Традиции старообрядческого церковного пения. Певческие источники

Во всех обследованных мной общинах пение в основном совершается по книгам калашниковского издания. В начале XX столетия они быстро распространились по всей России. Количество певческих книг в храмах разное — в одних местах их лишь столько, сколько необходимо для проведения богослужений и пения по ним, в других существуют солидные библиотеки (пример тому — Рогожская община г. Москвы). В настоящее время в приходах поют в основном по второму изданию калашниковских книг. Только в Стрельниковской общине "Ирмосы" — первого издания.

Поступали книги в общины разными способами. В Поволжье, юго-западной части России никто из прихожан этого уже не помнит. В южные места (в Вилково, Куничи, Килию) многие книги завозились из Москвы после 1940 года. Казакам-некрасовцам по возвращении их в Россию в 1962 году вообще все богослужебные книги были предоставлены из Рогожского центра.

Кроме калашниковских в ряде общин имеются книги из "Круга церковного пения", которые называются "морозовскими" [21]. Это первое издание крюковых книг в России в 1884 году старообрядчество встретило достаточно агрессивно — как новшество. Оно предъявило ряд претензий относительно редакции напевов, почерка крюков, а также того обстоятельства, что к изданию имел отношение священник, профессор Димитрий Разумовский — представитель господствующей Православной Церкви. Эти книги так и не получили повсеместного распространения, но в некоторых местах по ним все же стали петь, в частности, в Новосибирской общине.

В начале XX века старообрядческая пресса не один раз писала о низкой певческой культуре в Сибири. Туда поступало много граммофонных пластинок Морозовского хора. Одна из певиц этого коллектива привезла и книги, стала обучать крюковому пению местных прихожан. На протяжении XX века Новосибирская община как бы считалась приверженной "морозовскому" стилю пения. Сейчас здесь есть полный набор книг "Круга церковного пения". Позже сюда были завезены и Калашниковские книги. В настоящее время, по словам певцов, поют и по тем, и по другим книгам.

Морозовские книги есть в достаточном количестве в Вилковской общине. По словам руководителей хора, морозовские (как и калашниковские) книги начали завозиться туда священником Моисеем Сипаткиным из Рогожской общины после 1940 года, то есть после присоединения к СССР ( Уставщик Василий Иеремеевич Карасев по этому поводу говорит так: "Мы в основном привержены Морозовским. Я ж не понимал, когда учился у Рязанова (самого опытного певца. — Н. Д.), что есть различие — Калашниковское, Морозовское. Бог его знает! Там есть, конечно, изменения. Рязанов был привержен Морозовскому. Да и мы больше Морозовские..., по ним поем. А вот приезжал еще владыка Иринарх (глава Старообрядческой Церкви в послевоенное время. — Н. Д.), с ним еще диакон был, так они Калашниковские...У Морозова грамматически все верней" (далее приводит примеры. - Н. Д. Беседа 1994 г.)). Некоторые морозовские книги есть в Дворищах и Иванове, у казаков-некрасовцев. В Иванове существует традиция: последний антифон 4-го гласа на всенощной поется демественным роспевом по книге "Октай" морозовского издания.

Во многих общинах имеется печатная книга "Избранные песнопения двунадесятым праздникам" [19]. В выходных данных указано: "Книга одобрена Первым всероссийским съездом православных старообрядцев для церковного употребления и в качестве руководства при изучении знаменного пения".

В Румынии, по словам старообрядцев, в беглопоповских приходах основу певческих книг составляют Калашниковские. Они распространялись в начале XX века мукомольным промышленником и миллионером, знаменитым Н. А. Бугровым, который был активным приверженцем беглопоповского согласия. Он полностью закупал необходимые для храмов иконы, книги, утварь. "Так оно и остается все там. Сейчас Обедню стали от руки писать", — говорит настоятель храма хутора Новопокровский отец Полиект Ефимов. (Сразу оговорю, что это имя в старообрядчестве принято писать и произносить без буквы "в" — Полиект, а не Полиевкт).


Казаки-некрасовцы после возвращения на историческую Родину, пользуются только богослужебными книгами (в том числе и непевческими) из Рогожского, так как турецкие власти ничего не разрешили им взять с собой из храмов, и лишь отдельные семьи смогли привезти свои книги. После постройки храмов на Ставрополье Рогожский центр предоставил приходам некрасовцев также основное число икон и утвари. К этому добавилось частичное пополнение из разных приходов, пожертвований отдельных лиц, в частности книг, которые были найдены священнослужителями. Таким образом, в обоих приходах есть калашниковские книги и немного морозовских. Ситуацию в Турции священник Феофан Бандеровский описывает так: "Книг в селе было немного. Псалтырь имелась не в каждом доме. В богатых семьях держали и певческие книги. Имелись и переписчики, которые переписывали певческие и служебные книги. Если в доме была Псалтырь, Часослов — этого человека уважали". Правда, отец Феофан говорит, что и в Турции были морозовские книги.

А вот что рассказывал прихожанин храма пос. Новокумский Тимофей Николаевич Ястребов:

— Первое время, когда Вы приехали в Россию, у Вас церкви не было?

— Не было два года. Священник служил на дому.

— А как церковь строили?

— Сами, на свои деньги. Иконы и книги — все с Рогожского. Сперва поехали к Лексию (патриарху Алексию. — Н. Д.) Первому — просить. Поп и  председатель.  А  он  говорит: "Нет у нас книг, говорит, ваших. А вы как молились, так и молитесь". Значит, они (то есть "никониане". — Н. Д.) потерялись. Я знаю, что они потеряны. <...> Потом они поехали в Ставрополь, епископа спросили. А он говорит: "Нет у нас таких книг". Подсвечников дали. И он так же: "А вы как молились, так и молитесь". Тоже и он так. Мы, значит, в этом молении, правы.

— А остальные такие книги остались в Турции?

— Да, конечно. В церкви остались, не дали их.

— Когда ехали в Россию, Вы знали, что старообрядцы?

— Ну, а как же.

— А Вы знали, что у Вас есть своя старообрядческая епархия в России?

— Да откуда? Там родились, там выросли.

— А священники Ваши знали?

— Да они тоже не знали. Тут, когда приехали в Россию, узнали. А в Турции Василий Порфирьевич Саничев, который привел нас сюда, открыл школу, учил детей. А когда турки хотели запретить нам молиться, мы в ответ: "Хоть побейте нас, постреляйте, а мы  не бросим — это Божий закон".

Почти во всех общинах имеются рукописные книги. (Палеографическое описание рукописей не входило в задачу моей работы. Поэтому я буду указывать только тип книги и датировку. Во многих рукописях имеются вкладные надписи. Во всех южных приходах работали археографы МГУ, занимаясь и собиранием певческих рукописей, которые в настоящее время находятся в фондах Научной библиотеки МГУ. Палеографическое описание одного южного собрания сделано мной совместно со Е. Б. Смилянской [24] ).
Больше всего их в Рогожской общине. Многие рукописи создавались для этого храма по специальному заказу [16, 25]. В других местах количество рукописей разное. Отметим наиболее интересные.

В Клинцах есть рукопись полностью распетого канона празднику Преображения, который является престольным в этой общине. Канон переложили целиком на крюки и пели до 1980-х годов XX века. Во всем старообрядчестве аналогов этому больше нет (рукописи, собранные археографами МГУ в Клинцах, Новозыбкове, Гомеле, Добрянке и вообще в селах данного региона, составляют Ветковско-Стародубское собрание МГУ [2]).

В хуторе Новопокровский есть рукопись XIX века службы Покрову — престольному празднику. В ней крюками изложена большая часть стихир, тропарь, кондак. Почерк крюков, прописных букв свидетельствует о ее, возможно, местном происхождении. У жителя этого хутора Клима Потаповича Лагерева имелась интересная рукопись XIX века "Праздники". По его словам, она была привезена его родителями из Турции, куда в свое время они уходили из Румынии (о различных потоках переселения старообрядцев этого хутора см. [7]). Почерк крюков, стиль заставок близки рукописи службы Покрову.

Рукописи такого же типа есть в хуторе Грачи ("Ирмосы", "Обедница"), но более низкого качества изготовления. Значительно больше подобных книг в Вилково, а именно: "Розники" (XIX в.), "Обедница" (XIX в.), "Праздники" — два экземпляра (XIX в.), "Ирмосы" (XIX в.), "Обедница" (XX в.), "Демественник" (XIX в.).

Сходство вышеперечисленных рукописей общин хутора Грачи, города Вилково, хутора Новопокровский, в котором основная часть прихожан является переселенцами из Румынии, свидетельствует о возможном наличии в XIX веке в регионах Молдавии и Румынии (в дореволюционное время — Бессарабии) собственного центра по переписке крюковых книг.

В Вилково есть ряд рукописей, выполненных уже в советское время руководителем хора Семеном Максимовичем Рязановым. Среди них "Розники" (1954 г.), "Демественник" (1949 г.), "Сборник рукописный" (1981 г.), "Сборник рукописный" (1954 г.), "Стихеры праздникам" (1958 г.). Написаны они большей частью на тетрадных листах.

В Кисловодской общине говорили: "В прошлом были рукописные книги, написанные в Ессентуках". (Рукописи из Ессентуков есть и в некрасовских общинах - "Октай с Обиходом" (нач. XX в.). Очевидно, в этом городе были переписчики рукописей. Ессентукский приход один из древних в старообрядчестве. Ведь этот город и возникал как старообрядческая казачья станица. Все коренное население в нем до сих пор старообрядческое. Археографы МГУ подтверждают наличие в Ессентукской общине рукописей местного происхождения, как певческих, так и непевческих). У Тимофея Николаевича Ястребова, жившего в пос. Новокумский, имелась одна интересная певческая рукопись XIX века, привезенная из Турции. В ней есть надпись "Сия книга Праздники Василия Гавриловича..., а писал в лето 7370 (1862) году... Это была книга семьи Гуриных". Другая надпись гласит: "По сему Октаю учился Дорофей Кириллович Турин в 1922 и в 1923 году. Учитель с России, Донской области Иван Наумович Поляков". По словам Тимофея Николаевича Ястребова, этот учитель был в числе эмигрантов, приехавших в Турцию из России после революции. Но вскоре турецкие власти выдали их советскому правительству, и они были расстреляны.

В общине села Куничи раньше пели только по рукописным книгам (собранные археографами в Куничах рукописи входят в состав выше упоминавшегося Бессарабского собрания Научной б-ки МГУ [23, 24]). Мне рассказывал настоятель отец Иван Андронников (настоятеля храма отца Иоанна прихожане называют по-простому — отец Иван): "Пели по рукописным книгам. Даже "Ирмосы" были рукописные. При моей памяти (перешли на калашниковские. — Н. Д.). Ну, как-то яснее. Книги привезли из России. Новые все. А те — закапанные воском. Света не было, все с огарочком стояли старики. Это при моей памяти. Я слеп". В общине и до настоящего времени сохранились рукописные книги. Среди них — "Служба Флору и Лавру" (XIX в., местного письма), престольному празднику храма. Кроме того, имеются "Припевы к 9-м песням канонов", изданные на гектографе в 1933 году в г. Киле (Румыния), с дописанным песнопением "Отче наш" 5-го гласа знаменного роспева. Следует упомянуть и "Обедницу" (XIX в.), в которой содержится Херувимская песнь иргизского роспева.

Наконец, почти во всех местах, особенно в общинах Поволжья, юго-западной части России, есть гуслицкие певческие рукописи (об особенностях гуслицких певческих рукописей см. [1]). Они распространялись повсеместно. Находящиеся в общинах книги датируются ХIХ-ХХ веками. В Куничах гуслицкие "Трезвоны" включают редкие службы. А в основном в храмах гуслицкие рукописи представлены книгами: "Ирмосы", "Октай с Обиходом", в хорошем состоянии. Заставки выполнены на высоком художественном уровне.

Во всех вышеизложенных певческих книгах текст истинноречный, нотация пометная с признаками.

Список литературы:

1. Бобков Е. А. Певческие рукописи гуслицкого письма // ТОДРЛ. - 1977. - Т. 32: Текстология и поэтика русской литературы ХI-ХVII вв. - С. 388-394.

2. Богомолова М. В., Кобяк Н. А. Описание певческих рукописей ХVII-ХХ вв. Ветковско-Стародубского собрания МГУ // Русские письменные и устные традиции и духовная культура: (По материалам археогр. экспедиций МГУ 1966-1980 гг.). - М., 1982.-С. 162-227.


3. Владышевская Т. Ф. К вопросу о связи народного и профессионального древнерусского певческого искусства // Музыкальная фольклористика. - М.: Сов. композитор, 1978. - Вып. 2 / Ред.-сост. А. А. Банин. - С. 315-336.

4. Владышевская Т. Ф. Ранние формы древнерусского певческого искусства: Дис. ... канд. иск. / Ин-т истории искусств. - М., 1976.
 

5. Денисов Н. Г. Воскрешение древности // Сов. музыка. - 1986. - № 2. - С. 102-104.

6. Денисов Н. Г. Некоторые методические рекомендации по изучению певческих традиций старообрядцев // Фольклор и традиционная музыка: Науч.-метод. материалы по пробл. подготовки руководителей муз. коллективов / Вост.-Сиб. гос. ин-т культуры. - Улан-Удэ, 1990. - С. 16-21.

7. Денисов Н. Г. Певческие традиции старообрядцев беглопоповского согласия хутора Новопокровский Краснодарского края // Культура. Религия. Церковь: Всерос. науч. конф.: Мат-лы. - Новосибирск, 1992. - Ч. 3. - С. 329-342.

8. Денисов Н. Г. Певческие традиции Стрельниковского хора Костромской земли // Skupiska staroobrzedowcow w Europie, Azji i Ameryce: Ich miesce i tradycje we wspolczesnym swiecie. - Warszawa, 1994. - S. 231-236.

9. Денисов Н. Г. Певческие традиции в старообрядческой общине // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института: Мат-лы, 1998. - М., 1998. - С. 345-353.

10. Денисов Н. Г. Профессиональные певческие традиции Стрельниковского старообрядческого хора Костромской области // Музикални хоризонти. - София, 1989. - № 2. - С. 176-183.

11. Денисов Н. Г. Современная старообрядческая певческая культура: проблемы фиксации и изучения // Отечественная культура XX века и духовная музыка: Всесоюз. науч.-практ. конф.: Тез. докл. / Отв. ред. Т. В. Франтова. - Ростов-на-Дону, 1990. - С. 98-100.

12. Денисов Н. Г. Сорок лет на родной земле // Муз. Академия. - 2002. - № 3. - С. 51-53.

13. Денисов Н. Г. "Старообрядческая Венеция": Певческие традиции общины г. Вилкова // Старообрядчество: История. Культура. Современность: Тезисы. - М., 1997. - С. 236-240.

14. Денисов Н. Г. Традиции пения в старообрядческой общине села Куничи // Периферия в культуре. - Новосибирск, 1994. - С. 75-83.

15. Денисов Н. Г. Традиции пения старообрядцев юго-западной части России и Верхнего Поволжья // Музыкальная культура Средневековья / МГК. - М., 1992 – Вып. 2. - С. 196-211.

16. Денисов Н. Г. Устные традиции пения у старообрядцев: пение по "напевке", вопросы интерпретации: Дис. ...канд. иск. / РАМ им. Гнесиных. - М., 1996. - 267 с. - Ркп.

17. Денисов Н. Г. Церковно-богослужебные традиции казаков-некрасовцев // Христианство и христианская культура в степном Предкавказье и на Северном Кавказе: Сб. науч. тр. / Ростовская гос. консерватория им. С. В. Рахманинова. - Ростов-на Дону, 2000. - С. 53-59.

18. Денисов Н. Г. Церковно-певческая культура старообрядцев казаков-некрасовцев // История Церкви: изучение и преподавание: Мат-лы междунар. конф., посвящ. 2000-летию христианства. Екатеринбург, 22-25 нояб. 1999 г.- Екатеринбург, 1999 - С. 171-174.

19. Избранные песнопения двунадесятым праздникам: (Старопечатный текст). - СПб.: Синод. тип., 1912.

20. Кратчайшее изложение догматов и преданий чинов же и обрядов, и обычаев древлеправославно-кафолическия Ветковския Церкве // Старообрядческий церковный календарь на 1994 г. - М., 1993. - С. 75-104.

21. Круг церковного древнего знаменного пения: В 6 ч. / Изд. иждивением А. И. Морозова. - СПб.: Балашов, 1884-1885. - Ч. 1: Октай; Ч. 2: Обиход Всенощного бдения, Триодей Постной и Цветной; Ч. 3: Обиход литургии Иоанна Златоустаго; Ч. 4: Праздники двунадесятые; Ч. 5: Трезвоны; Ч. 6: Ирмологий.

22. Панкратов А. В., Крахмальников А. П. Белокриницкая иерархия // Православная энциклопедия. - М, 2002. - Т. 4. - С. 542-556.

23. Рукописи старообрядцев Бессарабии и Белой Криницы: Из собр. Науч. б-ки Моск. ун-та: Каталог. Ч. 1: Ненотированные рукописи Бессарабского собрания МГУ / Сост.: Е. Б. Смилянская. - М., 2000. - 317 с. - Библиогр.: 78 назв. - Рукопись деп. в ИНИОН РАН № 55396 28.02.2000.

24. Рукописи старообрядцев Бессарабии и Белой Криницы: Из собр. Науч. б-ки Моск. ун-та: Каталог. Ч. 2: Певческие рукописи Бессарабского собрания МГУ / Сост.: Н. Г. Денисов, Е. Б. Смилянская. - МГУ им. М. В. Ломоносова. - М., 2000. - 192 с. - Библиогр.: 27 назв. - Рукопись деп. в ИНИОН РАН № 55397 28.02.2000.

25. Рукописные собрания Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина: Указатель. - М., 1986.-Т. 1. Вып. 2. - 382 с.

26. Старообрядческая мысль. - Прил. (1910-1917 гг.): "Церковное пение": Журн. - М., 1910. - №3.

27. Старообрядчество: Лица, предметы, события и символы: Опыт энцикл. словаря / Сост.: С. Г. Вургафт, И. А. Ушаков. - М.: "Церковь", 1996. - 316 с.

28. Шестьдесят лет восстановления древлеправославной Архиепископии. - Новозыбков, 1983. - 46с.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру