Коневская икона Божией Матери


Предание


Первоначальная история Коневского образа Пресвятой Богородицы связана со Святой Афонской горой, откуда ее привез по благословению игумена Иоанна Зидона преподобный Арсений, постриженник Новгородского Лисогорского монастыря. Эта икона именовалась на Афоне «Акафистная» и уже прославилась как чудотворная, хотя сказание о чудесах от образа погибло во время пожара в Хиландарской обители в XVIII столетии.

В 1393 году, прибыв в Новгород, преподобный Арсений испросил благословения владыки на основание в Новгородских пределах обители во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Архиепископ с радостью благословил Арсения на благое дело, и преподобный отправился по реке Волхов на Ладожское озеро, где, как повествует сказание, «Божиим смотрением… водоходных судов крилами, яко горлица пустыннолюбная возлете на остров Коневский».

Сразу после поселения преподобного на острове открылась чудотворная сила привезенной им иконы Богоматери. Обнесением образа Царицы Небесной вокруг Коня-камня, известного приносившимися ему жертвами, преподобный Арсений изгнал находившихся в этом месте бесов. Злые духи, по преданию, в виде воронов полетели на Выборгский берег большого залива, получивший тогда название «Чертовой Лахты» (в переводе с финского). Святой Арсений водрузил на острове деревянный крест, построил келью и вскоре воздвиг храм Рождества Пресвятой Богородицы, положивший начало Коневской обители.

Во время второго путешествия Арсения на Афон монастырь вновь испытал на себе чудесную помощь Богоматери. Братия, возроптавшая из-за длительного отсутствия преподобного, была ободрена подвизавшимся на Коневце старцем Иоакимом, которому явилась Сама Царица Небесная. На следующий же день после этого события приплыл святой Арсений, везя на двух больших лодках все необходимое для пропитания.

После преставления основателя обители в 1444 г. на Коневце под Небесным покровительством Пресвятой Богородицы еще более столетия мирно текла иноческая жизнь, однако близость Коневской обители к шведским берегам, где распространялась иная вера, вела к печальным последствиям. В 1577 году шведы, насильственно насаждавшие лютеранство в Карельских землях, хотели разорить и Коневский монастырь, оплот Православия, но, по молитвам братии к Небесной Заступнице, поднялся сильный ветер и сломал лед вокруг обители, не позволив врагам переправиться на остров. В это трудное время ради утешения иноков случилось чудесное явление от Коневской иконы, в память о котором установлено ежегодное празднование 10/23 июля, но в чем именно оно состояло, по давности времени, уже неизвестно.

В 1610 году Коневец вместе с другими землями северо-запада Руси подпал под власть шведов. Братия Коневской обители вынуждена была перейти в Новгородский Деревяницкий монастырь. Чудотворную икону иноки взяли с собой, и она осталась в Деревяницах до 1799 года, хотя еще в начале века по повелению Петра I, одолевшего шведов, Коневская обитель была возобновлена.

В Петербурге, усердием благотворителей, на святую икону была устроена богатая серебряная вызолоченная риза и, когда она была окончена, коневский строитель игумен Варфоломей привез икону в обитель. Торжественная встреча образа братией произошла 3 сентября 1799 года. Этот день ежегодно отмечался на Коневце как день возвращения чудотворной иконы Божией Матери, и в память об этом 3/16 сентября в обители совершалось праздничное всенощное бдение.

После постройки нового собора икона была перенесена в нижний соборный храм во имя Сретения Господня и помещена в великолепный резной киот с пьедесталом из орехового дерева. Оклад иконы был усыпан многими десятками бриллиантов, яхонтов, топазов, изумрудов и жемчугов. К венцу на Нерукотворном образе Спасителя, написанного на задней стороне иконы, был подвешен ковчежец с частью святой ризы Господней.

После октябрьских событий 1917 года Коневский монастырь оказался на территории Финляндии и вошел в состав Финской православной церкви. Чудотворный образ Коневской Божией Матери находился в родной обители до Советско-Финской войны 1939-1940 годов, во время которой братия была эвакуирована с острова финскими властями. Вместе с собой иноки взяли и чудотворную икону. В июне 1940 года переселенцы обосновались в купленной ими усадьбе Хиекка, на берегу озера Нилаккаярви, в 16 км. от села Кейтеле, которую они преобразовали в монастырь. Эта обитель просуществовала недолго, так как в 1956 году, когда в усадьбе осталось всего 6 монахов и 3 послушника, насельники переселились в Ново-Валаамский монастырь, основанный братией Валаама в местности Хейнявеси. В 70-е годы в Ново-Валаамской обители был выстроен Преображенский собор с примыкавшей к нему с северной стороны часовней, устроенной специально для чудотворного Коневского образа. В этой часовне святая икона пребывает и по сей день.

Чудотворный образ Коневской Божией Матери за свою многовековую историю особенно прославился исцелениями бесноватых, расслабленных и людей, страдающих глазными болезнями.

Иконография


Коневская икона Пресвятой Богородицы известна на Руси также под именем Голубицкой, так как изображает Божию Матерь с Богомладенцем Иисусом на руках, держащим в своей руке привязанного на веревочке голубиного птенца. Сюжет, отображенный на иконе, был занесен в греческую иконопись из итальянской живописи. В XIV столетии среди флорентийских изображений Мадонн особенно распространился образ Богоматери с Младенцем, держащим в руках щегленка. Эта райски окрашенная певчая птичка считалась оберегом от детских болезней, а также являлась символом Христа. В Православной Церкви, где Божественным символом издревле был голубь, иконописцы стали изображать его в руках Младенца вместо щегла, причем на более древних Богородичных иконах, получивших впоследствии название «Коневских», Младенец изображен с одним птенцом, а на более поздних образах с двумя. Эти два варианта изображения не меняют духовного понимания сюжета, который основан на словах Евангелия: «А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всяческий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу; и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных» (Лк. 22-24). Этот отрывок, относящийся к службе Сретения, символизирует преемственность Ветхого и Нового Заветов, а также означает, что Иисус Христос, Сам будучи Творцом закона, исполнил закон о первенцах и об очищении Своей Матери (Лк. 2:22-24). Таким образом, изображение одного или двух птенцов имеют один и тот же смысл - символ Спасителя.

Другие детали иконы служат усилению ее основного смысла. Так, веревочка, привязанная к лапке птенца, и само его пребывание «в руце Господа» означают совершенное подчинение Сына воле Отца, а поворот головы Богомладенца с в сторону от Богоматери и Его взор, устремленный на жертвенного птенца, подчеркивают сосредоточенность Христа на Своем Крестном Служении.

Списки с иконы


Почитание монастырской Коневской иконы Божией Матери распространилось и на ее список, хранившийся в часовне во имя Коневской Пресвятой Богородицы на Загородном проспекте в Петербурге, также прославившийся чудотворениями. В 1862 году эта икона спасла от страшного пожара ту часть города, которая находилась рядом с подворьем.

Еще несколько чудотворных списков с Коневской иконы до революции пребывали в новгородском Деревяницком монастыре, где святыня хранилась до ее возвращения на Коневец, в церкви Благовещения на Бережках в Москве и в Вознесенской церкви города Торжка.

В настоящее время чтимый мироточивый образ Коневской Божией Матери находится на новом монастырском подворье в поселке Саперном.

Тропарь, глас 1


Возсия нам, яко солнце светозарное / от востока в велелепии, Твоя, Владычице, Икона, / озаряющи чудес сиянием преславно, и всех, / выну приходящих к ней с верою и любовию, / и молящихся усердно / Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе величию. / Слава Богу, Арсением сию давшему нам, / слава возвратившему от Новаграда, // слава действующему тою всем исцеления.

Кондак, глас 8


Препрославленная Вышняго Матерь, / созывает к песнопению нас Своего Образа пришествием от Новаграда, / и возбуждает зрением того на подвиг, побеждати сопротивных силу, / и к Ней, яко нашея радости виновней, пети: // радуйся, Невесто неневестная.

Молитва


О, Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице! Вонми смиренному молению моему, и сокрушенно ныне предстоящаго образу Твоему услыши глас. Вем бо, о, Содетеля моего Мати, яко Ты предстательство христиан непостыдное и ходатайство ко Творцу непреложное. Вем и сие, яко беззакония моя превзыдоша главу мою, и яко бремя тяжкое отяготеша на мне, и уже несмь достоин видети высоту небесную, ниже воззрети ко Престолу славы Сына Твоего и Бога нашего, но достоин мук и вечнаго осуждения. Сего ради к Тебе (со предстоящими купно) припадаю, Тя прошу умиленно, к Тебе со слезами взываю: сотвори к Нему матернее Твое моление, да не отвержет нас, грешных от лица Своего: но яко Милостив, да простит нам согрешения наша вольная и невольная, на путь спасения наставляя нас, и свыше силою укрепляя к творению заповедей Своих святых. Да сохранит нас от соблазнов мира, от вожделений греховных, от козней диавольских, и от нападения видимых врагов. Да благословит дела рук наших, подавая обители сей и всякому граду и стране обилие благ земных. Да сотворит нам дни благи и безмятежны: да оградит миром Церковь Свою святую, и разстоящая да соединит той, яко благ Господь, долготерпелив и многомилостив, от всея твари со Отцем и Святым Духом славимый во веки веков. Аминь.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру