты ликов и контуры рисунка отмечены чёрным шёлком, губы – красным. Некручёным же голубым шёлком крупными стежками шиты чепец и зарукавья у Богоматери и коричневым - Её мафорий. Полосы по очелью и вороту Её одежды, одежда Младенца и нимбы шиты прядёным золотом "рядками". Тонкой красной нитью очерчены складки на одежде Младенца и перекрестье на Его нимбе. Контуры фигур и круги на нимбе Богоматери выстланы белыми нитками под жемчуг, который был спорот. На широких каймах из тёмно-синей тафты жемчугом вынизан узор из ромбов и кругов с отростками, в него включены серебряные позолоченные плашки. Подобный орнамент характерен для ряда пелен середины – второй половины XVI века, происходящих из Суздаля.

В описи суздальского Покровского женского монастыря 1597 года подробно описывается многочисленный драгоценный убор к храмовой иконе "Богоматерь Одигитрия" 1360-х годов, которую долгое время в научной литературе называли "Грузинской", состоящий из 225 предметов, в том числе знаменитая пелена "приклада" царицы Анастасии Романовны середины XVI века. В конце описания значится ещё одна пелена: "…повседневная, а на ней образ пречистые Богородицы, вышит золотом по отласу по червчатому. А венец у пречистые Богородицы и у Спасова образа, ожерельицо на пелене низано жемчюгом. А около пелены низано жемчюгом ж, плащи и дробницами по отласу по лазоревому".16 Таким образом, древняя несохранившаяся кайма у этой пелены была оформлена так же, как и на пелене "приклада" царицы и как на других пеленах из суздальского монастыря. Наличие двух пелен у иконы Одигитрии было в традициях того времени, праздничные и повседневные пелены были у многих икон. На повседневных пеленах обычно выкладывался крест из дробниц, а на каймах вышивалась молитва. Необычность описываемого произведения в том, что повседневная пелена имеет лицевое изображение.

Особенностью пелены являются также тонкие черты ликов Богоматери и Младенца, большие глаза (взгляд Марии устремлён поверх головы Христа), изящные формы рук, тщательно прорисованные пальчики ног Младенца. Личное шито тонким некручёным шёлком "в раскол" "по форме"; черты ликов и волосы Христа – светло-коричневым; одежды и нимбы – золотной прядёной нитью с малозаметными цветными прикрепами швами "ягодка", "черенок", "двойная и тройная ягодка", "денежка с ягодкой". Складки очерчены двойной толстой кручёной золотной нитью. Фон средника сплошь зашит жёлтым шёлком "в раскол". Контуры нимбов, перекрестья и буквы на нимбе Христа, мафорий вокруг лика Богоматери, звёзды на Её очелье и плече, монограммы на фоне низаны мелким жемчугом. 

Из того же монастыря происходят две пелены  второй половины XVI века, одна из них была вложена Венедиктой Путиловой, другая – княжной Еленой Сисеевой, об этом говорят надписи на подкладках.  Они очень близки по художественным и технологическим признакам: им свойственны  незначительная моделировка в личном, развитое золотное шитьё, орнамент, обильное использование жемчуга и металлических дробниц.

На среднике пелены Венедикты Путиловой по малиновой камке вышито поясное изображение Богоматери "Одигитрия" с чуть повёрнутой в сторону Младенца головой, сидящего на Её левой руке.  Младенец изображён прямоличным, с протянутой в сторону благословляющей рукой и свитком в другой руке. Как отметил В. Т. Георгиевский, лик и руки Богоматери "очень хорошего и тонкого рисунка".17 Личное шито плотно некрученым песочного цвета шёлком "в раскол" "по форме", полутоном подчёркнут рельеф ликов и глазные впадины, черты ликов отмечены тёмно-коричневой нитью. Белым шёлком шиты белки глаз. Одежды и нимбы выполнены серебряными и золотными прядёными нитями с тонкими цветными прикрепами. Рисунки швов: "черенок с ягодкой" - мафорий Богородицы, "денежка двойная" - гиматий Младенца, "клопчик" - Его нимб. На нимбе Марии – рельефный золотой узор в виде вьюнка. По контурам рисунка, складкам одежд, перекрестьям нимба у Христа, монограммам и другим деталям проложена бель, предназначавшаяся под жемчужное низанье. По кайме из чёрного бархата выложен белыми нитями под жемчуг стилизованный растительный орнамент в виде гирлянд.

Иконография пелены, вложенной Еленой Сисеевой, - традиционна. Оригинальной является орнаментация фона средника в виде растительных побегов, образующих клейма, в три из которых включены монограммы Богоматери и Христа. Личное шито некручёным шёлком песочного цвета "в раскол", местами "по форме" с оттенениями серым шёлком по лбу, вокруг глаз, по абрису ликов, на шеях и суставах рук. Черты ликов отмечены коричневым, белки глаз – белым. Одежды шиты прядёной золотной нитью с тонкой цветной прикрепой швами "черенок", "ягодка". Складки отмечены золотной "верёвочкой". Нимбы зашиты прядёным золотом: "городком" у Младенца и простым швом с рельефным растительным орнаментом у Богоматери, в который среди извивающихся веток в кругах были вшиты пять камешков, из которых сохранилось только два. Контуры изображения, нимб Младенца, детали одежды окружены тонкой белью под жемчужное низание. По каймам из малинового атласа также настилом выложен узор в виде веток с четырёхлепестковыми цветами и сердцевидными клеймами по углам.

В ризнице Троице – Сергиевой лавры хранится пелена "Богоматерь Одигитрия" со святыми: на боковых полях – Сергий Радонежский и Онуфрий Великий в рост, внизу -  поясное изображение Никона Радонежского. На подкладке надпись чернилами: "Вклад Фёдора Ивановича Умного. 1554 г." Однако сведения Вкладной книги 1673 г. не дают твёрдых оснований отождествлять пелену с вышеназванным вкладом: "Федорова же Ивановича Умного и ево жены Мавры вкладу написано в отписных ризных книгах 83 (1575) году: … пелена камчатая, на ней вышит образ пречистые Богородицы золотом и серебром; у Спаса и у пречистые венцы и подписи жемчюгом низаны". Характер шитья пелены близок произведениям конца XVI века. Возможно, пелена предназначалась для иконы, известной в литературе как "келейная" Сергия Радонежского.18 Фон пелены – красный атлас. Лики шиты атласным швом "по форме" светло-серым шёлком с серовато-коричневыми притенениями. Всё остальное (фон средника, одежды святых) выполнены  прядёным золотом и серебром "в прикреп" красно-коричневым, красным и светло-зелёным шелками; складки на одеждах, контуры нимбов выполнены серебром "по верёвочке", невысоким рельефом. На мафории Богоматери две звезды, низанные мелким жемчугом. Литургическая надпись шита золотом.

В 1630 году княгиня Домника Михайловна, жена князя Фёдора Ивановича Мстиславского, приложила шитую пелену "Одигитрия" к чтимой иконе Вознесенского монастыря, написанной в 1482 году на старой доске Дионисием, иконографии которой она и следовала. Надписи на пелене, как и в иконе, сохранили палеографические особенности греческого оригинала (своеобразное лигатурное соединение букв "р" и "и", а также начертание буквы "д").19 А. Пшеничников называет её иконой "Смоленской Божией Матери", отмечая, что она "первоначально употреблялась вместо подвесной пелены к местной иконе соборного храма Одигитрии".20 Д. С. Дмитриев также называет пелену шитой иконой "Богоматерь Смоленская", вероятно, потому, что в XIX веке она висела в раме на восточной стороне северо-западного столпа главного монастырского храма как самостоятельная икона.21

Богоматерь изображена в трёхчетвертном повороте с Младенцем на левой руке, представленным прямолично с благословляющей правой рукой. В левой руке Он держит у пояса свиток. По сторонам нимба Богоматери – два поясных ангела с мерилами и зерцалами в руках. Фоном к шитью служит гладкий вишнёвый бархат. Личное шито плотно, тонким кручёным шёлком песочного цвета "в раскол", "по форме", с оттенениями светло-коричневым шёлком. Радужки глаз – коричневые, губы – красные, черты лица прошиты тёмно-коричневой нитью. Особенностью рисунка на пелене является необычная форма высокого лба Младенца. Его волосы шиты сканым серебром с коричневым шёлком. Одежды, нимбы, крылья ангелов выполнены прядёными серебряными и золотными нитями с цветными прикрепами (швами "клетчатый городок", "рядки", "черенок", "городок", "ягодка", "ягодка двойная"). Складки одежд прочерчены тёмно-коричневой нитью. Звёзды на очелье и плече Богоматери шиты голубым шёлком по настилу, цветы в растительном орнаменте на Её нимбе, окружающие нимбы шнуры и жезлы ангелов – рельефной золотосеребряной нитью. Орнамент на нимбе Марии, перекрестье и монограмма на нимбе Христа обнизаны жемчугом. Жемчужная обнизь на надписях фона не сохранилась. На среднике под изображением прядёным серебром вязью сделана вкладная надпись в две строки: "Лета 7138 (1630) сию пелену приложила по обещанию ко образу Пречистой Богородицы честныя и славныя Ея Одигитрии в Вознесенский девичий монастырь боярина князя Федора Ивановича Мстиславского княгиня Домника Михаиловна".22 На каймах из синего бархата вышиты золотными нитями вязью с элементами узорочья тропарь "К Богородице прилежно ныне притецем…" и кондак "Не имамы иныя помощи…"

1660-ми годами датируется пелена "Богоматерь Одигитрия", происходящая из Сольвычегодского Благовещенского собора, являющаяся вкладом Григория Дмитриевича Строганова. В 1650 году он женился вторым браком на Анне Ивановне Злобиной. Её деятельность ознаменовала самый плодотворный и продолжительный период в истории Строгановского лицевого шитья.  Исследователи, обращавшиеся к искусству Строгановских мастерских, характеризовали этот период как время расцвета.23

Иконография композиции близка к образу Богоматери "Страстной", но без ангелов с орудиями страстей. На мафории Марии на плечах и голове – три медальона с ангельскими ликами, символами девства. В Сийском иконописном подлиннике этот перевод иконы назван "Что Тя наречем…".24 Личное шито плотно крученым шёлком светло-серого цвета атласным швом "по форме" со схематическими тенями более тёмного тона; доличное – прядёным золотом и серебром "в прикреп". Контуры, складки одежд и надписи в среднике выполнены серебром рельефным швом "по верёвочке". На фоне в двух клеймах в виде дробниц сделана надпись "Одигитрия". На каймах из красного атласа серебряной вязью шит тропарь: "К Богородице прилежно ныне притецем…", а на нижней кайме в рамке – вкладная надпись: "Сия пелена строение Григория Димитриевича Строганова".

С XV века русские варианты иконографии "Одигитрии" получали наименования, связанные с местами их особого почитания: "Смоленская", "Тихвинская", "Седмиезерская" и другие.

В XV веке в Московском Кремле наряду с иконой из Вознесенского монастыря почитался и другой список константинопольской святыни - "Одигитрия Смоленская", восходящий к чтимой иконе города Смоленска. Древних письменных свидетельств о смоленской святыне не зафиксировано. В церковной литературе XIX – начала XX века излагается версия о принесении иконы на Русь в 1046 году греческой царевной Анной, выданной замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. После смерти Всеволода икона перешла по наследству к его сыну Владимиру Мономаху. В 1101 году он построил в Смоленске Успенский собор и поставил в нём греческую икону Богородицы, получившую после наименование "Смоленской".25

В повести конца XV века "О пречистой Смоленской", включённой в Московский летописный свод, рассказывается, что "в лето 6964" (1456) в январе месяце к великому московскому князю Василию прибыл смоленский владыка Мисаил с просьбой отпустить чудотворную икону Богородицы, которую взял пленом Юрга. Юрга (Юрий Лугвеньевич из рода Гедиминовичей) был, вероятно, служилым новгородским князем. В 1440 году он вернулся из Новгорода в Литву. Великий литовский князь Казимир Ягайлович дал ему в удел Мстиславль, Кричев и другие города и волости. Возгордившись, Юрий занял смоленский престол, но в том же году, увидев "свою неразсудную дерзость" и убоявшись "страхом велиим" великого князя Казимира, "избеже на Москву".26 С собой он увёз много икон, и среди них была древняя святыня Смоленска. Таким образом, оказывается, что "Богоматерь Смоленская" находилась в Московском Кремле с 1440 по 1456 год.  Князь Василий, посоветовавшись со своими боярами, митрополитом Ионой и другими святителями, решил, что чудотворный образ и прочие пленные иконы  необходимо возвратить. Из них митрополит Иона попросил оставить одну икону "Владычица со Младенцом…" Эта икона была излюбленным богородичным образом великокняжеской семьи и, вероятно, изображала "Богоматерь Одигитрию". Н. А. Маясова отождествила её с небольшой византийской иконой XIV века в серебряном окладе, происходящую из собрания Благовещенского собора и ныне находящуюся в экспозиции Оружейной палаты.27 А с Божией Матери "Смоленской" сняли меру и назнаменовали образ, который также остался в Москве. Именно возвращение древней иконы повлекло за собой её новое почитание в копиях-списках. Смоленская святыня не сохранилась. Список из Благовещенского собора Московского Кремля отличается вертикальным положением свитка в руке Младенца и отсутствием образов архангелов. Вероятно, это было свойственно и чудотворной "Смоленской Одигитрии".


Страница 1 - 1 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру