Певческие циклы Обихода

Прокимны второго распева24, отличающиеся более сложным распевом, сохраняют тот же принцип пения по одной модели, предполагающем различия на уровне отдельных небольших изменений.

2. Прокимны дневные. Они также могут быть структурно и мелодически отнесены к типу припевов. В них сохраняется действие той же мелодической модели, что и в Прокимнах недельных, но с бoльшим количеством разночтений. В данном цикле нет указаний на гласы. Таким образом, внегласовые песнопения используют устойчивую мелодическую форму, вероятно, сознательно сформированную на основе обобщенных интонаций.

3. Задостойники. В двунадесятые праздники и во все дни их попразднства (по их Отдание включительно), а также в Лазареву субботу, в Великий Четверг и Великую Субботу, от дня Святой Пасхи по ее Отдание, в день Преполовения и в его Отдание вместо песнопений "Достойно есть" и "О Тебе радуется" исполняется ирмос 9 песни канона. В этих случаях ирмос получает статус Задостойника. В рассматриваемой рукописи заголовок данного цикла содержит именно такое указание: "На Владычьнии и Богоматери праздников ирмосы 9-я песни, их же поем вместо достойна"25.

Праздник, Инципит

1. Рождество Богородицы - Чюжде Матерем девство
2. Крестовоздвижение - Таин еси Богородицы рай
3. Введение во храм - Яко одушевленному Божию
4. Рождество Христово - Любити убо нам
5. Богоявление - О паче ума рождества
6. Сретение - В законе сени и писаний
7. Суббота Лазарева - Чистую славно почти
8. Неделя Ваий - Бог Господь и явися
9. Великий Четверг - Странствия владычня
10. Великая Суббота - Не рыдай мене мати
11. Св. Пасха - Ангел вопияше. Светися светися
12. Троица - Радуйся царице
13. Вознесение - Тя паче ума
14. Преображение - Рождество твое
15. Успение - Побеждаются естества

Переход ирмоса в другой жанр – жанр Задостойника – обусловил те изменения, которые сказались именно на музыкальной стороне песнопения26. Поэтический текст, формируя ирмос и входя в состав Ирмология, представал в сопровождении распева силлабического типа лишь с небольшими внутрислоговыми распевами и сравнительно редкими фитами. Использование текста в жанре Задостойника, который исполнялся вместо песнопения в честь Богородицы "Достойно есть яко воистину блажити тя"27, определили сложное музыкальное решение того же текста. Задостойники отличаются, как правило, развитым мелизматическим распевом и могут быть представлены в рукописях в двух и более вариантах, как в рассматриваемой рукописи. Здесь, во-первых, цикл показан дважды28, во-вторых, в рамках каждого из них отдельные задостойники показаны в вариантах распева29.

Цикл Задостойников использует различные тексты в различных же гласах. Объединяющим для них, помимо функциональной принадлежности, является путный распев, определяющий общий характер звучания. Отметим к тому же наличие в разных гласах общих интонаций, выраженных сходными знаковыми оборотами. Эти обороты способствуют интонационной объединенности цикла в рамках одного жанра, несмотря на то, что исполнение песнопений рассредоточено в течение года.

Причастны "всея седмицы" включают семь песнопений:

День недели, Глас – Инципит

Неделя, глас 8 - Хвалите Господа с небес
Понедельник, глас 1 - Творяи ангелы
Вторник, глас 8 - В память вечную
Среда, глас 6 - Чашу спасения
Четверг, глас 6 - Во всю землю изыде
Пятница, глас 6 - Спасение соделал
Суббота, глас 5 - Блажения же избрал

Данный цикл представлен в двух распевах. Первый – с соответствующим заголовком - начинается на л. 75 об.; второй  - на л. 79, и указание на принадлежность данному циклу обозначена ремаркой на верхнем поле рукописи. К тому же здесь Причастен в субботу представлен песнопением "Радуйтеся праведные"30.

Причастны могут рассматриваться как пример двойного седмичного цикла: первый уровень цикличности возникает в результате соединения каждого причастна с Аллилуйей, второй уровень – при объединении песнопений для каждодневного исполнения в течение недели. При этом Аллилуйя, как повторяющийся раздел, после Причастнов может не выписываться, но исполняется все равно. Об этом свидетельствует и разомкнутая форма Причастнов. Они в качестве последнего своего знака содержат не обычные кадансовые знаки - статью или крыж, а голубчик тихий, "переводящий" распев причастна в распев Аллилуйи.

Причастны первого распева показаны как песнопения со сложным распевом, без стопиц и с фитой, повторенной несколько раз, в зависимости от поэтического текста. Важной особенностью песнопений является совпадение их распевов, несмотря на различие гласов. Возникающая вариантность распевов обусловлена разным по объему поэтическим текстом, в зависимости от чего одни Причастны короче, чем другие и, следовательно, их распев приспосабливается к условиям этого короткого текста. Так, например, из трех песнопений шестого гласа Причастен пятницы "Спасения соделал" по тексту короче двух других. Поэтому его распев содержит на одну музыкальную строку меньше, чем два других, и, соответственно, ее каданс изменен. То же можно сказать и в отношении Причастна недели первого гласа "Творяи ангелы": его знаковая строка почти точно соответствует распеву шестого гласа, но меньше по объему и отличается несколькими невмами.

Причастны второго распева представлены как песнопения со сложным мелизматическим распевом. Все они построены по одной модели, что проявляется в совпадении их структуры и сходстве знаковой строки.

Таким образом, в данном цикле Причастнов, несмотря на различие текстов и гласов, распевы в основных своих позициях сохраняются, создавая стабильное звучание песнопений одного жанра в течение всей седмицы.

Причастны "на Господьския и Богоматери праздники"31.

Праздник - Инципит  
  
1.  Сентября в 1 день. Новому лету - Благословиши венец лету
2.  Обновление храма - Господи возлюбих благолепие
3.  Воздвижение - Знаменася на нас
4.  Рождество Христово - Избавление после Господь
5.  Богоявление - Явися благодать Божия
7.  Благовещение - Избра Господь Сиона
8.  Суббота Лазарева - Из уст младенец
9.  Неделя Ваий - Благословен грядыи
10.  Суббота Великая - Воста яко спя
11.  Св. Пасха - Тело Христово
12.  Неделя Фомина - Похвали Иерусалиме
13.  Преполовение - Ядый мою плоть
14.  Вознесение - Взыде Бог в воскликновении
15.  Сошествие Св. Духа - Дух твои благии 32
16.  Преображение - Господи в свете лица

Календарная последовательность изложения песнопений в данном цикле не совпадает с тем, который содержится в цикле Задостойников. Цикл Причастнов включает больше праздников, преимущественно связанных с триодным последованием. В то же время в нем нет, например, Сретения – одного из двунадесятых праздников.

В данном списке Обихода цикл представлен в двух распевах – на л. 77 об. и 80 об. Все песнопения первого распева сложные, с фитами и внутрислоговыми распевами, без указания гласов, они в целом совпадают по распеву  между собой и, что весьма важно, во многом близки распеву Причастнов "всея седмицы". Различия между Причастнами праздников же заключаются, во-первых, в том, что все Причастны показаны с тайнозамкненными начертаниями и только первый – в разводе; во-вторых, в том, что в основе Причастнов лежат поэтические тексты разной протяженности, что, соответственно, определяет и степень протяженности распева. Это реально отражается на знаковом составе мелодической строки. Каждое песнопение завершается Аллилуйей, хотя выписана она только после первого Причастна. О присутствии Аллилуйи во всех случаях свидетельствует неоднократно применявшийся прием разомкнутости распевов: они завершаются не статьей или крыжем, а голубчиком тихим.

Причастны второго распева по сравнению с первым показаны в сложном мелизматическом распеве, без тайнозамкненных начертаний. Как и во многих других циклах, их распевы построены во многом по одной модели, что способствует устойчивости звучания произведений данного жанра, несмотря на разные тексты и разные даты исполнения.

Предварительно рассмотрение певческих циклов Обихода позволяет установить следующее. Формирование циклов в данной певческой книге связано с введением в рамках одного какого-либо жанра 1) разных текстов, определяемых исполнением в разные дни недели, даты календаря; 2) разных напевов, связанных с принадлежностью песнопений к какому-либо из восьми гласов. В любом случае принципы структурирования циклов предполагают существование некоего объединяющего начала, позволяющего рассматривать группу песнопений именно как цикл.

Многообразие певческих жанров, представленных в Обиходе, определенное функциями каждого из них, не предполагает такой же множественности музыкальных решений. Все жанры певческой книги могут быть условно разделены на две большие условные группы – песнопения и припевы, которые, в свою очередь, могут быть или речитативными, или мелодически распевными. Именно это разграничение, продиктованное преимущественно музыкальными закономерностями, позволяет устанавливать как тип цикла, так и методы его музыкальной организации.

Существование самостоятельных певческих циклов не предполагает их музыкальной независимости. Скорее, наоборот, между циклами обнаруживаются устойчивые интонационные связи, позволяющие в ряде случаев устанавливать определенные мелодические модели, на основе которых создаются распевы песнопений в тех или иных циклах. Существование в этих условиях "узаконенных" мелодических образцов, например, Подобнов, обусловлено к тому же необходимостью представления методов интонационного варьирования, призванного показать образцы приспособления устойчивых интонаций к тому или иному тексту.

Многораспевность Обихода носит устойчивый характер, и затрагивает она как отдельные песнопения или припевы внутри циклов, так и циклы целиком. В этих случаях варианты распевов чаще всего связаны с представлением песнопений или припевов в одном случае в условном "малом" распеве силлабического типа с тайнозамкненными оборотами, в другом случае – в большом распеве.

Гласовые разграничения песнопений и припевов в рамках циклов носят весьма опосредованный характер. Сравнение распевов разных гласов внутри циклов показало, что во многих случаях они оказываются сходными. Совпадения между ними обнаруживаются как на уровне знаковых оборотов, так фитных и попевочных начертаний и разводов. Следовательно, гласовая самостоятельность песнопений и припевов в Обиходе не играет столь существенной роли, как в других книгах. Насколько же они значимы с точки зрения формирования певческих циклов вообще, покажут дальнейшие исследования.

Примечания:

1.  Рамазанова Н.В. Музыкальная драматургия певческого цикла князю Михаилу Черниговскому и боярину его Федору // Musica antiqua. VIII. Bydgoszcz, 1988. С. 864
2.  Протопопов Вл. В. Музыка русской литургии. Проблемы цикличности. М., 1999. С. 6.
3. См., в частности, Федор Крестьянин. Стихиры. Публикация, расшифровка и исследование Бражникова М.В. М., 1974; Серегина Н.С. Песнопения русским святым (По материалам рукописной певческой книги 11-19 вв. "Стихирарь месячный"). СПб., 1994; Кручинина А.Н. О композиционных закономерностях древнерусского чинопоследования // Источниковедческое изучение памятников письменной культуры. Поэтика древнерусского певческого искусства. Сб. научн. трудов РНБ. СПб., 1992; Захарьина Н.Б. Музыкальное время в песнопениях в честь Успения Богоматери // Музыкальная культура православного мира. Традиции, теория, практика. Материалы международных научных конференций 1991-94 гг. /РАМ им. Гнесиных. М., 1994; Парфентьева Н.В. Творчество мастеров древнерусского певческого искусства 16-17 вв. (На примере произведений выдающихся распевщиков). Челябинск, 1997; Гусейнова З.М. Стихиры Евангельские – один из видов Праздничных Стихир (Опыт текстологического исследования) // Проблемы русской музыкальной текстологии (по памятникам русской хоровой литературы 12-18 вв. Сб. научн. трудов. Сост. и отв. ред. Белоненко А.С. Л., 1983. С. 78-94.
4. Богомолова М.В. Моделирование древнерусских песнопений путевого распева по принципу подобия (на примере стихир рукописи инока Христофора 1602 г.). // Древнерусская певческая культура и книжность. Сб. научн. трудов. Сост. и отв. ред. Серегина Н.С. Л., 1990. С. 48.
5. Богомолова М.В. Моделирование древнерусских песнопений путевого распева по принципу подобия. С. 60.
6. Там же.
7. Об Обиходе и его песнопениях см., в частности: Бурилина Е.Л. Взаимодействие слова и напева в древнерусской монодии 16-17 веков (на материале певческой рукописной книги "Обиход"). Дисс…канд. искусствоведения. Л., 1984; Швец Т.В. Певческая книга Обиход: многожанровость и многораспевность. Дипломная работа (на правах рукописи). СПб., 2000.
8. В данной работе рассматриваются только циклы Всенощного Бдения и Литургии Иоанна Златоуста.
9. Из всех певческих книг припевы выписываются главным образом в Обиходе.
10. Говоря о припевах и их функциях, мы имеем в виду не только собственно припевы, следующие за песнопениями, но и предшествующие им, то есть запевы, поскольку с точки зрения формирования цикла и музыкально-поэтических особенностей припевы и запевы во многом близки. Возможность данного обобщения обусловлена и тем, что термин "припев" в рукописях весьма часто применяется по отношению именно к музыкально-поэтическому построению, предшествующему песнопению. В рассматриваемом списке Обихода это отмечается, например, в цикле Задостойников (л. 70 об. и далее). Поэтому далее в работе эти позиции специально не оговариваются.
11. Рукопись конца 17 века, в 4-ку, содержит 164 листа. Текст – полуустав, истинноречие. Нотация знаменная пометная и призначная. Филиграни (все установлены по работе: Филиграни 17 века по рукописным источникам ГИМ. Каталог. Сост. Дианова Т.В., Костюхина Л.М. М., 1988): 1. лл. 1-100 амстердамский герб № 139 (1679-1695); 2. л. 34 амстердамский герб № 185 (1680); 3. лл. 103-142 амстердамский герб типа № 135 (1694); 4. лл.143-163 герб "семь провинций" типа № 878 (1691); 5. амстердамский герб типа № 180 (1691). Переплет картонный, обтянутый тисненной кожей с завязками.
Рукопись содержит только Обиход – самостоятельную книгу (почерк № 1, лл. 1-153) и отдельные подборки обиходных песнопений (почерк № 2, лл. 154-160 и почерк № 3, лл. 161-162). Кроме того, в рукопись вплетены и вложены дополнительные листы меньшего формата с добавлениями к Обиходу, выполненными другими почерками. На одном из них – Многолетие царям Иоанну и Петру Алексеевичам (л. 85 об.).
В состав Обихода кроме Всенощного Бдения (л. 1) и Литургии Иоанна Златоуста (л. 61 об.) входят: Чин литии усопшим (л. 86), Чин погребения монахов (л. 91), Чин погребения мирских (л. 92 об.), Чин венчания (л. 95), Постный Обиход (л. 96), Литургия Преждеосвященных Даров (л. 103 об.), Канон и стихиры Пасхе (л. 118 об.); Последование малого освящения воды (л. 126 об.); Последование великого освящения воды (л. 130 об.); Часы постные (л. 134); Чин Обновления храма (л. 138 об.).
Подборки обиходных песнопений включают: Задостойники большим распевом (л. 143); "Свете тихий" на восемь гласов в двух распевах (л. 154); "Достойно есть" на восемь гласов (л. 157); "Свят, свят, свят Господь Саваоф" (л. 161); Псалом 136 "На реках Вавилонских".
В данном Обиходе традиционно представлены многочисленные варианты распевов, обозначенные в книге ремарками "преводне", "путь" и др. Выделим некоторые музыкальные особенности списка, показывающие наиболее яркие музыкальные интерпретации песнопений: 1. "На реках Вавилонских – "демество старых переводов" (л. 29 об.); 2. Аллилуйя – "преводне" (л. 65), "монастырская" (л. 65); "болшая" (л. 65); 3. "Иже херувимы" - "преводне" (л. 66 об.), "паки преводне" (л. 67); "дамолчитово согласие" (л. 68); 4. "Достойно есть" - "дихоновское" (л. 70 об.); 5. "Святый Боже" - "опекаловская" (л. 109); 6. "Приидите ублажим Иосифа приснопамятнаго" - "выписаны из старых московских триодей, в греческих же и в новопреведенных московских триодях не напечатася" (глас пятый, л. 109), "преводне" (л. 110), глас восьмой (л. 110 об.), "путь того же гласа" (л. 111 об.) и другие.
12. Внутри первой строфы, благодаря повтору основного текста, также создается рифмование.
13. О принципе пения по модели см.: Артамонова Ю.В. Проблемы изучения древнерусского пения по моделям: терминология и репертуар // Музыкальная культура православного мира. Традиции, теория, практика. Материалы международных научных конференций 1991-94 гг. /РАМ им. Гнесиных. М., 1994. С. 142; Игошев Л.А. Проблема певческих моделей // Гимнология. Ученые записки Научного центра церковной музыки им. прот. Дм. Разумовского МГК. Отв. ред., сост. Лозовая И.Е. Вып. 1. М., 2000. С. 326-327.
14. О подобнах см.: Морохова Л.Ф. Подобники как форма музыкально-теоретического руководства в древнерусском певческом искусстве // Источниковедение литературы Древней Руси. Л., 1980. С. 181-190; Артамонова Ю.В. Песнопения-модели в древнерусском певческом искусстве 11-18 веков. Дисс… канд. искусствоведения. М., 1998.
15. Добавим к этому, что количество Подобнов различно в разных списках Обихода.
16. Серегина Н.С. пишет о принципе пения "на подобен": "Состав знаков распева "на подобен" обычно несет в себе нечто характерное, запоминающееся и стабильное, представляющее как бы "лицо" данного напева, что узнается с первого взгляда. Более всего это свойственно начальной строке песнопения, но стабильность начертаний выдерживается также в кадансах строк и в заключительной части напева. В середине же песнопения <…> наблюдаются наибольшие расхождения, перестановки попевок, обновление материала". (Серегина Н.С. Стихиры Сергию Радонежскому – памятник отечественного песнетворчества. // Проблемы русской музыкальной текстологии (по памятникам русской хоровой литературы 12-18 вв. Сб. научн. трудов. Сост. и отв. ред. Белоненко А.С. Л., 1983. С. 108-109).
17. Л. 19.
18. Гласовая многосоставность Обихода, вероятно, способствовала такому сглаживанию: звучание становилось более унифицированным, гибким, способным к соединению в любой последовательности.
19. На это указывает соответствующая ремарка в тексте.
20. Они не выписываются в Обиходе, но представлены, например, в Октоихе, Праздниках, Триоди.
21. Л. 54 об.
22. Л. 56. Об осмогласниках подробнее см.: Захарьина Н.Б. Осмогласники как жанр древнерусского певческого искусства // Musica Antiqua. VIII. Bydgoszcz, 1988. P. 1087-1123.
23. Л. 62 об.
24. Л. 63 об.
25. Л. 70.
26. Задостойники рассматривались многими исследователями. См., например: Ревунова А.Г. Традиция многораспевности в рукописях Кирилло-Белозерского монастыря (На примере задостойника на Вознесение "Тя паче ума") // Гимнология. Ученые записки Научного центра церковной музыки им. прот Дм. Разумовского МГК. Отв. ред., сост. Лозовая И.Е. Вып. 1. М., 2000. С. 298-305.
27. Песнопение "Достойно есть яко воистину блажити тя" исполнялось на Литургии Иоанна Златоуста. На Литургии же Василия Великого вместо него в честь Богородицы исполнялось песнопение "О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь", которое в рукописях также сопровождается ремаркой "задостойник".
28. Первый распев цикла Задостойников представлен в рамках Обихода и выписан на л. 70 об., второй – отдельно на л. 143.
29. Это касается, в частности, Задостойника Пасхи. На л. 73 есть указание "путь", относящееся к песнопениям "Ангел вопияше" и "Светися, светися" и еже раз "Ангел вопияше". Далее на л. 73 об с ремаркой "демество" выписаны те же песнопения "Светися, светися" и "Ангел вопияше" с отличающимся распевом. И затем на л. 74 с ремаркой "По Входе" еще раз даны распевы тех же песнопений. В данном цикле в двух распевах приведен также Задостойник Вознесению "Тя паче ума" (л. 74 об.).
30. В данной рукописи среди песнопений Литургии Преждеосвященных даров данный цикл Причастнов представлен еще раз с новым распевом (л. 103 об.).
31. Л. 77 об.
32. Вслед за этим причастном идет "Духа твоего Святаго" с ремаркой "другий".


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру