Искусство древней Греции, Крит (часть II)

Искусство древней Греции, Крит (часть II)

Архитектура периода новых и поздних дворцов

Более скромным, по сравнению с Кноссом и Фестом, был дворец в Малии, на северном побережье о-ва, на восток от Кносса. При постройке дворцов в Маллии и Като Закро использовали планировку кносского дворца. Об этом свидетельствует изучение минойских поселений, в обоих случаях, наблюдается явное несоответствие ориентации дворцового комплекса и подступающих к нему с севера "городских кварталов", складывается впечатление, что дворец был насильственно "вписан" в уже сложившуюся ранее структуру поселения—планировка дворцовых построек в Маллии и Като Закро были сознательно смоделированы как уменьшенные и несколько видоизменённые копии кносского прототипа и внедрены прямо в центр поселений, уже существовавших здесь ранее и снесённых перед постройкой дворца комплексов протодворцового типа (как известный "квартал Мю")69. Сам дворец в Малии меньше кноссокого, менее щедро украшен лестницами и колонными портиками, световые шахты отсутствуют и свет во внутренние пространства попадает только со двора или через портики и коридоры. Но сохраняются наиболее главные черты архитектурно-планировочного решения: центральный двор (его размеры почти равны размерам двора в Фесте), группы помещений, связанные между собой длинными коридорами. По мнению Б.Р. Виппера, во дворце в Малии  есть "…более консервативный приём комбинации помещений — крючком, напоминавший ещё примитивное распределение пространств в неолитических хижинах; кроме того, в Маллии преобладает мало типичный для критской архитектуры портик с двумя (не одной) колоннами посередине"70.  В северо-западной части дворца  в Маллии располагался  комплекс "Резиденции"71. Как в Кноссе, в Фесте, он удалён  от основных  внешних входов во дворец. План большого зала напоминает Кносс, а малого — Фест 72.

Критские дворцы являлись важными административными и хозяйственными центрами, но все эти функции были лишь производными от их основной — сакральной — функции. Согласно замечанию Ю.В. Андреева, ".. в представлении самих минойцев дворец несомненно был прежде всего святилищем, жилищем верховного божества или, по крайней мере, тем местом, где оно время от времени являлось своим почитателям"73. Ещё А. Эванс квалифицировал Кносский дворец как святилище, как жилище "царя-жреца", непосредственно связанного с великой богиней в качестве её сына и спутника. На преимущественно сакральную природу критских дворцов указывает не только обилие культовой утвари, найденной на этих территориях, сколько своеобразный облик дворцов, их месторасположение, их "вписанность" в окружающий ландшафт. Ю.В. Андреев приводит точку зрения В. Скалли, считавшего, что "основное назначение дворца заключалось в том, чтобы служить постоянно меняющейся сценой и декорациями для сложного ритуального действа, разыгрывавшегося в его дворах, коридорах, внутренних покоях. Само действо, в котором американский учёный склонен видеть сильно усложнённую модификацию древних пещерных обрядов эпохи палеолита, было тесно связано с идеей лабиринта и включало в себя длительное движение процессии адорантов по бесконечным коридорам дворца, постоянные переходы из тьмы  в свет и обратно, всемозможные испытания, которым подвергались участники шествия (в их число могли входить игры с быками, по всей вероятности, происходившие в центральном дворе)"74. Тем самым, замечает далее Ю.В. Андреев, "сама планировка дворца, детали его внутреннего убранства как бы отразили в себе и запечатлели на долгое время основные перипетии этой праздничной церемонии или скорее цикла таких церемоний. Отсюда такие непременные элементы дворцовой архитектуры, как лабиринтообразные переходы, открытые дворы, павильоны, украшенные колоннами, крипты с подпорными столбами и т.п."75. Неслучайно наиболее значительные из критских горных святилищ были открыты на горе Юктас, расположенной точно на оси Кносского дворца к югу от него; на горе Иде, занимающей точно такое же положение по отношению к Фесткому дворцу; на г. Дикте, соотносящейся с Маллией 76. Тем самым произошло формирование системы ритуальных комплексов, расположенных как   за пределами поселения (в горах), так и внутри самого поселения 77.  Сакральная природа дворца претворялась не только в специфике его архитектурно-планировочного решения, но и в системе росписи, декора. Исходя из вышесказанного становиться понятным, почему  главным структурообразующим ядром планировки критского дворца был центральный двор, с которым были связаны практически все части дворца — ведь именно в нём и проходил обряд тавромахии. Вместе с тем центральный двор "…был лишь частью довольно сложной системы взаимосвязанных ритуальных площадок, каждая их которых могла служить местом действия для чередующихся актов единой религиозной мистерии"78. Тем самым, критский дворец выступал как грандиозная театральная декорация, на фоне которой отправлялись основные ритуалы этой культуры.

Ещё одним типом постройки, представленном в критской архитектуре, были виллы. Рассмотрим этот тип на примере виллы в Агиа (Айа) Триаде, расположенной на склоне холма, в нескольких километрах на северо-запад от Феста. В плане эта вилла имеет вытянутую композицию, состоящую из нанизанных одна на другую пространственных ячеек. Среди помещений выделяется главные (парадные) покои и т. наз. Женская половина. Женская половина состоит из трёх удлинённых мегаронов, расположенных по одному плану, с тремя световыми шахтами, тесно примыкающими друг к другу. Каждый мегарон  связан с другим общей  стеной, но при этом  представляет собой замкнутую, независимую единицу со своим входом и своим световым колодцем. Некоторые исследователи склонны видеть в этой постройке летнюю резиденцию правителей Кносса, хотя, как замечает Ю.В. Андреев, "такая трактовка этого интереснейшего комплекса едва ли может быть признана единственно возможной"79. Подобного типа постройки открыты в восточной части Крита: т. наз. дворец в Гурнии, виллы в Пиргосе, Ахладии, Зу, Ано Закро и др. Все они, по мнению, Ю. В. Андреева, находились под контролем дворцов Маллии и Като Закро 80.  Используемый для обозначения этой группы археологических памятников термин "вилла" очень условен. Так, многие из  них, как вилла в Агиа Триаде, комплекс из трёх вилл в Тилиссе, "дворец" в Гурнии, виллы в Пиргосе, Ниру Хани, Арханесе, были построены в самом центре более или менее значительных жилых массивов 81. Как полагает Ю.В. Андреев, "в чисто архитектурном отношении так называемые виллы не отличаются от богатых "городских" домов, а иногда даже превосходят их сложностью планировки и роскошью внутреннего убранства"82.  Основные элементы планировки больших вилл Тилисса и Ниру Хани в общем идентичны внутренним помещениям аристократических домов центральной части Кносса: большой зал  с передней, люстральный бассейн, световые колодцы, крипта с подпорным столбом, жилые покои, комплекс хозяйственных помещений с кладовыми и помещениями для переработки урожая. Совпадают  и многие детали архитектурной отделки, элементы внутреннего декора, применяемые строительные материалы. Кроме того, Ю.В. Андреев приводит данные о том, что "в каждой вилле были открыты… помещения, служившие местами религиозных церемоний"83.   Для того, чтобы понять характер критских  вилл важно вспомнить факт их почти синхронного появления во многих пунктах, разбросанных по  территории центрального и восточного Крита в период после 1700  г. до Р.Х. и столь же синхронного их исчезновения примерно около 1450  г. до Р.Х.84 Как полагает Ю.В. Андреев, "в целом продолжительность жизненного цикла большинства вилл более или менее точно совпадает с периодом "новых дворцов", из чего можно сделать вывод, что и дворцы, и виллы возникли в процессе одной и той же широкой строительной программы и уже в силу этого тесно между собой связаны…можно предположить, что должностные лица, занимавшие виллы в качестве наместников кносского царя или правителей Феста, Маллии и Като Закро, выступали в роли посредников между земледельческим населением своих округов и центральной властью"85.

Рассмотренные постройки, относящиеся к периоду Новых и частично Поздних дворцов показывают насколько сложна и многообразна была духовная жизнь древних жителей Крита. Но архитектура, пусть и главный вид искусства Крита, не определяла всей полноты художественной культуры. Безусловно, также важную роль в системе культурных ценностей играло и изобразительное искусство Крита.

Литература:

1. Андреев. 1989. – Ю. В. Андреев. Островные поселения Эгейского мира в эпоху бронзы. Л., 1989.
2. Андреев. 1999.  - Ю.В. Андреев. Цена свободы и гармонии. СПб., 1999.
3. Андреев.2002. – Ю.В. Андреев. От Евразии  к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа. СПб., 2002.
4. Античная культура. 1995 – Античная культура. Словарь-справочник. М., 1995.
5. Виппер.1972 -  Б.Р. Виппер. Искусство Древней Греции. М., 1972.
6. ВИА, 1973. - Всеобщая история архитектуры. Т.2 Архитектура античного мира. М., 1973.
7. Колпинский, Сидорова. 1970.  - Ю.А. Колпинский, Н.А. Сидорова. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. Серия "Памятники мирового искусства". М., 1970.
8. Колпинский. 1977. - Ю.А. Колпинский. Великое наследие  античной Эллады и его значение для современности. М., 1977.
9. Сидорова. 1972 -  Н.А. Сидорова. Искусств Эгейского мира. М., 1972.
10. Соколов. 1972 – Г.И. Соколов. Эгейское искусство. М., 1972.
11. Сокровища Трои. 1996 – Сокровища Трои. Каталог выставки в ГМИИ им. А.С. Пушкина. М., 1996.
12. Пендлбери. 1950. – Дж. Пендлбери Археология Крита. М., 1950
13. Ривкин. 1978. - Б.И. Ривкин. Античное искусство. Серия "Малая история искусств". М., 1978.
14. Castleden R. 1992. – Castleden R. The Knossos Labyrinth. London, 1992.
15. Graham. 1969. — G.W. Graham. The palaces of Crete. New York, 1969.
16. Graham. 1973. — G.W. Graham. Bathrooms and Lustral Chambers // Greece and Eastern Mediterranean in Ancient History and Prehistory. Berlin- New York, 1973.
17. Hägg R. 1987. - Hägg R. On The Reconstruction of The West Facade of Knossos // The Functions of Minoan Palaces. Stockholm, 1987.
18. Hallager E. 1987. - Hallager E. "A Harvest Festival Room" in the Minoan Palaces? // The Functions of Minoan Palaces. Stockholm, 1987.
19. Hendrix E. 1997-98. - Hendrix E. Paitied Ladies of the Early Bronze Age. Almanac of The Metropolitan Museum of Art. Vol. 55, № 3,  N-Y., 1997-98.
20. Kameron M. 1987.- Kameron M. The "Palatial" Thematic System in the Knossos Murals // The Functions of Minoan Palaces. Stockholm, 1987.
21. Nimeir. 1987 – Nimeir W. On The Function of the Throne Room in the Palace of Knossos // The Functions of Minoan Palaces. Stockholm, 1987.
22. Rutter J.B.1996-97.-  Rutter J.B. Prehistoric Arhaeology of Aegean. Dartmount, 1996-97.

Ссылки:

1. Точные хронологические рамки промежутка между периодами "новых дворцов" и "старых дворцов" пока неустановленны. Как отмечает Ю.В. Андреев, "некоторые исследователи (такие как Шахермайер Ф., Платон Н., Худ М. – С.З.) пытаются свести её к минимуму, полагая, что строительство "новых дворцов" началось практически сразу после катастрофы, что объясняет их при всех отличиях довольно близкое сходство со "старыми дворцами", свидетельствующее о непрерывной культурной преемственности. Другие (как С. Маринатос – С.З.), напротив, считают, весь следующий хронологический отрезок между 1700 и 1600/1589 гг., был своего рода "мёртвой полосой", от  которой не сохранилось никаких сколько-нибудь значительных сооружений, за исключением, может быть, гипотетических частей Кносского или Фесткого дворцов" (Андреев. 2002. С. 130).
2. Андреев. 1989 С. 10.
3. Андреев Ю.В. приводит точку зрения Д.Леви. См. Андреев. 2002. С. 130-131.
4. Так Андреев Ю.В.  ссылается на току зрения, высказанную Сп. Маринатосом и С. Худом, о том, что это событие  не могло произойти задолго до 1600 г. до Р.Х. См. Андреев. 2002. С. 131.
5. Андреев. 2002. С. 131.
6. Также Р. Виллетс допускает, что в Кносс могли быть приглашены мастера из Алалаха.
7. Андреев. 2002. С. 131.
8. Виппер. 1972. С. 20.
9. Андреев. 2002. СС. 132-133. По мнению Ю.В. Андреева, это свидетельствует о том, что "такой гигантский (конечно, по эгейским меркам) социальный организм мог нормально существовать и развиваться только за счёт эксплуатации обширной сельскохозяйственной зоны, которая едва ли могла ограничиваться ближайшими окрестностями самого Кносса, но, что гораздо более вероятнее, охватывала весь Крит и, возможно, также какие-то другие острова Эгейского моря. Поэтому вполне логично предположить, что все известные сейчас дворцовые центры Крита так же, как и окружавшие их малые периферийные поселения, были звеньями единой сельскохозяйственной и вместе с тем политической системы" (Андреев. 2002. С. 133).
10. Для Кносса гипс добывался в каменоломнях  на соседнем от  Кносского холма— холме Гипсада.
11. Сейчас на Крите дерево – редкий материал, но в период минойской цивилизации на о-ве росли кипарисовые леса.
12. Такая форма может быть объяснена желанием придать конструкции большую устойчивость при частых землетрясениях, когда сила тяжести сводится с большей площади в одну точку.
13. Эти данные приводит Ю.В. Андреев. См. Андреев. 2002. С. 137.
14. Андреев. 2002. СС.138-139.
15. Виппер.1972. С.21.
16. Там же. С. 21.
17. Greham. 1969. P 229.
18. Castleden. 1992. C. 84
19. Реконструкция, предложенная Р. Кастледеном тоже не бесспорна, хотя бы в силу того, что плановое решение помещений, предложенное данным автором характерно скорее для материковой Греции, а не для Крита.
20. Виппер. 1972. С. 23.
21. Greham. 1969. P 230.
22. Hägg R. P. 147.
23. О том, как могли выглядеть окна западного фасада, свидетельствуют многочисленные находки фаянсовых моделей домов, происходящие из того же Кносса.
24. Есть ряд предположений, что склады в нижнем ярусе западного фасада существовали ещё в период Старых дворцов. В поздний период в полу складов были сделаны прямоугольные казеллы, предназначенные для хранения жидкостей.
25. Kameron. PP. 321-322. Также, подобно Кносскому дворцу, реконструируются большие залы во дворцах в Фесте и Маллии (Graham. P.118).
26. Эта группа помещений была сильно перестроена в поздний период. Hallager E. P.169
27. Фасад святилища исчезает в поздний период, не найдено обломков декораций, относящихся к нему, фасад святилища реставрирован по фреске, упавшей из верхних залов, но на западном фасаде центрального двора сохранились фрагменты фундамента, позволяющие говорить о факте существования некоей архитектурной структуры.
28. Hallager E. P.173.
29. Hallager E. P.173.
30. Аналогичные помещения, связанные с западными складами должны были существовать и в других больших дворцах. В период микенского господства эти помещения перестроены и превратились в хранилища, в них найдены глиняные таблички с линейным письмом Б, лампы и пифосы.
31. В связи с этим А. Эванс и ДЖ. Грехем связывали тронный зал с культурными инновациями периода Поздних дворцов, в частности с влиянием на планировочную структуру этой комнаты микенского мегарона. Но единственной чертой, сближающей микенские мегароны и тронную залу является наличие трона, тем более, что в данном комплексе трон не выполняет роль царского.
32. Так полагает В. Нимайер, относя к этому времени первоначальный уровень полов тронной зала и прихожей. Кроме того, он находит параллели комплексу тронного зала в культовых помещениях квартала МЮ в Малии (Nimeir. 1987. P.165). Состав и расположение комнат тронного комплекса, действительно, схожи с культовым центром в квартале Мю, который состоял из главного зала с люстральным бассейном, прихожей, внутреннего святилища, комнат для хранения ритуальных предметов. Есть между ними и значительные различия — в Малии вход  в люстральный бассейн был не через большой зал, а через служебное помещение; внутреннее святилище соединялось с залом окном, а не дверным проёмом.
33. Castleden. 1992. C. 79.
34. Nimeir. 1987. P.166.
35. Nimeir. 1987. P.166.
36. Nimeir. 1987. P.166.
37. На  сегодняшний день вымостка сохранилась достаточно плохо.
38. Также есть предположение, что возможно, весь двор в Кноссе был обнесён портиком.
39. Greham. 1969. P. 73-76.
40. Castleden. 1992. C. 79.
41. Виппер 1972. С. 23.
42. Дж. Грехем реконструирует эти мастерские на основе находок неоконченной продукции, использовавшейся для её изготовления (Greham. 1969. P. 33.)
43. Дж. Грехем говорит об этой зале как о главном святилище Великой Богини. Также существует точка зрения, связанная с тем, что это помещение рассматривается как официальный Тронный зал с находящимся здесь культовым изваянием богини.
44. Особенно интересен среди этих находок бронзовый локон волос длиной 15 см. А. Эванс считал его вотивным даром   божеству при прохождении юношами обряда инициаций, а Дж. Грехем предполагал, что это мог быть фрагмент большой статуи (ориентировочная выс. — ок. 2.80 м).
45. Есть предположение, что под полом этого святилища  сохранились остатки ранней культовой комнаты, посвящённой богине голубей и датируемой по фрагментам СМII (Castleden. 1992. C. 89).
46. Этот Зал иногда также называется Залом Двойного топора.
47. Название мегарон было взято А. Эвансом из микенской  архитектуры, где оно означало покои царя и представляло собой прямоугольный в плане зал с круглым очагомв центре и входом, обрамлённым колоннами. Для критской архитектуры это название носит условный характер.
48. Подобные знаки были выбиты на столбах восточной столбовой крипты в западном крыле.
49. Виппер. 1972. С. 24.
50. Название данное А.Эвансом.
51. Виппер. 1972. С. 24.
52. Greham. 1973. P. 120.
53. Там же. Также У. Вундерлих и Р. Кастледен полагали, что ванны, как и ларнаки, использовались в качестве погребальных ёмкостей. Но при этом Дж. Грехем обращает внимание на различие в декоре ванн и ларнаков (Greham. 1973. P. 119).
54. Castleden. 1992. C. 92.
55. Так его назвал и реконструировал А. Эванс.
56. Castleden. 1992. C. 93-94.
57. Есть ряд предположений о том, что это помещение существовало ещё в ранний период, т.к. основания баз столбов датируются временем Старых дворцов.
58. "Таможня" этот зал назвал А. Эванс. Р. Кастледен считал его залом ожиданий. (Castleden. 1992. C. 88-89).
59. Такое мнение высказал Дж. Грехем, предположив, что  зал мог быть местом для торжественных трапез, а в северо-восточной части могли находиться кухни (Greham. 1969. P. 127).
60. Согласно определению А. Эванса эта группа помещений  называется "Северо-западный остров".
61. А. Эванс назвал их "камерами заточения".
62. Castleden. 1992. C. 79. Кастледен также предполагает, что прибывшие размещались в каравансараях, расположенных к северу от дворца.
63. С юга к этой лестнице примыкают ещё несколько ступеней. Эта часть шире, чем основная лестница, но ступеней здесь меньше.
64. Его размеры 5, 25х 4,8 м.
65. Малый дворец  вместе в "Неисследованным мегароном" представляет собой комплекс, который обладает всеми архитектурными элементами, что и Кносский дворец.
66. Здесь в период Новых дворцов находились трёхчастное святилище, комната празднеств урожая, крипты
67. Виппер. 1972. С. 28.
68. Виппер. 1972. С. 28.
69. Андреев. 2002. СС. 131-132.
70. Виппер. 1972. С. 28.
71. Вероятно, этот комплекс являлся важной деталью архитектурно-планировочного решения критских дворцов. Он также встречается в Загросе — выходит на центральный двор, общая планировка представляет собой сокращённый  вариант  комплексов остальных дворцов.
72. Greham. 1969. P. 92-94.
73. Андреев. 2002. С. 136. При этом также Ю.В. Андреев отмечает, что идея именно собственно храмовой постройки была чужда Криту.
74. Андреев. 2002. С. 137-138.
75. Там  же. С. 138.
76. Ю.В. Андреев приводит данные о том, что "многочисленные горные святилища появились  на Крите ещё в нач. II тыс. до Р.Х., почти одновременно со "старыми дворцами". С началом "новых дворцов" (приблизительно между 1700 и 1600 гг.) некоторые из них были втянуты в орбиту влияния дворцовых центров и, утратив свой первоначальный характер  примитивных пастушеских капищ, стали местами официального  культа, в которых почитание богов, в первую очередь великой   минойской богини, осуществлялось в тех же формах, что и во дворцах" (Андреев. 2002. С.140). Также он отмечает,  что становление дворцов   в их новом качестве  храмов   великой богини и горных святилищ в  качестве официально признанных  культовых  центров свидетельствует о том, что произошла своего рода религиозная революция, итогом которой стал пересмотр и слияние старых культов в новые общегосударственные. (Андреев. 2002. С. 140).
77. Андреев. 2002. С.141.
78. Андреев. 2002. С. 144.
79. Андреев. 2002. С. 149.
80. Андреев. 2002. С. 150.
81. Эти поселения Ю.В. Андреев определяет как поселения сельского или в отдельных случаях протогородского типа. Андреев. 2002. С.151.
82. Андреев. 2002. С. 151. Также Ю.В. Андреев, указывает на то, что некоторые исследователи причисляют этот тип построек к собой разновидности "малых дворцов".
83. Андреев. 2002. С.151. Ю.В. Андреев приводит данные о том, что наиболее богата такими находками вилла в Ниру Хани.
84. Андреев. 2002. С. 151.
85. Андреев. 2002. С 151-152.

 


Страница 4 - 4 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру