Знаменитые города искусств. Равенна. Сант Апполинарио Нуово, Ротонда

Перевод А. Васильевой (специально для ПОРТАЛ-СЛОВО.RU)

Фасад ц. Сант Апполинарио Нуово

Эпоха Теодориха. Сант Апполинарио Нуово, Ротонда

Лучшим творением остготской эпохи является базилика Сант Апполинарио Нуово. Подобно большинству равеннских церквей, скромный внешний вид этого здания находится в полном противоречии с его внутренним великолепием. Фасад базилики, полностью перестроенный в XVI в., не позволяет судить о его первоначальном облике. Даже фланкирующая здание кампанила, принадлежащая более раннему времени, не может быть отнесена к изначальному плану базилики. Она была возведена в VIII-IX вв., как и большинство цилиндрических башен Равенны, которые придают культовым зданиям этого города совершенно особый вид. Таким образом, только интерьер базилики является подлинным творением эпохи Теодориха, свидетельствующим о той роскоши, которой император украсил свою самую выдающуюся постройку.

К сожалению, ничего не осталось от декорации апсиды базилики, перестроенной в XVIII в. вследствие сильного землетрясения, повредившеговосточную часть левой стены главного нефа. Полностью также утерян роскошный потолок, который заслужил базилике ее древнее наименование - Сен-Мартен с золотым сводом. Но даже несмотря на все эти потери в Италии найдется немного церквей, в том числе и среди знаменитых римских базилик, которые производили бы более мощное впечатление, чем исключительно цельный художественный ансамбль внутренней декорации этого христианского памятника VI века.

Интерьер ц. Сант Аполлинарио Нуово

Из боковых нефов базилики открывается удивительное зрелище на ряды уходящих вдаль мраморных колонн, которые делят сооружение на три пролета. Колонны венчаются коринфскими капителями несколько тяжелых очертаний, с характерными каменными подушечками, украшенными рельефными крестами - мотивом, излюбленным византийскими архитекторами. Аркады, соединяющие колонны, имеют тонкий бордюр, совершенно античный по рисунку и исполнению. Декорация амвона, расположенного в главном нефе, напоминает оформление дверей гинекея Св. Софии. На ажурном, как кружево, мраморном ограждении алтарной преграды изображены среди ветвей виноградной лозы идущие навстречу друг другу животные, исполненные с восточным изяществом.

Фрагмент алтарной преграды ц. Сант Апполинарио Нуово

Самым главным элементом внутренней декорации храма являются мозаики стен главного нефа, словно излучающие золотое сияние. Здесь, один над другим, развертываются три обширных иконографических цикла. В нижней полосе представлены две длинные процессии, святых жен и мужей, выходящие из крепостных стен Равенны и порта Классис. Выше, между окнами, на золотом фоне изображены в ряд фигуры святых, пророков и апостолов. На самом верху находится серия небольших композиций на тему чудес и Страстей Христовых. Мозаичное убранство этого храма, несомненно производит одно из самых глубоких впечатлений, которые можно получить от равеннских памятников. «Невольно начинаешь мечтать об античной классике, о творениях несравнимого совершенства, где доминирует дух порядка и гармонии, который еще сохраняется здесь» (Байе, Исследования, 99). Несмотря на некоторые художественные недостатки этого ансамбля[1], онпредставляет собой уникальный во всем византийском искусстве пример воскрешения подлинного духа античности. В этих стройных процессиях святых в сверкающих одеяниях, при всей торжественной степенности их поз и восточной роскоши одежд, чувствуется отголосок древних Панафинейских шествий.

Святые, пророки и апостолы. Мозаики ц. Сант Апполинарио Нуово

Три ряда мозаичных циклов базилики Сант Апполинарио относятся к разному времени. Две верхние зоны принадлежат эпохе Теодориха и являются творением одного мастера, которому следует приписать также изображения Равенны и порта Классис. Процессии святых жен и мужей в нижней зоне датируются эпохой Юстиниана[2]. Византийцы, снова ставшие хозяевами в Равенне после смерти Теодориха, исправили во многих чертах декорацию Сант Апполинарио. Вполне возможно, что новые владельцы уничтожили мозаики предшествующего времени, находившиеся в нижнем ряду, по той причине, что они прославляли Теодориха, но более вероятно, что мозаичное убранство базилики осталось незаконченным, и его просто дополнили соответствующей первоначальному замыслу декорацией. Как бы то ни было, мозаики нижней зоны имеют точную датировку: они были исполнены при епископе Агнеллусе, между 556 и 569 годами, и их нельзя смешивать с изображениями эпохи остготов.

Исцеление расслабленного. Мозаика ц. Сант Апполинарио Нуово

Двадцать шесть картин верхнего ряда, представляющих эпизоды из жизни Спасителя, делятся на два цикла. На левой стене храма представлены чудеса Христа: исцеления бесноватого, слепорожденного, расслабленного, воскрешение Лазаря и несколько других известных эпизодов из жизни Господа - Христос и Самарянка, лепта вдовицы, притча о мытаре и фарисее. Серия заканчивается у самой апсиды неумело реставрированной композицией, которая представляла первоначально Вход Господень в Иерусалим. Данная мозаика является смысловым переходом к сценам второго цикла, который занимает правую стену и повествует, начиная от апсиды, о Страданиях Христовых. Здесь следует отметить такие композиции, как «Поцелуй Иуды», «Отречение Петра», «Христос перед Пилатом», «Восхождение на Голгофу», «Жены мироносицы у Гроба Господня» и другие. Серия заканчивается со стороны входа сценой обличения Спасителем неверия апостола Фомы.

Притча о Страшном Суде. Мозаика ц. Сант Апполинарио Нуово

Большое количество иконографических сюжетов первой серии имеет прямое происхождение из раннехристианского искусства. Сцены кажутся словно списанными со стен катакомб и барельефов саркофагов. В них присутствует та же простота композиции и отношений между персонажами. Юный безбородый Христос, несколько неопределенного типа, и сопровождающие его безликие апостолы являются словно символическим свидетельством о свершившихся событиях.

Тайная вечеря. Мозаика ц. Сант Апполинарио Нуово

Наряду с древними реминисценциями в этом мозаичном цикле мощно проявляется новое оригинальное искусство. В обоих частях цикла чувствуется желание сообщить облику Спасителя подобающее для Бога величие. В сценах Страстей тип Христа преображается. Он пишется бородатым, средних лет, представительного вида, что соответствует уже новым тенденциям искусства V века. Христос представлен как Царь, одетый в пурпур и золото, с осененной нимбом главой; его фигура выделена более крупными размерами по сравнению с другими персонажами, а поза Спасителя не имеет ничего общего с позой приговоренного и побежденного. Отягченный цепями, Христос кажется господином, сопровождаемым своими стражами. У Каиафы Он предстоит совершенно спокойным перед лицом своих притихших обвинителей. В присутствии Пилата Господь имеет вид трагического героя, который не сгибается перед своим врагом, и по дороге на Голгофу Он твердо шествует к лобному месту. В заботе о том, чтобы не принизить божественного величия Христа, художники даже не стали изображать Спасителя с крестом, а дали нести это позорное оружие казни Симону Киринейскому. Бросается в глаза и отсутствие скорбных сцен бичевания и Распятия в Страстном цикле.

Суд Пилата. Мозаика ц. Сант Апполинарио Нуово

Крестный путь. Мозаика ц. Сант Апполинарио Нуово

Большая разница в представлении типажа Христа (юного и средовека - А.В.) в сценах чудес и Страстей Христовых вызывала у некоторых исследователей сомнение в том, что оба цикла являются произведениями одного мастера. Внимательный анализ стилистических особенностей обеих серий полностью опровергает эти предположения. Если обратиться к раннехристианскому искусству, можно увидеть, что в древних саркофагах нередко встречались два соседствующих изображения Христа - с бородой и безбородого. Также в одной из композиций Страстей, в сцене, где Спаситель предсказывает отречение Петра, Он появляется безбородым, совершенно подобного типажа, как и в цикле чудес. Сравнивая обе серии, можно отметить и схожесть костюмов и поз персонажей, например грациозных фигур Самаритянки в сцене у колодца и служанки в изображении отречения Петра. Обращает внимание и одинаковая манера исполнения сюжетов обоих циклов с использованием золотых фонов, заменивших в эпоху Теодориха прежние голубые фоны, с характерной логикой построения композиции, с особой выразительностью в передаче поз. Можно отметить и общие для обеих серий недочеты, такие как слабость в построении перспективы и менее гармоничный, чем в предшествующую эпоху, колорит, который за счет своей избыточности достаточно удачно скрывает неточности рисунка.

Жены мироносицы у Гроба Господня. Мозаика ц. Сант Апполинарио Нуово

Рассмотренный иконографический цикл свидетельствует о достаточно высоком мастерстве мозаичистов, которых задействовал император Теодорих для украшения прекраснейшей базилики своего города, а его художественные особенности позволяют увидеть эволюцию в развитии искусства, его путь от раннехристианской символической иконографии до исторических концепций искусства византийского периода.

В отношении стиля исполнения мозаик цикла обращает на себя внимание их большое сходство с типами, костюмами и композицией изображений непосредственно восточного происхождения, в частности, представленных на сирийских манускриптах VI в.

Подытоживая рассказ о Господском цикле базилики Сант Апполинарио Нуово, можно сказать, что он является большим достижением христианского искусства в его поисках правдивого изображения евангельской истории, представления драмы Страстей. Цикл отличается большой оригинальностью, что позволяет его причислить к таким выдающимся памятникам в истории христианской иконографии, как декорация ц. Санта Мария Маджоре[3] или композиционное оформление дверей ц. Санта- Сабина[4].

Несомненно, одной эпохе и руке одного мастера следует приписать белые фигуры святых в рост под золотыми балдахинами между окнами наоса храма, а также два уже упоминавшиеся изображения Равенны и порта Классис.

Дворец Теодориха в Равенне. Мозаика ц. Сант Аполлинарио Нуово

Первоначально на фоне открытых ворот крепостных стен обоих городов и под аркадами дворца были представлены человеческие фигуры, от которых остались лишь едва различимые силуэты. Полустертые следы голов заметны на изображениях драпировок, подвешенных в интерколумниях[5] палатиума[6], а также слегка вырисовываются контуры рук, опирающихся на колонны. Под аркадой главного входа предположительно был изображен сам император Теодорих Великий. Можно только оплакивать потерю этих интересных памятников, которые явились бы замечательной парой к мозаикам ц. Сан Витале[7]. К сожалению, когда византийцы завоевали Равенну, их первой заботой стало уничтожение всего того, что напоминало об их великом варварском предшественнике. Воспользовавшись тем, что декорация церкви Сант Апполинарио не была закончена, они ее коренным образом изменили, оставив в нижнем ряду только упоминавшиеся уже изображения Равенны и Классис. Когда базилика была возвращена православным, архиепископ Агнеллус поместил над входом в наос мозаичный портрет императора Юстиниана, хранящийся в настоящее время в одной из боковых капелл. Император представлен на ней с золотым нимбом, на его голове - богатая диадема, усыпанная драгоценностями. Лицо Юстиниана одутловатое, тучное и гладкое, с несколько притворным добродушным видом, который, видимо, был характерен для стареющего правителя на закате его царствования.

Портрет императора Юстиниана. Мозаика ц. Сант Аполлинарио Нуово



[1] Автор, видимо, исходит из уже устаревшей позиции взгляда на изобразительное искусство с точки зрения возведения на пьедестал ренессансных принципов художественного творчества.

[2] Юстиниан I, или Юстиниан Великий, - один из наиболее значительных правителей поздней античности. Его царствование (527-565) знаменует собой переход от античности к Средневековью, от римских традиций к византийскому правлению.

[3] Одна из четырех главных базилик Рима. Первый храм был построен в 352 г. на Эсквилинском холме. Его сменила базилика, возведенная в середине V в. папой Сикстом III и посвященная Богоматери. Колокольня, самая высокая в Риме (75 м), датируется 1377 годом. Нынешний фасад с портиком и лоджией построен в 1740-х гг.

[4] Базилика Санта-Сабина (итал. Santa Sabina all’Aventino), расположенная на вершине холма Авентина в Риме, является католическим храмом ордена доминиканцев. Была построена в 422-32 гг., представляет собой классический тип позднеримской базилики. Кампанила храма была пристроена в X веке.

[5] Пространство между двумя стоящими колоннами в колоннаде (портике).

[6] Название происходит от Палатинского холма в Риме (лат. palatium- дворец), на котором строили свои дворцы древнеримские императоры.

[7] Базилика была заложена в 527 году после смерти Теодориха Великого равеннским епископом Экклесием. Храм был освящен в честь раннехристианского мученика, святого Виталия Миланского.


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру