Памятники  сербского искусства середины и второй половины XIV века

Памятники сербского искусства середины и второй половины XIV века

Измельчание композиций церковных росписей, начавшееся с этого периода, можно сравнить с оскудением духовной жизни, когда после беззаконного воцарения на престоле царя Душана (1331 г.), прославившегося своими завоевательными походами, высшие слои сербского общества охватило "ощущение безмерного и на первый взгляд долговечного могущества"1.

Со времен Душана роль ктиторов, принадлежавшую ранее в основном правящей династии и архиепископам, начинают брать на себя более широкие слои общества, не отличавшиеся, конечно, большой богословской образованностью. Каждый из них вносил свои представления, прибавлял те или иные детали, изменяющие веками устоявшуюся иконографию.

Так в апсиде дечанской церкви Христа Пантократора монастыря Дечаны (фрески 1335-1350 гг) "Причащение апостолов" совершенно неоправданно помещено в конхе, тогда как должное там находиться изображение Богородицы Оранты с предстоящими Ей Архангелами находится ниже. Христос в данной композиции представлен в одежде патриарха XIV в. – белом саккосе с синими крестами в медальонах, обшитых золотом и бисером2. За спиной Господа изображены два Херувима, которые, по мнению Б. Тодича, указывают на преимущественно "божественный характер чина, который принял <здесь> на Себя Христос"3.

Внешний блеск, вообще свойственный искусству времени правления Душана, а данном случае еще и соответствующий теме "патриаршего служения", проявился в дечанском "Причащении" в применении дорогостоящих материалов – голубой лазури для фона композиции, наклеенных на нимбы Христа и Ангелов золотых листочков.

В отличие от современного облачения Христа-Патриарха, одежды учеников Господних (хитоны и гиматии) художники захотели представить такими, "какими они могли выглядеть во времена земной жизни Спасителя"4. Как и в грачаничской церкви апостолы подходят ко Христу двумя группами по двенадцать человек в каждой. Их числу ровно соответствует количество кусочков Христова Тела, лежащих на дискосе.

В то время как находящаяся в нижней части апсиды многофигурная сцена "Поклонения Христу-Агнцу" не являет собой чего-либо существенно нового, изображение святителя Арсения I, участника композиции "Мелисмос" в параклисе Св. Димитрия дечанской церкви, интересно тем, что сербский архиерей держит в левой руке причастную чашу с Христовой Кровью – принадлежность алтарного престола в одноименных изображениях предшествующего времени. Введение этой детали, подчеркивавшей особую близость святителя к "пренебесному и мысленному жертвеннику", могло объясняться лишь особой любовью сербов к прославленным представителям составляемой ими Церкви.

Родственная Дечанам группа памятников середины – второй половины XIV в., из которых самыми известными являются росписи церкви Св. Архангелов Михаила и Гавриила в Лесново (1346-1347 гг.) и церкви Св. Димитрия Маркового монастыря (1376-1377 гг.), в стилистическом отношении представляют собой своеобразное сочетание отголосков классицизма палеологовского искусства первых десятилетий XIV в. с чертами, отличающими монашескую живописную концепцию: большой эмоциональностью, подчеркиванием бурного, драматического движения, народных типов ликов. Эта стилистическая тенденция, по словам С. Габелич, позже "разгорелась на антиклассический манер и дозрела в росписях Челопека (храм свт. Николая, с. Челопек под Тетова, к. XIV в. – А.В.), завершившись настоящим провинциализмом"5.

Фресковое убранство алтаря церкви Святых Архангелов Михаила и Гавриила в Лесново (Северная Македония), воздвигнутой деспотом Иоанном Оливером на месте старой церкви с тем же посвящением, является первым известным примером перенесения "небесной" тематики росписей купола в пространство апсиды. Идея таинственного сосуществования двух Литургий – земной и Ангельской, которую можно назвать основополагающей для алтарного оформления храмов второй половины века, в Лесново получила уникальную интерпретацию.

Конху апсиды занимает изображение Богородицы в полный рост в типе Оранты, надписанное как "Нерукотворена" (Ахиропиитос). Хитон Божией Матери, так же как и плохо сохранившийся фон фрески, усыпан звездами.

Эпитет ("Нерукотворена"), данный Пресвятой Деве, в полной мере приложим и к расположенной в средней части апсиды сцене, где представлен Христос, священнодействующий "нерукотворную" Литургию в бездонных пространствах неба, символизируемых окружающей Его многослойной мандорлой.

Облачение Архиерея составляет подризник, саккос с черными крестами и полосатыми рукавами и кресчатый омофор. Распростертыми над алтарем руками Господь благословляет евхаристические дары, находящиеся в потире и дискосе, венчаемом звездицей. С обеих сторон Ему "предходят лицы Ангельстии" - Серафимы с рипидами, Ангелы в стихарях и с покровенными руками. На престоле между священными сосудами лежит развернутый свиток со словами: "Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа" - начальный возглас Божественной Литургии, славящий "присносущное Царство Святой Троицы"6. Между тем, жест, которым Христос благословляет Дары, а также Серафимы, овевающие их рипидами, указывают на то, что совершается уже Таинство приношения Бескровной Жертвы7.

Иконографическое представление хода Литургии продолжает и размещенная выше сцена "Причащения апостолов", в которой отсутствуют фигуры ангелов-диаконов. К воздействию реальной богослужебной практики на это изображение можно отнести появление на престоле закрытого Евангелия, горящей свечи на горнем месте и сам способ причащения апостолов Кровью, Которая преподается Христом не из чаши, как это изображалось ранее, а из лжицы. Стремление мастера, написавшего эту композицию, быть как можно более выразительными, привело к тому, что он пожертвовал классической красотой и намеренно исказил пропорции фигур и черты ликов, чтобы выявить внутреннюю сущность изображенных апостолов, озаренных верою и готовностью к духовному подвигу и молитве.

Примечателен образ Христа-Патриарха в нише дьяконника, окруженного процессией архиереев, продолжающейся в центральной апсиде. В одной руке Спаситель держит Евангелие, а другой благословляет Церковь. Его богато и тонко написанный саккос украшен растительными медальонами с изображениями двенадцати апостолов и пророков Самуила и Давида8.

На примере лесновской церкви Святых Архангелов видно, что роспись алтаря и прилегающих к нему частей – жертвенника и дьяконника начинает составлять единую сложную композицию, объединенную единым ходом Литургии. Во второй половине XIV в. эта тенденция получила уже полное свое развитие в церкви Св. Димитрия Маркова монастыря.

Рассмотрение алтарной росписи этого храма следует начать с северной части алтаря, где в нише жертвенника представлен лежащий на престоле мертвый Христос-Средовек. Тело Господа прикрыто покровцом, на Его животе стоит звездица, а в сжатой правой руке Христос держит маленькое копие, направленное именно так, как были Ему прободены ребра на Кресте9. По сторонам от кивория за престолом стоят святитель Петр Александрийский с развернутым свитком, гласящим: "Яко агнец на заколение ведеся…", и архидиакон Стефан с дарохранительницей и кадилом. Такое изображение, согласно Ц. Грозданову, означает совершенно определенный момент обряда Проскомидии – ее начало, "когда священник распределяет частицы на дискосе, а диакон к нему обращается со словами: "Благослови, владыко, кадило", и после благословения кадит звездицу, покров и воздух, после чего служба проскомидии подходит к концу"10.

В конхе апсиды протезиса представлено явление Христа апостолам после Воскресения, продолжающееся в алтарной апсиде акафистным циклом, посвященным Божией Матери. Это нововведение, по всей видимости, связано с особым жизнеутверждающим настроем сербского народа в конце XIV в.

Следующий после службы Проскомидии чин Литургии оглашенных представлен словами священнической молитвы (во время ектении за оглашенных), написанной на свитке свт. Спиридона.

Наконец, выходящая из жертвенника в пространство алтарной апсиды процессия святителей образует торжественный Великий Вход и пополняется священнослужителями ангельского чина, несущими на головах Св. Дары (ангелы на южной стене), либо (в соответствие со словами Херувимской песни) "невидимо дориносящими" Царя Славы (ангелы на южной стороне полукружия алтарной апсиды).

Под киворием и перед престолом с лежащим на нем раскрытым Евангелием изображен Христос-Великий Архиерей в знакомой позе благословения Св. Даров. Вертикальный христологический ряд апсиды Маркова монастыря продолжается погрудным образом Спаса-Эммануила11 в оконной нише и двойным изображением Христа в традиционной сцене Причащения под двумя видами.

Праздничная и оптимистическая живопись алтаря церкви св. Димитрия показывает, в чем находили утешение сербы в тяжелый период накануне гибели их страны12. Область, где происходит вечная и неизменная Литургия, торжество Господа над силами зла и над самой смертью противопоставлена всей остальной живописи храма, в которой библейские и евангельские сцены словно сведены на страдающую землю. Для изображения драматичности страданий и жертвы живописцы использовали в них соответствующие выразительные средства: резкие контрасты форм, колорит, построенный на насыщенных и темных сочетаниях красок, взволнованные, порывистые и патетичные позы фигур, словно взывающие к Божиему правосудию.

Примечания:

1. Джурич В. Византийские фрески. Средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония, с. 161.
2. радиция изображать Христа в патриаршем облачении, как это объясняет С. Габелич, "была связана с переменами в церковной и политической жизни Византии – с усилением влияния Цариградской патриархии" (Габелић С. Манастир Лесново; история и сликарство, с. 68). "Престиж этой патриархии, - пишет исследовательница, - под чьей юрисдикцией в 1312 г. оказалась и Святая Гора (всегда духовно окормлявшая Сербию – А.В.), способствовал ее усиленному влиянию на Балканах. При поддержке Афона, в середине XIV в. цариградские патриархи выступали как главные защитники православного мира. Возникший вследствие таких обстоятельств иконографический тип Христа – Великого Священника (Патриарха – А.В.) <…> выражал идею Его положения как верховного Предводителя православной общины" (Габелић С. Указ. соч., с. 69). На протяжении всего XIV в. в стенных росписях византийских и сербских храмов появляются сходным образом представленные изображения Христа-Патриарха (церковь свт. Николая Орфаноса, Салоники, церковь св. Никиты в с. Чучер близ Скопье, Сербия. Обе – 1320 гг. ).
3. Тодић Б. Српско сликарство удоба кральа Милутина, с. 148.
4. Ђурић J. Воjислав Зидно сликарство манастира Дечана, с. 80.
5. С. Габелић Jедна сликарска радионица из средине XIV века: Дечани - Лесново – Марков манастир – Челопек // Зидно сликарство манастира Дечана. Ђурић J. Воjислав – уредник, с. 374.
6. Дмитриевский И. Указ. соч., с. 185.
7. "Слово Царство, - пишет И. Дмитриевский, - в книгах Священного Писания различные имеет значения: но в сем возгласе означает оно Смотрение искупления, совершенного Иисусом Христом, кровию креста Своею (Кол. 1, 13-14), которым Он с Отцем и Духом благодатно царствует в церкви Своей (Апок. 11, 15-17). Таковое объяснение сего возгласа подтверждает и Св. Патриарх Герман да и самое совершение Литургии установлено для воспоминания сего же Таинства" (Дмитриевский И. Указ. соч., с. 185).
8. Как утверждает С. Габелич, этот образ представляет Малый вход на Литургии, который "в патристике толкуем как пришествие Сына Божиего <…>, а отворение царских врат во время входа имеет символику <…> отверзения входа верным на небо" (С. Габелић Лесново, с. 68).
9. Изображение Христа в нише протезиса Маркова монастыря берет свои истоки еще в старом искусстве XIII в., когда в пространстве жертвенника Христос-Средовек изображался стоящим и часто в соседстве с погрудным изображением Богородицы, как, например, в росписях Благовещенской церкви в Градаце (ок. 1275 г.). Иконографически оно заимствованно из композиции "Положения во гроб". Практически идентичное изображение встречается на стенах лесновской церкви.
10. Ц. Грозданов Из иконографиjе Марковог манастира, с. 84.
11. Существует мнение, что изображение Христа-Эммануила в алтарной декорации выступает заменой евхаристической Жертвы, являясь "эквивалентом Агнца, который в течении XIII в. широко распространился под формой Мелисмос" (Spieser Jean-M. Variation dans les dècors d`apsides, р. 108-109). Подтверждением данного утверждения может служить пример росписи протезиса церкви Св. Николая в Люботене близ Скопье (1348 г.), где над композицией Мелисмос в конхе изображен благословляющий Спас-Эммануил.
Эта композиция интересна еще и тем, что представляет собой один из ранних примеров дословной иллюстрации Проскомидии – а именно момента, когда в Агнца вонзается копие и произносятся слова: "един от воин копием ребра ему прободе, и абие изыде кровь и вода" и представляет собой, таким образом, этап в сложении той формы, которая находится в нише протезиса ц. св. Димитрия Маркова монастыря. (рассмотренной нами)
12. После знаменитой битвы на Марице 1371 трагический для сербов исход в их борьбе с мусульманами был предрешен.

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру