Богословие иконы

Иконичность акафиста
По сравнению с каноном, акафист ("неседальный гимн") представляет собой более раннюю жанровую форму и более праздничную, хвалебную. Он берет свое начало в VI веке. Первое произведение такого рода было посвящено Пресвятой Богородице. >>
Канон празднику или святому как их словесные иконы
Канон, сложившийся в Византии к VII в., представляет собой одну из важнейших и наиболее употребительных форм православной молитвы. Существуют каноны Христу, Богородице, праздникам и святым. Они читаются как в храме, будучи частью богослужения утрени, повечерия, полунощницы, так и дома при подготовке ко Святому Причащению, например; они включаются также в келейное правило монахов и духовно опытных мирян. >>
Тропарь и кондак как словесные иконы
Тропарем называют краткое песнопение, занимающее свое определенное место в разных видах богослужения в соответствии с Уставом. Тропарь праздника раскрывает его сущность и воспевает его. Тропарь, посвященный святому, раскрывает особенности подвига святого, прославляет его житие и святость. >>
Молитва — словесная икона
Молитва — это вербальная икона Божия. Если слово есть икона, если Имя Божие есть иконичное и энергийное явление Его Сущности, то молитва есть словесное древо, укорененное в Слове Божием, преимущественно в Имени Его. "Имя Божие, — пишет о. Сергий Булгаков, — есть онтологическая основа молитвы". >>
Слово как икона и образ
Главный аспект православного понимания Слова — догматический. Слово, Логос есть Второе Лицо Пресвятой Троицы, Сын Божий. Это ипостасное Слово. "...Веки оустроены Словом Божиим, — пишет апостол Павел, — так что из невидимаго произошло видимое" (Евр.11:3). >>
Иконотопос
Православное понимание пространства иконично, оно вытекает из общих представлений о Боге как внепространственном Существе. Царство Небесное — это Царство Вечности, лишенное не только временных, но и пространственных измерений. Архимандрит Софроний пишет: "Вечность беспространственно включает в себя все просторы мироздания". Иконичность пространства в Православии подтверждается самой жизнью великих подвижников, святых. >>
Человек — икона Божия
Для понимания иконичного характера православной антропологии важно различение таких понятий, как "тело" и "плоть". Плоть сама по себе не осуждается в Православии как нечто низшее, ведь она сотворена Богом; о высоком достоинстве плоти говорит и то, что в Боговоплощени ее воспринял Сын Божий. "Плотское" тело Адама не служило препятствием его пребыванию в раю, плоть его даже не требовала одежды. >>
Каноничность иконы
Канон — одна из обязательных характеристик прекрасного; каноничность в той или иной мере присуща всем видам искусства всех времён и народов. Различия здесь можно наблюдать лишь в уровне каноничности, в силе и широте охвата каноном искусства той или иной эпохи, того или иного культурного региона. Например, если мы сравним византийскую иконопись XV века и итальянскую живопись той же эпохи, то различия между ними будут пролегать в степени каноничности >>
Икона и символ
В различных теориях символа и символизма упрочилось общее мнение, согласно которому символ — это живое единство предметного образа и глубинного смысла. Именно поэтому он обладает неисчерпаемостью внутреннего содержания и способен передавать сокровенное, невыразимое. Но при этом нередко остается в тени вопрос о том, чтó именно обуславливает в символе >>
Синергийность иконообраза
В попытках решения проблемы Богообщения и Боговедения встречается несколько различных подходов и решений. 1) Богообщение невозможно, — в этом случае неизбежен деизм в онтологии и агностицизм в гносеологии. 2) Богообщение возможно. >>

11 - 20 из 32
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру