Фрески и рукописи Древней Руси и Болгарского Царства

Белякова О. Ю., Филатова Л.В.

Ещё одной любопытной закономерностью в изучении ранних глаголических рукописей является плохая сохранность миниатюр, которых практически не встречалось в то время.

Счастливым исключением являются изображения святых Петра и Павла по сторонам от текста в Зографском Евангелии, исполненном в X веке.

Найдено оно в Зографском монастыре на Святой горе. В настоящее время хранится в Петербурге, в библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Фигуры апостолов выполнены весьма условно, они кажутся медлительными, их позы незавершёнными, объёмы недостаточно прояснены, как и складки одежд. В остальном стоит отметить, что оно украшено геометрическими цветными заставками и инициалами, в которых встречаются наиболее ранние элементы самобытной тератологии. Этот памятник происходит с южных окраин болгарской языковой области.

В рукописях, вышедших из западных болгарских областей и Охридской школы письменности, оттуда, где глаголица задерживается особенно долго, присутствуют элементы геометрического глаголического стиля и ранние черты терратологии, которые лягут в основу рукописных традиций памятников XII-XIII веков.

Хранящаяся в Зографском монастыре на Афоне Радомирова псалтирь XIII века, (инв. №47, пергамент, 14,5Х10 см. памятник культуры Второй Болгарской державы). Интерес представляет некоторое отклонение её от распространенного в то время звериного стиля в болгарской миниатюре. Художественная структура рукописи состоит из фантастических животных и сложной игры в плетёнке. Плетёнка и звери обрамлены необычайной по своей тонкости и виртуозности исполнения рамкой со стилизованными орнаментальными растительными мотивами. Уникальные украшения Радомировой псалтири свидетельствуют о распаде византийской изобразительной традиции в оформлении рукописей и появлению собственно славянской орнаментики. На основе растительного византийского орнамента появляются славянские звериные инициалы и зарождается тератологическая система орнаментации. Этот звериный стиль обнаруживал близость с искусством романской Европы, но был выработан независимо от её влияния. Подобные изображения в болгарских рукописях свидетельствуют о непосредственном влиянии болгарского орнамента на русский: (болгарский рукописный орнамент лёг в основу русского письма и русского исторического орнамента).

Некоторые исследователи (В. Стасов) склонны были видеть даже полную независимость украшений Радомировой псалтири от византийской традиции, самостоятельную переработку грубых и свежих форм, которое зарождается как противодействие рафинированному, утончённому искусству эллинов. Новый тератологический стиль существует параллельно византийской моде.

Об этом новом народившемся стиле свидетельствует ещё один памятник болгарской книжной миниатюры - Хиландарский Паремейник, XII век. Лежащая в основе Радомировой псалтири заставка напоминает начало и других аналогичных памятников, как, например, болгарской псалтири из Болонской библиотеки (XIII век). Киноварное украшение расположено симметрично над двумя колонками текста, тоже отличительная особенность звериного стиля XIII века, который в то время распространился на всём пространстве Балканского полуострова. Многие элементы миниатюры выполняются в свободном стиле, и, кажется, лишены каноничности. Крылья у птиц свиваются в непрерывную плетёнку. Рисунок наделён какой-то свежей, могучей, грубой силой, фигуры лишены контакта как со зрителем, так и друг с другом. Свежие образы на грубоватом рисунке, их цветовая звонкость свидетельствуют о народном вкусе, порождениях народной фантазии. И здесь, в отличие от византийского орнамента, приоритет имеют не точность и оптическая полнота впечатления, а  эффект реального присутствия в свободных стилизованных формах. Безусловно, формирование этого нового стиля не могло произойти в рамках краткосрочного периода. Его следы теряются ещё в доиконоборческом прошлом, в преславской художественной керамике, в книжном искусстве периода Симеона Великого, и Радомирова псалтирь, созданная уже в иное время, подчёркивает непреходящее значение прошлой культурной эпохи в Болгарии, поскольку здесь как бы вновь оживают мотивы народного искусства. Одновременно с тератологическим стилем в болгарской рукописной книге аналогичный стиль наблюдается и на западе, где миниатюры украшают орнаменты из чудищ, вышедших из средневекового бестиария.

Весьма своеобразным истолкованием, с одной стороны, тератологического стиля и с другой, византийского, является Савина книга, мотивов XI век. От византийской растительности тут почти ничего не осталось, орнамент огрубел, иногда на краю заставки из геометрических мотивов может встретиться звериная морда, а в инициале - фантастическое животное или растение. В этом памятнике довольно отчётливо проявляется способность невизантийца, а именно - славянина, превращать рафинированные растительные формы византийского орнамента в тератологические образы, демонстрирующих всё ещё тесную связь с варварской языческой культурой.

По-видимому, тератологический стиль возник в юго-западной Болгарии. В отличие от "звериного" стиля, характерного для византийских рукописей, в тератологическом переплетаются изображения животных с элементами плетения, причём граница между этими мотивами трудно уловима. Трудно бывает отличить черты птицы или животного. Начало тератологического стиля, как мы уже знаем, было положено  в "Зографском Евангелии", "Енинском апостоле", "Синайском евхологии". В целом расцвет тератологии в Болгарии приходится на XIII век. Типичными образцами, кроме перечисленных нами, являются, также,  "Добрейшово Евангелие", "Болонская псалтирь", "Драганова минея".

Добрейшово евангелие, первая половина XIII века.

Происходит из народной библиотеки в Софии. Оно богато украшено заставками и инициалами в тератологическом стиле. В миниатюрах евангелистов наблюдается смешение восточных и западных традиций. На миниатюре к Евангелию Иоанна изображён священник и писец Добрейшо.

В крупных славянских центрах возникали точные подражания византийскому стилю. Этот круг болгарских рукописей в орнаменте и миниатюре обнаруживает традицию, близкую к рукописям Константинополя, несмотря на некоторые восточные реминисценции проявившиеся преимущественно в тематическом подборе и способе стилизации, имитирующем технику восточной эмали. Инициалы в них приведены в соответствии с мягкими очертаниями кириллического устава, близкого к греческому инициалу. В таком стиле, получившем название "старовизантийский", и был исполнен Изборник для болгарского князя Симеона, с которого в 1073 году исполнили Изборник для русского князя Святослава.

Приоритет Болгарии в вопросах, связанных с письменностью на Руси, предопределил её дальнейшее влияние на древнерусскую книжную миниатюру, а вместе с этим, на особенности правописания и литературу (в период зрелого средневековья). Именно в области книжной миниатюры болгарское влияние лишь немногим уступало греко-византийскому. Что же касается ансамблей монументальной живописи, то в своём влиянии на Русь основной тон задают Константинопольская, македонская и сербская школы. Влияние Болгарии здесь менее обширно. Правда, в XIII веке связь России с центром византийской империи Константинополем была прервана, и соответственно, византийские влияния приходили на Русь уже предварительно отредактированные Сербией или Болгарией.

В XI-XII веках, в эпоху византийского владычества в Болгарии болгарская рукописная книга продолжает своё развитие, несмотря на отсутствие значительных центров письменности. В этой связи большое развитие получает богомильская и апокрифическая литература.

Следует отметить, что говоря о влиянии Болгарского (да и не только болгарского искусства) на древнерусское нельзя забывать о том, что оно не носило абсолютный характер и не было органической частью культурной экспансии на Русь. В самой Болгарии, в отличие от Руси, византийское влияние носило авторитарный характер. Особенно в период завоевания болгар византийским императором (с 1019 по 1187 год Болгария была частью Византийской империи). А культура Руси даже в период монголо-татарского нашествия не подвергалась тотальному диктату другой культуры. Древняя Русь с каким бы то ни было художественным наследием всегда будет обходиться намного увереннее и самостоятельнее, чем соседи в лице Болгарии и Сербии.

Итак, именно в области рукописей болгарское влияние доминировало. Русское общество в период раннего средневековья проявляло к болгарским рукописям несомненный интерес: они специально выписываются оттуда, а затем становятся объектами для подражания. Но в искусстве оформления рукописной книги все славянские страны ориентировались преимущественно на Византию. В крупных славянских центрах возникали "довольно точные подражания византийскому стилю, о чём свидетельствуют русские списки с восточно-болгарских рукописей" (Уханова, с. 194). Это, прежде всего, Остромирово Евангелие (1056-1057), Изборник Святослава (1073) и Мстиславово Евангелие (1115-1117).

Остромирово Евангелие, созданное дьяконом Григорием в Киеве для новгородского посадника Остромира, приближённого великого князя Изяслава Ярославича, является самой ранней датированной восточнославянской рукописью, исполненной в центре христианской культуры Руси - Киеве. В книге имеются три миниатюры с изображениями евангелистов и красочные инициалы. Составляющие их разноцветные ленты украшены ещё тончайшими золотыми линиями. Такими же золотыми линиями прописана и одежда евангелистов. Созданные в старовизантийском стиле миниатюры напоминают произведения ювелирного искусства, в частности, перегородчатой эмали, поскольку красочные миниатюры как бы накладываются на плотный золотой фон. С другой стороны, форма рамки, в которую помещаются миниатюры, характерна не столько для византийских и славянских рукописей, сколько для западноевропейских. Кроме того, по наблюдениям Е.В. Ухановой, символы евангелистов, представленные в Остромировом Евангелии, не встречаются в Византии и странах восточного христианства. А в Западной Европе они, напротив, имели повсеместное распространение, особенно в каролингских и оттоновских манускриптах. Живописец-миниатюрист проявляет большую смелость и творческую свободу при нанесении пробелов и теней, а также при исполнении роскошных драпировок с каскадами струящихся складок. Если в миниатюрах и заставках византийское влияние всё-таки немного чувствуется, то в исполнении инициалов обнаруживается связь не столько с искусством славянских стран, сколько с искусством миниатюры в Западной Европе. Отчётливо заметные в них зооморфные мотивы - предшественники тератологического стиля, встречаются и в чешских рукописях того времени.

Благодаря высочайшему мастерству исполнения книжных иллюстраций, они принимались на протяжении почти века за эталон прекрасного рисунка, и весьма часто копировались по заказу известных людей того времени.

В связи с перечисленными наблюдениями хочется отметить, что Остромирово Евангелие, соединившее в себе несколько традиций, является универсальным памятником для русской культуры, которая, начиная с той далёкой эпохи, обретает свою неповторимость благодаря органическому соединению художественных традиций Византии, Западной Европы и стран славянской общности.

Обаяние миниатюр исполненного в византийско-западноевропейском стиле Остромирова Евангелия было столь велико, что в начале XII века новгородский князь Мстислав заказал священнику Алеске Лазаревичу создать евангелие по образу и подобию Остромирова.

То же самое можно сказать и об Изборнике Святослава 1073 года, хранящемся в Историческом музее Москвы. Этот "изборник" (сборник) являлся прекрасным примером "усвоения на Руси византийской учёности через литературу-посредницу", то есть, болгарскую литературу". Он является воспроизведением сборника, исполненного для болгарского царя Симеона и переведённого с греческого в конце IX начале X веков. Запоминается этот изборник, прежде всего, особыми "архитектурными" фронтисписами, которые являлись первыми изображениями такого рода на Руси. Они напоминают то римские триумфальные арки, то храмы и происходят, безусловно, из Византии. "По своим архитектоническим принципам обрамления Изборника они (купольные церкви) приближаются к рамам современных им константинопольских фронтисписов, т. е. отличаются большей строгостью и простотой, чем в рукописях XII века".

В подобных оформлениях Изборника присутствует ряд и не совсем византийских черт: в рамках небольшого пространства сочетаются многие виды орнамента. Кроме того, введение кармина, охры, зелени тоже не типичен для Византии XI века, поскольку в "византийских миниатюрах того времени в большей степени характерны сочетания кобальта и золота с минимальным введением кармина и зелени, что придаёт им особую парадность". Таким образом, новый взгляд на орнаментику и колористическое решение рукописи византийского образца мог прийти через Болгарию. Одновременно, русский художник привносит и своё восприятие болгарско-византийского образца: "он ввёл разнообразные орнаменты, изменив по-своему византийский колорит, и принципы соединения декора разного вида. Создав композиции менее парадные и строгие, чем в Византии, но более нарядные и роскошные, художник проявил тем самым свою самостоятельность, отказавшись от слепого копирования образца".

Евангелие учительное Константина Преславского (конец XI- начало XII века) роскошный манускрипт, созданный, по мнению Вздорнова, по специальному княжескому заказу. На единственной миниатюре в этой книге- выходном листе представлен болгарский царь Борис, при котором болгары были обращены в православие. Сам текст свидетельствует о том, что древнерусские мастера имели перед собой болгарский оригинал. "Синодальная рукопись 262 списана, кажется, непосредственно с болгарского памятника, до такой степени изображение Бориса-Михаила сохранило свежесть восприятия подлинника". Вся одежда князя, окружающая его архитектура и нимб украшены тонким, изящным узором из линий. О так называемом старовизантийском стиле свидетельствует богатое архитектурное обрамление арки, а также сочетание плотного золота и яркой киновари, напоминающее византийскую эмаль. Интересную особенность заметили исследователи в изображении лица царя Бориса: "Надбровные дуги, затенённые глазные впадины, прямой тонкий нос, небольшой рот и острые свисающие усы создают в целом иконописный тип, хорошо знакомый нам по иконе Дмитрия Солунского из Дмитрова, находящейся ныне в Третьяковской галерее."

Известно, что рассматриваемое нами учительное евангелие было написано двумя писцами: имя первого - Михаил Попович, а второй пожелал остаться неизвестным. Киноварные инициалы, нарисованные Михаилом, поражают необыкновенной виртуозностью и свободой кисти.

И вновь в рамках этого оформленного в старовизантийской манере памятника мы встречаемся с особенной тягой русских писцов к орнаментализму и некоторому упрощению и смягчению строгой и величественной константинопольской манере.

Вставая на путь самостоятельного  художественного творчества, крупнейшие русские княжества развивают собственные книжные мастерские, а вместе с ними и живописные мастерские.

Об известной самостоятельности в интерпретации византийского наследия без посредства Болгарии свидетельствуют, например, рукописные книги ярославской и тверской художественных школ.

В крупнейшем памятнике ярославской художественной школы - Спасском Евангелии (XIII век), миниатюры вообще не имеют обрамлений, как это было в византийском стиле. Они лишены пышных арок, и даже небольших рамочек. В Спасском Евангелии меньше инициалов старовизантийского типа и больше композиций, образованных с помощью крупного плетения или растительного мотива. Кроме того, в этой рукописи появляются тератологические инициалы (их насчитывается 24).

С XIII века на Руси становится популярен тератологический стиль, являющийся, возможно, болгарским влиянием или собственным проявлением народной фантазии восточных славян. Этот стиль в первую очередь проявлялся в оформлении инициалов, где содержатся мотивы плетёнки, растений и животных. Обычно отдельно взятый инициал образуется из неразрывной комбинации, которую образуют вышеперечисленные нами элементы. В заставках из таких комбинированных плетёнок образуется рама с плетёными узлами в центре и по краям.

Наиболее запоминающимся проявлением тератологического стиля на Руси является Фёдоровское Евангелие (1321-1327 годы, предположительно ростовская или ярославская школа). В рукописи насчитывается пять миниатюр, шесть заставок, много инициалов, причём отличительной чертой именно этой рукописи является щедрое использование золота. Заставки и большинство инициалов Фёдоровского Евангелия выполнено в тератологическом стиле, но из-за золотого фона не столь отчётливо, как в развитом стиле очерчиваются контуры плетёнки и зверей.

На заглавной миниатюре Евангелия изображён Фёдор Стратилат. Он помещён на светлый контрастный фон, а сам одет в ярко-зелёный плащ. Справа и слева он обрамлён высокими столбами с сидящими на них райскими птицами. На его щите изображён поднимающийся на задние лапы барс- символ князей суздальских. Здесь соединяются элементы отживающего старовизантийского стиля (изящная фигура святого, намёк на рафинированную архитектуру константинопольской школы) и тератологического (динамичные изображения птиц и барса).

Под тератологическим стилем, конечно, не следует понимать только изображение зверей в рукописях. Главное - это общий дух орнамента, его сложная конструкция и запутанное плетение.

Чаще всего родиной тератологического стиля на Руси называют новгородский книжный центр, хотя и в других крупных княжествах встречалось огромное количество рукописей с подобной орнаментикой.

Таким образом, созданные на раннем этапе под влиянием византийских и болгарских образцов русские рукописи, вскоре начинают демонстрировать самобытность и приобретать местные черты, уже независимые от оригиналов. На Руси в рассматриваемый нами период наблюдается интенсивный процесс создания крупных книжных центров, многие из которых достигли в XII, и в особенности в XIII веке настоящего расцвета. Тверские, новгородские, псковские, ростовские, ярославские рукописи, безусловно, имеют определённую опору на болгарские или константинопольские традиции, но их голос становится всё тише и тише, уступая место чисто русским особенностям.


Страница 2 - 2 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру