Знаменитые города искусств. Равенна. Баптистерий православных

Перевод А. Васильевой (специально для ПОРТАЛ-СЛОВО.RU)

Эпоха Галлы Плацидии. Баптистерий православных

В ту же эпоху, около середины V века, был облицован искусственным мрамором и мозаиками баптистерий православных (Сан-Джованни ин Фонте), возвышающийся рядом с собором[1]. Он представляет собой здание в форме октогона, довольно непритязательного внешнего вида. Как и мавзолей Галлы Плацидии и большинство других культовых сооружений Равенны, баптистерий построен из плинты и в качестве орнамента имеет только ряд слепых аркад в верхней части стен. Интерьер здания, напротив, богат и оригинален. Два ряда поставленных друг на друга аркад, покоящихся на античных колоннах, поддерживают купол, где вокруг центрального медальона разворачиваются два концентрических ряда роскошных мозаичных композиций. Некогда нижняя часть стен была облицована практически несохранившимися сегодня мраморными инкрустациями, происходившими, вероятнее всего, из какого-то древнего античного здания.

Особо интересен нижний этаж аркад с красивым мозаичным убранством, где на темно-синем фоне, среди элегантных золотых арабесок вырисовываются восемь белых силуэтов апостолов.

Апостол. Мозаика баптистерия православных

Чуть выше, в простенках между восьмью большими окнами, освещающими баптистерий, расположены декоративные ниши, украшенные рельефными фигурами и орнаментом из искусственного мрамора. Вполне возможно, что персонажи, исполненные довольно грубо, были по большей части переделаны в более позднюю эпоху. Следы подобных переделок можно обнаружить по всему баптистерию. В рамках данных рельефов подлинным памятником V века является их декоративная часть, отличающаяся особой грацией и фантазией. Она изображает идущих навстречу друг другу по сторонам от чаши или корзины с фруктами животных - павлинов, зайцев, голубей, оленей, львов и гиппопотамов. Эти изображения чередуются с историческими сюжетамиДаниил во рву львином, Иона, изрыгаемый морским чудищем, Христос среди апостолов и др. Изобразительные методы древнехристианской символики, которые присутствуют в живописи катакомб и декорации саркофагов IV-V вв., смешиваются в этих сюжетах со средневековой трактовкой образов животных. Важно отметить и такую особенность рельефного убранства баптистерия Православных, как достижение живописного эффекта посредством пластики, что является одним из основных приемов в декоративном пластическом искусстве античной классики. Вновь подобный прием будет с успехом воскрешен такими мастерами, как Джотто, Джентиле да Фабриано и Пентуриччио.

Декоративные ниши баптистерия православных

Между мозаиками нижнего этажа баптистерия и мозаиками мавзолея Галлы Плацидии, несомненно, существует тесная связь. В обоих памятниках присутствуют схожие изобразительные мотивы - гибкие и сияющие золотые ветви, вьющиеся на синем фоне, декоративные мотивы в изгибах аркад. Белые фигуры апостолов из баптистерия своими позами и драпировками напоминают фигуры пророков мавзолея. Мозаики купола, судя по манере, в которой они выполнены, несколько отличной от той, в которой выдержано остальное убранство, являются если не произведениями иной эпохи, то по крайней мере творениями другого мастера. В настоящее время трудно составить представление о первоначальном характере расположенной в центральном медальоне купола композиции, изображающей Крещение Господне. Позднейшие изменения заметно снизили ее первоначальную эффектность Золотые кубики заменили желтый фон, на котором изначально были расположены фигуры. Почти вся верхняя часть тела Христа, Его плечи, правая рука, голова, претерпела досадные переделки. Есть все основания полагать (ориентируясь на повторение этого изображения в баптистерии ариан), что лик Спасителя первоначально не был бородатым. Точно так же вся верхняя часть туловища святого Иоанна, голова, левая рука, а также и несомый Предтечей большой крест, украшенный драгоценными камнями, «не принадлежат» V веку. В качестве подтверждения этого можно считать факт использования в украшении креста перламутровых кубиков, что является приемом, еще неизвестным в искусстве Равенны до середины VI века. Только нижняя часть композиции сохранила свой первоначальный вид, но и одной ее достаточно, чтобы оценить талант древних мастеров. По-античному натуралистично и правдиво представлена красивая фигура в правой части сцены - персонификация Иордана. С нагим телом, наполовину погруженным в волны, седеющей головой, окаймленной мокрыми волосами, с зелеными водорослями в руках и опирающийся на золотую урну, этот персонаж языческой мифологии был достаточно распространенным христианским изображением до X-XI вв.

Крещение Господне. Купольная мозаика баптистерия православных

Крещение Господне

Наиболее оригинальная и своеобразная часть декорации расположена в двух зонах, окружающих центральный купольный медальон. Представленные во внешней зоне мотивы появляются здесь впервые в западном христианском искусстве. В восьми следующих друг за другом мозаичных компартиментах, изображенных между колоннами, несущими позолоченные архитравы, представлены алтари, на которых покоятся открытые книги евангелий и украшенные драгоценными камнями троны с водруженными на них крестами. По всей видимости, художник хотел показать здесь поперечный разрез трехнефной христианской базилики, в боковых апсидах которой находятся седалища епископа и императора, и где в глубине главной апсиды, между мраморными колоннами возвышается символический трон Господа, на который Он воссядет в день Страшного Суда. Позже этот мотив войдет в историю христианской иконографии под названием «преуготовление престола» (Этимасия). Интересно, что подобный архитектурный декоративный сюжет, так же, как и рельефные изображения животных, в которых прослеживается восточное влияние, представлены в мозаичном убранстве ц. св. Георгия в Салониках, IV века, и в Вифлеемской базилике.

Базилика. Мозаика баптистерия православных

Наконец, вокруг центрального медальона в ободе на ярко-синем фоне редкой интенсивности заключены изображения двенадцати апостолов. Одетые в длинные туники с наброшенными на них широкими мантиями, с покрытыми руками, держащие золотые короны, они торжественно движутся двумя процессиями, возглавляемыми апостолами Петром и Павлом. Мастер не удовлетворился лишь тем, чтобы гармонично задрапировать их фигуры, что выполнено в лучших традициях античного стиля, - каждому из апостолов он дал индивидуальную характеристику, предельно реалистичную и живую. Это портретные изображения, имеющие ряд аналогий с недавно открытыми изображениями в некрополях Фаюма[2]. Желание отойти от привычного стандарта руководило мастером также и при замене монотонных белых одежд апостолов на чередование светлых и темных туник и золотистых или белых мантий.

Апостолы. Фрагмент купольной мозаики баптистерия православных

Мозаики купола, при всем многообразии своих характерных особенностей, без сомнения, принадлежат той же школе, что и первоначальная декорация мавзолея (Галлы Плацидии - А.В.). В них присутствуют те же синие и желтые фоны, то же искусство колорита, в данном случае еще более богатого с его яркими фиолетово-желтой цветовой гаммой , то же повсеместное употребление золота, особенно оригинальное, наверное, в баптистерии, то же следование античной традиции в отношении орнаментики, постановки фигур, рисунка жестов и манеры драпирования, но в то время как декорация мавзолея представляет собой выдержанный и гармоничный ансамбль, самобытное оформление баптистерия не столь органично. Так же, как и колорит, позы здесь не настолько удачны, как у образов в мавзолее, изображение человеческого тела не так безупречно, но несмотря на эти относительные слабости памятник исключительно интересен по заложенным в нем новым тенденциям. Более явно, чем в мавзолее, здесь видна эволюция от раннехристианского символизма к изображениям реальным и историческим. Также более явственно здесь проявляются восточные влияния, глубоко проникшие в христианское искусство V века, присутствие которых мы можем видеть и в других произведениях этой эпохи, например в мозаиках баптистерия в Неаполе[3]. В любом случае мавзолей и баптистерий являются наиболее замечательными и совершенными памятниками христианского искусства этого времени. Их красота не раз служила живописцам прекрасным образцом для подражания во все последующие века.



[1] Собор Санта-Спирито (Святого Духа), кафедральный собор г. Равенны. Заложен в IV в. равеннским епископом Урсом (т.н. «Урсианова базилика»). В 1749 г. освящен во имя Св. Духа.

[2] Фаюмские портреты - созданные в технике энкаустики (восковой темперы) погребальные портреты в римском Египте I-III вв. н.э. Свое название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри. Являются элементом видоизмененной под греко-римским влиянием местной погребальной традиции: На портретах, заменявших традиционную погребальную маску на мумии, были запечатлен предельно индивидуализированныйобраз усопшего.

[3] Баптистерий неаполитанского кафедрального собора во имя св. Иоанна Крестителя. Согласно преданию, был основан при императоре Константине.


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру