Традиции старообрядческого церковного пения. Этика отношений в церковном хоре

Остановлюсь кратко на этической стороне общинной жизни, касающейся взаимоотношений руководителя хора и певцов. В приходе и руководитель хора, и опытные певцы являются людьми уважаемыми. До тех пор, пока головщик ходит на клирос, только он имеет право брать указку в руки. В 1928 году, когда Валентина Александровича Лукина принимали в хор Рогожской общины, головщик дал ему четкое указание "встать во втором ряду четвертым справа". Приобретя со временем опыт певца, а затем уставщика, он в течение многих лет пользовался непререкаемым авторитетом. От его внимания не ускользала ни одна ошибка в чтении и пении. Молодые певцы боялись его критики и замечаний.

В 1980-е годы в Стрелъниковской общине пением левого клироса руководила Нина Яковлевна Сергеева. Она была в храме постоянно, на каждой службе. Но когда приходила на службу головщица левого клироса Антонина Николаевна Задворнова, Нина Яковлевна всегда отдавала ей указку. Стрельниковские же прихожане вспоминали такой случай. В 1950-е годы правым клиросом руководил Федор Иоакимович Гусев. Когда, с возрастом, он стал слабеть, то начал просить Ивана Алексеевича Сергеева взять указку и тем самым возглавить хор, и Иван Алексеевич ему ответил: "Федор Иоакимович! До тех пор, пока Ваш голос будет слышен в храме, я не возьму указку в руки". Только после кончины Ф. И. Гусева И. А. Сергеев встал во главе правого клироса.

Рассказав однажды в Костроме Ивану Алексеевичу о том, что в общине Нижнего Новгорода головщик Иван Трофимович Чесноков (в начале 1990-х годов XX в.) добровольно отдает указку молодым певцам, чтобы учились, Иван Алексеевич резко возразил против этого: "Значит, там нет школы пения, если хором может руководить кто угодно". И далее подчеркнул, что на службе не занимаются практическими уроками, а молятся Богу. В один из моих последних приездов к нему в Кострому выяснилось, что он по болезни не может идти в храм. Иван Алексеевич опять объяснил, что в течение всей своей жизни он на ногах молился и отстаивал все службы от начала до конца, не позволяя себе садиться, чтобы немного отдохнуть.

Однажды в беседе со мной А. Н. Задворнова поведала свою тайну. Незадолго до кончины ее учительница, в иночестве матушка Валерия, позвала Антонину Николаевну к себе и сказала: "Тоня! Меня скоро не будет. Из всех учеников, которых я выучила, я тебе больше всех доверяю. Я проверила тебя всю, ты усвоила все, чему я учила. Поэтому, когда меня не будет, помоги, пожалуйста, Нине (Нине Яковлевне Сергеевой — молодой ученице. — Н. Д.), отцу Владимиру и вообще всем, кого надо будет обучить крюкам. Я больше всего надеюсь на тебя. Меня не будет, но я спокойна, что тебе завещаю традиции пения нашего хора". После кончины матушки Валерии Антонина Николаевна по первому зову оказывала помощь в изучении древнего пения всем, кому это необходимо.

Все описанные традиции старообрядческого пения в экспедициях узнаются со слов прихожан. В каждом месте певцы, священники и простые верующие четко осознают особенности своей общинной жизни, пения и чтения, сходство и отличия от других мест, взаимоотношения с тем или иным центром и т. д. В Стрельниково сложилась система определений, касающаяся всех вопросов, включая теорию пения. Певцы и прихожане остро реагировали даже на малейшие попытки что-либо изменить в жизни их общины. Они воспринимали церковную певческую культуру в живом исполнении, в комплексе всех средств музыкальной выразительности. Минимальные различия мелодических ходов, наличие замедлений или ровного исполнения в том или ином месте песнопения, разность регистров и другие детали в пении представляются им достаточными, чтобы говорить, что у них "другое пение", что в их общине песнопение исполняется по-другому.

Это еще раз доказывает, что певческие традиции живут и развиваются. Как в любом живом процессе, в нем сосуществуют, взаимодействуют разные поколения: деды, отцы и дети, старые, опытные певцы и молодежь (особенно в нынешнее время). У первых все идет по традиции — это для них родное, близкое и в то же время старинное; от молодых же не один раз приходилось слышать: "В книге как написано, так и надо петь", — то есть обнаруживаются попытки рационального, как бы научного подхода, основанного на ином отношении к письменному тексту. Такие ситуации напоминают полемические выступления в старообрядческой прессе начала XX века.

В заключение хочу сказать, что общение со священнослужителями, клирошанами, уставщиками при изучении особенностей церковного пения доказывало мне, что оно на богослужении всегда должно служить главному — молению Богу и поэтому соответствовать каноническим правилам, одно из которых гласит: "Смотри - верь и принимай сердцем то, что поешь устами; и что принимаешь верою, оправдывай делами" (10-е правило Карфагенского собора [26, с. 165]).

Список литературы:

1. Бобков Е. А. Певческие рукописи гуслицкого письма // ТОДРЛ. - 1977. - Т. 32: Текстология и поэтика русской литературы ХI-ХVII вв. - С. 388-394.

2. Богомолова М. В., Кобяк Н. А. Описание певческих рукописей ХVII-ХХ вв. Ветковско-Стародубского собрания МГУ // Русские письменные и устные традиции и духовная культура: (По материалам археогр. экспедиций МГУ 1966-1980 гг.). - М., 1982.-С. 162-227.

3. Владышевская Т. Ф. К вопросу о связи народного и профессионального древнерусского певческого искусства // Музыкальная фольклористика. - М.: Сов. композитор, 1978. - Вып. 2 / Ред.-сост. А. А. Банин. - С. 315-336.

4. Владышевская Т. Ф. Ранние формы древнерусского певческого искусства: Дис. ... канд. иск. / Ин-т истории искусств. - М., 1976.
 

5. Денисов Н. Г. Воскрешение древности // Сов. музыка. - 1986. - № 2. - С. 102-104.

6. Денисов Н. Г. Некоторые методические рекомендации по изучению певческих традиций старообрядцев // Фольклор и традиционная музыка: Науч.-метод. материалы по пробл. подготовки руководителей муз. коллективов / Вост.-Сиб. гос. ин-т культуры. - Улан-Удэ, 1990. - С. 16-21.

7. Денисов Н. Г. Певческие традиции старообрядцев беглопоповского согласия хутора Новопокровский Краснодарского края // Культура. Религия. Церковь: Всерос. науч. конф.: Мат-лы. - Новосибирск, 1992. - Ч. 3. - С. 329-342.

8. Денисов Н. Г. Певческие традиции Стрельниковского хора Костромской земли // Skupiska staroobrzedowcow w Europie, Azji i Ameryce: Ich miesce i tradycje we wspolczesnym swiecie. - Warszawa, 1994. - S. 231-236.

9. Денисов Н. Г. Певческие традиции в старообрядческой общине // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института: Мат-лы, 1998. - М., 1998. - С. 345-353.

10. Денисов Н. Г. Профессиональные певческие традиции Стрельниковского старообрядческого хора Костромской области // Музикални хоризонти. - София, 1989. - № 2. - С. 176-183.

11. Денисов Н. Г. Современная старообрядческая певческая культура: проблемы фиксации и изучения // Отечественная культура XX века и духовная музыка: Всесоюз. науч.-практ. конф.: Тез. докл. / Отв. ред. Т. В. Франтова. - Ростов-на-Дону, 1990. - С. 98-100.

12. Денисов Н. Г. Сорок лет на родной земле // Муз. Академия. - 2002. - № 3. - С. 51-53.

13. Денисов Н. Г. "Старообрядческая Венеция": Певческие традиции общины г. Вилкова // Старообрядчество: История. Культура. Современность: Тезисы. - М., 1997. - С. 236-240.

14. Денисов Н. Г. Традиции пения в старообрядческой общине села Куничи // Периферия в культуре. - Новосибирск, 1994. - С. 75-83.

15. Денисов Н. Г. Традиции пения старообрядцев юго-западной части России и Верхнего Поволжья // Музыкальная культура Средневековья / МГК. - М., 1992 – Вып. 2. - С. 196-211.

16. Денисов Н. Г. Устные традиции пения у старообрядцев: пение по "напевке", вопросы интерпретации: Дис. ...канд. иск. / РАМ им. Гнесиных. - М., 1996. - 267 с. - Ркп.

17. Денисов Н. Г. Церковно-богослужебные традиции казаков-некрасовцев // Христианство и христианская культура в степном Предкавказье и на Северном Кавказе: Сб. науч. тр. / Ростовская гос. консерватория им. С. В. Рахманинова. - Ростов-на Дону, 2000. - С. 53-59.

18. Денисов Н. Г. Церковно-певческая культура старообрядцев казаков-некрасовцев // История Церкви: изучение и преподавание: Мат-лы междунар. конф., посвящ. 2000-летию христианства. Екатеринбург, 22-25 нояб. 1999 г.- Екатеринбург, 1999 - С. 171-174.

19. Избранные песнопения двунадесятым праздникам: (Старопечатный текст). - СПб.: Синод. тип., 1912.

20. Кратчайшее изложение догматов и преданий чинов же и обрядов, и обычаев древлеправославно-кафолическия Ветковския Церкве // Старообрядческий церковный календарь на 1994 г. - М., 1993. - С. 75-104.

21. Круг церковного древнего знаменного пения: В 6 ч. / Изд. иждивением А. И. Морозова. - СПб.: Балашов, 1884-1885. - Ч. 1: Октай; Ч. 2: Обиход Всенощного бдения, Триодей Постной и Цветной; Ч. 3: Обиход литургии Иоанна Златоустаго; Ч. 4: Праздники двунадесятые; Ч. 5: Трезвоны; Ч. 6: Ирмологий.

22. Панкратов А. В., Крахмальников А. П. Белокриницкая иерархия // Православная энциклопедия. - М, 2002. - Т. 4. - С. 542-556.

23. Рукописи старообрядцев Бессарабии и Белой Криницы: Из собр. Науч. б-ки Моск. ун-та: Каталог. Ч. 1: Ненотированные рукописи Бессарабского собрания МГУ / Сост.: Е. Б. Смилянская. - М., 2000. - 317 с. - Библиогр.: 78 назв. - Рукопись деп. в ИНИОН РАН № 55396 28.02.2000.

24. Рукописи старообрядцев Бессарабии и Белой Криницы: Из собр. Науч. б-ки Моск. ун-та: Каталог. Ч. 2: Певческие рукописи Бессарабского собрания МГУ / Сост.: Н. Г. Денисов, Е. Б. Смилянская. - МГУ им. М. В. Ломоносова. - М., 2000. - 192 с. - Библиогр.: 27 назв. - Рукопись деп. в ИНИОН РАН № 55397 28.02.2000.

25. Рукописные собрания Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина: Указатель. - М., 1986.-Т. 1. Вып. 2. - 382 с.

26. Старообрядческая мысль. - Прил. (1910-1917 гг.): "Церковное пение": Журн. - М., 1910. - №3.

27. Старообрядчество: Лица, предметы, события и символы: Опыт энцикл. словаря / Сост.: С. Г. Вургафт, И. А. Ушаков. - М.: "Церковь", 1996. - 316 с.

28. Шестьдесят лет восстановления древлеправославной Архиепископии. - Новозыбков, 1983. - 46с.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру