Монастырь Осиос Лукас

Монастырь Осиос Лукас

Радость монаха и слава Греции

Монастырь святого Луки в Стирии (Hosios Lucas) – один из самых известных и любимых византийских монастырей, находится на живописном склоне горы Геликон, между Беотией и Фокидой.   Недалеко от прославленной святыни  языческого мира -  Дельфийского  оракула, храма Аполлона,  где жрецов и молящихся заменили туристы,  в тихом благодатном месте и поныне в молитвенном подвиге живут насельники  и хранители христианской обители.  Монастырь  этот, оставаясь действующим, в настоящее время является также музеем Византийского искусства, сохраняющим всемирно известные мозаики XI века, и демонстрирует нам систему храмовой декорации, сложившуюся  в период правления Македонской династии. Именно здесь, в кафоликоне монастыря, "возникла и получила оформление величественная аскетическая программа, направленная на утверждение  вероисповедных идеалов и монашеских установок, породившая в живописи так называемый "суровый стиль".1

Аскетизм как религиозная позиция представляет собой путь духовного совершенствования и приближения индивидуума к Богу через ограничение физических желаний, воздержание и лишения. Корни этого явления могут быть найдены задолго до появления христианства и на довольно широкой территории. Почти все народы и религии в той или иной степени и форме соприкасались с этим. (И язычество первобытных народов, и иудаизм, и буддизм, и брахманизм, и конфуцианство, и античные неоплатоники, пифагорейцы, и  философы-циники).2  Иисус же, посвятив свою жизнь людям, проводил ее среди людей и не требовал отказа от социальной жизни, а поддерживал духовное совершенствование человека в миру. Он рекомендовал, но не принуждал человека  к укреплению веры через физические лишения. Он  одобрял голодание, но был противником  превышения возможностей человека, хотя сам  "сорок дней и ночей" постился в пустыне.3 О молитве,  девственности, ограничениях в еде и питье говорили ученики Христа. Многие христиане под влиянием  этих проповедей, чувствуя отвращение к разложению общества, еще не оставившего языческих  обычаев, начали со второго столетия оставлять свое мирское имущество, родителей, жен, детей, друзей и удаляться в безлюдные места Египта, Сирии, Палестины, Армении и Малой Азии, чтобы в спокойствии и тишине  посвятить свою жизнь молитве и служению Богу. Своим постоянным примером благочестивой жизни, благотворительностью, смирением и воздержанием, своей мудростью и они просвещали дикие места и были своего рода маяками, которые сияли "через темноту жизни", вызывая всеобщее восхищение. Среди первых отшельников, укротивших свои тела, и явивших яркие примеры монашеской жизни, был Павел из Фив (Египет), Антоний Великий (250-356), которого считали отцом и основоположником аскетической жизни (он употреблял хлеб и воду сначала один раз в день, потом  каждые два дня, а потом раз в четыре дня.), Амон (356), Макарий Старший (390), который  начал собирать отшельников в монастыри и Пахомий (346), который организовал их жизнь наподобие общины. Великие епископы ортодоксальной церкви, соединившие  веру с греческой литературной традицией, Василий Великий (327-377), Григорий Богослов (329-390) и Иоанн Златоуст (Chrysostomos) (345-407)  также имели склонность к аскетичекой жизни. Последний  писал об аскетизме: "мы рассматриваем участие в голодании как мать мудрости и источник каждой философии". Он жил по аскетическим правилам до самой смерти.  Василием Великим написаны тринадцать правил аскетизма,  которые стали основой кодекса аскетической жизни, особенно для греческих монастырей. Аскетизм быстро распространялся на христианском Востоке, аскетические поселения  занимали целые области и число отшельников доходило до 80 000 4. Как и кем акетизм был распространен по Греции, остается неизвестным. С первых лет христианства есть упоминания о монастырях как культурных центрах, в  5 веке упоминается женский монастырь (Piges или Pages) в Мегариде, а археологические раскопки и исследования позволяют предположить, что с этого времени аскетизм медленно стал распространяться по стране. В конце периода иконоборчества в период правления Македонской династии (867-1057) в Центральной Греции и на Пелопоннесе начинают в большом количестве строится новые обители. Среди них и Панагия (Петра и Павла) в Орхоменосе, Варнава в Метеорах, Ивирон на горе Афон (985), Св. Феодоры в Афинах (1049), Неа Мони на Хиосе, Дафни и Осиос Мелетиос в Аттике и многие другие, среди которых Монастырь Осиос Лукас известен как "гордость отшельника и слава Греции".

Святой Лука – Стириот, основание и история обители

Жизнеописание св. Луки, имя которого носит обитель, было составлено в мельчайших подробностях после его смерти анонимным монахом и издано в 1874 году историком Кремосом5. Текст битографии св.Луки был взят Кремосом из источника XI столетия, происходящего из монастыря св. Иоанна на Патмосе. Существуют различные предположения о личности автора этого текста, но наиболее вероятной представляется версия, что это кто-то из соотечественников и спутников Святого, может быть монах Косьма, который прибыл в монастырь после смерти св. Луки и ухаживал за его могилой, и был определенно монахом монастыря св. Луки, который хоть и не знал его лично, но имел четкое представление о всех подробностях его жизни.  Написан этот труд был не сразу после смерти Святого Луки, как предполагали сначала, а спустя десять лет, так как в тексте есть упоминания о смерти  Константина Порфирородного (959) и об освобождении Крита от сарацин (961), предсказанного св. Лукой.

Согласно этой биографии предки св. Луки прибыли с острова Эгина, спасаясь от разрушительных нападений турок. Они пересекли коринфский залив и двигались далее, оказавшись в конце концов в Дельфах. Там, однако, их ожидали  новые проблемы, связанные с  взаимодействием с местным населением, которые были разрешены  лишь благодаря вмешательству  императора, к которому обратился дедушка св. Луки за помощью. Отец св. Луки Стефан был женат на девушке из хорошей семьи, также происходившей из Эгины, которую звали Ефросиньей. Они имели семеро детей, третьим из которых был Лука, родившийся 29 июля 896 года (согласно G. Kremos). На самом деле точные даты рождения и смерти Святого не установлены. Его  анонимный биограф в последнем параграфе своего текста представляет наиболее важные события его жизни и устанавливает ее продолжительность – 56 лет.6 С раннего детства св. Лука проявил склонность к аскетизму. Его детство, также как и остальная жизнь было наполнено верой в Бога, постом, добрыми делами и чудесами. В 14 лет он стал монахом, уйдя в Афины с двумя монахами, которым его мать дала приют. Однако по настоятельным просьбам матери он вернулся домой, а спустя четыре месяца, уже с ее благословения ушел в Яннимаки (Ioannitzi, Giannimmantzi), чтобы стать ошельником. Он оставался там в течение 7 лет. Спасаясь от разрушительного нашествия  болгарского царя Симеона, он бежал в Коринф, а позже уехал в Патры, чтобы  учиться в Земено. После смерти царя Симеона и восшествия на престол его сына, женатого на греческой царевне, он вернулся в Яннимаки, где оставался 12 лет, ведя жизнь аскета. Интерес к нему и слава его росла, к нему шли паломники, просители,  и это вынудило его покинуть свое убежище. Он прибыл в Калами (Kalamos), отдаленную гавань Коринфского залива, однако спустя три года, спасаясь от турецкого набега, обосновался на пустынном острове Амбелос (Ambelos)7 или Амбелон (Ambelon)8, а потом  в 946 году, когда ему было уже 49 лет, стириоты упросили его вернуться в Стири (Steiris). Здесь он поселился в живописной местности, около руин древнего Стири, вырыл в земле узкое отверстие, подобное могиле, где мог постоянно думать о смерти, петь и молиться. Ему помогал брат по имени Григорий, и составляли компанию монахи Панкратий, Феодосий, Германос и другие. Иногда его навещала сестра. В Стири он продолжал аскетическую жизнь, голодание и бдения, но стал более общительным. Посетители шли к нему тысячами. Среди них были и влиятельные лица, епископы и генералы и т.п. Один из них Krinitis Arotras субсидировал строительство первой церкви монастыря – церкви св. Варвары. Неокончив эту постройку, спустя семь лет после поселения в Стири, св. Лука скончался, заранее предсказав собственную смерть. Его ученик Григорий похоронил его в келье. Через два года после его смерти его ученики завершили церковь св. Варвары9, перестроили келью святого, которая стала теперь его могилой, в крипту в форме креста и построили кельи для себя и гостей.10 Св. Лука очень быстро стал одним из наиболее почитаемых святых среди своих современников. Но после реализации пророчества св. Луки об освобождении Крита почитание его памяти многократно возросло. Захват Крита сарацинами, бегущими из Андалусии и Испании в 823 году и их постоянные пиратские нападения на греческие города, которые они разрушали за несколько часов, вызывали серьезные опасения греков не только за судьбу острова Крит, но и за состояние и благополучие всей империи. Когда св. Луку спросили будет ли освобожден Крит, он ответил "Роман  спасет Крит", тогда его спросили, не имеет ли он ввиду императора Романа I Лакапина. Однако св. Лука ответил "Не он, но другой"11. И действительно, освобождение Крита пришлось на время царствования другого императора Византии, сына Константина VII Багрянородного – Романа II (959-963), однако  основную тяжесть этой операции вынес на своих плечах его полководец и будущий император Никифор Фока. 7 марта 961 года Крит был освобожден. После этой долгожданной победы император, а вслед за ним и другие высокие сановники обратили особое внимание на монастырь Святого, предсказавшего этот триумф. В монастырских записях отмечено, что: "молодой правитель, после того как увидел исполнение предсказания святого, чувствовал большое уважение и благодарное расположение к нему. Так, без колебания, он вызвал опытных строителей и приказывал, чтобы они строили церковь, основанную на проекте Св. Софии  Константинопольской, но другого размера"12, он также выделил двести человек, чтобы построить прекрасную церковь на могиле Святого; а, кроме этого, еще восемьдесят опытных и квалифицированных мастеров с учениками принимали участие в этом процессе13. "Они снесли церковь (прежнюю–авт.), и в том же самом месте они начали свое святое дело с фундаментов, и установили замечательную и великолепную церковь, новый Сион, земное небо, гордость монахов, гордость Греции...14 ". Другой источник, происходящий из монастыря Иверон с горы Афон сообщает: "Король также послал девять драгоценных камней, которые мастера поместили в различные части церкви; некоторые на колонках выше святых изображений, другие в углах и  на мраморных скамейках так, чтобы они сияли в церкви и отражали свет, когда были зажжены свечи, доставляя тем, кто видел их великую радость и восхищение. Церковь этого монастыря была великолепной, замечательной, величественной и действительно королевской, благодаря ее величие, изобилию его родопсиновых (пурпурных) колонок, ее завораживающему облицовочному мрамору, ее искусным мозаикам и драгоценным  камням, так что равной ей не могло быть найдено сегодня ни на Горе Афон, ни где-нибудь еще в Греции... "15

Эти сообщения поддерживают мнение, что монастырь был основан императором Романом II и его женой Феофано. По мнению Кремоса строительство монастыря было начато еще при св. Луке,  благодаря активной помощи генерала Кринитиса (Krinitis), продолжено во время правления Романа II и Феофано, и закончено уже в царствование Никифора Фоки. Некоторые другие греческие историки предполагают, что только дети Романа II и Феофано  (Василий II Болгаробойца и Константин VII достраивали монастырь. Вполне вероятно также, что знаменитые мозаики монастыря были закончены уже в царствование Константина IX Мономаха,  который занимался восстановлением и украшением  церквей монастыря Неа Мони на Хиосе, и возможно Дафни около Афин. Эти храмы также украшены мозаиками, которые демонстрируют определенную  техническую близость технике мозаик Осиос Лукас, что позволяет датировать их тем же периодом.16

Все же кем и когда был построен  монастырь св. Луки  точно неизвестно, так как исторические свидетельства были утрачены в связи с тем, что покой монастырской жизни не раз нарушали военные действия.  Истинное положение дел должно выкристаллизовываться из многочисленных и противоречивых сказаний и легенд.  Существует точка зрения, что Византийский император Роман I стал основателем монастыря, потому что святой  чудесным образом исцелил его жену, другая версия предполагает основателем того же императора, но по другой причине (святой предупредил его об опасном походе), и существуют еще, по крайней мере, четыре точки зрения на этот вопрос, где фигурируют различные императоры. Несмотря на противоречия в этих версиях определенно  известно то, что начало монастыря относится к Х веку, и это основано на пророчествах св. Луки относительно освобождения Крита. В любом случае годы сооружения монастыря  приходятся на время расцвета  и укрепления Византийской державы, последовавшего после тяжелых испытаний иконоборческой эпохи и многочисленных нашествий варварских племен – время правления македонской династии, которое вошло в историю под названием "македонский ренессанс". В течение двух столетий после основания монастырь Осиос Лукас  нес свет христианства и греческой культуры. Однако после разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году, правитель Салоников Бонифаций Монтферрат  передал монастырь католическим священникам. Позже  монастырь был разграблен правителем Ахайи  Жоффруа Виллардуином (1218-1245), другая монастырская версия заключается в том, что "римский папа послал людей из Рима, чтобы забрать нетленные и источающие миро реликвии св. Луки, девять драгоценных камней, святой алтарь и большие и прекрасные двери церкви",  и что все это  было отправлено в Рим.17 В начале XIV века после победы каталонцев при Кифиссос (15 марта 1311 года) и завоевания ими Ливадии, монастырь был вновь разграблен. В период турецкого владычества с 1460 года, монастырь отчаянно боролся за свое выживание "против турков, албанцев, воров . и ближайших сельских жителей, которые угрожали его собственности"18. С 1460 до 1600 года он  неоднократно подвергался риску исчезновения. В царствование султанов Салима I и Сулеймана монастырь(1512-1566) оставался покинутым в течение 20 лет, так как кельи братии почти разрушились, а кафоликон остался без крыши.   Восстановить жизнь в монастыре помог Константинопольский Патриарх Иеремий (1522-1545), позже,  он же дал монастырю экономическую независимость от местных церковных иерархов. И хотя  произвол турецких чиновников сильно истощал монастырскую казну, когда в 1676 году  французский археолог  Спон (Jacob Spon) посетил монастырь, он нашел его "цветущим и самым красивым в Греции", а  его друг англичанин Геогр Велер (George Wheler), также побывавший в этом месте, решил не покидать этот благословенный край вовсе и остался  там вести аскетическую жизнь.19

Албанский мятеж (1647), восстание (1685), и революция в Беотии и Фокиде (1687), сделали XVII век непростым временем для Греции и для обители, которая всегда разделяла судьбу своей страны. Был период, когда монастырь почти опустел, остались там только четверо насельников, которые и сохранили его. В конце 17-ого столетия, во время войны между турками и венецианцами за Пелопонесс, монастырь был вновь ограблен и турками и албанцами. В середине XVIII века британский путешественник, посетивший монастырь Ричард Хандлер, нашел его сохранившим свою красоту, несмотря на разрушительное воздействие времени и землетрясений20.

В 1780 году монастырь превратился в военный лагерь, когда народный любимец и герой греческих песен Андрицес Верусис (Andreas Verousis) вместе с 97 (или 60) товарищами выдержал в одной из башен монастыря осаду трехтысячной турецкой армии и  ушел невредимым вместе со своим отрядом.

В 1821 году монастырь стал центром восстания против турецкого ига. 27 марта на рассвете после рождественской молитвы епископ Исайя Салонский, стоя во внутреннем дворе монастыря держал революционный флаг в руке и благословлял всех, подходящих к его руке и поющих "Спаси, Господи, люди Твоя"21. Монахи монастыря св. Луки сыграли важную роль в освобождении своей страны, постоянно ведя вооруженную борьбу за свободу Греции... Следующим летом, 14-го июня 1822, турецкая армия, решила сломить сопротивление монахов монастыря и разрушила все, что осталось.. Был сожжен иконостас церкви Богоматери, "потеряна серебряная доска, на которой была написана история основания монастыря, мозаики были закопчены пламенем, разводимым в кафоликоне турками и мрамор потерял блеск"22. В 1943 году фашистские войска  пытались уничтожить монастырь раз и навсегда, сбросив на него шестнадцать бомб. Но монастырь устоял, хотя был разрушен рефекторий и повреждены стены и стекла кафоликона. Реставрации мозаик начались в 1918 году, и в настоящее время  они находятся под бдительным вниманием специалистов, так как с 1990 года монастырь входит в реестр памятников, находящихся под охраной Юнеско. Важнейшим событием современной истории монастыря стало возвращение в 1986 году главных его реликвий - мощей св. Луки.

План и постройки монастыря

От стоянки автомобилей плиточная дорога ведет к монастырю, у входа в который раскинулись огромные сосны, защищающие своими кронами от полуденного зноя всех, добравшихся в это благодатное место. Трудно даже представить себе, что утопающий в зелени высоко в горах, откуда открывается восхитительный вид на ближайшие долины, этот монастырь когда-то представлял собой укрепленную крепость, которая не раз защищала своих обитателей и давала приют гонимым. Он  был окружен 285 метровой стеной с тремя башнями, из которых до нас дошла только одна, в юго-западном углу.  Сначала это было двухэтажное здание, в нижнем этаже которого находился водопровод, а верхний представлял собой небольшой октогональный храм, на востоке  которого "находился шестигранный полусвод алтаря, разрушенный в  ΧΙΧ  веке. В интерьере сохранились фрески со сценами, представляющими чудеса Христовы, в частности исцеление больных. Этот  храм современен большому храму, и построен, таким образом, в начале ХI века".23 Свой современный облик эта башня приобрела в 1877-1888 годах, когда здесь  были размещены часы.

В настоящее время монастырь состоит из двух больших, соединенных между собой храмов с криптой, трапезной, башней-звонницей, келий со вспомогательными помещениями. Главный вход в монастырь ранее находился в северо-восточном углу восточного двора. Теперь посетители входят через небольшие арочные ворота  в южной  части монастырских стен. Из старинных келий сохранились некоторые в нижнем этаже западной и северной сторон.  Они представляли собой 3-4 метровые помещения с  узким окном и маленьким арочным дверным проемом, куда монахи должны были фактически вползать на коленях. Сейчас монахи живут на верхних этажах, а нижние превращены в складские помещения.

Когда-то между кельями и кафоликоном (главным храмом монастыря) был фонтан для совершения омовения перед входом в храм, а над ним небольшое находилось сооружение (Fiali) от которого сегодня остались только фрагменты.

Справа от современного входа в монастырь располагалась трапезная, а ныне это музей византийского искусства. Старая трапезная относилась ко времени постройки кафоликона и стояла на том же месте, что и современное здание. В 1943 году она была разрушена немецкой бомбежкой, а с 1958 года началось ее восстановление.  К  северу от трапезной находятся две основных постройки монастыря – кафоликон и церковь, посвященная Богоматери (Теотокос). Между кафоликоном и трапезной размещалась подземная цистерна или водохранилище. (12х6х3.5м), а к востоку от трапезной располагалась кухня (estia). На северной стороне двора есть еще одно интересное строение – фотанамма - маленький храмик, где монахи обогревались, разводя огонь. Стены и своды его покрыты копотью, но сооружение это обладает особым очарованием. Это  крестовокупольный храм на четырех колонках, рукава креста вписаны в квадрат основания, но в центре, вместо купола на парусах, строение имеет четырехреберный свод, ребра которого сходятся к центральному  плоскому квадрату, в котором проделаны отверстия для удаления дыма. Сверху он имеет четырехскатную черепичную крышу, и дымоход в виде октогональной башенки с узкими полуциркульными окнами. Внутри храма угловые компартименты венчаются маленькими купольными сводами, выложенными ровными  круговыми слоями из кирпича. Само тело храма сложено из  камня различного размера и типа и  плинфы. С востока к первоначальному монастырскому входу примыкает вордонарий или монастырский хлев.

Церковь Богоматери


Возможно одним из наиболее ранних сооружений монастыря является  церковь, ныне посвященная Богоматери. Ее сооружение относится скорей всего ко второй половине Х-го столетия.

Она относится к типу крестовокупольных храмов на четырех колонках, имеет трехконховую апсиду, увенчана куполом на парусах, который снаружи выглядит как  восьмигранник с черепичной  крышей. В нем прорезаны восемь двойных окон, с маленькой колонкой посередине, обильно декорированных мраморными вставками с рельефами из  процветших крестов. Ребра восьмигранника украшены двумя ярусами мраморных граненых полуколонок, при чем над цветочной капителью нижней полуколонки лежат мраморные львиные морды. Двойное окно  сверху обрамляет мраморная люнета с растительным орнаментом. Храм имеет нартекс ("литию"), с двумя колонками, и  двухярусную входную открытую галерею, упирающуюся в северную стену большого храма. С южной стороны храм Богородицы  оказался встроен в кафоликон, и храмы сообщаются друг с другом. Капители колонн все разные, украшенные орнаментом из плетений и крестов, цветами, листьями и изображениями ангельских сил.

Наружную декорацию храма образуют сочетание красного кирпича (кирпичная декорация: кладка углом, орнамент из арабского письма и пр.), карнизы, белый камень и аркадные окна с колонками. В центральной апсиде  мы видим два ряда окон: тройное внизу и двойное сверху, в боковых – по одному двойному окну. Поребрик обрамляет окна бровками, в верхнем окне обрамление образует один ряд кирпичей, в нижнем ярусе обрамление окон двойное. Рукава креста повышены по сравнению с боковыми компартиментами. С южной боковой стороны  под рукавом креста – три яруса окон: двойное – сверху в люнете, тройное – посередине и одинарное – внизу. Справа от этой вертикали – одно большое вытянутое одинарное окно, также декорированное кирпичным обрамлением. Из внутренней декорации храма сохранились резные капители, ажурное кружево карнизов, мраморные полы и несколько фресок: в правом арочном переходе алтаря Св. Игнатий Феофор и Св. Поликарп (XII век),  в северной половине арки диаконника Св. Хараламп, Св. Лев Катан и Св. Софроний. М. Шатсидакис видит в этих образах сходство с изображениями иерархов в капелле Богоматери монастыря св. Иоанна на Патмосе и датирует их так же концом XII-ого столетия. На внешней западной стороне юго-западного угла нартекса, который потом войдет в интерьер кафоликона, сохранился фрагмент сцены "Иисус Навин,  разговаривающий с архангелом Михаилом"24. Этот фрагмент первоначальной декорации был обнаружен  в процессе реставрационных работ 1964 года25, и основывается на ветхозаветном тексте Иисуса Навина (Иисус 5:13-5:14). Текст этот сопровождает сцену, а вот фигура архангела не сохранилась. Основываясь на стилистической близости живописи этой фрески и мозаик кафоликона, профессор Chatzidakis считает, что их датировка не должна слишком различаться по времени26. Кроме этого на западной стороне северного столба рядом с алтарной преградой, сохранился декоративный фриз, окружавший когда-то, по всей видимости, утраченную фигуру Христа.

Храм святого Луки

Главный храм монастыря – кафоликон, посвященный св. Луке, куда из крипты были перенесены его мощи, представляет из себя октогональную постройку с круговым обходом в верхнем ярусе, с куполом на тромпах (влияние армянской архитектуры), ширина которых уравнена с величиной основных подпружных арок.  Фактически кафоликон оформлен в духе раннехристианского мортирия и его иконографическая программа также связана с этим обстоятельством.27 Храм имеет сводчатый нартекс, украшенный мозаиками и мрамором, выдающуюся на восток центральную апсиду и огромное зальное пространство в центре наоса. Боковые компартименты первого яруса перекрыты крестовыми сводами и декорированы мозаиками и фресками, "хоры второго яруса, выходят в центральное пространство аркадами, заставляющими вспомнить не только двухъярусный обход в храме Сергия и Вакха, но и галереи  купольных базилик. Пилоны прорезаны в двух уровнях (совпадающих с уровнями  аркад обхода) крупными арками, соединенными в пространственно развивающиеся структуры в углах. Во втором ярусе обхода в этих арках поставлены колонки, делающие структуру арок более сложной, двойной."28 Мраморные резные карнизы делят пространство храма на иерархические зоны: Небо Небес, где царит Господь Вседержитель (купола, апсиды), Святую землю, где прошла земная жизнь Христа, и где мы можем увидеть повествовательные сцены христологического цикла (ниши тромпов, апсиды, алтарные части и верхние части стен) и зону, отведенную для людей, верхний ярус которой занимают святые подвижники, молящиеся за мирян, а нижний – простые смертные, находящиеся в пространстве храма, те,  ради спасения которых была принесена Жертва, молящиеся и просители, пришедшие на себе ощутить воздействие нисходящего исцеляющего и просвещающего Света…


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру