Знаменитые города искусств. Равенна. Первая часть

Перевод А. Васильевой (специально для ПОРТАЛ-СЛОВО.RU)

Первая часть

Христианские памятники Равенны

Своей блистательной судьбой Равенна была обязана необычайно выгодному географическому положению. Расположенная на берегу моря и защищенная со всех сторон обширными лагунами, формируемыми вокруг нее разливами впадающих в Адриатическое море рек, она занимала уникальное стратегическое положение. Город был почти недоступен как со стороны моря, где он предоставлял надежное пристанище для суден, так и со стороны суши, где только на юге имелся узкий проход, пересекающий болотистую равнину. Окружающие Равенну густые сосновые леса являлись необходимым материалом для создания флота, что также способствовало росту города, который благодаря самим природным ресурсам был обусловлен стать процветающим портом и неприступной цитаделью.

Одни из первых упоминаний о Равенне относятся ко времени императора Августа, устроившего здесь порт для римской эскадры на Адриатике, гдемогли одновременно разместиться 250 кораблей. Именно в эту эпоху здесь началось активное гражданское и культовое строительство, были созданы многочисленные верфи и арсеналы, построены капитолий, несколько храмов, термы, цирк и театр, оружейный завод и школа гладиаторов. Все это обусловило мощный приток в Равенну городского, военного и торгового населения. Из больших публичных работ, осуществлявшихся в это время, стоит упомянуть о так называемым Рве Августа - канале, связавшем порт Классес рекой По.

К сожалению, ничего не осталось в этом городе от его былого античного великолепия. Сильное перемещение береговой линии способствовало исчезновению остатков великой морской колонии последних римских Цезарей. Только названия дошедших до нашего времени базилик Сант Апполинарио ин Классе и Санта Мария ин Порто фуори еще напоминают об античном военном и торговом порте. Оба храма расположены теперь далеко от моря, на много километров вглубь по суше, так что напрасны все попытки отыскать под массивным цоколем кампанилы церкви Санта Мария остатки знаменитого маяка, возвышавшегося когда-то при входе в римский порт. Лишь несколько найденных в христианских церквах элегантных барельефов, красивых скульптурных обломков времени императора Августа, колонн и античных капителей, использованных для постройки священных базилик, несколько погребальных стел являются тем, что осталось от древнего античного города, который в свое время не без гордости величали на монетах Ravenna Felix, что значит «Счастливая Равенна».

В 404 году обеспокоенный угрозой варварского завоевания римский император Гонорий благоразумно решил покинуть Рим и обосноваться в более защищенной резиденции. Он остановил свой выбор на Равенне, которая с этого времени стала пристанищем последних западно-римских Цезарей. В течение 20 лет, вплоть до своей смерти, Гонорий жил в Равенне, что способствовало все большему рассредоточению римской империи. В 476 году, когда умер последний западный Цезарь, Равенна, в которой уже три четверти века располагался двор, была объявлена столицей. В период варварского владычества в римской империи король Одоакр и низложивший его позднее Теодорих Остгот (493) для установления их авторитета в итальянском королевстве также обосновались в новой императорской резиденции. Их примеру последовал византийский базилевс Юстиниан, когда в 540 году его генералы положили конец остготскому владычеству. Он посадил в Равенне своих вице-королей, которые управляли от его имени завоеванным полуостровом.

Равенна, являвшаяся процветающим центром государственной власти, обязана этому обстоятельству необычайным всплеском городского строительства. Все владыки, последовательно царствовавшие в империи, хотели увековечить свою память в столице роскошными постройками. Сестра Гонория, императрица Галла Плацидия, в течение 25 лет (425-450) управлявшая страной от имени своего сына, Валентина III, Теодорих Великий (493-526), а также император Юстиниан (540-565), прекрасно разбиравшийся в архитектуре, являются ярким тому примером. Наряду со светскими суверенамиархиепископы Равенны, гордые своими обязанностями пастырей имперского города и стремившиеся соперничать в великолепии с римскими понтификами, не скупясь, тратили средства на постройку и украшение священных зданий. Начиная с IV века, когда архиепископ Урс возвел в Равенне свой великолепный собор, и на протяжении двух веков, наиболее ярких во всей его истории, в городе продолжалось активное культовое строительство. Вплоть до падения византийского владычества (751) Равенна оставалась политическим центром Италии и сохраняла интеллектуальное и культурное превосходство.

Три главных периода в развитии раннехристианского искусства города Равенны связаны с именами Галлы Плацидии, Теодориха и Юстиниана. Во все времена в Равенне благоговейно чтилась память об этих великих людях, а народное воображение соткало вокруг их имен прекрасный узор легендарных рассказов, которые до сих пор воскресают в воздвигнутых ими памятниках.

Внизу приведена хронологическая таблица основных зданий этих трех эпох, прежде всего тех, которые сохранили свою древнюю мозаичную декорацию. Точная фиксация этих дат поможет более детально проследить эволюцию искусства в Равенне.

I. ЭПОХА ГАЛЛЫ ПЛАЦИДИИ

Церковь святого евангелиста Иоанна, между 430 и 450.

Церковь святой Агаты, между 425 и 432.

Мавзолей Галлы Плацидии (мозаики), до 450.

Баптистерий православных (мозаики), между 449 и 458.

II. ЭПОХА ТЕОДОРИХА

Церковь святого Феодора (Святого Духа), до 526.

Сант Апполинарио Нуово (мозаики), до 526.

Арианский баптистерий (мозаики), до 526.

Дворец Теодориха (разрушен), до 526.

Мавзолей Теодориха, до 526.

Сан Витале (мозаики), между 525 и 534.

III. ЭПОХА ЮСТИНИАНА

Сант Апполинарио ин Классе (мозаики), между 534 и 538.

Архиепископская капелла (мозаики), около 535.

Сен-Мишель ин Аффричиско (мозаики), около 545.

Сан Витале (мозаичные императорские портреты), около 547.

Сант Апполинарио Нуово (мозаичные изображения двух процессий), между 556 и 569.

Архиепископская капелла (мозаики Антикамеры), вторая половина VI века.

Церковь святой Агаты (мозаики апсиды, не сохранились), вторая половина VI века.

IV. VII ВЕК

Сан Апполинарио ин Классе (мозаики триумфальной арки и хоров), около 677.

Сен-Мишель ин Аффричиско (мозаики триумфальной арки), VII век.


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру