Римские церкви V в. Церковь Санта Мария Маджоре

Римские церкви V в. Церковь Санта Мария Маджоре

Большая часть мозаик 432-444 г. сохранилась в триумфальной арке над алтарем. Фрагменты декоративного фриза (аллегория реки, лодки (из сцены ловли рыбы (?), стопы Спасителя) – все, что осталось от украшения алтарной конхи.

Интересно, что изображение корабля и маяка в нижнем регистре сохранившихся мозаик повторяют известные мотивы катакомбных пиктографических изображений, типа "spiritus tuus vixit in Christo".  Образ корабля – символ пути христианина. "Стопы Христа – Путь небесный".1

Триумфальная арка посвящена теме прославления Богоматери, что связано с победой над еретиками Арием и Несторием на Никейском и Эфесском соборах (Айналов 1895: 73-106). Состав изображений полностью охватывает Рождественский цикл сюжетов, особенно подчеркивая тему Боговоплощения и роль Богоматери в Истории Спасения. 1. Благовещение, 2. Принесение во храм, 3. Поклонение волхвов, 4. Бегство в Египет (встреча с Афродизием),2 5. Избиение младенцев, 6. Ирод и волхвы.

Присутствуют здесь традиционные Иерусалим и Вифлеем с агнцами. Во лбу арки – Этимасия (Престол уготованный), по сторонам которого – Петр и Павел. Особая торжественность изображений раскрывается в необычной иконографии некоторых сюжетов, в частности Благовещения и Поклонения волхвов. И в том, и в другом случае Богоматерь изображена в великолепных царских ризах. В "Благовещении" представлен не один, а сразу несколько архангелов: кроме Гавриила Богородицу окружает сонм небесных сил. "Поклонение волхвов" служит в древнехристианском искусстве выражением славы и торжества Христа, прославлением Его как Бога. В таком значении оно трактуется отцами Церкви первых веков (Редин 1896: 85). В данной композиции Младенец Христос восседает на троне, как Судия Страшного суда. По сторонам трона – Церковь (Богородица) и Синагога. Присутствие здесь этих двух символов указывает на особое экклесиологическое значение темы поклонения волхвов, как сюжета, отражающего взаимоотношения Христа и Его святых. Символические дары волхвов обычно сопоставляются в мозаиках V–VI  вв. с теми дарами, которые приносят Христу любящие Его. Драгоценные венцы мученичества – образ "испытанного в горниле" страданий золота, которому уподоблены святые. Как будет видно далее, храмовые программы VI  века по сути развивают одну и ту же идею шествия святых ко Христу с дарами (мученическими венцами) в руках (храм Сан Аполлинаре Нуово в Равенне).

Тема шествия возникает и в мозаиках триумфальной арки церкви Санта Мария Маджоре, так как все композиции Богородичного цикла – это протяженные фризы изображений, организованные мерным ритмом стоящих или движущихся фигур. Конечная цель шествия – встреча. Композиции триумфальной арки в большинстве случаев изображают именно встречу Христа и Его Церкви в лице Святых: это Благовещение, Сретение, поклонение волхвов, встреча с Афродизием.

Тема Боговоплощения раскрывается как всеми изображениями Рождественского цикла в целом, так и отдельными деталями. Например, в "Благовещении" мотивы затворенной двери и приоткрытой завесы могут быть связаны с темой входа Господа в мир: "Без семени от Девы воплотися, из гроба, печати не рушив, воскресе, и ко Апостолом дверем затворенным с плотию вниде".3 За завесу Святого Святых Иерусалимского храма мог вступать только Первосвященник единожды в год "не без крови" (Евр. 9: 7). Хрисос же? Тот Первосвященник, Который Собственной Кровью искупает все человечество.

Наос храма был украшен ветхозаветным циклом с историей Авраама, Иакова, Моисея и Иисуса Наввина. Ветхозаветные сюжеты являются здесь подготовительным этапом истории Боговоплощения, так как среди ветхозаветных праведников изображены либо предки Спасителя, либо те святые, которые могут быть уподоблены Христу. "Проображаше таинственно древле Иисус Наввин Креста образ, егда руце простре крестовидно… и ста солнце" (Седален канона в праздник Крестовоздвижения).

Стиль изображений связывается исследователями с материалом лицевых византийских рукописей сирийского происхождения и античными кодексами, типа рукописи "Илиады" из Амброзианской библиотеки (Айналов 1895: 106-132). Ветхозаветные сюжеты композиционно организованы согласно нескольким иконографическим формулам. Среди них – формулы  предстояния и шествия, являющиеся наиболее характерными для миниатюр соответствующего периода.

Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне (440) является усыпальницей, примыкающей к южной стороне нартекса церкви Св. Креста (Редин 1896: 50). Капелла, относящаяся к мавзолею могла быть посвящена мученику Лаврентию, на что указывает мозаичное изображение Лаврентия в усыпальнице (Лазарев 1986: 33). Мавзолей – крестообразное в плане сооружение, в куполе которого представлен на синем фоне крест со звездами, а в рукавах: Св. Лаврентий, Христос – Добрый Пастырь над входом и символические олени, пьющие из источника жизни. "Имже образом  желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже" (Пс. 41: 2).

В люнетах подкупольного пространства – пары апостолов и евхаристические чаши с птицами-душами, причащающимися из них.

Св. Лаврентий, несущий крест, уподобляется Христу Доброму Пастырю, представленному над входом. Изображение реликвария с Евангелиями показывает, что св. мученик страдает за Христа и Его учение. Мотив Евангелия, который возникает здесь, напоминает о другом распространенном образе раннехристианского искусства – Этимасии. Престол уготованный с евангелием и Крестом мог сочетаться в мозаиках с изображениями агнцев-святых или Мистического Агнца – Христа. Данный ряд образно-символических взаимосвязей подчеркивает идею уподобления святого мученика Спасителю.

Храмовая декорация V века в литургическом контексте

Интересно, что декоративная программа усыпальницы повторяет схему расположения изображений, уже известную по храму Св. Пуденцианы и Санта Мария Маджоре. Только благодаря другой структуре церкви, уже известные мотивы расположены иначе. Крест ("знамение Сына Человеческого на Небе"), венчающий алтарную конху в римском храме, смещается здесь в купол; апостолы переходят в подкупольные люнеты. Мотив агнцев, причащающихся воды живой, истекающей от подножия мистического Агнца-Христа, заменяется здесь образом оленей, которые размещены ниже апостолов, что традиционно для мозаик того времени. (Агнцы чаще всего находятся в нижнем фризе конхи или на пятах триумфальной арки). Образ Доброго Пастыря конкретизирует последний содержательный пласт в контексте Евангельского текста: "Я есмь Пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня: как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца, и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привесть: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь" (Ин. 10: 14-16). "Овцы не сего двора" – церковь от язычников. На мозаиках – овцы, исходящие из Вифлеема вслед за апостолом Павлом. Этот евангельский текст в Церковной практике читается в дни памяти святителей, то есть раскрывает тему епископского служения по образу служения Пастыря-Христа. Для интерпретации храмовых иконографических программ V  в. важно, что первые литургические толкования6 концентрировались на теме священства Христа и основывались на текстах Евангелия, а также текстах Послания к Евреям апостола Павла и Апокалипсисе (Taft 1995: 21). В 7-9 главах послания особенно много уделяется внимания теме священства Христа, Который Сам оказывается и Первосвященником, и Жертвой.

Примечания:

1. Слова Климента Александрийского могут соответствовать символическим изображениям стопы в катакомбном искусстве. Данному символу приписывалось значение, связанное с раем, в смысле завершения пути христианской души ("течение скончах") (Уваров 1908: 116).
2. Сюжет о падении идолов в египетском городе Сотине при приближении к его стенам Св. Семейства. Градоначальник Афродизий выходит навстречу Богоматери со своими воинами и царедворцами, чтобы воздать Ей должную честь. Данная сцена часто иллюстрируется в лицевых Акафистах Богородице (рукопись XII в. из Московской Синодальной библиотеки). Айналов 1895: 73-106.
3. 7-я Песнь Акафиста. Богоматерь уподобляется затворенной двери в пророчестве Иезекииля о Ней. Данное Паримийное чтение звучит во время  православного богослужения в Богородичные праздники.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру