П. П. Свиньин и его Русский музеум, часть II

Корнилова А. В. , Корнилова В. В.

Начало Русского Музеума относится к 1819 году. Свиньин предполагал составить его из лучших произведений. Кроме того, он сделал попытку выпустить в свет иллюстрированный Каталог своего собрания и издать его достаточно большим тиражом, для широкой публики. Осуществить задуманное он собирался с помощью художника Н. Г. Чернецова, который должен был перерисовать всю коллекцию.

Сам Свиньин взял на себя составление текста «Введения», в котором попытался дать общую картину развития русского искусства, а в пространном комментарии сообщал сведения о художниках и обстоятельствах приобретения их произведений.

«Взгляд на Историю Изящных Художеств и Галерей в России», озаглавил он вступительную часть Каталога. «Художества в России можно разделить на три эпохи. Первая полагается со времен Крещения до Великого князя Иоанна Васильевича, ибо мало известно обстоятельного об Искусствах Предков наших до принятия Христианской веры, хотя построение городов, предания о Кумирах, из коих многие обработаны были из разных металлов, а другие выражали приличные им свойства; открываемые беспрестанно памятники с высеченными на камнях именами Богов и жрецов, служит порукою, что зодчество и медное искусство были им известны; свидетельства же о морских походах Славян по Балтийскому и Черному морю доказывают, что они сведущи были о кораблестроении. Владимир с святым крещением перенес художества из Константинополя в Россию… отправил многих из своих приближенных путешествовать по Греции и Италии и пригласил из Византии разных художников…», – писал Свиньин (1).

Продолжая экскурс, он доводит историю до 1382 года, когда «новгородцы выстроили в 33 дни город Ям (Ямбург) весь каменный, в Вологде (была – А. К.) построена одним днем деревянная церковь Спаса, а около 1420 года в Новгороде и Москве начали чеканить монету» (2).

«Таким образом, – подытоживал автор, – художества процветали в России, когда вся Европа погружена была еще в мрак невежества»(3). Подобное утверждение звучало слишком категорично. В нем явно проглядывал тот восторженный патриотизм, которым Свиньин прославился среди современников.

«Второе отделение Художеств в России» автор статьи к Каталогу хронологически связывал с царствованием Иоанна Грозного и доводил его до начала ХVIII в. «Эпоха сия примечательная произведениями многих славных того времени иностранцев, выехавших в Россию по вызову Российский царей», – писал он (4). Подкрепляя свой экскурс в историю искусств конкретными именами художников и архитекторов, Свиньин называл «Аристотеля Болонского, Марка и Алевиза Фрязина» и других знаменитых зодчих (5).

«При царе Борисе Годунове, отличном покровителе Наук и Художеств, сочинена была первая графическая Карта, а при царе Алексее Михайловиче изданы многие учебные книги с рисунками довольно хорошей гравировки», – сообщал автор (6).

Особое место он отводил «Третьему периоду» – ХVIII столетию, и, главное, петровской эпохе. Продолжая историю русского искусства, Свиньин подчеркивает, что возрождение художеств в России начинается именно при Петре Первом. «Петр Великий, творческой силой своей дав новое образование Империи, возродил художества в России… Он послал в Италию и Голландию обучаться художествам многих русских юношей, между коими известны были своими успехами в исторической живописи Андрей Матвеев, Александр Захаров, Иван Меркурьев, Никитин и Василий Василевский, в архитектуре – Земцов и Еропкин, в гравировании на меди – Алексей Зубов, в изваянии – Багимаков и проч.

Кроме того, Петр Великий пригласил на службу свою некоторых известных художников, как то – гравера Петра Пикарта, портретного живописца Дангауера, исторического живописца Ксели и множество других»(7).

Введение Свиньина, предваряющее Каталог, где изложена краткая история искусства, написано красивым, правильным почерком, чернилами. При описании картин даны их размеры в аршинах и вершках. За введением следовала изобразительная часть Каталога, с художественной точки зрения далеко несовершенная. Никанор Чернецов, хоть и хороший рисовальщик, но не виртуоз. Передать различные манеры мастеров ему не удалось, кроме того, отсутствие цвета (все рисунки черно-белые, выполненные черной монохромной акварелью) не могло создать полного впечатления от живописных произведений. Хотя в этом и был свой смысл: черно-белое воспроизведение, как фотография, позволяло фиксировать все с документальной точностью.

Иллюстрации сделаны с различной степенью законченности, и вместе с тем, это не копии, а совсем другая техника: рисунок в альбоме. Произведения знаменитых художников А. Матвеева. А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмова и других переданы опосредованно, как бы глазами самого Чернецова. Они занимают целиком большие страницы альбома, переплетенного в красный сафьян с серебряными накладками по углам и на месте замка. Не все иллюстрации подписаны, еще большее количество их не имеет названия сюжетов, хотя многие можно определить, сопоставляя изображения с названиями в Каталоге. Число иллюстраций живописных произведений – около девяноста, далее следуют скульптура и прикладное искусство.

Отдельные, наиболее выдающиеся, произведения имеют комментарии самого Свиньина. Так, например, Андрей Матвеев «Венера»: «Андрей Матвеев может почесться первым Русским живописцем и основателем правильной Российской школы, ибо до него известны были одни только иконописцы, не учившиеся систематически ни рисованию, ни живописи и слепо следовавшие испорченному византийскому вкусу и образцам… Матвеев образовался в известной школе Ивана де Витте… родился в Новгороде.

В картине нашей видно особенное значение художника в колорите: тени положены с примерным искусством и краски естественны. Развевающаяся мантия розового цвета, а тюник темно-желтоватого. Картина написана на холсте длиною 10 Ѕ вершков, а шириною 9 вершков»(8).

На рисунке представлена классически правильная фигура богини, задрапированная мантией, развевающиеся складки которой окутывают обнаженную фигурку Амура, протягивающего стрелу. Пейзажный фон картины передан условно. Не проработаны и отдельные детали произведения. Глазницы на лице Венеры пусты, обнаженная рука, грудь, бесстрастный профиль переданы мелким штрихом, что сообщает изображению определенную сухость. Техника рисунка: черная акварель, тушь, перо, кисть. Под иллюстрацией надпись: «Рисовал с картины Н. Чернецов под руководством П. Свиньина. А. Матвеев. Из Русского собрания картина Павла Свиньина»(9).

Более живописен и проработан следующий рисунок, выполненный с картины А. Матвеева «Петр Первый на смертном одре»(10). На нейтральном фоне ярким светом выделено спокойное, почти безмятежное лицо императора. Аккуратно уложенные волосы, брови, закрытые глаза, усы, нос, складки белой рубашки, горностаевая мантия и подушка – все тщательно прорисовано.

Комментарий Свиньина вполне созвучен изображению. «Примечательно, – пишет он, – что благодарный питомец (А. Матвеев был послан учиться за границу. – А. К.), изображая померкшие черты своего благодетеля, исполнен был необыкновенными чувствами, пламенным усердием превзошел самого себя! Смотря на картину сию можно сказать: эта бездушная головка совершенно живая. Смерть поборола жизнь и гробовой хлад уже разлился по лицу бессмертного Монарха. Всем частям дана удивительная выпуклость, все выполненно с такой тщательностью, что с сего портрета скульптор может сделать весьма легко правильный слепок. Монарх накрыт императорской мантией, которая вместе с парчевым покрывалом и сорочкою написана кистью Рембрандта»(11).

Свиньин явно увлекся, приравнивая Матвеева к Рембрандту, но уже одно это говорит о том, как высоко ценил коллекционер свое приобретение. Недаром он подробно описал историю бытования произведения. «Портрет сей написан на холсте длиною 14 и шириною 11 вершков. Он достался мне от одного любителя, купившего его при продаже в Академии художеств старых картин, весьма ветхих, так что я должен был наклеить его на другой холст и закрыть надпись бывшую сзади: «писал Гоф-малер Е. И. В. (Его Императорского Величества. – А. К.) Андрей Матвеев 1725 года». Но для сохранения сего любопытного начертания я перевел его на лицевую сторону, как она была написана» – сообщал владелец (12).

Ссылки:

1. ГТГ, № 157.II.9080.20996. Л. 1.

2. Там же. Л. 2.

3. Там же. Л. 3.

4. Там же.

5. Там же.

6. Там же. Л. 4.

7. Там же.

8. Там же. Л. 5.

9. Там же.

10. Там же. Л. 6.

11. Там же.

12. Там же. Л. 8.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру